Сущность понятия «конфликт». Виды и структура конфликтов
Курсовая работа
Технология преодоления школьных межличностных конфликтов
Выполнил:
студент 5 курса 3 группы
физико-математического
факультета
Апанович Антон Александрович
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Савенко Татьяна Николаевна
Мозырь 2014
Оглавление
Введение. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.. 4
1.1. Сущность понятия «конфликт». Виды и структура конфликтов. 4
1.2. Источники и особенности конфликтных ситуаций в школе. 7
1.3. Виды поведения личности в конфликтных ситуациях. 13
Глава II. РЕОЛИЗВЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.. Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Правила эфективного разрешения учителем конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии. Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Этапы последовательного поведения педагога в конфликтных ситуациях( из опыта работы учителя Омельчук Ирины Николаевной СШ №12 по решению различных школьных ситуаций. 26
Заключение. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. Ошибка! Закладка не определена.
Приложение. Ошибка! Закладка не определена.
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально - политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек - человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых. Но особую тревогу вызывают детские конфликты в подсистемах: «ребенок - ребенок»; «ребенок - взрослый», вытекающие своеобразным следствием рассогласованности требовании в семье и в обществе. Такого рода конфликты классифицируют, как межличностные. Средний показатель уровня конфликтности среди подростков в обычной городской школе составляет 30-40% от общей классификации взаимоотношении ребенка с его окружением.
Данная проблема имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами. Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением (вследствие рассогласованности требовании государственных институтов) воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности. Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышенно-стрессовый и даже экстремальный характер. Более 15 % времени уходит на конфликты и их разрешение.
Третье: проблема конфликтов и конфликтных отношений - это и проблема здоровья человека, здоровья и психического и физического. Следствием многих конфликтов является ухудшений здоровья участвующих в них сторон.
Цель исследования: изучить проблему возникновения межличностных конфликтов детей школьного возраста и технологию их предупреждения и разрешения.
Объект исследования: межличностные конфликты.
Предмет исследования: технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтных ситуации среди учащихся школьного возраста.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Сущность понятия «конфликт». Виды и структура конфликтов
При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках. Приведем лишь некоторые из них:
§ Конфликт— это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
§ Конфликт— это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще, и чем они отличаются от конфликтов?
Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. «Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях». Таким образом, различием будем считать любое высказывание авторитарного типа от первого лица в утвержденной форме в любом виде словесности.
Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
В структуре конфликта выделяют:
§ объект (предмет спора);
§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
§ условия протекания конфликта;
§ масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
§ стратегии и тактики поведения сторон;
§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
§ предметная ситуация— возникновение объективных причин конфликта
§ конфликтное взаимодействие— инцидент или развивающийся конфликт
§ разрешение конфликта(полное или частичное).
Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
§ диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
§ конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
§ деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем.
Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и другие.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
§ Междиндивидуальные конфликты
§ Межгрупповые конфликты и их типы (группы интересов, группы этнонационального характера, группы объединенные общностью положения)
§ конфликты между ассоциациями
§ внутри и межинституциональные конфликты
§ конфликты между государственными образованиями
§ конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов. Приведем данную классификацию, в скобках указаны типы конфликтов:
§ По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
§ По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
§ По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро -, и мегаконфликты).
§ По формам борьбы (мирные и немирные).
§ По особенностям условий происхождения (эндогенные и экзогенные).
§ По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
§ По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
§ внутренние (личностные конфликты);
§ внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
В психологии также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые конфликты.
К. Левин относит мотивационные конфликты(мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты(проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые конфликт— это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы, производственники, финансисты), социальная (рабочие-служащие, руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").
Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой.
Виды конфликтов по характеру:
§ объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
§ субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
§ конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
деструктивные, разрушающие организацию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|