Игра с моделями-символами
Оборудование: картинки-символы, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Логопед показывает картинку-символ, а ребенок соответствующую модель артикуляции звука. Например, на вопрос: «Как шипит змея», ребенок показывает модель:
Какой звук встречается чаще?
Оборудование: набор чистоговорок, скороговорок, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Логопед читает скороговорку, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается. Например:
• Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
(С. Маршак)
• У маленькой Сани сани едут сами.
• Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
• У Саньки новые санки.
• У Сони и Сани в сетях сом с усами.
• У сосенки-сосенки поспели опёнки.
• Сени всё бы спать на сене.
• Сено Косте Сеня косит.
• В сени сено Костя носит.
• Зоиного зайку зовут Зазнайка.
• У зайки Бубы заболели зубы.
• Звенит звонок, звонок зовет.
И Зоя в класс к себе идет.
• У Зои звонок звенит звонко.
• У маленькой Зины бузина в корзине.
• У хозяина козёл,
У хозяйки – козлик.
• Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озёра – зеркала
Из зеленого стекла.
(В. Суслов)
• У кольца нет конца.
• Бегают две курицы прямо по улице.
• Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
• Цапля стоя на крыльце
Написала букву Ц.
• Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
• Конец – делу венец.
• Шапка да шубка –
Вот наш Мишутка.
• Я по камешкам пошёл
Шубу шелкову нашёл.
• Купался Иванушка
У белого камушка.
• Не найду я ушки у нашей лягушки.
• Шила шубку, сшила юбку.
Шила шапку, сшила шлёпку!
Хороша швея Наташа!
• У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
• Заржавел железный замок.
• Ель на ёжика похожа:
• Ёж в иголках, ёлка – тоже.
(С. Маршак)
• На плоту сижу, плотву ужу.
• Оса жужжала,
Обнажала жало.
А встретила шмеля –
И хвост поджала.
(С. Смирнов)
• Щипцы да клещи – вот наши вещи.
• Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.
• Щенок жалобно пищит, тащит он тяжёлый щит.
• Два щенка щека к щеке
Грызли щётку в уголке.
(С. Михалков)
• Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу.
• Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
• Чижик в клеточке сидел
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу; чу-чу-чу
Я на волю улечу.
• Скучен день до вечера
Коли делать нечего.
(В.Даль)
• Чок, чок, каблучок
Наскочил на сучок
Оторвался, поломался
Чок, чок, каблучок.
• Иголка, иголка ты остра и колка.
• Наш Полкан попал в капкан.
• Кол около стола, стол около кола.
• Зря ласка Лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!
(А. Шибаев)
• Галка села на палку
Палка ударила галку.
• У ёлки иголки колки.
• Пол мыла Лара, Лола Ларе помогала.
• Мы ели-ели ершей у ели
Их еле-еле у ели доели.
• Валя на проталинке
Промочила валенки
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
(И. Демьянов)
• Ли-ли-ли, суп соленый не соли!
• Зиму всю мели метели –
Клены, липы поседели...
(И. Демьянов)
• У Раи на кармашке
Маки да ромашки.
• Во дворе горка, под горкой норка.
В этой горке крот норку стережёт.
• Три вороны на воротах
Три сороки на пороге.
• Говорила сорока сороке:
«Я, как рыба, молчу на уроке!»
• Трое трубачей трубили в трубы.
• Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом
(С. Маршак)
• Варежки у Вари пропали на бульваре
Воротилась Варя вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара
(Е. Благина)
• У моей сестры Марины
Щеки, словно мандарины
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
• В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.
Кто внимательнее?
Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.
Где спрятался звук?
Оборудование: набор предметных картинок – у логопеда. Детям раздаются модели артикуляции звуков и карточки, разделенные на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова).
Ход игры
Логопед показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.
Лото
Оборудование: карточки лото, модели артикуляции звуков.
Ход игры
Ребенку выдается карточка лото. Определив первый звук в слове, ребенок закрывает пустой квадрат моделью соответствующего звука.
Примерный материал
Угадай слово
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Для этой игры подбираются слова состоящие из 2-3 прямых открытых слогов. Например: роза, коса, Саша, каша, сито, сало, роса, носы, шары, Зима, Сима, коза, Жора, рука, луна, рана, Лара, Лора, лужа, Луша, чаша, чаща, роща, туша, щука, лещи и т.д.
Ход игры
На доске выставляются модели артикуляции согласных звуков, вместо гласных ставятся черточки. Ребенок должен угадать слово.
Например:
Живые модели
Оборудование: модели артикуляции согласных и гласных звуков.
Для этой игры подбираются слова, состоящие из 3-4 звуков, модели артикуляции которых есть в наборе, например: рак, лак, сок, жук, лук, сыр, жир, сон, кот, ток, рот, лот, сын, тур, и т.д.
Ход игры
Детям раздаются модели артикуляции звуков. Логопед называет слово. У кого есть модели артикуляции звуков, находящихся в данном слове строятся в шеренгу, чтобы получилось слово, например:
Модели с ребусами
Оборудование: карточки с ребусами
Какой предмет спрятался
Оборудование: набор предметных картинок, с обратной стороны которых нарисована модель артикуляции первого звука, а остальные звуки слова обозначены черточками.
Ход игры
Показывается схема слова. Дети подбирают слова, кто правильно определит название предмета, получает приз. Например:
Угадай, как их зовут?
Оборудование: модели артикуляции звуков, картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход игры
Логопед вывешивает картинки с изображением мальчика и девочки.
Радом выставляет модель артикуляции звука, с которого начинается имя.
Например:
Варя, Валентина, Василиса, Валерия, Влада.
Василий, Всеволод, Вадим, Валерий.
Женя, Жанна, Жозефина
Женя, Жора.
Собери слово
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Ход игры
На доске выставлены модели артикуляции звуков. Логопед называет слово, дети выкладывают его при помощи моделей.
Примерный набор слов: мак, сок, сук, рак, нос, кот, ток, рот, гол, лук, луг и т.д.
Цепочка слов
Оборудование: модели артикуляции звуков.
Ход игры
Первое слово при помощи моделей артикуляции звуков логопед выставляет сам, затем дети, заменяя одну модель составляют цепочку слов. Например:
СОМ – СОН – СЫН – СЫР – СОР – СОК –
СУК –ЛУК –ЛАК –МАК –РАК –РАД –
РОД – РОТ – КОТ – КИТ – и т.д.
Обычно основой успешного обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Управление развитием ребенка при этом осуществляется в процессе усвоения знаний, т.е. косвенным путем.
Введение моделирования дает возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитанию дошкольников и успешно управлять развитием умственных способностей ребенка. Наглядность является характерной особенностью мышления дошкольника. А понятия формируются только о тех признаках вещей, которые являются наглядно воспринимаемыми. Наглядное представление и четкое восприятие – вполне достаточное условие для дальнейшего освоения и осмысления изучаемого предмета или явления.
Введение моделей артикуляции звуков в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста поднимает наглядность на качественно высший уровень – уровень мыслительных операций. В моделях артикуляции звуков заложена информация о характеристике звука, о положении уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, но ее надо извлечь! Знания, заложенные в моделях артикуляции звуков, ребенок сможет воспринять и освоить, если он их осмыслит. То есть это не демонстрационная наглядность со знаниями, которые можно «взять», а знания, требующие применения различных операций теоретического мышления.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|