Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы последовательного поведения педагога в конфликтных ситуациях (из опыта работы учителя Омельчук Ирины Николаевной СШ №12 по решению различных школьных ситуаций)





 

Каждая конфликтная ситуация в школе – это следствие разности восприятий. Поэтому общая формула поведения для решения конфликта основана не только на выявлении причин возникновения разногласий, но и на умении правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства.

Возникшую ситуацию необходимо проанализировать, затем постараться мягко снять возникшее между сторонами психологическое напряжение и только после этого можно начинать искать пути и методы решения конфликта.

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.



В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

При наблюдении за работой учителя, Омельчук Ирины Николаевны, я заметил, что при разрешении конфликтных ситуаций ее действия иногда определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения.



Правильно реагируя на поведение ребенка, Ирина Николаевна всегда берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Далее я опишу ситуацию, которая произошла на уроке математики у Ирины Николаевны.

На уроке математики учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.



Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от «милости» ученика.

Подобные конфликты часто происходят с этим учеником, он постоянно испытывает трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учеником ограничиваются контактами только вокруг учебной работы.

В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

На мой взгляд, разрешение конфликтных ситуаций является очень важным вопросом в процессе образования.

В педагогических конфликтных ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конфликт − это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт − это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия между людьми. Специалисты предлагают разграничивать объект и предмет конфликта для более детального его изучения, а следовательно выбора новых механизмов разрешения и предупреждения. Межличностные конфликты подразделяются на несколько видов, образуя тем самым определенную систему межличностных конфликтов: конфликты в системе «ученик − родитель», «ученик − ученик», «ученик − учитель», связанную одним общим параметром − взаимодействие между личностью с ее определенными требованиями и системой мировоззрении.

Основная причина возникновения межличностных конфликтов кроется в рассогласовании требовании институтов общества и государства (семьи, школы, микросоциума, средств массовой коммуникации), непосредственно влияющих на первичную социализацию ребенка. Рассогласованность этих требовании порождает противоречия на более низком уровне взаимодействия уже не общественных институтов, а собственно личностном, на основе постоянного контакта и жизнедеятельности. Смена ориентиров и конфликт поколении без формирования новой гуманистической идеологии порождает конфликты в системе «ученик − учитель» и «ученик − родитель», так как еще на раннем этапе социализации не всегда сохраняются связи взаимоуважения и взаимоподдержки. Конфликты в системе «ученик − ученик» происходят как на почве социального неравенства, так и на фоне взросления ребенка, что характерно и для других видов межличностных конфликтов, но и также все на том же уровне обесценивания общечеловеческих ценностей недостаточно сформированных в семье и начальной школе, и замененных в свое время на корысть, прагматизм.

Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий ряд этапов. Профилактика межличностных конфликтов проходит в несколько ступеней: диагностический, прогностический, этап планирования, профилактический, это значит, что включает в себя стандартную цепочку организации и планирования работы. При разрешении же конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий, хотя технологическая схема остается прежней.

Предупреждение и разрешение межличностного конфликта среди учащихся строится в основном с позиции гуманистического подхода с применением педагогических и психологических приемов и тактик успешного взаимодействия.

Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными, дан теоретический анализ причин конфликта, основных видов межличностных конфликтов; рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендации успешного взаимодействия с ребенком.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов. - М., 2001. - 480с.

3. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учебное пособие/ под ред. А.Б. Белинской. - М., 2000.

4. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.//Воспитание школьников. -2005. -№3. - С. 46-48.

5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002. - 267с

6. Шишковец Т.И. Справочник социального педагога. - М., 2005. - 207с.

7. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. анцупов, С.В. Баклановский.- СПб.: Питер, 2005.-288 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

К данной курсовой работе прилагаются наглядные методические разработки по внеклассному мероприятию:

1. Внеклассное мероприятие "Дружба – это…"


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Внеклассное мероприятие

Для учащихся 8 класса общеобразовательной школы на тему: "Дружба – это…"

 

Цели:Формирование понятия дружба

Задачи: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Форма проведения:внеклассное мероприятие.

Участники:школьники 7 класса.

1. Презентация

2. На партах папки с заданиями

3. Лист ватмана сделать “тумбу для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления.

4. Цветные листочки.

5. Приготовить карточки для слов – понятий Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. (Раздать листы с тестами на каждого человека)

6. Каждому выдается по ромашке (желтые магниты, желтые кнопочки, иголочки)

7. Раздать листы с тестами на каждого человека.

8. Блокноты “Карманное пособие для Друга”

9. Ранжирование распечатать каждому задание

Слово учителя. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: («улыбка», все смотрим клип «Дружба» )Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)

А теперь на счет раз, два, три произнести дружно хором “ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!”. (Открывается слайд, там плакат со словами “друг”, “товарищ”, “приятель” и написано предложение “Дружба – это….”)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг.
В беде протянет руку.

Итак, тема нашего классного часа: “Дружба – это…”.

Актуальные вопросы для обсуждения:

· Можно ли научиться общению?

· Как стать хорошим товарищем?

· Кто становится другом? Как его найти?

· Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?

· Почему дружбу называют школой самовоспитанием?

Основные понятия:

Дружбы – одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном и разностороннем общение, взаимопомощи и взаимоподдержке.

Добро – важнейшая категория этике. В этом понятие люди выражают свои наиболее общие интересы, устремление пожелания и надежды на бедующее.

Душевность – характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов.

Общение– сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Алгоритм деятельности:

Занятие начинается с рассуждения о радости общения. Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего, необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

I.Поиграем в игру “ Знакомство – представление”. ( Раздаются цветные листочки.)

Вы решили друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. (Листочки— объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.)

Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

II. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Заполним таблицу.

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

III.Учитель.Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество

IV. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.

V. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.

VI.Расположите в порядке значимости следующие высказывания.

· Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.

· Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.

· Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.

· Быть хорошим товарищем – это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

· Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.

(Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят)

VII. Физкультминутка

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

· Хлопают все присутствующие;

· Только девочки;

· Только те, кто любит вкусно поесть;

· Только те, кто опаздывает на уроки;

· Только те, кто хорошо учится;

· Только те, кто не любит каникулы;

· Только те, кто любит сладкое;

· Только те, кому нравится играть в футбол;

· Только те, у кого прекрасное настроение.

VIII. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? (Предлагается тест.)

Тест: (ученикам раздаются листочки)

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.
С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь у тебя есть качество, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья?

А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Оценка результатов теста.Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

 

  А В С

0–18 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21 – 33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34 – 48 баллов:

Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов (а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”.

Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

IX. Послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова “Берегите друзей” Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе, утешат, помогут в трудную минуту.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену.
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный.
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился.
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

X. “Карманное пособие для друга” листочки там написаны высказывания

1. “Если хочешь иметь друга – будь им!”

2. “У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.

3. “Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.

4. “Не хочу ничего, не прошу ничего,
Не нужны мне ни деньги, ни слава,
Только б знать, что всегда у плеча моего.

Два товарища – слева и справа”.

5. “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие?

(листочки вы заберете и подарите своему другу.)

Видите, как важно, основываясь на проверенных жизненных опытом советах, уметь сформулировать свои собственные выводы по обсуждаемой проблеме.

XI.(Проводится групповое решение вопросов-проблем, вынесение их на обсуждение в классе.)

Вопросы для обсуждения:

1. Всегда ли нужно быть категорическим в споре, если твоя точка зрения иная, чем у твоего товарища?

2. Можно ли осуждать товарища, стесняющегося напомнить однокласснику о том, что тот давно не возвращает книгу?

3. Какую обиду на друга можно и нужно быстрее забыть?

4. Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?

5. Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?

6. Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться нам неожиданными вопросами и решать необычные “задачки”, самим себе задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного “изменился” в лучшую сторону и сто-то “поменял” в своем отношение к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – Доброе отношение к людям!

XII. Рефлексия

Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят “ДО-СВИ-ДА-НИЯ!”. На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.

Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!

Да, Вы со мною были нечестный,
Вы предали меня. И может статься
Не стоило бы больше разбираться,
Нужны Вы мне теперь иль не нужны.
Нет, я не жажду никакой расплаты.
И, как ни жгут минувшего следы,
Будь предо мной вы только виноваты,
То это было б пол еще беды.
Скажи мне, где любви начало?
Ум, сердца ль жизнь ей даровало?
И чем питаться ей пристало?
Но Вы, с душой не доброю своей,
Всего скорей, даже не увидели,
Что вслед за мною ни за что обидели
Совсем для Вас неведомых людей:
Всех тех, кому я после встречи с Вами,
Как, может быть, они не хороши,
Отвечу не сердечными словами,
А горьким недоверием души.
В. Шекспир

Всем спасибо за внимание!!! До новых встреч.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.