Особенности интервью с 10 типами собеседников.
Эти категории: эксперты, свидетели, чиновники, "публика", "звезды", деятели искусства, политики, герои, маргиналы и обычные люди.
1. Эксперты. В эту категорию входят ученые и высококвалифицированные специалисты. Главные требования к ним – компетентность и незаинтересованность. Человек должен разбираться в предмете обсуждения и быть безразличным по отношению к конкретной ситуации, которая явилась поводом для интервью. Если требование незаинтересованности не соблюдено, человек в роли эксперта выступить не может, так как будет заниматься пропагандой в пользу своей точки зрения.
Общаться с экспертами, как правило, легко и интересно. Они очень разговорчивы и могут рассказать гораздо больше, чем вместит отведенная под интервью площадь в газете или журнале.
Проблем, которые могут возникнуть в интервью с экспертами, две.
Во-первых, они любят влезать в неважные и непонятные широкому кругу читателей детали и изъясняться на своем профессиональном сленге. В результате интервью может стать трудным для восприятия и пересыщенным терминами.
Во-вторых, эксперты, особенно деятели науки, как правило, избегают однозначных ответов и конкретных формулировок. Вместо фразы "Это есть то" они скажут примерно следующее: "При определенных условиях и с учетом этих и тех факторов, а также при наличии таких-то обстоятельств и взаимосвязей не исключено, что это с некой вероятностью окажется то". Поэтому журналисту необходимо требовать перевода терминов на обычный язык и бороться с расплывчатыми ответами.
2. Свидетели. Это участники или очевидцы события, но не главные действующие лица и не ответственные за случившееся. Цель интервью с ними – получить непосредственные и наполненные деталями впечатления.
Свидетель всегда субъективен и целостную картину происходящего с его слов составить невозможно. Поэтому интервью со свидетелями обычно публикуется как дополнение к новости, причем в начале текста обязательно уточняется роль человека в событии.
3. Чиновники. Цель интервью с ними – представить точку зрения тех, кто ответствен за происходящее.
Типовые вопросы для интервью с чиновниками: "Почему приняли именно это решение? Какими мотивами руководствовались? Какими сведениями располагали? Каких сведений не хватало? В чем видели проблему? Как обосновываете свои действия? Были ли альтернативы? Если да, то какие?" Журналист должен стремиться поставить чиновника в положение оправдывающегося за то, что не все благополучно во вверенной ему сфере деятельности.
К интервью с чиновниками следует готовиться, собирать информацию, статистику, чтобы обосновывать свои упреки на документах. У чиновников нужно добиваться как можно более конкретных ответов, постоянно уточняя предмет вопроса, и ни в коем случае не давать собеседнику уйти в роль эксперта, то есть комментирующего то, за что он не отвечает.
4. "Публика". Здесь имеются в виду короткие интервью с прохожими на улице, чтобы собрать спектр мнений и настроений, с которыми читатели могли бы себя идентифицировать.
Темы таких интервью – завершенные события и происходящие перемены, например недавно принятый закон или наступление весны.
Особенностью этого типа интервью является то, что ответы людей должны быть достаточно абстрактными, чтобы читатель мог распространить их на себя, и в то же время содержать конкретную информацию, чтобы за ней был виден именно этот человек.
5. "Звезды". Интервью со "звездой" – это представление человека как объекта восхищения, почитания, презрения, ненависти. "Звезда" словно находится на сцене, и вопросы, как прожектора, высвечивают различные стороны личности собеседника. При этом очень редко "звезды" являются действительно гениальными или оригинальными людьми.
Задача журналиста – не потакать самолюбованию "звезды", а стремиться очеловечить "гламурную" фигуру, которая пока что остается скрытой за сценическим образом.
Обычно вопросы в интервью со "звездой" касаются желаний, надежд, разочарований. Можно поговорить о взаимоотношениях с любимым человеком, о детях, о родителях, о друзьях. О том, в чем человек видит свои сильные стороны и свои слабости, как ему живется, будучи "звездой". Пусть вспомнит детство, учебу в школе, первое выступление, людей, которым "звезда" благодарна. Можно поговорить об отношении "звезды" к высказанным в ее адрес оценкам других людей, прежде всего, негативным, о стереотипах, которые в массовом сознании по отношению к этой "звезде" существуют.
6. Деятели искусства. К этому типу собеседников относятся создатели выдающихся художественных произведений, талантливые и при этом часто выделяющиеся своим поведением люди. Они интересны и сами по себе как личности, и как выразители общественных настроений, которые первыми понимают происходящее и могут передать это понимание другим.
Упор в интервью с ними следует делать на событиях из жизни собеседника и на его переживаниях, показывая читателю связь творца с его произведениями через рассказанные им истории и эпизоды из жизни.
Вопросы в интервью с деятелем искусства прежде всего личные. О ситуациях, которые повлияли на выбор жизненного пути. О роли родителей. О мотивах творчества и источниках вдохновения. О типичном дне жизни персонажа. О том, что его радует или пугает. О примерах, которые связаны с жизненными целями и ценностями. О встречах и взаимоотношениях с другими выдающимися деятелями искусства.
7. Политики. Эти собеседники сочетают в себе две роли – ответственного за происходящее и эксперта по отношению к действиям других лиц. Информационный повод для интервью с политиком обычно бывает задан ситуацией или проблемой.
Часто политики стремятся отделаться от журналиста общими пафосными фразами о том, что они за все хорошее и против всего плохого. Некоторые и вовсе могут в ответ на первый вопрос произнести получасовой ничего не значащий монолог. Поэтому журналисту следует вклиниваться в их речь, настаивая на конкретных ответах именно на те вопросы, с которыми пришел журналист.
8. Герои. Они интересны благодаря своим достижениям, например инвалиды, которые победили свою болезнь, предприниматели, которые создали с нуля фирму, ставшую лидером рынка. Такой человек играет роль экрана, на который другие люди проецируют свои желания и мечты. У героев нужно спрашивать о конкретных мыслях, ощущениях, действиях, тревогах и желаниях, которые были у них в процессе борьбы или работы. Им бывает трудно формулировать свои мысли. Здесь журналист должен прийти на помощь собеседнику, подсказывая ему возможные ответы.
9. Маргиналы. Это люди, вытолкнутые из общества, – бродяги, беспризорники, лица без определенных занятий, жители вокзалов, теплоцентралей и свалок. С ними лучше разговаривать без диктофона, так как они обычно много натерпелись от представителей власти, очень запуганы и с подозрением относятся к любому человеку не их круга.
10. Обычные люди. Собеседники здесь те же самые, что и в интервью с "публикой", однако цель журналиста – не срез сиюминутных мнений, а гораздо более глубокое представление нашего современника. Если интервью с "публикой" ограничивается 3–4 вопросами, то беседа с обычными людьми может включать в себя несколько десятков вопросов и длиться от получаса до нескольких часов.
Тема подобных интервью – повседневность. На первом плане выступает функция, и лишь затем следует личность: человек показывается как сотрудник, житель города, член семьи, только потом как единственный и неповторимый субъект.
В словах собеседника важна не информация, а атмосфера. Сложность интервью с обычными людьми в том, что многие не умеют переводить свои мысли в слова. Поэтому часто журналисты вместо интервью предпочитают про обычных людей писать в жанрах репортажа или портрета.
РЕЗЮМЕ
1. Необходимо различать интервью как метод сбора информации в журналистике и интервью как жанр, когда текст оформляется в виде вопросов журналиста и ответов собеседника.
2. Интервью в зависимости о темы бывают трех видов – предметное (о положении вещей в какой-то сфере деятельности), личностное (о человеке) и предметно-личностное (о человеке в привязке к какому-то делу).
3. Виды вопросов, используемых в интервью: открытые вопросы (с вопросительным словом) и закрытые (предусматривающие ответ "да" или "нет"); вопросы в зависимости от функции в интервью – предметные (для получения информации), управляющие (для управления диалогом) и поведенческие (для манипулирования собеседником).
4. Исправления при согласовании интервью допустимы, если журналист исказил слова собеседника, либо если за время, прошедшее с момента интервью, объективно произошло нечто, заставившее собеседника изменить свои взгляды.
5. В качестве собеседников журналиста могут выступать эксперты, свидетели, чиновники, "публика", "звезды", деятели искусства, политики, герои, маргиналы и обычные люди.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|