Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие рекомендации к проведению массажа





Серия «Сердце отдаю детям»

 

В. М. Акименко

Новые

Логопедические

Технологии

Издание второе

 

Ростов-на-Дону

Феникс

 

 

Акименко В.М.

Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).

 

Настоящее пособие составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образовательных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины (Аурикуло-терапия); кистей рук, стоп (Су-Джок терапия); массажа при ринолалии и японскую методику пальцевого массажа. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.

Пособие предназначено для студентов колледжей, изучающих по учебному плану логопедию, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, начинающим логопедам и всем, воспитывающим детей с нарушениями речи.

Содержание


Введение....................................................................................................................................... 5



1. Логопедический массаж....................................................................................................... 7

2. Массаж языка........................................................................................................................ 12

3. Аурикулотерапия................................................................................................................. 13

4. Японская методика пальцевого массажа........................................................................ 17

5. Массаж при ринолалии....................................................................................................... 19

6. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.............................................. 25

Фитотерапия........................................................................................................................... 25

Ароматерапия......................................................................................................................... 27

Музыкотерапия...................................................................................................................... 28

Хромотерапия........................................................................................................................ 32

Литотерапия............................................................................................................................ 33

Имаготерапия......................................................................................................................... 34



7. Су-Джок терапия.................................................................................................................. 36

Важнейшие зоны и точки в основных системах
соответствия кистей и стоп.................................................................................................. 41

Лечение. Способы стимуляции точек............................................................................... 47

8. Модели артикуляции звуков в логопедической практике.......................................... 50

Игра с моделями-символами.............................................................................................. 76


 

Введение

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе учителей-логопедов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорее всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.



Далее, для развития речевой сферы ребенка мы предлагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.

В пособии представлена авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качество обучения и воспитания детей, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.

Логопедический массаж

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к логопедическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим.

В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.

Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может давать начало новым рефлексам.

Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.

Методические указания к проведению массажа

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Основные приемы массажа

• Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.

• Растирание.

• Разминание.

• Вибрация и поколачивание.

• Плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

Сила массажа – это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.

Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.

Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

Таким образом, приемами массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

Гимнастика

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и реже – предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т.е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопед. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Массаж языка

В практической работе учителей-логопедов бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточные темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.

Массаж выполняют чистыми, теплыми руками, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа – 5-7 минут. Курс – 10-14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.

Виды движений:

- продольное, поперечное, кругообразное, поглаживания;

- кругообразное спиралевидное растирание;

- продольное кругообразное надавливание разминание;

- ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык – спастичная. Ее нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для ее массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.

Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например: зубную щетку, шпатель.

Практический опыт показывает, что сочетание специальной гимнастики, комплексов упражнений для постановки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков.

 
 

Аурикулотерапия

Аурикулотерапия – это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на коже ушной раковины имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последовательности. Таких точек в настоящее время насчитывается до 200. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. Зато при острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. При хронических заболеваниях, кроме того, появляются изменения на коже ушной раковины – шелушения, покраснения, бугорки. Осмотр, выявление болезненных точек, исследование электрокожного сопротивления дают ценную диагностическую информацию.

Воздействуя на выявленные активные точки иглой, надавливанием, прогреванием, электрическим током, можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект. Чем объясняются эти чудесные свойства человеческого уха?

Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Существуют несколько теорий, по одной из которых ушная раковина представляет собой рудимент жаберной щели. А ведь жабры у рыб – многофункциональный орган, осуществляющий не только дыхание, но и ориентирование в пространстве, общение с другими особями, анализ состава воды и пр.

Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний или, как говорят медики, богато иннервирована.

Кажется, что природа в данном случае нерасчетливо постаралась, ведь ухо как орган не несет сложной функциональной нагрузки. Мы даже не можем «насторожить уши».

Тем не менее, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.

Заслуга детального обобщения многовекового опыта аурикулодиагностики и терапии в наше время принадлежит французскому врачу П. Ножье. Он же высказал мысль, что ушная раковина напоминает по форме человеческий эмбрион в матке, расположенный вниз головой. Исходя из этого представления, П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.

Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Поэтому для массажа нужно использовать любой стержень с закругленным концом. Очень удобна для этой цели продающаяся в аптеках стеклянная лопаточка для закладывания мази в глаза, имеющая на другом конце утолщение в виде шарика.

Надавливая таким шариком с одинаковой силой в области нужной точки, можно выявить наиболее болезненный участок. Нередко в этом месте встречаются покраснение или другие описанные выше изменения. Это и будет нужная точка.

Массаж болезненных точек осуществляется тем же шариком вращательными движениями в течение 1-2 мин 2-4 раза в день.

На найденную точку можно прикрепить кусочком пластыря шарик диаметром 1-2 мм, продлив тем самым время воздействия и упростив последующий массаж.

Легче всего на ушной раковине отыскать зону позвоночника. Закругленный край ушной раковины называется завиток, а мощный хрящевой продольный гребень, расположенный сразу кпереди от завитка, носит название противозавиток и соответствует проекции позвоночника.

 


 
 


В верхней части противозавиток разделяется на две ножки, а внизу ограничивается бороздкой, отделяющей его от выступающего хрящевого образования под названием противокозелок.

Если противозавиток разделить на три части, то нижняя будет соответствовать шейному отделу позвоночника, средняя – грудному, а верхняя – поясничному. Точки воздействия расположены не на самом гребне противозавитка, а слегка отступя на внутренней стороне его, обращенной в полость раковины уха. Кроме этих точек, могут быть обнаружены и другие болезненные точки в проекции позвоночника. Они тоже подлежат воздействию. Напоминаю, что чем болезненнее точка, тем она эффективнее.

В самой выступающей вверх части противозавитка на уровне нижней ножки его расположена специальная болевая точка поясницы. Воздействие на нее показано в случае «прострела», люмбаго и при других болевых синдромах поясницы.

Дополним эти сведения описанием некоторых других точек, доступных неспециалисту.

Самая замечательная точка уха носит китайское название шэнь-мэнь («божественные ворота»). Найти ее нетрудно – она расположена в углу между ножками противозавитка, чуть ближе к верхней ножке.

На эту точку воздействуют чаще всего. Она дает противоболевой, противовоспалительный и успокаивающий эффект и применяется в комбинации с другими при лечении многих заболеваний.

Продолжением противозавитка книзу является хрящевой выступ – противокозелок. Этот отдел ушной раковины соответствует проекции головного мозга. Воздействие на точки противокозелка показано при головных болях различной локализации, головокружении, неврастении, нарушении сна.

На передней поверхности мочки расположены несколько точек, на которые действуют при зубной боли, заболеваниях глаз, уха и горла. Найти эти точки достаточно сложно, поэтому рекомендуют воздействовать на них поглаживанием, пощипыванием и растиранием мочки.

Эти приемы можно применять и для воздействия на описанные уже зоны противозавитка и противокозелка. Какое ухо выбирать для воздействия?

Правило такое: при односторонних болях используйте ухо этой же стороны. Если сторону установить трудно или речь идет об общем нарушении (возбуждение, головокружение, нарушение сна и т. д.), то более эффективным будет правое ухо у правшей и левое у левшей. Однако в 10-12% у правшей более активным оказывается левое ухо. Можно применять и двустороннее воздействие, чередовать ушные раковины, а главное, выявлять наиболее болезненные точки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.