|
Группы динамического медицинского наблюдения
По результатам проведения углубленного осмотра детей с участием различных узких специалистов врач-педиатр (ВОП) определяет принадлежность к одной из трех групп динамического наблюдения:
I группа - дети с нормальным развитием и нормальным уровнем здоровья.
II группа - здоровые, имеющие функциональные или морфологические отклонения, общую задержку физического и полового развития без эндокринной патологии, функциональный шум в сердце, тахикардию, экстрасистолию, пониженное артериальное давление, кариес 6-8 зубов, доброкачественную протеинурию, увеличение щитовидной железы I-II ст., нерезко выраженные аллергические реакции, миопию слабой степени, гипертрофию миндалин II степени, плоскостопие I степени, сниженный уровень гемоглобина, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, факторы риска. В эту группу входят часто болеющие дети, со сниженной резистентностью организма, у которых острые респираторные вирусные заболевания отмечаются 4 и более раз в год. Ко второй группе относятся дети с отклонениями темпов полового развития соответственно возрасту.
III группа - больные с хроническими заболеваниями, состоит из трех подгрупп:
III a - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма. В эту группу входят дети с отклонениями в половом развитии, девочки - подростки с различными формами нарушения менструальной функции, поддающиеся негормональной коррекции.
IIIб - больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. В эту группу входят дети с отклонениями полового развития и с различными формами нарушения менструальной функции, корригирующиеся гормональной терапией.
III в - больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями. В эту группу входят дети с эндокринной и генетической патологией, с аномалиями развития органов репродуктивной системы, нуждающиеся в постоянной гормональной или хирургической коррекции.
В зависимости от принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья строится работа по динамическому наблюдению.
Алгоритм проведения профилактических медицинских осмотров детей в различные возрастные периоды представлен в таблице 1.
На первом году жизни дети подлежат осмотру следующих узких специалистов:
1. хирург-ортопед,
2. ЛОР,
3. невролог,
4. офтальмолог.
На втором году жизни ребенка осматривает:
1. стоматолог.
На третьем:
1. хирург-ортопед,
2. офтальмолог,
3. стоматолог.
На четвертом:
1.стоматолог.
На пятом:
1. стоматолог.
На шестом:
1.хирург-ортопед,
2.ЛОР,
3.стоматолог,
4.офтальмолог
На седьмом:
1. стоматолог.
На восьмом:
1.эндокринолог
2. стоматолог.
На девятом:
1. хирург-ортопед,
2. ЛОР,
3. стоматолог.
4. офтальмолог.
На десятом:
1.эндокринолог,
2. стоматолог.
На одиннадцатом:
1. хирург-ортопед,
2. ЛОР,
3. офтальмолог,
4. невролог,
5. стоматолог.
На двенадцатом –стоматолог.
На тринадцатом – эндокринолог и стоматолог.
На четырнадцатом:
1. хирург-ортопед,
2. ЛОР,
3. офтальмолог,
4. невролог,
5. стоматолог.
На пятнадцатом – семнадцатом:
девушки – стоматолог, гинеколог
юноши– хирург-ортопед, ЛОР, невролог, стоматолог, офтальмолог.
Профилактический осмотр детей перед поступлением в школу осуществляется с 6-летнего возраста. Осмотр проводит участковый педиатр (семейный врач, ВОП или врач дошкольного учреждения), совместно с узкими специалистами, указанными в таблице 1. При этом, целесообразно организовать консультации невролога, логопеда, эндокринолога и других специалистов с целью определения нервно-психического и физического развития.
Профилактический осмотр детей школьного возраста осуществляется медицинскими работниками по классам.
Лабораторная диагностика:
Клинический анализ крови и мочи детям проводится в возрасте 1 год, 6, 11, 14 лет, юношам 15, 16, 17 лет. Анализ кала на яйца глистов проводится один раз в год детям в возрасте от 1 года и до 10 лет (четвертый класс) включительно и в 14 лет.
ЭКГ – детям 15 летнего возраста. Другие виды лабораторного, диагностического и инструментального обследования детям проводятся по показаниям
Таблица 1. Проведение профилактических медицинских осмотров детей в различные возрастные периоды
Педиатр
(семейный
врач/врач
общей
практики)
| Хирург-
ортопед
| ЛОР
| Невролог
| Стомато
лог
| Офтальмо
лог
| Эндокрино
лог
| Гинеко
лог
| ОАК
| ОАМ
| Кал
на
я/г
| ЭКГ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 год
| +
| +
| +
| +
| | +
| | | +
| +
| +
| | 2 года
| +
| | | | +
| +
| | | | | +
| | 3 года
| +
| +
| | | +
| +
| | | | | +
| | 4 года
| +
| | | | +
| | | | | | +
| | 5 лет
| +
| | | | +
| | | | | | +
| | 6 лет (перед школой)
| +
| +
| +
| | +
| +
| | | +
| +
| +
| | 7 лет (1 класс)
| +
| | | | +
| | | | | | +
| | 8 лет (2 класс)
| +
| | | | +
| | | | | | +
| | 9 лет (3 класс)
| +
| +
| +
| | +
| +
| | | | | +
| | 10 лет (4 класс)
| +
| | | | +
| | +
| | | | +
| | 11 лет (5 класс)
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| | | +
| +
| | | 12 лет (6 класс)
| +
| | | | +
| | | | | | | | 13 лет (7 класс)
| +
| | | | +
| | +
| | | | | | 14 лет (8 класс)
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| | | +
| +
| +
| | 15 – 17 лет (9-10 классы) девушки
| +
| | | | +
| | | +
| | | | + (15 лет)
| 15 – 17 лет (9-10 классы) юноши
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| | | +
| +
| | + (15 лет)
| Примечание:
Осмотр детей узкими специалистами в не декретированные сроки, а также проведение дополнительных лабораторных, диагностических и инструментальных исследований проводится по показаниям, по направлению педиатра (семейного врача/ВОП).
Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей является физическое развитие.
Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в различные программы оценки состояния здоровья детей и подростков.
Оценка параметров физического развития
Оценку параметров физического развития производят по таблицам центильного типа (таблицы 2, 3, 4, 5).
Таблица 2.
Длина тела (рост) мальчиков, см
Возраст, лет
| Центили
|
|
|
|
|
|
|
|
| 136,2
| 140,0
| 143,6
| 149,2
| 154,5
| 159,5
| 163,5
|
| 141,8
| 145,7
| 149,8
| 154,8
| 160,6
| 166,0
| 170,7
|
| 148,3
| 152,3
| 156,2
| 161,2
| 167,7
| 172,0
| 176,7
|
| 154,6
| 158,6
| 162,5
| 166,8
| 173,5
| 177,6
| 181,6
|
| 158,8
| 163,2
| 166,8
| 173,3
| 177,8
| 182,0
| 186,3
|
| 162,8
| 166,6
| 171,6
| 177,3
| 181,6
| 186,0
| 188,5
|
Таблица 3.
Масса тела мальчиков, кг
Возраст, лет
| Центили
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28,2
| 30,7
| 34,4
| 38,8
| 45,1
| 50,6
| 58,7
|
| 30,9
| 33,8
| 38,0
| 43,4
| 50,6
| 56,8
| 66,0
|
| 34,3
| 38,0
| 42,8
| 48,8
| 56,6
| 63,4
| 73,2
|
| 38,7
| 43,0
| 48,3
| 54,8
| 62,8
| 70,0
| 80,1
|
| 44,0
| 48,3
| 54,0
| 61,0
| 69,6
| 76,5
| 84,7
|
| 49,3
| 54,6
| 59,8
| 66,3
| 74,0
| 80,1
| 87,8
|
Таблица 4.
Длина тела (рост) девочек, см
Возраст, лет
| Центили
|
|
|
|
|
|
|
|
| 137,6
| 142,2
| 145,9
| 150,4
| 154,2
| 159,2
| 163,2
|
| 143,0
| 148,3
| 151,8
| 155,5
| 159,8
| 163,7
| 168,0
|
| 147,8
| 152,6
| 155,4
| 159,0
| 163,6
| 167,2
| 171,2
|
| 150,7
| 154,4
| 157,2
| 161,2
| 166,0
| 169,2
| 173,4
|
| 151,6
| 155,2
| 158,0
| 162,5
| 166,8
| 170,2
| 173,8
|
| 152,2
| 155,8
| 158,6
| 162,8
| 169,2
| 170,4
| 174,2
|
Таблица 5.
Масса тела девочек, кг
Возраст, лет
| Центили
|
|
|
|
|
|
|
|
| 27,8
| 31,8
| 36,0
| 40,0
| 45,4
| 51,8
| 63,4
|
| 32,0
| 38,7
| 43,0
| 47,5
| 52,5
| 59,0
| 69,0
|
| 37,6
| 43,8
| 48,2
| 52,8
| 58,0
| 64,0
| 72,2
|
| 42,0
| 46,8
| 50,6
| 55,2
| 60,4
| 66,5
| 74,9
|
| 45,2
| 48,4
| 51,8
| 56,5
| 61,3
| 67,6
| 75,6
|
| 46,2
| 49,2
| 52,9
| 57,3
| 61,9
| 68,0
| 76,0
|
Показатели физического развития, находящиеся в интервале от 10 до 90-го центиля, оцениваются как варианты нормы. Дети, имеющие антропометрические показатели, относящиеся к диапазонам 3 – 10-й и 90 -97-й центили, входят в группу внимания и нуждаются в консультации педиатра (семейного врача). Дети с параметрами ниже 3-го и выше 97-го центилей нуждаются в консультации эндокринолога.
К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности и точности оценки. Поэтому для индивидуализации оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.
В разные возрастные периоды одни показатели являются ведущими, другие вспомогательными. В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития служат длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем возрасте - выраженность вторичных половых признаков и характер процессов роста.
Особое социальное и медицинское значение имеет нервно-психическое развитие ребенка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|