Расшифровка и согласование интервью.
Типология вопросов в интервью (открытые и закрытые, прямые и непрямые, предметные, управляющие и поведенческие).
Эта типология никак не связана с классификациями вопросов, используемыми в филологии.
Вопросы делятся на открытые и закрытые.
Открытый вопрос – это вопрос с вопросительным словом, предусматривающий развернутый ответ, например: "Что вы обычно делаете в свободное время?"
Закрытый вопрос – это вопрос без вопросительного слова, предусматривающий ответ "да" или "нет", например: "У вас есть собака?"
Общее правило гласит, что лучше задавать открытые вопросы, чем закрытые, так как первые побуждают собеседника говорить, а вторые, наоборот, позволяют ограничиться односложным ответом, который многократно короче вопроса журналиста.
Открытые и закрытые вопросы можно сравнить с зеленым и красным сигналами светофора. Когда горит зеленый, интервью продвигается, когда красный, разговор стоит на месте.
Однако есть случаи, когда закрытые вопросы предпочтительнее открытых. Во-первых, если собеседник уходит от прямого ответа в пространные рассуждения. Тогда журналисту ничего не остается, как спросить: "Правильно ли я понимаю, что вы не будете участвовать в выборах?".
Во-вторых, это общение с чрезмерно разговорчивым собеседником, когда открытые вопросы спровоцировали бы слишком длинные ответы.
В-третьих, закрытые вопросы могут быть показателем компетентности журналиста, осведомленности о деталях происходящего.
Открытые и закрытые вопросы также могут быть прямыми и непрямыми (косвенными).
Прямой открытый вопрос – спрашиваем прямо: "У вас уже есть выделенный бюджет? Сколько выделили?"
Прямой закрытый вопрос: "Вы наделены полномочиями принять это решение?"
Непрямые открытые вопросы – это вопросы вида "Расскажите, пожалуйста, о…".
Непрямые закрытые вопросы – это вопросы с утверждением, которое журналист приписывает третьим лицам, например: "Ваши недоброжелатели говорят, что вы – алкоголик. Это правда?"
Вопросы подразделяются на предметные, управляющие и поведенческие.
Цель предметных вопросов – получение информации. Предметные вопросы бывают фактицирующими, оценивающими, интроспекционными, проективными и гипотетическими.
Фактические вопросы – это вопросы о реальных событиях, например: "Что вы обсуждали во время последней встречи с президентом?"
Оценивающие вопросы – это вопросы об отношении собеседника к кому-то или чему-то, например: "Что вы думаете о людях, которые не могут заработать себе на жизнь?"
Интроспекционные вопросы – это вопросы о чувствах собеседника, например: "Что вы ощутили, когда он поднял пистолет и стал целиться в вас?"
Проективные вопросы – это вопросы о возможном поведении собеседника в воображаемых ситуациях, например: "Что бы вы делали, если бы вашего ребенка захватили в заложники?"
Гипотетические вопросы – это вопросы о возможных событиях и условиях их развития, например: "Когда Россия сможет позволить себе иметь профессиональную армию?"
Управляющие вопросы служат для управления диалогом и делятся на открывающие, переходные, фильтрующие, утверждающие и когнитивные.
С открывающего вопроса журналист обычно начинает интервью.
Переходные вопросы содержат часть высказывания собеседника и новый вопрос. Они создают впечатление непрерывности разговора, например: "Вы сказали, что в свободное время любите водить машину. А как вы относитесь к новому увлечению нашей элиты – катанию на горных лыжах?"
Фильтрующие вопросы содержат фрагмент ответа и просьбу об уточнении. Они помогают прояснить сказанное, а также удержать нить разговора, когда собеседник отклоняется от темы.
Утверждающий вопрос – это восклицание и просьба рассказывать дальше. Например, собеседник рассказывает, что выиграл в лотерею миллион долларов. Реплика журналиста: "Миллион долларов! И как же вы их потратили?"
Когнитивный вопрос предлагает осмыслить и оценить только что прозвучавший ответ, например: "Вы не находите это высказывание преувеличенным?"
Поведенческие вопросы служат для манипулирования собеседником, провоцирования определенных действий с его стороны. Такие вопросы применяются в интервью-конфронтации. Цель журналиста в этом случае – не получить информацию, а вывести собеседника из себя. Журналист может испортить отношения с персонажем интервью.
Поведенческие вопросы подразделяются на суггестивные, вопросы-ловушки, намекающие, усилительные и провоцирующие.
Суггестивный вопрос ставит один ответ предпочтительнее остальных, например: "Все честные люди поступают так. А вы как?" Собеседнику предлагается либо согласиться с каким-то утверждением, которое он не считает правильным, либо признать себя нечестным или не таким, как все люди.
Вопрос-ловушка – это вопрос из разряда: "Вы уже бросили пить?" – любой ответ на который будет не в пользу собеседника, так как он должен признать, что он либо пьет сейчас, либо пил раньше.
При намекающем вопросе истинная цель вопроса вначале скрывается. Собеседника спрашивают о некоем общеизвестном факте, а затем, отталкиваясь от этого факта, задают вопрос, который выставляет собеседника в невыгодном свете.
Усилительный вопрос повторяет высказывания собеседника в более жесткой, категоричной форме. Цель такого вопроса – заставить собеседника опровергать только что сказанное и таким образом представить его как человека, не имеющего твердого мнения.
Но самый сильный способ вывести собеседника из себя – провоцирующийвопрос о причинах психологическогосостояния собеседника, например: "Почему вы так нервничаете?"; "Чего вы так разозлились?" После такого вопроса может последовать взрыв эмоций. Не исключено, что интервью на этом закончится и журналиста выставят за дверь. Но своей цели – спровоцировать скандал – журналист достигнет.
Движение в интервью может происходить в четырех направлениях – вперед, в сторону, назад и буксовать на месте.
Движение вперед – это постепенное исследование одной темы либо переход от темы к теме. В первом случае движение медленное, во втором – быстрое. Подобное интервью может напоминать вид из окна скоростного электропоезда, когда стоит какому-нибудь пейзажу начаться, как он тут же и заканчивается.
Движение в сторону происходит тогда, когда с основной темы разговор соскальзывает на детальное обсуждение какого-либо из ее аспектов.
Движение назад случается, если журналист требует уточнения и разъяснения уже сказанного.
Буксовать на месте интервью начинает тогда, когда журналист ставит под сомнение высказывания собеседника и начинает с ним спорить. Затевать спор очень рискованно. В крайнем случае вступать в спор можно в конце интервью, когда ответы на основные вопросы уже получены.
Что касается оптимальной продолжительности интервью, то практика показывает, что если объем текста должен составить 100–150 строк (2–3 страницы – стандартный размер интервью), то не имеет смысла разговаривать больше 25–30 минут (с учетом того, что устная речь при переводе в письменную всегда уменьшается по объему за счет более четких формулировок, вычеркивания повторов).
За это время журналист обычно может задать три главных вопроса (затронуть три темы) и по 3–4 дополнительных вопроса к каждому из них. Для дополнительных вопросов действует правило, что их лучше задавать "вглубь", чем "вширь", то есть уточнять детали уже сказанного, а не спрашивать о новых фактах такого же порядка.
Расшифровка и согласование интервью.
Окончательный текст не обязательно должен представлять собой стенограмму разговора, он должен передавать "дух" беседы, а не "букву". Вопросы журналиста вообще допустимо переписать, чтобы они лучше подходили под ответы собеседника. Если на какие-то вопросы собеседник дал банальные ответы, эту часть интервью можно выбросить. Зато если интервью касается какого-то сложного предмета, то в слова журналиста можно вписать вводную объясняющую информацию, чтобы сделать текст более понятным читателям.
Чтобы интервью не выглядело монотонным, в нем должны чередоваться длинные и короткие абзацы, пространные рассуждения и мгновенные обмены репликами. Если сравнить интервью со спортивным поединком, наверное, наилучшим образом подойдет настольный теннис, где вначале шарик летает между игроками с небольшой скоростью, потом темп ускоряется все больше и больше, пока кто-то не ошибется. Затем новая подача, и все повторяется сначала.
Российское законодательство обязывает предоставлять собеседнику текст интервью для визирования. В то же время не следует позволять собеседникам злоупотреблять этим правом. Исправления допустимы только в том случае, если журналист исказил слова собеседника либо если за время, прошедшее с момента интервью, произошло нечто, заставившее собеседника изменить свои взгляды.
В крупных российских газетах действуют такие правила согласования интервью:
• Не подлежат согласованию заголовок и ЛИД интервью.
• Интервьюируемый не имеет права снимать вопросы журналиста, дописывать то, чего он не говорил, и править стиль интервью.
На практике нередко возникают случаи, когда собеседник дает достаточно откровенное интервью, а при согласовании заменяет свои наиболее яркие и скандальные фразы на нейтральные и безликие.
В этом случае журналист может действовать четырьмя способами:
1. Отказаться от публикации интервью.
2. Поставить собеседника перед выбором: либо он возвращает текст в исходный вид, либо возмещает журналисту гонорар, который тот недополучит из-за отказа от публикации интервью.
3. Сообщить собеседнику, что его нынешние "исправленные" ответы редакцию не устраивают, и потребовать новой беседы для получения других ответов на эти же вопросы.
4. Публиковать интервью в первоначальном виде, а в случае конфликта ссылаться на диктофонную запись разговора. Отношения журналиста (и редакции) с собеседником на некоторое время, вероятно, будут испорчены, но судебное преследование журналисту не грозит. Опровергать в суде записанные на диктофон свои собственные слова, как показывает практика, никто не будет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|