Характеристика участников мониторинга
Аналитические и методические материалы по результатам выполнения диагностической работы по математике
Обучающимися основных общеобразовательных программ основного общего образования в рамках регионального исследования состояния математического образования обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений
Введение
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р в Российской Федерации реализуется введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса, начиная с 2011 года, первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2015 году начальную школу заканчивают дети, которые обучались в соответствии с ФГОС с первого класса. Региональное исследование качества начального образования проводится, прежде всего, в целях осуществления мониторинга первых результатов перехода на ФГОС и направлено на выявление уровня математической подготовки школьников, а также системных тенденций, связанных с реализацией перехода на ФГОС. В рамках мониторинга исследуются предметные результаты обучения выпускников начальной школы по математике, а также метапредметные результаты и уровень сформированности универсальных учебных действий.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Карелия № 1235 от 11.09.2015 г. «О проведении регионального мониторинга качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования» 7 октября 2015 г. была проведена диагностическая работа по математике в 5 классах общеобразовательных организаций республики.
Целью мониторинга по оценке уровня образовательных достижений обучающихся 5 классов основных общеобразовательных программ основного общего образования является подтверждение соответствия качества образования по предмету «Математика» федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Оценка уровня усвоения отдельных дидактических единиц по предмету построена на сравнении решаемости задания обучающимися относительно «коридора» ожидаемой решаемости (элемент содержания усвоен обучающимися на базовом уровне, если с соответствующим заданием справляются 65% -100%).
Мониторинг уровня образовательных достижений по математике обучающихся 5 классов общеобразовательных организаций опирается на следующие положения:
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- обеспечение надежности и достоверности результатов за счет использования стандартизированного инструментария, стандартной процедуры проведения и единых методов обработки результатов;
- достоверность статистических выводов и содержательная интерпретация результатов;
- открытость и доступность информации об уровне сформированности предметных и общеучебных умений пятиклассников.
Характеристика контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ)
Назначение КИМ
Диагностическая работа проводится в рамках регионального исследования качества образования для анализа состояния математического образования в начальной школе.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание диагностической работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).
Структура КИМ
Работа состоит из двух частей, включающих 12 заданий.
Ответом в заданиях №1–№9 является или целое число или последовательность цифр. Задание считается выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
В заданиях №10 и №12 требуется записать решение, в задании 11 должен быть представлен верный рисунок.
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В работе представлены задания по следующим темам:
ü натуральные числа (арифметические действия над натуральными числами и др.);
ü измерения, приближения, оценки (единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости; размеры объектов окружающего мира; прикидка и оценка результатов вычислений);
ü текстовые задачи (решение текстовых задач арифметическим способом);
ü геометрические фигуры и их свойства (начальные понятия геометрии, измерение геометрических величин);
ü представление данных в виде таблиц.
В диагностическую работу включены задания на проверку математических умений и навыков, необходимых человеку в современном обществе, а также на проверку сформированности общеучебных умений. В работе проверяется:
ü сформированность понятийного аппарата по проверяемым разделам содержания;
ü знание основных правил и формул, умение их применять;
ü умение оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
ü умение извлекать и анализировать информацию, представленную в таблицах;
ü умение представлять информацию с использованием символьной записи, чертежей, схем;
ü умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
ü владение навыками решения широкого спектра учебных задач.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Все задания (кроме № 12) диагностической работы имеют базовый уровень сложности.
План работы
Таблица 1
№
| Проверяемые умения
| Балл
| 1.
| Умение устанавливать порядок действий в числовом выражении и выполнять арифметические действия с натуральными числами
|
| 2.
| Умение устанавливать порядок действий в числовом выражении и выполнять арифметические действия с натуральными числами
|
| 3.
| Умение выполнять арифметические действия с натуральными числами, задание на вычисление наименьшего кратного (без использования терминов, но с описанием их свойств)
|
| 4.
| Умение оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения
|
| 5.
| Умение сравнивать основные единицы длины, массы, времени, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
|
| 6.
| Умение извлекать информацию, представленную в таблицах
|
| 7.
| Умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах
|
| 8.
| Умение вычислять площадь и периметр прямоугольника
|
| 9.
| Умение решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события)
|
| 10.
| Умение решать текстовые задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара)
|
| 11.
| Умение представлять информацию с использованием символьной записи, чертежей, схем
|
| 12.
| Умение решать текстовые задачи арифметическим способом, содержащие отношения «больше или меньше в ….»
|
|
Система оценивания
Проверка выполнения диагностической работы осуществлялась на основе специально разработанной системы критериев. Максимальный балл за всю работу – 15.
Правильное решение каждого из заданий 1–9 оценивается 1 баллом, правильное решение каждого из заданий 10, 11 и 12 оценивается 2 баллами. Каждое из заданий 1–9 считается выполненным верно, если на него дан правильный ответ в виде целого числа или последовательности цифр.
В заданиях 10 и 12 должно быть записано решение, в котором проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ. В задании 11 должен быть представлен верный рисунок.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале
| «2»
Низкий уровень
| «3»
Базовый уровень
| «4»
Повышенный уровень
| «5»
Высокий уровень
| Первичные баллы
| 0–4
| 5–8
| 9–12
| 13–15
|
Если обучающийся получает за выполнение всей работы менее 4 баллов (низкий уровень), то он имеет недостаточную подготовку для решения задач средствами математики. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение трудностей в освоении курса математики.
Если обучающийся получает от 5 до 8 баллов (базовый уровень), то этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний и умений по математике.
При получении от 9 до 12 баллов (повышенный уровень) ученик демонстрирует усвоение не только опорной системы знаний, но и справляется с некоторыми заданиями повышенного уровня сложности.
При получении не менее 13 баллов (высокий уровень), ученик демонстрирует способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
Характеристика участников мониторинга
В мониторинговом исследовании по оценке уровня образовательных достижений по математике в Республике Карелия приняли участие 5691 пятиклассников из 202 общеобразовательных организаций Республики Карелия.
Участники мониторинга - пятиклассники городских школ – 4528 человек (79,5%), сельских школ – 1163 человека (20,5%).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|