Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационное общество, этические аспекты информатики.





Информатика как наука, предмет и объект науки, ее место в системе наук.

Бурный XX век и глобальные процессы, происходившие в это время, большое количество информации, накопленное человечеством, большие информационные потоки заставили эту информацию структурировать, преобразовывать, сохранять и получать быстрый доступ. Владеющий информацией во все времена владел миром. Как мы знаем, XX век – век противостояний, поэтому та сторона, которая могла грамотно работать с информацией и должна была в итоге управлять миром. XX век помнит и телеграф и спутниковую связь, и машины кодирования, и электронную цифровую подпись… Кроме того, в 60-е годы было доказано, что за один год XX века происходило столько же научных открытий, сколько за всю остальную историю человечества. Неудивительно, что была необходима наука, которая бы занималась вопросами сбора, хранения, обработки, передачи информации безотносительно ее содержания. То есть важно было разработать общие принципы.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.



Информатика –наука, занимающаяся изучением информационных процессов в информационных системах. Информационные процессы – это как раз и есть сбор, хранение, передача и обработка информации. Информационные системы в широком смысле понимаются как любые явления окружающей действительности, которые содержат в себе какую-то информацию. Поэтому можно сказать также, что информатика наука, изучающая общие закономерности сбора, хранения, передачи и обработки информации.

Конечно, до появления науки должны были возникнуть какие-то предпосылки. Появлялись отдельные науки, которые позднее и скооперировались в информатику.

1) Кибернетика – науки о наиболее общих закономерностях управления в обществе, природе и технике. Родоначальником науки стал американский ученый Норберг Винер. Его книга увидела свет в 1948 году и поначалу вызывала много споров. В СССР она была объявлена буржуазной лженаукой.



2) Теория алгоритмов (Алан Тьюринг) – наука, занимающаяся вопросами формализации понятия алгоритма.

3) Теория информации (Клод Шеннон) – наука, занимающаяся теоретическими аспектами информации: теорией кодирования, способами передачи информации, определения количества информации и т.д.

4) Появление электронных вычислительных машин.

Объектом науки называют большую область окружающей действительности, которую изучает наука, а предметом – конкретную проблему. Таким образом, объектом информатики можно считать, исходя из определения, информационные системы, а предметом – особенности информационного процесса.

Информатика как наука была полностью сформирована в 60-е годы XX века. Скорее всего, это слово образовано от французского Informatique.

Можно выделить следующую структуру науки:

1) Теоретическая информатика – рассматривается как раздел математики, который в себя такие разделы как

а) теория информации;

б) теория кодирования;

в) теория алгоритмов;

г) теория формальных языков.

2) Программирование – наука о разработке программного обеспечения.

3) Информационные системы и технологии – реализация информационных процессов в компьютерной технике

4) Вычислительная техника.

5) Искусственный интеллект – разработка систем, имитирующих сознание и мышление.

Место информатики в системе наук

Науки можно разделить по объектам исследования на гуманитарные и прикладные, по степени связи с другими науками на фундаментальные и прикладные.



По мнению академика А.П. Ершова информатика – фундаментальная естественная наука. Фундаментальность означает, что наука пользуется собственными методами и является самодостаточной. Естественность означает, что наука изучает реальные объекты объективного мира.

У информатики есть также и технический аспект, который связан с разработкой технических систем. Многие даже отождествляют информатику и компьютер, хотя это неверно. Компьютер – это только техническое устройство для реализации информационных процессов. Однако стоит заметить, что техническому компоненту уделяется значительная роль, и связана она, прежде всего, с разработкой технических средств.

Гуманитарный аспект информатики заключается и изучении влияния информатики на жизнь общества.

Информационное общество, этические аспекты информатики.

В истории человечества было несколько промышленных и информационных переворотов. Первый промышленный переворот основывался на паровом двигателе, затем на электромоторе и двигателе внутреннего сгорания, то есть на энергопреобразующих машинах. С ним связаны индустриализация общества, переход к индустриальной цивилизации.

Перевороты в информационной сфере были уже трижды. Первый связан появлением письменности. Появилась документированная информация и информационно-накопительные центры в виде библиотек, архивов. Эта революция тесно связана с развитием просвещенности и искусства. Второй информационный переворот связан с книгопечатанием. Появилась возможность тиражировать документированную информацию. Вторая революция породила индустрию документооборота, выражающуюся в производстве газет и журналов, что не могло не стать основой для дальнейшего культурного роста человечества. Однако два этих фактора не решали задачи ускоренной обработки и восприятия и были привязаны к физиологическим возможностям человека воспринимать 8-9 символов в секунду и совершать до 15 логических операций.

Таким образом, человечество столкнулось с новым, невиданным ранее противоречием между машинной вооруженностью рук (в середине XX в. 99% всей физической работы выполнялось с помощью машин и механизмов) и «ремесленной вооруженностью» головы (интеллекта). Информационно-управляющие возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали удовлетворять вещественно-энергетическим возможностям производства, ставшими, по существу, безграничными в силу использования машинной техники. Это противоречие и разрешается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.

Однако прежде чем человечеству перейти в информационное общество, необходимо было пройти стадию постиндустриального общества. Постиндустриальное общество – общество, где основным товаром являются не материальные блага, а услуги. Это не означает, что производство материальных товаров не налажено, просто оно сосредоточено в других странах, с более низкими затратами на производство. Это либо страны с более мягким климатом (не нужно расходовать деньги на отопление, теплые помещения), либо развивающиеся страны с низким уровнем дохода населения, а, следовательно, низкой оплатой труда (не нужно оплачивать труд по высоким, европейским расценкам). В постиндустриальном обществе информационные системы выполняют вспомогательную функцию.

В настоящее время стало ясно следующее: чтобы та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приоритеты, ценности, институты к требованиям индустриальных информационных технологий. Нельзя представить себе эффективное и надежное функционирование атомных станций или космической связи без высокотехнологического, компьютерного обеспечения.

Тип общества, который должен прийти на смену, является информационным.

Признаки информационного общества:

• Любой человек в любое время и в любом месте может получить доступ к любой несекретной информации.

• Большинство населения занято в информационной сфере.

• Информация становится стратегическим ресурсом.

• Актуальным становится понятие «информационная культура». (1)

Что понимать под понятием «информационная культура»?

Можно заметить, что на определенных этапах развития общества четко прослеживается связь культуры с типом общества. Например, литературным и художественным героем индустриального общества был рабочий – человек, задействованный в производственных отношениях. На сегодняшний день рабочего сменил человек в пиджаке и галстуке – офисный работник – человек, занятый чаще всего в сфере оказания услуг. Кто будет главным героем будущего?

Культура включает в себя все сферы жизни общества, а не только художественные и литературные образы. Одним из элементов культуры того или иного периода являются правила поведения – этика.

Информационная этика имеет свои специфические черты. Некоторые правила могут быть непонятны или труднообъяснимы. Например, на первый взгляд непонятно, почему при общении в сети в режиме диалога принято друг к другу обращаться только на «ты» вне зависимости от того, кто «на том конце провода». На самом деле это легко объяснимо. Сетевое общение «обезличино», сообщения зачастую не привязаны к конкретному человеку, за определенным идентификационным именем абонента (ником) может скрываться кто угодно. Считается, что человек не знает, с кем именно он общается. Кроме того, на английском обращение «ты» и «вы» звучит абсолютно одинаково «you are», а значит и на русском оно должно тоже звучать одинаково.

Конечно, данное правило не распространяется на деловую переписку. Кроме того, в письмах электронной почты сохранены те же правила, что и в обычных письмах.

В сети имеется возможность публичного общения на форумах и чатах. Форумом считается такой сервис, в котором обсуждение какой-либо темы происходит в режиме «оффлайн», то есть неинтерактивно. То есть, например, задав вопрос, получить ответ на него можно спустя 2 недели. В чатах общение происходит в режиме «онлайн», то есть все участники форума живо задействованы в обсуждении.

Конечно, в любом подобном сервисе создаются свои группы и обсуждения. Ответственным за организацию работы сервиса и соблюдение правил сервиса участниками является специальное лицо, называемое администратором. Именно он составляет правила поведения на данном сервисе. А эти правила могут носить абсолютно любой характер, вплоть до того, что все предложения участников должны начинаться на букву «с». Следит за соблюдением правил сервиса лицо, называемое модератором. Считается, что лицо, участвующее в обсуждении, ознакомлено с правилами поведения.

Негативными явлениями информационной культуры является спам. Спам – это ненужная, неактуальная информация. Чаще всего она носит рекламный характер и распространяется фиктивными абонентами (роботами).

Другое негативное явление называется флуд. Оно означает, что человек, не нарушая правил общения, говорит либо совсем не в тему, либо коверкает слова. Здесь уже источником выступает человек. Очень близкое к флуду понятие –сленг. Это заимствованные чаще всего с английского слова, имеющие русские морфемы, либо указатели на объекты, имеющие с ним какие-то общие черты. Иногда сленг – явление неизбежное устоявшееся. Например, никому в голову не придет называть принтер «автоматическим печатающим устройством». Однако совсем непонятна мотивация употребления таких фраз как «титчер» или «тьютер», когда можно обойтись нормальным русским словом «преподаватель». Многие употребляют слово «юзать» вместо слова «использовать». Примером второй категории сленговых слов может выступать слово «тачка», обозначающее компьютер; или «кодер», обозначающее слово «программист».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.