Сделай Сам Свою Работу на 5

Нахождение первого бита и запуск трека





Вставив CD в проигрыватель, найди композицию с помощью кнопок поиска трека. Перейдя на нужный трек диска, нажми кнопку Play/Pause, чтобы начать воспроизведение. Пока трек играет, ты можешь быстро перемещаться по нему двумя способами: с помощью кнопок перемотки или вращая колесо поиска. Пока все привычно.

Как только ты услышишь первый бит композиции, нажми на Play/Pause. Плеер станет в паузу и зациклит несколько мгновений звука после текущей точки трека (эффект «заикания»). В этом режиме колесо поиска позволяет очень точно перемещаться по треку – вплоть до одного фрейма (1/75 секунды). С его помощью найди точку, в которой ты слышишь зацикленным первый бит.

Чтобы иметь возможность вернуться к этой точке впоследствии, нажми на кнопку Cue (в режиме паузы она сохраняет текущую точку). Как правило, кнопка или ее индикатор начнет мигать, показывая, что точка сохранена.

Ты готов запускать трек. Чтобы это сделать, просто нажми на Play/Pause еще раз. Композиция начнет звучать с текущей точки – то есть с первого бита.

Примечание.Несмотря на то, что все профессиональные CD-проигрыватели хвастаются «мгновенным стартом» (instantplayback), в реальности микроскопическая задержка между нажатием на Play/Pause и началом воспроизведения присутствует. Более того, она отличается от модели к модели. Поэтому тебе придется привыкнуть к тому, как стартует твоя CD-вертушка, и соответственно выставлять точку на предыдущем шаге.



Коррекция ошибок запуска

Как это часто бывает, сразу после запуска трека тебе понадобится скорректировать его опережение или отставание от композиции в колонках.

Есть два способа поторопить или притормозить трек. Во-первых, можно, пока композиция играет, слегка подтолкнуть колесо поиска по часовой стрелке или против нее соответственно. Во-вторых, можно воспользоваться кнопками Pitch bend, которые есть на некоторых плеерах. Нажатие на соответствующую кнопку слегка ускоряет или притормаживает трек, пока ты ее удерживаешь.

Здесь тебя поджидает еще один сюрприз. Как правило, поведение и чувствительность колеса, а также кнопок Pitch bend проигрывателя существенно отличаются от модели к модели. Да, это тебе не винил! Поэтому то, как ты привык корректировать опережение/отставание у себя дома, может дать неожиданные результаты в клубе: коррекция будет слишком большой или, наоборот, недостаточной. Незнакомый плеер на моих глазах сыграл злую шутку с Энди Моррисом (Narcotic Thrust), когда у того после корректировки началась сильная перебитовка в середине перехода. Мораль? Знай, на каких аппаратах будешь играть, а в идеале приди в клуб заранее, чтобы успеть освоиться с ними.



Подбор питча

Работа с питчем на CD идентична работе с ним на виниле. Дополнительный плюс в том, что положение питча можно отслеживать по дисплею, который показывает его с точностью до десятых (а то и сотых) долей процента.

После того как ты подобрал питч, нажми на кнопку Cue. В режиме воспроизведения эта кнопка возвращает тебя на ранее сохраненную точку и ставит плеер в паузу. Ты готов начинать переход!

Продвинутый битмэтчинг

Корректировки отставания/опережения одного трека от другого физическим воздействием (подталкиванием пластинки, притормаживанием блина, прокручиванием шпинделя) неудобны тем, что на эффект от них влияют много факторов – от вращающего момента вертушки и коэффициента трения слипмата до количества естественного жира на твоих руках. Одним словом, эти методы работают, но не всегда так, как ты бы этого хотел.

О коварности CD-проигрывателей я уже говорил. Движение колеса поиска, которое на одном плеере слегка подталкивает трек, на другом может не произвести почти никакого эффекта или, наоборот, подтолкнуть его слишком сильно.

Профессионалы, включая меня, касаются пластинки или колеса поиска только для того, чтобы найти первый бит и запустить трек. Метод корректировок, который мы используем, не требует физического воздействия. Кроме того, он делает сам процесс битмэтчинга более быстрым, точным и универсальным. Секрет в том, что для корректировки отставания или опережения мы используем единственный общий элемент управления всех профессиональных проигрывателей – питч.



Чтобы понять, как это делается, вернись к работе с одинаковыми треками в нулевом положении питча (см. второй урок битмэтчинга). Предположим, что после запуска трек отстает от колонок и его нужно подогнать. Вместо корректировки подталкиванием пластинки или колеса поиска CD-плеера, перемести питч на процент-другой вперед. Темп трека ускорится, и он естественным образом догонит танцпол. Когда это произойдет, верни питч обратно в ноль. Для корректировки опережения питч нужно сначала переместить назад, а затем вернуть обратно.

Заметь, что чем дальше ты перемещаешь питч для корректировки, тем быстрее она происходит, но в то же время становится сложнее не прозевать и вернуть питч обратно вовремя.

Когда ты привыкнешь уверенно корректировать ошибки запуска при помощи питча, можно попробовать использовать новый метод в процессе битмэтчинга. Тут тебе еще больше пригодятся навыки отслеживания положения ползунка питча, но сам битмэтчинг будет происходить намного быстрее.

Почему? Пример: после запуска твой трек начал отставать от трека на танцполе. Перемещая питч вперед для корректировки, ты одновременно подгоняешь его, чтобы он вновь сошелся с танцполом, и в то же время определяешь верхнюю границу интервала, в который заключена правильная точка. Затем ты передвигаешь питч в середину этого интервала и смотришь, как трек поведет себя там.

Суть в том, что, осуществляя корректировки питчем, ты по пути получаешь намного больше информации о разнице в темпе треков, чем если бы ты просто двигал питч после корректировок вручную. В результате процесс битмэтчинга становится намного более быстрым и точным.

Чтобы освоить корректировку питчем, освежи по порядку все этапы обучения битмэтчингу – разве что игру в догонялки можно пропустить. Поначалу новый способ будет даваться непросто, но зато когда ты его освоишь, твои навыки битмэтчинга выйдут на новый уровень!

Структура трека

Чтобы научиться качественно сводить пластинки, ты должен хорошо представлять себе строение типичного танцевального трека. Как будто специально для того, чтобы облегчить жизнь диджею, большинство композиций следуют очень похожему шаблону. Зная его, ты сможешь предсказывать течение музыки и искусно манипулировать ей.

Начнем с азов. В любом танцевальном треке невозможно не заметить бочку – большой барабан, который отбивает ритм: «бум, бум, бум, бум». Удары бочки идут группами по четыре, каждая из которых называется тактом. Первый бит (сильная доля) каждого такта обычно акцентируется: если не силой удара, то каким-либо изменением в музыке. В общем, если вальс – это «раз, два, три; раз, два, три…», то хаус и другие клубные стили – это «раз, два, три, четыре; раз, два, три, четыре…».

В качестве примера – самый первый такт одного из моих любимых треков:

Такты, в свою очередь, объединяются в квадраты – группы по 4 такта. Соответственно, в каждом квадрате 16 битов (4 х 4). Вот квадрат из вступления того же трека, с небольшим отрывком до и после него (сам квадрат начинается между 1-й и 2-й секундой):

Квадраты примечательны тем, что абсолютно все части трека (вступление, куплет, припев и т.д.) занимают четное количество квадратов. Поэтому все значительные изменения в музыке происходят через одинаковые промежутки времени, обычно равные длине двух квадратов (двойки) или четырех. Послушай типичный куплет, который занимает четыре квадрата, или две двойки(начало куплета – между 4-й и 5-й секундой отрывка):

Слышишь, как акцентируется начало каждой двойки, и какие изменения происходят в течении музыки? Кстати, заметь, как под новую двойку в самом конце отрывка начинается припев.

Вооружившись знаниями о тактах и квадратах, возьмем типичную композицию в стиле хаус и посмотрим, из каких частей она состоит. В качестве подопытного кролика возьмем Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix):

Слушай внимательно! Трек следует такой схеме:

1. Вступление – 16 тактов

2. Инструментальный припев – 16 тактов

3. Куплет – 8 тактов

4. Припев – 8 тактов

5. Куплет – 8 тактов

6. Припев – 16 тактов

7. Куплет – 16 тактов

8. Припев – 16 тактов

9. Проигрыш – 24 такта

10. Брейк – 8 тактов

11. Припев – 16 тактов

12. Инструментальный припев – 16 тактов

13. Окончание – 16 тактов

Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.

После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.

Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы, а это именно то, на что мы будем опираться дальше в обучении сведению.

Сведение: как это делается

Итак, битмэтчинг – это твое второе «я», с аппаратурой ты работаешь с закрытыми глазами, а слова «квадрат», «брейк» и «такт» прочно вошли в твой лексикон. Замечательно! Самое время двигаться дальше и учиться сводить треки. Сегодня мы попробуем на вкус, что такое сведение, сделав простой переход с одной композиции на другую.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.