Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Библиотечно-информационный факультет

 

Заочное отделение

 

Кафедра библиотековедения и теории чтения

 

В.А. БОРОДИНА

 

 

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Методическая разработка

 

 

Санкт-Петербург

 

ББК 78.3

Б 83

Издается по решению кафедры библиотековедения и теории чтения

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

 

Б 83

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Методическая разработка / В.А.Бородина. – СПб.: ЛЕМА, 2010. - 24 с.

 

Методическая разработка по курсу «Библиотечное обслуживание» предназначена для студентов Библиотечно-информационного факультета, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», классификация – «Библиотекарь-библиограф, преподаватель».

В методическую разработку включены: Общие методические указания; Учебная программа по курсу "Библиотечное обслуживание"; Тематический план курса "Библиотечное обслуживание"; Указания по выполнению контрольной работы; Структурно-логические схемы по курсу; Вопросы к экзамену по курсу; Литература.



 

 

Рецензенты:

Тихомирова И.И. – доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ,

кандидат педагогических наук.

Соколова Н.А. – директор ЦБС Кировского района г. Санкт-Петербурга,

заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

 

© Бородина В.А., 2010

© Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств, 2010


 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вузовский курс "Библиотечное обслуживание" (БО) является стержневым в системе подготовки высококвалифицированных библиотечно-информационных кадров. В нем, кроме собственной системы знаний, интегрируются и преломляются общенаучные и профессиональные знания, полученные в процессе вузовского обучения. Библиотекарю чрезвычайно важно знать о всех информационных ресурсах библиотеки как социального института. Это поможет ему эффективно удовлетворять разнообразные информационные потребности различных категорий читателей.

В результате изучения курса студент должен:



- знать теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания; историю изучения читателей; становление и развитие библиотечно-информационного обслуживания в разных типах библиотек в историческом контексте; методологию и методику изучения эффективности библиотечно-информационного обслуживания;

- уметь применять эти знания в практической деятельности библиотек;

- быть ознакомленным с перспективами развития БО, основными тенденциями профессионального образования библиотекарей отделов обслуживания всех типов и видов библиотек на альтернативной основе.

 

В условиях заочного обучения курс осваивается в течение двух семестров и межсессионный период. Лекционный курс читается по сложным и новым темам. На практические занятия выносятся наиболее значимые и комплексные темы для изучения деятельности библиотекаря с читателями (пользователями) библиотек.

Система домашних заданий и контрольная работа направлены на закрепление основных умений и навыков БО. Содержание контрольной работы и домашних заданий является основой практических занятий во время сессии, проходящих в интерактивной форме.

Заканчивается изучение курса экзаменом.

Дальнейшее закрепление полученных знаний, умений и навыков по БО осуществляется при выполнении курсовых и дипломной работ, межпрофессиональном общении на учебных конференциях, практических занятиях, непосредственно в деятельности библиотек и в рамках выбранной специализации.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

"БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ"



Введение

Законодательная база курса "Библиотечное обслуживание" (БО): Федеральные законы: "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и защите информации", "Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая"; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Библиотековедение и библиография" (третий уровень высшего профессионального образования); Манифест ЮНЕСКО и другие документы, регламентирующие деятельность библиотеки как социального института.

Курс БО - научная и учебная дисциплина, его взаимосвязи с родственными и смежными науками и учебными предметами. Цели и задачи курса БО; история становления и развития. БО в контексте законов Ранганатана. Структура, основное содержание, логика и особенности изучения вузовского курса БО. Информационная база курса.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса

Понятийный аппарат БО как учебной дисциплины и области практической и научной деятельности. Общее и различия в их терминологических системах, взаимообогащение.

БО - социопсихолого-педагогическая деятельность. Суть ее: организация помощи в информационной социализации личности на разных этапах жизнедеятельности. Основные структурные, содержательные и функциональные элементы этой деятельности. Базовые структурные компоненты: цели, субъекты, объекты, средства, ресурсы, способы, результат. Взаимосвязь социальных, психологических и педагогических функций БО.

Основные понятия курса: социальный субъект (личность, группа, общество), личность библиотекаря-библиографа, личность читателя, информация и знания, читательская и информационная культура, социализация, персонализация социализации, развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание, сознание, деятельность, общение, образование (самообразование), обучение (самообучение); информационно-психологическое обеспечение, сопровождение, поддержка; информационные ресурсы, продукты и услуги, средства, методы, методики и технологии библиотечно-информационного обслуживания.

Перемены в профессиональном сознании в 90-е годы ХХ века:

- постепенное переосмысление марксистско-ленинской моноидеологии как единственного фундамента библиотечной деятельности, замена на полиидеологию;

- освобождение от господства теории руководства чтением и ориентация на теории, основу которых составляет идея свободы потребителя информации (читателя), его суверенного права на выбор и использование разнообразной информации во всех сферах собственной жизнедеятельности в соответствии с принципами демократизации;

- переход с централизации на децентрализацию во многих регионах (в различных формах проявления библиотечной деятельности);

- отказ от библиоцентристской идеи (книга и библиотека все может) и возвращение ее в начале XXI века на другой основе; попытки обосновать и реализовать комплексность в социализации социальных субъектов в информационном пространстве на основе дифференциации.

Достижения и потери от этих перемен в профессиональном сознании, их влияние на БО.

Принципы БО:

- развития (целей, деятельности, читателя, библиотекаря, информационных ресурсов, библиотечной среды и т.д.);

- демократизации (социальной справедливости, доступности информационных продуктов и услуг, приближения к пользователю информационных продуктов и услуг, плюрализма в идеологическом, содержательном и организационно-методическом аспектах);

- комфортности (активности, коммуникативности, компетентности, сотрудничества, персонализации и дифференциации, наглядности, оперативности, систематичности, доступности, комплексности, научности, приоритетности, целостности и избирательности, многопрофильности, технологичности);

- целесообразности (востребованности, экономичности, социальной и психолого-педагогической эффективности).

Формирование теоретических основ курса в историческом контексте (теория руководства чтением и пропаганды книги, читательских интересов, типологии читателей, читательской психологии, технологии обслуживания, библиотечных услуг, маркетинга, библиотечной педагогики, общения библиотекаря с читателем, читательского развития личности, социальной коммуникации).

Теория читательского (шире информационно-интеллектуального) развития личности – социопсихолого-педагогическая основа БО. Основные понятия теории читательского развития личности: читательское сознание, читательская деятельность, читательское общение, личность читателя. Уровни, этапы, пути и противоречия читательского развития. Культура чтения и информационная культура: понятия, структуры, содержание. Виды читательской и информационной деятельности. Читательская деятельность в структуре видео и компьютерной деятельности. Типология читателей и пользователей библиотек. Библиотека в системе социальных институтов по читательской (шире - информационно-интеллектуальной) и психосемиотико-коммуникативной социализации.

Теоретико-методологические основы БО за рубежом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.