Сделай Сам Свою Работу на 5

Хозяйственный учет представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими.





Вопросы к экзамену по курсу «Бухгалтерский учет »

  1. Общее понятие о хозяйственном учете.

Современное производство состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. Одной из них является материальное производство, составляющее основу жизни любого общества и осуществляющее создание вещественных благ (в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и иных), а также оказание материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера – нематериальное производство – занята формированием духовных, нравственных и иных ценностей и предоставлением аналогичных услуг (здравоохранение, образование, научное консультирование и др.).

При организации общественного производства должны решаться следующие проблемы: какие продукты, услуги и в каком количестве производить; с использованием каких ресурсов (материальных, людских) и применением какой технологии их создавать; как распределять произведенные продукты и услуги; кто их будет потреблять и др.

Поскольку производство имеет общественный характер, оно невозможно без целенаправленного воздействия на процесс общественного труда, то есть без управления им. Управление призвано организовать, согласовать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц в целях достижения заранее намеченных результатов.



Для управления процессом общественного производства необходима информация. Такую информацию получают с помощью учета, который возник как функция управления производством. Он осуществляется путем постоянного наблюдения за хозяйственными процессами, их количественного измерения, регистрации и обобщения. С помощью учета хозяйственные процессы характеризуются с качественной и количественной сторон: определяется объем произведенной продукции и проданных товаров, их себестоимость, производительность труда, полученная прибыль, рентабельность и т.п. Таким образом:

Хозяйственный учет представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими.



  1. Стадии учетного процесса. Измерители, применяемые в учете.

Процесс учета состоит из следующих относительно самостоятельных этапов:

· Наблюдение

· Измерение

· Регистрация

· Обобщение результатов

Наблюдение начальный этап хоз. учета. Оно осуществляется для целенаправленного восприятия объектов и определения их качественных характеристик.

Измерение установление количественных характеристик, фактов и явлений хоз. деятельности.

Регистрация– отражение сведений о количественной и качественной характеристиках деятельности хоз. субъекта.

Преобразование (обобщение) результатов– обработка информации полученной в результате наблюдения, измерения и регистрации для предоставления ее в удобном для пользователя виде, осущ-ся путем накопления, группировки, формирования сводных показателей и их классификаций и сравнения.

Для отражения хозяйственных операций (производства, реализации и т.п.) используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители необходимы для получения информации об объектах учета в количественном выражении. Единицами измерения являются меры длины, массы, объема. Они применяются для учета товарно-материальных ценностей (основных средств, материалов, готовой продукции, товаров и т.п.). С помощью этих измерителей осуществляется контроль за наличием и движением имущества предприятия, объемом процессов заготовления, производства и реализации.

Трудовые измерители применяются для учета затрат рабочего времени. Единицами измерения являются минуты, часы, дни и т.п. На основании данных об объеме отработанного времени начисляется заработная плата. Используя трудовые измерители в сочетании с натуральными, можно определить производительность труда (количество продукции, выпущенной в единицу времени, или время, затраченное на единицу продукции) и т.д.



Денежный измеритель является обобщающим, универсальным, наиболее важным в учете. Выражается в рублях. С его помощью хозяйственные операции, исчисленные в натуральных и трудовых измерителях, обобщаются в целом, что позволяет получать сравнимые финансовые данные.

Бухгалтерский учет в наибольшей степени использует денежный измеритель.

  1. Виды учета и их характеристика.

Хозяйственный учет состоит из трех различных видов учета: оперативного, статистического и бухгалтерского.

Оперативный учет является системой текущего наблюдения, контроля за отдельными хозяйственными операциями и управления ими в ходе их осуществления. Он чаще всего ограничивается рамками предприятия и организуется на местах совершения хозяйственных операций (склад, магазин, касса и т.д.).

Источники информации: документы, телефон, устная форма. Они могут прерываться во времени, надобность в нем появляется по мере необходимости.

Статистический учет(статистика) представляет собой систему регистрации, обобщения и изучения массовых качественно однородных социально-экономических явлений (в масштабе отрасли, экономического региона, страны).

Статистика собирает и готовит информацию (о численности населения, работающих, доходах населения, расходах на оплату труда и др.), которая используется органами власти и управления для принятия управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

  1. Предмет и объект бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет (БУ) - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражение об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является финансово - хозяйственная деятельность предприятия, основанная на совершении хозяйственных операций как упорядоченная и регламентированная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам его образования и результатам деятельности предприятия в денежном выражении.

Объектами бухгалтерского учета выступают: имущество предприятия, его обязательства и хозяйственные операции осуществляемые предприятием в процессе его деятельности.

  1. Классификация имущества (средств) предприятия.

Хозяйственные средства (имущество) любого предприятия в целях их правильного отражения в бухгалтерском учете группируют на семь групп.

Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев К основным средствам относятся: здания, сооружения, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, хозяйственный инвентарь, инструменты и т.д.

Нематериальные активы –это средства, не имеющие видимой материальной формы, но способные приносить их владельцу как непосредственный доход, так и обеспечивать необходимые условия его извлечения.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, как и основные средства, не теряют своей первоначальной формы, могут участвовать в нескольких кругооборотах хозяйственных средств. Однако по сравнению с основными средствами инвентарь представляет собой объекты меньшей стоимости и требует сравнительно быстрой замены.

Оборотные средстваотличаются от средств длительного пользования (основных средств, нематериальных активов) тем, что они могут быть обращены в деньги или полностью использованы в ближайшем будущем (в течение одного года или операционного цикла). Они участвуют в одном кругообороте капитала, их стоимость сразу переносится на готовый продукт и полностью списывается на затраты предприятия.

Денежные средства –это сумма денег на счетах в банках (расчетных, валютных, специальных и др.), денежные переводы, наличные деньги в кассе предприятия.

Финансовые активы –это вложения (инвестиции) в другие предприятия: денежные средства на депозитных счетах банков; приобретенные ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и др.) других предприятий сроком до одного года и прочие виды размещения свободных денежных средств с целью извлечения дохода в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже.

Средства в расчетах –дебиторская задолженность, то есть задолженность предприятию за товары и услуги, продукцию, по авансам выданным, суммы за подотчетными лицами и др.

отвлеченные средства –это условный объект бухгалтерского учета, который определяет величину хозяйственных средств, изъятых по тем или иным причинам из хозяйственного оборота. К ним относятся платежи в бюджет и другим организациям за счет прибыли, использование прибыли на образование фондов, другие направления текущего использования прибыли, а также убыток предприятия как окончательный финансовый результат.

 

  1. Классификация источников (средств) образования.

2. По источникам формирования и целевому назначению хозяйственные средства предприятия подразделяют на две группы: источники собственных средств (собственный капитал); источники заемных средств (обязательства)

А) Источниками собственных средств предприятия являются:

уставный капитал представляет собой первоначальный собственный капитал предприятия, который формируется в соответствии с учредительными документами в момент регистрации предприятия за счет средств учредителей в виде их вкладов (в денежном измерении)..

добавочный капитал формируется в результате переоценки внеоборотных активов как сумма прироста их стоимости. добавочный капитал зачисляют сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций при реализации их по цене, превышающей номинальную стоимость..

резервный капитал создается в соответствии с законодательством и учредительными документами за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия возможных убытков предприятия при отсутствии иных источников возмещения.

оценочные резервы это резервы, образованные из чистой прибыли под обесценивание ценных бумаг (например, приобрели акции, а их курс упал; чтобы не оказаться банкротом, используют резерв).

Целевое финансированиесредства, выделяемые головным предприятием своим структурным подразделениям, дочерним фирмам на определенные цели.

Специальные фонды, резервы, нераспределенная прибыль увеличивают собственные источники (собственный капитал) предприятия.

прибыль представляет собой разность между доходами и расходами предприятия и отражает собственный капитал предприятия, сформированный в результате текущей эффективной деятельности. Часть прибыли перечисляется в бюджет в виде налога на прибыль, часть используется на выплату дивидендов инвесторам-собственникам, образование специальных фондов накопления, потребления и резервов, а часть может оставаться нераспределенной.

Б) Заемные источники(обязательства) являются внешними источниками ресурсов предприятия, их обычно называют заимодателями. Обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные – это обязательства, которые подлежат погашению в течение одного года, а долгосрочные обязательства – в срок более одного года.

 

  1. Метод бухгалтерского учета

Всю совокупность, применяемых в бухгалтерском учете приемов и способов называется методом бухгалтерского учета. Элементы метода БУ:

1. по обеспечению наблюдения: а)документация; б) инвентаризация.

1.по обеспечению измерения: а) оценка; б) калькуляция.

2.связанные с группировками: а) счета; б) двойная запись.

3.связанные с обобщением данных: а) баланс; б) отчетность.

Документация – способ оформления хоз. операций. На каждую хоз. операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который явл. материальным носителем первичной учетной информации и служит дальнейшим основанием для регистрации хоз. операций на счетах банковского учета.

Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия и сопоставления полученных данных о них с данными бух. счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявленных расхождений.

Оценка – способ денежного выражения имущества и обязательств предприятия, путем суммирования затрат для их отражения в БУ и отчетности.

Калькуляция – исчисл-е себестоимости единицей изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) или приобретенных товарно-материальных ценностей. Оформляется она в виде расчета, где приводятся фактические расходы по их видам и указывается количество полученной продукции ( работ, услуг).

Бух. счет – позволяет осуществлять экон. группировку хоз. средств и текущий учет однородных хоз. операций. Бух. счет ( спец. табл.) открывается на каждый отдельный объект учета: вид хоз. средств, их источников или хоз. процесс.

Система двойной записи на счетах – основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хоз. операция должна быть зарегистрирована дважды: по дебиту одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Бух.баланс – явл. способом обобщения и группировки хоз. средств предприятия в денеж. измерители на определенный момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении предприятия.

Бух.отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, финансовых результатах его хоз. деятельности составленная на основе данных БУ по установленным формам.

  1. Понятие баланса, его содержание и структура.

ББ, как заключительный элемент метода БУ, пр. с. двухстороннюю табл. в кот. отражается наличие средств (имущества) и источников их образования на определенную дату в денеж. выражении на исследуемом предприятии.

Графически ББ пр. с. табл., кот. делится на 2 части, для раздельного отражения хоз. средств и источников. В ее левой части показываются хоз. средства по их составу и размещению (актив баланса), а в правой – по источникам их образования (пассив баланса).

пассив – это сумма стоимостей, полученное из различных источников от собственников государства др. хоз. субъектов на определенные цели; актив – конкретная форма существования этих стоимостей.

Каждый отдельный вид средств в активе, или их источников в пассиве наз. статьей баланса, однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы.

ББ состоит из след. Разделов

актив (А): а) оборотные активы (запасы и затраты; расчеты с учредителями; денеж. средства; финансовые вложения; дебиторская задолженность; прочие оборотные активы); б) внеоборотные активы (основные средства; нематер. активы; доходные вложения в матер. ценности; вложения во внеоборотные активы; прочие внеоборотные активы).

пассив (П): капитал и резервы (уставный фонд, резервный фонд, добавочный фонд и др.); обязательства (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, резервы предстоящих расходов и др.).

В 1-ом разделе размещены наименее ликвидные статьи баланса (основные средства; нематер. активы и др.), во 2-ом разделе следуют более ликвидные статьи, по мере нарастания уровня их ликвидности (дебиторская задолженность; запасы и др.). Общая сумма баланса наз. валютный баланс.

  1. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Вступительный баланс отражает капитал предприятия на момент его создания. С началом хозяйственной деятельности капитал предприятия изменяется каждый день. Эти изменения происходят под влиянием хозяйственных операций.

Теоретически после каждой операции показатели актива и пассива баланса претерпевают изменения.

Несмотря на многообразие хозяйственных операций, в зависимости от их влияния на изменения статей баланса их можно объединить в четыре группы (типа).

Первый типхозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму, то есть видоизменяется состав хозяйственных средств (имущества).

Второй тип хозяйственных операцийвызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму, то есть видоизменяются источники хозяйственных средств.

Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и в пассиве баланса одновременно на одну и ту же сумму, то есть происходит увеличение статьи имущества в активе баланса и соответствующей статьи в пассиве.

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения, то есть уменьшается одна статья актива баланса и соответствующая статья пассива.

  1. Понятие бухгалтерского счета и его строение

Счета БУ – носители информации, предназначенные для регистрации всех изменений происходящие с объектами БУ. Каждый счет имеет наименование и кодовое обозначение, состоящее из двух цифр, и пр. с. двухстороннюю таблицу, в которой одна сторона наз. дебит, а др. – кредит.

Элементы счета:

1. сальдо (остаток) на начало отчетного периода и на конец отчетного периода. Сальдо может быть записано как на дебиторской, так и на кредиторской стороне счета. Остатки средств предприятия, отражаемые в активе баланса, будут являться дебеторным сальдо, остатки источников образования хоз. ср-в отражаемые в П баланса – кредиторным.

2. дебетовые и кредитовые обороты по счетам. Дебетовый оборот – сумма всех хоз. операций по дебиту счета за отчетный период без учета начального сальдо. Кредитовый оборот – сумма всех хоз. операций по кредиту счета за отчетный период без учета начального сальдо.

  1. Двойная запись операций на счетах.

Двойная запись это способ обязательного одновременного отражения хоз. Операций в одной сумме по дебету одного счета и кредиту другого. Двойная запись обеспечивает: контроль движения хоз. ср-в; определяет источник поступления и направления использования хоз. ср-в; контролирует законность хоз. операций; выявяет ошибки в счетной записи. Взаимосвязь, между счетами возникающая при отражении хоз. операций с помощью двойной записи наз. корреспонденция счетов, а счета – корреспондующие.

Совокупность дебетуемого и кредитуемого счета, а также сумма хоз. операций наз. бух. записью или бух. проводкой. Бух. проводки бывают:1. простыми,используют два счета.2. сложными, используют 3 и более счетов. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода составляется ББ.

 

  1. Синтетический и аналитический учет на счетах.

Группы средств предприятия и их источники образования отражаются в балансе отдельных статей, открытый счет на котором учитываются средства предприятия объединяют в одну учетную группу по определенному признаку, называются синтетические счета.

Учет который базируется на применении синтетических счетов называется синтетическим учетом. Синтетические счета являются счетами 1-го порядка или же главными счетами. Синтетические счета даны в типовом плане счетов бух. Учета.

Более детальную информацию об объектах учета предоставляет аналитический учет, который ведется параллельно с синтетическим. Напр.: синтет. Учет отражает начисление и выдачу з/пл. по счету 70- расчеты с персоналом по оплате труда. Одновременно бух. Осуществляет аналитический учет, т.е. отражает конкр.К каждому работнику сколько начислено, удержано и выдано з/пл. Для этого открывается на каждого работника лицевой счет. Для более детальной расшифровки информации по синтетическому счету, существует также понятие субсчета.

  1. Классификация счетов.

Применительно экон. группировки хоз. средств и их образования счета БУ подразделяют на следующие виды:

=Активные счета предназначены для учета хоз. средств по видам и размещениям. На этих счетах нач. и конеч. остатки хоз. средств записывают в дебетовой части счета. Увеличение средств отражает по дебиту, а уменьшение - по кредиту.

=Пассивные счетаиспользуют для учета источников формирования хоз. средств, на них делают противоположные записи: нач. и конеч. остатки источников средств записывают в кредитовой части счета, увеличение источников отражает по кредиту, а уменьшение - по дебету.

=На активно- пассивных счетах может учитываться одновременно и хоз. средства и источники формирования. Эти счета могут иметь развернутое сальдо, т.е. одновременно и по кредиту и по дебету. К активно- пассивным счетам с развернутым сальдо относятся счета для учета кредиторской задолженности («мы должны»), и дебиторской задолженности («нам должны»).

Конечное сальдо по данным счетам определяется на основании данного аналитического учета. Сначала определяют сальдо по каждому дебиту и кредиту, а затем подсчитывают отдельно общую сумму кредиторской и дебиторской задолженности.

  1. План счетов бухгалтерского учета.

Для обобщения данных о работе предприятия различных форм собственности и для удобства работы конкретных органов. Мин .Фин.РБ утвежден типовой план счетов бух. Учета 29.06.11. Типовой план счетов включает в себя 8 разделов, которые группируют счета в строго логичном последовательности. В действующем плане счетов все счета бухгалтерского учета сгруппированы в восемь разделов:I. Внеоборотные активы, II. Производственные запасы,III. Затраты на производство,

IV. Готовая продукция, товары и реализация,V. Денежные средства,VI. Расчеты,VII. Капитал,VIII. Финансовые результаты,IX. Забалансовые счета.

 

  1. Документальное оформление операций по расчетному счету в банке.

Для открытия расчетного счета в банк предоставляются следующие документы:

ü заявление на открытие счета установленной формы;

ü устав (положение) с отметкой о регистрации местных органов управления;

ü дубликат извещения по присвоению учетного номера налогоплательщика;

ü предприятие предъявляет информационное письмо органа государственной статистики с указанием идентификационного кода;

ü учредительный договор (натурально удостоверенная форма о создании предприятия);

ü карточка с образцами подписей руководителей и главного бухгалтера, а также их первых заместителей и оттиском круглой гербовой печати и других документов по требованию банка.

На расчетный счет зачисляют денежные средства за реализованную продукцию, оказанные работы, услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, займы и прочие зачисления. С расчетного счета производятся оплата счетов поставщиков за сырье и материалы, погашение задолженностей перед бюджетом, органами социального страхования и обеспечения, перечисляется зарплата на лицевые или карт счета, а также выдаются наличные денежные средства на выплату командировочных и административно-хозяйственных расходов.

Прием, выдачу и перечисление денежных средств банк выполняет на основании документов специальной формы. К ним относятся:

ü денежный чек;

ü объявление на взнос наличными;

ü платежное поручение;

ü платежное требование;

ü расчетный чек;

ü заявление на кредитиви другие.

Предприятие ежедневно или один раз в несколько дней получает от учреждения банка копии выписок из расчетного счета с приложенными к ним документами, на основании которых выполнены начисления и списания. На предприятии учет наличия и движения наличных средств на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном, синтетическом, балансовом, денежном расчетном счете №51. По дебету отражается внесение, а по кредиту – списание денежных средств со счета.

Синтетический учет операций по кредиту счета 51 ведется в журнале-ордере №2, а по дебету в ведомости №2. На каждую выписку отводится одна строка.

 

  1. Учет операций на счетах в банке.

Денежные средства предприятий подлежат обязательному хранению на счетах в банке, за исключением наличных денежных средств, расходование которых разрешено в установленном порядке банком в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции безналичным путем.

Основные задачи бухгалтерского учета операций на счетах в банке следующие:

-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств на счетах в банке;

-контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

-своевременное и полное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств на счетах в банке;

-проведение в установленные сроки инвентаризации денежных средств;

-изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств в финансовые инвестиции с целью получения прибыли.

Дебет Кредит Содержание записи

50 51 перечислены с расчетного счета наличные денежные средства в кассу

51 50 из кассы сданы наличные денежные средства на расчетный счет

51 90/1 на расчетный счет зачислена выручка от реализации продукции

51 91/1 на расчетный счет зачислены доходы от реализации прочих активов

51 92/1 на расчетный счет зачислены пени, штрафы, неустойки

91/2 51 с расчетного счета перечислены пени, штрафы, неустойки

60 51 с расчетного счета перечислены денежные средства за поступившие ранее полученные материалы поставщикам

70 51 с расчетного счета перечислена зарплата работникам (либо на лицевые, либо на карт счета)

69 51 с расчетного счета перечислены денежные средства органом социального страхования и государственного обеспечения

 

  1. Правила ведения кассовых операций.

Учет кассовых операций регламентирован постановлением управления Национального банка РБ от 17.01.08 №4 «Об утверждении правил кассовых операций ведения и расчетов наличными средствами РБ».

При приеме наличных денег в кассы предприятия работники обязаны руководствоваться признаками платежности банкнот Национального банка Республики Беларусь.

Прием наличных денег кассами предприятия осуществляется по приходным кассовым ордерам. О приеме наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

Выдача наличных денег кассами предприятия осуществляется по расходным кассовым ордерам. Выдача наличных денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу осуществляется кассиром при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя. Кассир проверяет правильность заполнения получателем паспортных данных и берет расписку получателя.

 

  1. Документальное оформление и учет операций по кассе.

В обязанности кассира входит ведение кассовой книги. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена круглой гербовой печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу шариковой ручкой до полного использования листов в кассовой книге.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: Неотрывная часть (с горизонтальной разлиновкой) как первый экземпляр остается в кассовой книге. Отрывная часть листа (без горизонтальной разлиновки) является вторым экземпляром и заполняется с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира.

Подчистки и незаверенные кассовые исправления запрещаются. Исправления заверяются подписями кассира, а также главным бухгалтером или лицом, его замещающим.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег по кассе. Второй отрывной экземпляр кассовой книги с приложениями, приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию в качестве отчета кассира под расписку в кассовой книге.

Учет кассовых операций ведется на активном, синтетическом, балансовом денежном счете 50. По дебету отражаются поступления, по кредиту – их списание.

Учет кассовых операций на счетах бухгалтерского учета отражается следующим образом:

Д-т Кредит Содержание записи

50 51 перечислены с расчетного счета наличные денежные средства в кассу

51 50 из кассы сданы наличные денежные средства на расчетный счет

70 50 из кассы выдана заработная плата

71 50 из кассы выданы деньги подотчетному лицу

69/2 50 из кассы выплачена пенсия

50 90/1 в кассу сдана выручка от реализованной продукции

94 50 в результате проведения инвентаризации в кассе выявлена недостача средств

73/2 94 сумма от недостачи перечислена на материально-ответственное лицо.

50 73/2 внесено в кассу возмещение материального ущерба

70 73/2 из зарплаты высчитано возмещение материального ущерба

50 92/1 произошло изъятие излишек из кассы

 

  1. Ревизия (инвентаризация) кассы.

В сроки, установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация кассы с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. По итогам работы комиссия составляет акт инвентаризации наличных денег и других ценностей. Акт применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денег и других ценностей, находящихся в кассе предприятия.

Если выявлена недостача денежных средств в кассе, то она подлежит взысканию с материально-ответственного лица в соответствии с законодательством РБ. Если выявлены излишки, то они подлежат оприходованию и отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством РБ.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией и материально-ответственным лицом (один акт отдается в бухгалтерию, а второй у материально-ответственного лица).

До начала инвентаризации с материально-ответственного лица берется расписка о том, что денежные средства все оприходованы или выданы согласно расходным кассовым ордерам.

При недостаче или излишках в кассе наличных денег и других ценностей в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняется обстоятельство их возникновения.

 

 

  1. Документальное оформление и учет расчетов с подотчетными лицами.

Подотчетным лицом считается работник предприятия, которому выданы денежные средства под отчет на административно-хозяйственные и командировочные расходы.

Служебные командировки – поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания, в не место его постоянной работы.

Направление работников в служебную командировку оформляется приказом, распоряжением нанимателя с выдачей командировочного удостоверения в установленной форме.

Командированному работнику возмещаются расходы:по проезду к месту служебной командировки и обратно;к месту постоянной работы в размере стоимости представленных подлинных проездных документов.

Работники, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечению срока, на который она выдана, предъявить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги.

В авансовом отчете указываются производственные расходы по найму жилого помещения, проезду и сумма суточных за фактические дни нахождения в служебной командировке и другие подлежащие возмещению расходы.

К авансовому отчету должны быть приложены документы:командировочные удостоверения, с заверенными отметками о дне прибытия и дне выбытия из места командирования. проездные документы, подтверждающие фактические расходы по проезду к месту командировки и обратно;оплаченные счета, квитанции или другие документы, подтверждающие фактические расходы по найму жилого помещения и другие расходы;отчет о проделанной работе (по требованию нанимателя).

Для учета операций в расчетах с подотчетными лицами применяется счет 71. Это активно-пассивный счет. По дебету отражают суммы возмещенного перерасхода и вновь выданных под отчет авансов, по кредиту счета отражают суммы, использованные согласно авансовым отчетам, и суммы, сданной по приходно-кассовым ордерам, как неиспользованные.

Синтетический и аналитический учет по счету 71 ведется в журнале-ордере №7. Записи в нем производятся на основании приходных и расходных кассовых ордеров, чеков, квитанций.

На счетах бухгалтерского учета счет «Расчеты с подотчетными лицами» отражается следующим образом:

Дебет Кредит Содержание записи

71 50 из кассы выданы деньги (аванс) подотчетному лицу

50 71 в кассу возвращены деньги от подотчетного лица

70 71 из зарплаты удержаны вовремя не возмещенные подотчетные суммы

20,23,25,26 71 списывается утвержденная сумма авансового отчета согласно направлению затрат

44/1 71 списывается утвержденная сумма авансового отчета на сбыт реализованной продукции.

 

 

  1. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Для обобщения информации о расчетах по различным операциям с дебиторами и кредиторами, а именно: по операциям некоммерческого характера, по исполнительным листам, депонированной заработной плате, по претензиям, по расчетам по имущественному и личному страхованию и др. - в бухгалтерском учете в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, используется счет 76

«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К счету 76 рекомендуется открывать ряд субсчетов:

76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»;

76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;

76-3 «Расчеты по претензиям»;

76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;

76-5 «Расчеты по депонированным суммам»;

76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит».

Перечень предложенных субсчетов не является исчерпывающим. Организации могут при необходимости открывать к данному счету и другие субсчета, например при осуществлении расчетов с арендодателями, лизингодателями, расчетов с родителями при наличии на балансе организаций детских дошкольных учреждений и в других случаях.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.