Сделай Сам Свою Работу на 5

Игра с моделями-символами





Оборудование: картинки-символы, модели артикуляции звуков.

Ход игры

 
 

Логопед показывает картинку-символ, а ребенок соответствующую модель артикуляции звука. Например, на вопрос: «Как шипит змея», ребенок показывает модель:

Какой звук встречается чаще?

Оборудование: набор чистоговорок, скороговорок, модели артикуляции звуков.

Ход игры

 
 

Логопед читает скороговорку, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается. Например:

 

• Спит спокойно старый слон –

Стоя спать умеет он.

(С. Маршак)

• У маленькой Сани сани едут сами.

• Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

• У Саньки новые санки.

 
 

• У Сони и Сани в сетях сом с усами.

 

• У сосенки-сосенки поспели опёнки.

• Сени всё бы спать на сене.

• Сено Косте Сеня косит.

 
 

• В сени сено Костя носит.

 

• Зоиного зайку зовут Зазнайка.

• У зайки Бубы заболели зубы.

• Звенит звонок, звонок зовет.

И Зоя в класс к себе идет.

• У Зои звонок звенит звонко.

 

 

 
 

• У маленькой Зины бузина в корзине.



• У хозяина козёл,

У хозяйки – козлик.

• Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Все озёра – зеркала

Из зеленого стекла.

 
 

(В. Суслов)

 

• У кольца нет конца.

• Бегают две курицы прямо по улице.

• Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

• Цапля стоя на крыльце

Написала букву Ц.

• Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

• Конец – делу венец.

 
 

• Шапка да шубка –

Вот наш Мишутка.

• Я по камешкам пошёл

Шубу шелкову нашёл.

• Купался Иванушка

У белого камушка.

• Не найду я ушки у нашей лягушки.

• Шила шубку, сшила юбку.

Шила шапку, сшила шлёпку!

 
 

Хороша швея Наташа!

• У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

• Заржавел железный замок.

• Ель на ёжика похожа:

• Ёж в иголках, ёлка – тоже.

(С. Маршак)

• На плоту сижу, плотву ужу.

• Оса жужжала,

Обнажала жало.

А встретила шмеля –

И хвост поджала.

 
 

(С. Смирнов)

 

• Щипцы да клещи – вот наши вещи.

• Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.



• Щенок жалобно пищит, тащит он тяжёлый щит.

• Два щенка щека к щеке

Грызли щётку в уголке.

(С. Михалков)

• Щуку я тащу, тащу

 
 

Щуку я не упущу.

 

• Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

• Чижик в клеточке сидел

Чижик в клетке громко пел:

Чу-чу-чу; чу-чу-чу

Я на волю улечу.

• Скучен день до вечера

Коли делать нечего.

(В.Даль)

• Чок, чок, каблучок

Наскочил на сучок

Оторвался, поломался

 
 

Чок, чок, каблучок.

 

• Иголка, иголка ты остра и колка.

• Наш Полкан попал в капкан.

• Кол около стола, стол около кола.

• Зря ласка Лаской названа:

Совсем не ласкова она.

У ласки злые глазки.

Не жди от ласки ласки!

(А. Шибаев)

• Галка села на палку

Палка ударила галку.

• У ёлки иголки колки.

• Пол мыла Лара, Лола Ларе помогала.

 
 

• Мы ели-ели ершей у ели

Их еле-еле у ели доели.

• Валя на проталинке

Промочила валенки

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

(И. Демьянов)

• Ли-ли-ли, суп соленый не соли!

• Зиму всю мели метели –

Клены, липы поседели...

 
 

(И. Демьянов)

 

• У Раи на кармашке

Маки да ромашки.

• Во дворе горка, под горкой норка.

В этой горке крот норку стережёт.

• Три вороны на воротах

Три сороки на пороге.

• Говорила сорока сороке:

«Я, как рыба, молчу на уроке!»

• Трое трубачей трубили в трубы.

• Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом

 
 

(С. Маршак)

 

• Варежки у Вари пропали на бульваре

Воротилась Варя вечером с бульвара

И нашла в кармане

Варежки Варвара



(Е. Благина)

• У моей сестры Марины

Щеки, словно мандарины

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

• В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

Кто внимательнее?

Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.

Ход игры

Детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Где спрятался звук?

Оборудование: набор предметных картинок – у логопеда. Детям раздаются модели артикуляции звуков и карточки, разделенные на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова).

Ход игры

Логопед показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.

Лото

Оборудование: карточки лото, модели артикуляции звуков.

Ход игры

Ребенку выдается карточка лото. Определив первый звук в слове, ребенок закрывает пустой квадрат моделью соответствующего звука.

 
 

Примерный материал

 

 
 

Угадай слово

Оборудование: модели артикуляции звуков.

Для этой игры подбираются слова состоящие из 2-3 прямых открытых слогов. Например: роза, коса, Саша, каша, сито, сало, роса, носы, шары, Зима, Сима, коза, Жора, рука, луна, рана, Лара, Лора, лужа, Луша, чаша, чаща, роща, туша, щука, лещи и т.д.

Ход игры

На доске выставляются модели артикуляции согласных звуков, вместо гласных ставятся черточки. Ребенок должен угадать слово.

 
 

Например:

 

 

 
 

Живые модели

Оборудование: модели артикуляции согласных и гласных звуков.

Для этой игры подбираются слова, состоящие из 3-4 звуков, модели артикуляции которых есть в наборе, например: рак, лак, сок, жук, лук, сыр, жир, сон, кот, ток, рот, лот, сын, тур, и т.д.

Ход игры

Детям раздаются модели артикуляции звуков. Логопед называет слово. У кого есть модели артикуляции звуков, находящихся в данном слове строятся в шеренгу, чтобы получилось слово, например:

 

 
 


 

Модели с ребусами

 
 

Оборудование: карточки с ребусами

 

 

 
 

Какой предмет спрятался

Оборудование: набор предметных картинок, с обратной стороны которых нарисована модель артикуляции первого звука, а остальные звуки слова обозначены черточками.

Ход игры

Показывается схема слова. Дети подбирают слова, кто правильно определит название предмета, получает приз. Например:

 
 

 
 

Угадай, как их зовут?

Оборудование: модели артикуляции звуков, картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход игры

Логопед вывешивает картинки с изображением мальчика и девочки.

Радом выставляет модель артикуляции звука, с которого начинается имя.

 

 
 

Например:

 

Варя, Валентина, Василиса, Валерия, Влада.

 
 

Василий, Всеволод, Вадим, Валерий.

Женя, Жанна, Жозефина

Женя, Жора.

 
 

 
 

Собери слово

Оборудование: модели артикуляции звуков.

Ход игры

На доске выставлены модели артикуляции звуков. Логопед называет слово, дети выкладывают его при помощи моделей.

Примерный набор слов: мак, сок, сук, рак, нос, кот, ток, рот, гол, лук, луг и т.д.

Цепочка слов

Оборудование: модели артикуляции звуков.

Ход игры

Первое слово при помощи моделей артикуляции звуков логопед выставляет сам, затем дети, заменяя одну модель составляют цепочку слов. Например:

СОМ – СОН – СЫН – СЫР – СОР – СОК –

СУК –ЛУК –ЛАК –МАК –РАК –РАД –

 
 

РОД – РОТ – КОТ – КИТ – и т.д.

 

 

 
 

Обычно основой успешного обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Управление развитием ребенка при этом осуществляется в процессе усвоения знаний, т.е. косвенным путем.

Введение моделирования дает возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитанию дошкольников и успешно управлять развитием умственных способностей ребенка. Наглядность является характерной особенностью мышления дошкольника. А понятия формируются только о тех признаках вещей, которые являются наглядно воспринимаемыми. Наглядное представление и четкое восприятие – вполне достаточное условие для дальнейшего освоения и осмысления изучаемого предмета или явления.

Введение моделей артикуляции звуков в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста поднимает наглядность на качественно высший уровень – уровень мыслительных операций. В моделях артикуляции звуков заложена информация о характеристике звука, о положении уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, но ее надо извлечь! Знания, заложенные в моделях артикуляции звуков, ребенок сможет воспринять и освоить, если он их осмыслит. То есть это не демонстрационная наглядность со знаниями, которые можно «взять», а знания, требующие применения различных операций теоретического мышления.

Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.