Классификация управленческих решений
Классификационный признак
| Группы управленческих решений
| Степень повторяемости проблемы
| Традиционные
| Нетипичные
| Значимость цели
| Стратегические
| Тактические
| Сфера воздействия
| Глобальные
| Локальные
| Длительность реализации
| Долгосрочные
| Краткосрочные
| Прогнозируемые последствия решения
| Корректируемые
| Некорректируемые
| Характер использованной информации
| Детерминированные
| Вероятностные
| Метод разработки решения
| Формализованные
| Неформализованные
| Количество критериев выбора
| Однокритериальные
| Многокритериальные
| Форма принятия
| Единоличные
| Коллегиальные
| Способ фиксации решения
| Документированные
| Недокументированные
| Эта технология складывается как бы из двух частей: этапы рационального решения проблем (рис.3); реализация и оценка принятого решения (рис. 4).
Рис. 3 Этапы рационального решения проблем
Рис. 4 Реализация и оценка принятия решения
Процесс принятия решения начинается тогда, когда становится очевидной необходимость какого-то руководящего действия и промедление с реализацией этого действия может отрицательно повлиять на результаты работы предприятия.
При этом руководитель должен убедиться в том, что существует действительно проблема, а не проявление симптома какого-либо негативного явления, который с течением времени сам по себе исчезнет без всякого вмешательства.
Для повышения эффективности управленческих решений необходимо запомнить следующие моменты:
· определена ли истинная проблема;
· на достижение чего направлено решение;
· когда оно должно быть принято;
· какие существуют сдерживающие факторы;
· каков будет эффект, если не принимать никакого решения;
· какая информация необходима;
· стоит ли делегировать принятие решения?
Кроме этого, в учебной литературе приводится пять рекомендаций по принятию решений и их претворению в жизнь: анализировать, консультироваться, осуществлять, поддерживать общение, проверять.
Эти рекомендации особо не нуждаются в раскрытии их сущности из-за своей очевидности.
Важнейший момент в выработке научно обоснованного решения – совещание. Именно на совещании руководитель может не только выяснить сущность рассматриваемой проблемы, но и возможные пути ее решения.
Теорией и практикой выработаны определенные правила для проведения совещаний с целью повышения их эффективности. Эти правила следующие:
· совещания должны проводиться только в случаях их острой производственной необходимости, т. е. на совещании должна рассматриваться очень важная проблема, решение которой требует коллективного разума. Частые совещания на предприятии – это, как правило, негативный признак, свидетельствующий об их неэффективности и нерациональном использовании рабочего времени руководителями и специалистами предприятия;
· время проведения и повестка дня совещания должны быть заранее известны участникам совещания, чтобы у них была возможность более тщательно подготовиться к совещанию;
· должен быть четко прописан регламент проведения совещания: время для освещения доклада; время для выступающих в первый раз и во второй. Председатель совещания должен не только четко соблюдать регламент, но и чтобы выступающие говорили по существу рассматриваемой проблемы;
· на совещания должны приглашаться только те лица, которые причастны к рассматриваемой проблеме и которые действительно способны к выработке правильного управленческого решения. Приглашение лиц по принципу «чем больше участников, тем лучше» в данном случае неприемлемо;
· к проведению совещания руководитель должен тщательно готовиться. Это касается и сбора необходимой объективной информации о состоянии рассматриваемого вопроса, и проработки возможных управленческих решений;
· на совещании должна быть создана доброжелательная обстановка, позволяющая каждому участнику при его желании объективно высказаться по существу рассматриваемой проблемы и возможных путях ее решения. Критика нежелательна, так как в этом случае руководитель совещания может не услышать от участников объективных причин, почему возникла рассматриваемая проблема и как ее надо решать.
Критериями эффективности проведения любого совещания могут быть: длительность проведения совещания; принятие научно обоснованного решения и возможность его реализации с наименьшими затратами и в кратчайшее время.
Первый критерий не нуждается в особых комментариях, так как давно известно, что участники совещания могут эффективно работать не более 1,5 часа. Отсюда вывод – продолжительность совещания не должна быть более этого времени.
Принципы управления – это обобщающие теоретические положения, апробированные практикой, которыми следует руководствоваться в управленческой деятельности для достижения поставленной цели с меньшими затратами.
Исследованиями в области принципов управления занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые (Ф. Тейлор, А. Файоль, А.Т. Гастев и др.).
Основные принципы Файоля приводятся в книге «Общее и промышленное управление (1916 г.)». В ней перечисляются следующие четырнадцать принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (линия власти); порядок; равенство; устойчивость должностей личного состава; инициатива; честь мундира. Трудно возразить против каждого из этих принципов, настолько они точны и верны.
Известный американский промышленник – новатор Генри Форд (начало XX в.), положивший начало научной организации производства, сформировал ее основные принципы. Приведем некоторые из них:
· не надо страшиться будущего и незачем быть почтительным к прошлому;
· прошлое полезно потому, что указывает нам путь и средства к дальнейшему развитию;
· кто боится риска и неудач, тот ограничивает свою деятельность;
· поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа предприимчивости;
· моя цель – простота;
· если цены на товары выше, чем доходы потребителей, то цены следует приноровить к доходам;
· понижение заработной платы в государственном масштабе есть дурная финансовая политика, ибо она снижает спрос на товары.
Большинство из перечисленных принципов актуальны и сегодня, например, первые два принципа дополняют друг друга, а что касается выражения
В Японии всякими путями прививается чувство патриотизма к своей стране, обществу, фирме, в том числе и через принципы управления. В качестве примера приведем принципы японских фирм:
· не забывай выгоду ради долга, но, получая выгоду, помни о долге;
· наилучшее качество работы – на службу обществу;
· прежде чем создавать вещи, «Мацусита» создает кадры;
· своим трудом улучшаем жизнь и создаем лучшее общество.
Некоторые из этих принципов трудно назвать таковыми, так как они, скорее всего, похожи на лозунги, но для японцев, по-видимому, не важно, что это – принципы или лозунги, лишь бы они работали на благо всего общества и каждой фирмы.
В СССР (при плановой экономике) рекомендовалось использовать при управлении следующие принципы: принципы демократического централизма; принцип единоначалия и коллегиальности; принцип планового ведения хозяйства; принцип материальной заинтересованности; принцип ведущего звена; принцип экономии; принцип эффективности др.
Некоторые из них не утратили своей значимости и сейчас, так как они являются классическими и приемлемыми для любой формы хозяйствования, в том числе и принцип планового ведения хозяйства, но применительно к рыночной экономике.
На практике необходимо не только знать все эти принципы, но и использовать на практике при управлении предприятием [4] .
Наблюдения за деятельностью директора ООО «Центр поддержки предпринимательства» свидетельствую о наличии всех вышерассмотренных функций управления в деятельности руководителя.
Функция предвидения проявляется при формирования бизнес-плана деятельности организации и стратегического планирования.
Функция организации выражена в содержании устава, организационной структуре управления, в положениях о подразделениях и должностных инструкциях работников, а также организации выполнения услуг для клиентов. Распорядительство в деятельности директора проявляется в проведении рабочих совещаний, постановке задач перед подразделениями. Форма совещаний представляет из себя переговоры с сотрудниками по вопросам и проблемам, которые у них возникают с клиентами, либо по вопросам обновления законодательной базы. Далее, совместно с сотрудником организации, принимается оптимальное решение реализации стоящих вопросов и сотрудник самостоятельно определяет методику решения вопроса, необходимость подключения административного ресурса, учитывая наименьшие затраты времени и ресурсов организации.
Координация в деятельности директора проявляется в согласовании функций подразделений при решении задач, стоящих перед предприятием в соответствии со стратегическими и текущими планами деятельности организации.
Контроль за деятельностью подразделений и выполнением поставленных перед ними задач проявляется в ежедневной текущей деятельности и еженедельных оперативках, где подводятся итоги. Простые переговоры с персоналом постоянно дают совокупную объективную оперативную информацию о состоянии дел в организации, проводится сравнительный анализ, определяются аналоги возникающих ситуаций и появляется в ряде случаев необходимость использовать стереотипные решения, что, в свою очередь, определяет стандартизацию текущей деятельности организации.
Среди принципов управления в деятельности ООО «Центр поддержки предпринимательства» следует выделить следующие: разделение труда, дисциплина, единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; вознаграждение, порядок, устойчивость должностей персонала; инициатива.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|