Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра экономики и менеджмента сервиса

 

 

Утверждено на заседании

УМК факультета:

«__» ______2011 г.

Протокол №________________

Председатель УМК

к.э.н., доцент Фролова Л.Н.

__________________

 

Учебно-методический комплекс

 

ДИСЦИПЛИНЫ – Лидерство в современном бизнесе

для бакалавров по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

квалификация «Бакалавр»

форма обучения очная

 

 

факультета управления, Цикл ПЦ, вариативная часть, курс по выбору     Курс: 2 Семестр: 4 ВСЕГО часов (по учебному плану) 108час. Лекции: 18 час. Практические занятия: 40 час. Самостоятельная работа: 46 час. Контрольная работа: 1 Форма итогового контроля: зачет      

Сыктывкар, 2011

 

Лист согласования и утверждения рабочей программы

 

Рабочая программа составлена и утверждена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» квалификация «Бакалавр».



 

Составитель рабочей программы:

к.э.н., доцент _____________ В. Д. Демакова

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭиМС.

Протокол заседания №__________ от “____” сентября 2011 г.

 

 

Заведующий кафедрой ЭиМС:

к.э.н., доцент _____________ Е.Е. Петракова

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный курс «Лидерство в современном бизнесе» предназначен для студентов, обучающихся по ООПВПО «Бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент».

 

Проблемы, с которыми сталкиваются современные организации предьявляют особое внимание к феномену лидерства. Если организация чрезмерно управляема, но испытывает недостаток лидерства, она теряет ориентиры видения, целеустремленности и эффективной работы. Плохо управляемая организация с сильным лидером может иметь кратковременные преимущества, но не сможет быть успешной в долгосрочной перспективе, и с достаточно большой вероятностью способна потерпеть крах. Современные организаации всех типов нужаются в разносторонних и гибких лидерах, которые могут находить новые возможности и справляться с новыми вызовами. Фундаментальные изменения в мире бизнеса предъявляют к изучению лидерства новые требования, и их невозможно ограничить традиционными учебными курсами менеджмента и организационного поведения.



В курсе изучаются вопросы современного лидерства такие как природа и теоретические подходы к изучению проблемы лидерства, контекст и особенности персонального, командного и организационного лидерства, преодоления кризисных ситуаций во внутриорганизационных взаимодействиях.

 

 

Основной целью курса в соответствии ООП ВПО является формирование представления о современной теории лидерства и ее применениях в условиях быстро меняющейся внешней и внутренней среды организации.

 

Задачи, решаемые в ходе изучения курса:

 

- понимание теории и основных подходов к лидерству,

- овладение инструментами и навыками лидерства,

- раскрытие у студентов потенциала для самосовершенствования и развития

лидерских качеств.

 

 

В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения.

Сочетание всех этих методов позволяет достичь следующих результатов обучения в соответствии с видами профессиональной деятельности:

 

· участие в формулировании цели и формировании дизайна организации

· участие в разработке и формировании организационной культуры

· реализация комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

· планирование деятельности организации и подразделений;



· организация командной работы для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

контроль за эффективностью командной работы подразделений ;

· мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

· сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к профессиональному циклу Б-3, ДВ10 (Дисциплины по выбору) логически и содержательно - методически взаимосвязана с другими частя­ми ООП:

· дисциплинами «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Организационное поведение», «Управленческие решения»;

· учебными и производственными практиками.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисцип­лины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:

· знание основных понятий менеджмента, в том числе функций и принципов менеджмента, типов организационной структуры, форм взаимодействия на различных уровнях организации, типов стратегий, а также уменийпо формированию стратегий, по определению типа оргструктуры;

· знание основных понятий маркетинга, в том числе элементов комплекса маркетинга, сущности внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга;

· знание элементов системы управления персоналом, в том числе теорий мотивации персонала, правил отбора в организацию, а также умений по формированию команды, эффективному управлению, определению типов власти и стилей управления;

· знаниесущности, уровней и принципов организационной культуры, уменийпо анализу оргкультуры и определению направлений её совершенствования;

· знаниетипов управленческих решений и правил их принятия, уменийпо подготовке и реализации управленческих решений.

 

Освоение дисциплины «Лидерство в современном бизнесе» может быть необходимо как предшествующее для такой дисциплины как «Управление изменениями в организации» и для производственной практики.

 

Компетенция обучающегося (ПК-4), формируемая в результате освоения дисциплины «Лидерство в современном бизнесе»:

способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

- основные подходы к определению лидерства;

- ключевые элементы категории лидерства;

- эволюцию теоретических представлений о лидерстве;

- модель вертикальной диадной связи;

- пять основных личностных факторов и их влияние на поведение лидера;

- классификацию инструментальных и конечных ценностей;

- компоненты эмоционального интеллекта.

 

 

Уметь:

- описывать новые реальности, окружающие современные организации;

- объяснить как поведенческие и ситуационные переменные влияют на

лидерство;

- оценить взаимоотношения между лидерами и последователями;

- выявлять культурные различия и степень их воздействия на ценности

лидера;

- объяснить как этика влияет на формирование ценностных ориентиров

лидера;

- определять различия в стилях мышления , а также в поведении и

коммуникациях.

 

Владеть:

- навыками использования четырехсекторной модели мышления по

Н.Херрманну для определения различий в мышлении;

- навыками определения основных личностных качеств;

- навыками выявления локуса контроля;

- навыками выявления инструментальных и конечных ценностей

 

 

Компетенция обучающегося (ПК-5), формируемая в результате освоения дисциплины «Лидерство в современном бизнесе»:

способность эффективно организовывать работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

- определение команды и ее отличие от группы;

- основные типовые характеристики команды;

- особенности и вызовы традиционных, виртуальных и глобальных команд;

- стадии развития команды;

- определение эффективности команды;

- понятие фасилитация, функции и виды коучинга.

 

Уметь:

- выявлять основные компоненты при классификации команд;

- оценивать стадии развития команд;

- владеть элементами «стейкхолдер» анализа;

- использовать различные фреймы при анализе внутренних изменений в организации.

 

Владеть:

- навыками определения командных ролей;

-навыками анализа внутренней среды организации через призму

структурного, человеческого, политического и символического фреймов;

 

Компетенция обучающегося (ПК-6), формируемая в результате освоения дисциплины «Лидерство в современном бизнесе»:

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

- определение конфликта и основные причины, вызывающие конфликт;

- виды конфликтов;

- основные способы разрешения конфликтов;

- понятие и особенности коммуникационного процесса

Уметь:

- разрешать конфликты, которые неизбежно возникают;

- различать диалог и дискуссию;

- объяснить как виды конфликта влияют на фазы Исполнение, Выживание и

Развитие;

- оценить влияние эмоций на эффективность;

- использовать коммуникации, чтобы влиять на окружающих и убеждать

их;

- определять «Ловушки» , возникающие при выработке командного

решения и преодолевать их.

 

Владеть:

- навыками «Умение слушать»;

- навыками «Раскрытие возможностей группы»;

- основными методами принятия групповых решений

- компетенциями фасилитации

 

 

 

 

Структура и содержание дисциплины

«Лидерство в современном бизнесе»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.

 

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинар КСР  
1. Лидерство и взаимоотношения    
2. Личностные аспекты лидерства    
3. Лидерство и команда    
4. Стратегическое лидерство    
5. Создание и руководство обучающейся организации    
  ИТОГО:  

 

 

Образовательные технологии

 

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в учебном процессе используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий в объеме 58 часов, в т.ч. 18 час. лекций, 40 час. практических занятий.

· разбор конкретных ситуаций (кейсов) (п/з);

· психологическое тестирование (п/з);

· работа в микрогруппах (п/з);

· моделирование управленческих ситуаций (п/з);

· интерактивные формы лекций: проведение презентаций, точечно-групповые дискуссии

 

Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:

- лекции, в том числе проблемные;

- практические занятия;

- самостоятельная работа.

В зависимости от данных форм и строятся рекомендации.

В лекциях наибольшее внимание уделяется методологическим вопросам, а также последовательной, систематической подаче теоретического материала, его тесной связи с практическими вопросами. Каждая новая тема опирается на уже изученный материал, а теоретические вопросы иллюстрируются практическими примерами.

При подготовке к лекционным занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием предыдущих лекций данного тематического раздела, уяснить связь новой темы с предыдущими; при подготовке к практическим занятиям рекомендуется проанализировать основную и дополнительную литературу с целью более глубокого освоения изучаемой темы.

В соответствии с учебным планом по дисциплине “Лидерство в современном бизнесе” предусмотрены различные виды учебных занятий, в том числе и самостоятельная работа студентов. Последняя, в свою очередь, может быть представлена различными формами: написанием эссе, контрольными работами, самотестированием, проблемными заданиями, тестами и др.

2. Самостоятельная работа студентов

 

Учебным планом кроме аудиторной работы предусмотрены две контрольные работы, самостоятельная работаи в качестве формы итогового контроля – зачет.

Учебно-методический комплекс содержит рекомендации по написанию Эссе, задания для самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной) по всем темам курса, которые представлены в форме вопросов для самоконтроля, практических заданий-кейсов, тем для подготовки рефератов.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

УМК предусмотрены два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа студентов выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объём времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, распределяется по темам.

 

Самостоятельная работа по теме 1

Самостоятельная работа по теме (аудиторная).

1.Самостоятельно ознакомиться с работой –

Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы. Российский журнал менеджмента.2008.т.1 №2, с.3-24

2. Рассмотреть, какие традиционные методы руководства используют современные лидеры.

Самостоятельная работа по теме ( внеаудиторная).

1. Рассмотреть основные внешние факторы, которые влияют на современные организации и лидерство

2.Выявить основные причины неудач лидеров в свете новой парадигмы.

Самостоятельная работа по теме 2

Самостоятельная работа по теме (аудиторная).

1.Самостоятельно ознакомиться с работой –

Гиус А. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. Серия «Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге».Гл.4, 2004.с.68-88.

2. Cамотестирование характера на основе теста «Основные пять» измерений характера.

Набор черт характера каждого индивидума различен- это делает нас уникальными. Хотя набор черт различается, мы все имеем общие черты. Фразы приведенные ниже описывают различные черты и поведение. Проранжируйте насколько аккуратно каждое утверждение описывает Вас основываясь на шкале 1-5, с 1 –очень точно, и с 5 – очень неточно. Рассмотрите себя какой Вы есть на самом деле, а не каким бы Вы хотели быть. Нет правильных или неправильных ответов.

1 2 3 4 5

Очень точно Совсем неточно

• -------- 1. Я добрый и сочувствующий

• ------- 2. Я самокритичен к себе

• -------- 3. Я обычно в центре внимания

• -------- 4. Я люблю порядок

• -------- 5. Я обладаю воображением

• -------- 6. Я всегда обращаю внимание на детали

• -------- 7. Я чувствую себя комфортно с незнакомцами.

• -------- 8. Я придерживаюсь либеральных взглядов.

• -------- 9. Я всегда нахожу хорошие слова для каждого

• -------- 10. Я часто завидую другим.

• -------- 11. Я люблю поговорить

• -------- 12. Я люблю искусство

• -------- 13. Я темпераментный

• --------14 . Я никогда не обижаю людей

• --------- 15. Я всегда готов к занятиям.

Набор черт характера каждого индивидума различен- это делает нас уникальными. Хотя набор черт различается, мы все имеем общие черты. Фразы приведенные ниже описывают различные черты и поведение. Проранжируйте насколько аккуратно каждое утверждение описывает Вас основываясь на шкале 1-5, с 1 –очень точно, и с 5 – очень неточно. Рассмотрите себя какой Вы есть на самом деле, а не каким бы Вы хотели быть. Нет правильных или неправильных ответов.

• Утверждения 3,7,11 описывают черты, ассоциирующиеся с экстравертностью;

• Утверждения 1,9,14 описывают черты, ассоциирующиеся с согласованностью;

• Утверждения 4,6,15 описывают черты, ассоциирующиеся с добросовестностью;

• Утверждения 2,10,13 описывают черты, ассоциирующиеся с несдержанностью ( низкой эмоциональной стабильностью);

• Утверждения 5,8,12 описывают черты, ассоциирующиеся с открытостью к новому опыту ;

Какие ваши наиболее явные черты?

 

2.Самотестирование мыслительной модели по Н. Херманну.

Следующие характеристики ассоциируются с четырьмя секторами мыслительной модели Неда Херманна.

Подумайте, как вы подходите к проблемам и принимаете решения. Рассмотрите, как Вы обычно работаете над заданиями и взаимодействуете с другими. Выберите 10 характеристик, которые описывают Ваш стиль мышления. Охарактеризуйте себя таким каков Вы есть, а не таким каким бы Вы хотели быть.

 

А В С Д
аналитичный Организованный дружелюбный целостный
конкретный плановый восприимчивый системный
прямой детальный вдохновленный любопытный
строгий контролирующий понимающий вообразительный
реалистичный консервативный вспыльчивый Интуитивный
интеллектуальный дисциплиниро-ванный чувствитель-ный гибкий
объективный практичный доверчивый спонтанный
знающий усердный гуманный открытый
ясный настойчивый выразительный азартный
четкий исполнительный участливый концептуальный

 

Самостоятельная работа по теме (внеаудиторная). .

1. Рассмотреть отличия между автократическими и демократическими стилями лидерства и понять, какое влияние они оказывают на людей.

2. Рассмотреть отличия между типами поведения лидеров, ориентированных на взаимоотношения с людьми и на выполнение заданий, и узнать, когда используется каждый из этих типов поведения.

 

Самостоятельная работа по теме 3

Самостоятельная работа по теме (аудиторная).

 

1. Самостоятельно ознакомиться с работой Биркиншоу Д., Крейнер С. Команда победителей. Лидерство в стиле Свена Йорана Эрикссона. Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге Гл.7, 2005.с.131-147

 

2.Подумайте о человеке, которого Вы считаете идеальным лидером.

В первой части задания выберите идеального лидера, о котором вы слышали, но не знакомы лично. Этим человеком может быть знаменитая личность. Напишите имя человека и укажите три качества, которыми вы восхищаетесь. Во второй части задания выберите идеального лидера, с которым вы лично знакомы. Напишите имя человека и укажите три качества, которыми вы восхищаетесь.

С первыч человеком вы не знакомы. Качества, о которых вы говорите, могут не принадлежать , а приписываться лидеру. Возможно, это те качества, которые вы хотели бы развить у себя. Второй лидер вам знаком и, возможно, оказывал влияние на вас. В чем сходство и различия лидеров? Проведите интервью с сокурсником, чтобы узнать, какие качества он указал. Есть ли общее в ваших ответах?

 

Самостоятельная работа по теме (внеаудиторная). .

1. Понять, каким образом лидер может создавать круг эффективно действующих подчиненных . 2. Изучить основные командные роли.

Самостоятельная работа по теме 4

Самостоятельная работа по теме (аудиторная).

1. Самотестирование на использование многофреймовой модели лидерства

 

Предайте каждому ответу для каждой позиции следующее количество баллов:

4- Наиболее точно описывает Вас, 3- Точно описывает Вас, 2- Неточно описывает Вас, 1- Совсем неправильно.

 

1.Я имею сильные навыки:

---------- аналитические

---------- межличностные

---------- политические

---------- театральные

2.Лучше всего описать меня как :

---------- технического эксперта

----------- человека, умеющего слушать

----------- умелого переговорщика

----------- умеющего убеждать

3. Меня делают наиболее успешным мои способности

----------- принимать правильные решения

----------- выступать в качестве советчик

----------- умение строить альянсы

----------- умение вдохновлять других

4. Люди часто отмечают, что я

------------- внимателен к деталям

------------- внимателен к людям

------------- способен спраляться с конфликтами

------------- обладаю харизмой

5.Моей наиболее яркой чертой как лидера является

------------ логическое мышление

------------ поддержка других

------------ жесткость

------------ вообразительность

6. Я могу быть описан как

------------ аналист

------------ гуманист

------------ политик

----------- творец

Подсчитайте Ваш результат:

Структурная 1а+2а+3а+4а+5а+6а=

Человеческая 1в+2в+3в+4в+5в+6в=

Политическая 1с+2с+3с+4с+5с+6с=

Символическая 1d+2d+3d+4d+5d+6d=

Чем выше Ваши суммарные баллы по каждой ориентации, тем более вероятно,что вы предерживаетесь этой лидерской ориентации.

 

Самостоятельная работа по теме (внеаудиторная).

1.Определить какие ценности связаны с адаптивной, клановой, бюрократической и культурой, основанной на достижения.

Самостоятельная работа по теме 5

Самостоятельная работа по теме (аудиторная).

1. Самостоятельно ознакомиться с работой

Тихомиров А.А.,Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства. Российский журнал менеджмента. Том 3, № 2, 2005. с.71-98

 

2.Самотестирование – насколько вы гибкий, умеющий приспосабливться к ситуации человек?

 

Оцените себя от 1 до 5: 1-совсем не гибок, 5- очень гибок.

 

1. Очень гибок. Приспосабливаюсь быстро к изменениям. 1 2 3 4 5

2.Оптимистичен, вижу трудности как временные, стараюсь

их преодолеть со временем. 1 2 3 4 5

3. В кризисной ситуации я успокаиваюсь и сосредотачиваюсь

на действиях по выходу из него. 1 2 3 4 5

4. Я решаю проблемы полагаясь на логику 1 2 3 4 5

5. Верю в интуицию.Могу предлагать творческие решения. 1 2 3 4 5

6. Обладаю чувством юмора, могу посмеяться над собой. 1 2 3 4 5

7. Любопытен, спрашиваю вопросы, экспериментирую. 1 2 3 4 5

8. Постоянно учусь на собственных ошибках и ошибках других. 1 2 3 45

9. Чувствую комфортабельно со своими внутренними проблемами

( доверие и беспокойство, бескорыстие и эгоизм, оптимизм, пессиизм. 1 2 3 4 5

10. Ожидаю неожиданное. 1 2 3 4 5

11. Способен допускать двусмысленность и неопределенность . 1 2 3 4 5

12. Самоуверен, самодостаточен и отношусь профессионально к работе. 1 2 3 4 5

13. Хороший слушатель. Разбираюсь в людях. Не осуждаю других. 1 2 3 4 5

14. Способен эмоционально справляться с трудностями. 1 2 3 4 5

15. Надежный. Могу справляться с трудными временами. 1 2 3 4 5

16. Становлюсь лучше и сильнее после перенесенных трудностей. 1 2 3 4 5

17. Превращаю неудачу в будущую удачу 1 2 3 4 5

 

 

Сложите Ваши баллы по 17 ответам ----------------

70 и выше- очень гибкий.

60-70 лучше, чем большинство.

50-60 не гибкий, но адекватный.

40-50 –Вы негибкий человек.

40 и ниже—Вы нуждаетесь в помощи

Самостоятельная работа по теме (внеаудиторная)

1. Рассмотреть понятие обучающаяся организация и особенности руководства организацией в период инноваций.

2. Оценоч­ные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по ито­гам освоения дисциплины

 

Критериями оценки результатов работы студентов являются:

- уровень усвоения студентами теоретического материала и умение использовать его при выполнении практических заданий;

- обоснованность и чёткость изложения;

- оригинальность подхода;

- оформление материала в соответствии с требованиями

 

Текущий контроль – кейсы, тесты, модели управленческих ситуаций.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.