Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура дипломной работы





Традиционно сложилась определенная композиционная струк­тура дипломного исследования, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- главы основной части;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения;

- вспомогательные указатели.

Титульный лист является первой страницей дипломной рабо­ты и заполняется по строго определенным правилам.

Образец оформления титульного листа приведен в прило­жении 1.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки дипломной работы (кроме подзаголов­ков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с ко­торых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно по­вторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней руб­рикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки ка­ждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.



Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях кроме первой номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.

Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования и содержание поставленных задач, указывается избранный метод (или методы) иссле­дования, сообщается, в чем заключается теоретическая значи­мость и прикладная ценность полученных результатов. Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характе­ристики. Рассмотрим основные части введения более подробно.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Дипломная работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и со­циальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна ак­туальность темы.



Проблему часто отождествляют с вопросом (т. е. с положени­ем, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже дос­тигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т. е. для науки вопрос проблемой не является.

Чтобы сообщить читателю дипломной работы о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство дипломника со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, вы­делять существенное, оценивать ранее сделанное другими иссле­дователями, определять главное в современном состоянии изу­ченности темы. Материалы такого обзора следует систематизи­ровать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.



Поскольку дипломная работа обычно посвящается сравни­тельно узкой теме, то обзор работ предшественников следует де­лать только по ее вопросам, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно диплом­нику из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме дипломной работы, должны быть названы и критически оценены.

Раскрывая цель дипломного исследования, указывают на кон­кретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т. п.).

Формулировать эти задачи необходимо как можно более тща­тельно, поскольку описание их решения должно составить со­держание глав работы. Это важно также потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимае­мого исследования.

Обязательным элементом введения дипломной работы явля­ется указание на методы исследования, которые служат инстру­ментом в поиске фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного про­цесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкрет­ном материале выполнена сама работа. Здесь также дается харак­теристика основных источников получения информации (офици­альных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследова­ния. В конце вводной части желательно раскрыть структуру ди­пломной работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение дипломника сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направ­ляемым в печать.

Дипломная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется - «заключение». Как и всякое заклю­чение, эта часть исследования выполняет роль концовки, обу­словленной логикой его проведения и имеющей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот син­тез - последовательное, логически стройное изложение получен­ных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными за­дачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, кото­рое является новым по отношению к исходному знанию и выно­сится на обсуждение и оценку ГЭК в процессе публичной защиты дипломной работы.

Выводное знание не должно подменяться механическим сум­мированием выводов в конце глав, представляющих краткое ре­зюме, а должно содержать то новое, существенное, что составля­ет итоговые результаты исследования, которые часто оформля­ются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения ди­пломного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значи­мость и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщен­ной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно ука­зать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побоч­ные научные результаты получены, какие встают новые научные и практические задачи в связи с проведением дипломного иссле­дования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня дипломной ра­боты, а также показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.

Заключение может включать в себя и практические предло­жения, что повышает ценность теоретических материалов. Но та­кие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично дипломником.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных час­тей дипломной работы и показывает самостоятельную творче­скую работу дипломника.

Каждый включенный в список источник должен иметь отра­жение в тексте дипломной работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы дру­гих авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует вклю­чать в библиографический список те работы, на которые нет ссы­лок в тексте дипломной работы и которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, поме­щают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, напри­мер, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчет­ных материалов, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать список использованной лите­ратуры, вспомогательные указатели всех видов, справочные ком­ментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата дипломной работы, помогающими пользоваться ее ос­новным текстом.

Приложения оформляются как продолжение дипломного ис­следования на последних его страницах.

Рубрикация текста дипломной работы представляет собой де­ление его на составные части, графическое отделение одной час­ти от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п.

Рубрикация отражает логику научной работы и потому предпола­гает четкое подразделение рукописи на отдельные, логически со­подчиненные части.

Простейшей рубрикой является отступ вправо в начале пер­вой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассмат­ривают как композиционный прием, используемый для объеди­нения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает воспри­ятие текста. Именно поднятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой аб­зац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказыва­ния» - предложением. Поэтому правильная разбивка текста ди­пломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим изложением.

В повествовательных текстах (т. е. текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только уз­ловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрыва­ется путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в це­лом, и лишь затем - характеристику отдельных его частей. Заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точ­но отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информа­ции, которая в них заключена. Не рекомендуется включать в за­головок слова, отражающие общие понятия или не вносящие яс­ность в смысл заголовка, а также слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры.

Заголовок не должен содержать лишних слов, однако и чрез­мерная его краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова, т. к. по ним сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор дипломной рабо­ты хочет предельно точно передать в заголовке содержание гла­вы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что суще­ственно затрудняет его смысловое восприятие.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией - цифро­вым (а также буквенным) обозначением последовательности рас­положения его составных частей.

В соответствии с цифровой системой нумерации, номера са­мых крупных частей дипломного исследования (первая степень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вто­рая ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления - из трех цифр и т. д. Использование такой системы нумерации по­зволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «пара­граф» или их сокращенные написания (приложение 3).

Защита дипломной работы

Законченная дипломная работа подписывается слушателем-дипломником и представляется в двух экземплярах в сброшюро­ванном виде в плотном переплете и на электронном носителе (дискете) не позднее, чем за месяц до защиты руководителю, ко­торый после просмотра и одобрения подписывает работу и вме­сте со своим письменным отзывом, выполненным в двух экземп­лярах, представляет на проверку заведующему кафедрой.

Переплетенная работа вместе с положительным письменным отзывом руководителя в недельный срок подлежит внешней про­верке (нормоконтролю) на соответствие требованиям ГОСТ к оформлению выпускных квалификационных работ. Организация и проведение нормоконтроля обеспечивается Учебно-методичес­ким управлением академии и учебными отделами филиалов СЗАГС (для студентов, обучающихся в филиалах).

Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске слушателя к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.

Если же заведующий кафедрой не считает возможным допус­тить слушателя к защите, этот вопрос рассматривается на заседа­нии кафедры с участием руководителя и слушателя. Протокол за­седания кафедры представляется через декана на утверждение ректору вуза.

Для определения научной и практической ценности диплом­ной работы, допущенной выпускающей кафедрой к защите, не позже чем за месяц до защиты назначаются 1-2 рецензента из числа специалистов, способных провести ее квалифицирован­ный анализ (дипломная работа должна быть представлена рецен­зенту не позже чем за две недели до защиты). Рецензии в двух эк­земплярах представляются дипломнику за 5 дней до защиты ра­боты в ГЭК. В каждой из них должен быть четко и недвусмыс­ленно сформулирован вывод: рекомендовать дипломную работу к защите или не рекомендовать.

Отзывы и рецензии вкладываются в дипломные работы.

Состав комиссии, время и место проведения защиты, темы допущенных к защите работ и очередность защиты должны быть заблаговременно объявлены приказом по академии и сообщены секретарем ГЭК студентам, руководителям и рецензентам не позже чем за 5 дней до защиты.

Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях ГЭК. В академии установлена следующая процедура защиты ди­пломной работы:

- доклад автора работы;

- вопросы к докладчику членов комиссии, рецензента, при­сутствующих;

- ответы докладчика на вопросы;

- выступление научного руководителя (в отсутствие руководителя зачитывается его отзыв);

- выступление рецензента (в отсутствие рецензента зачитыва­ется его рецензия);

- ответы докладчика на замечания рецензента;

- выступления членов комиссии и присутствующих;

- заключительное слово докладчика.

Для доклада основных положений дипломной работы, обос­нования выводов и предложений дипломнику предоставляется 10-15 минут.

Установлены следующие требования к содержанию и форме доклада:

- четкая формулировка темы и задач;

- краткое изложение сути и особенности методики;

- основные результаты (в чем состоят, насколько новы);

- четкое перечисление выводов;

- перечисление возможностей теоретического и практическо­го использования результатов;

- сопровождение текста демонстрацией иллюстраций (при необходимости).

Критериями оценки дипломной работы являются:

- актуальность темы и задач работы;

- обоснованность результатов и выводов;

- новизна полученных данных;

- личный вклад слушателя (студента);

- возможность практического использования полученных ре­зультатов.

Актуальность дипломной работы определяется тем, как ее ав­тор выбрал тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значи­мости, что характеризует его научную зрелость и профессио­нальную подготовленность.

Обоснованность результатов и выводов определяется с пози­ций логичности в изложении и обсуждении собственных данных, их соответствия известным научным положениям и фактам, кор­ректности использования методов исследований.

Новизна полученных данных определяется исходя из уста­новления нового научного факта или подтверждения известного факта для новых условий, получения сведений, требующих даль­нейшей проверки, адаптации известных методик для решения но­вых задач.

Личный вклад слушателя (студента) определяется степенью его самостоятельности при выборе темы, постановкой и реализа­цией задач планирования и проведения исследования, обработкой и осмыслением полученных результатов.

Возможность практического использования данных, получен­ных в результате дипломного исследования, определяется целесооб­разностью их применения при совершенствовании структуры и по­рядка деятельности органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления, действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, правоприменительной деятельности.

Результаты защиты дипломной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» выставляется за дипломную работу, которая име­ет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретиче­скую часть, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. При ее защите студент показывает глубокие знания вопросов те­мы, свободно оперирует данными исследования, вносит обосно­ванные предложения по улучшению структуры и порядка работы органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, совершенствованию нормативно-правовой базы и право­применительной деятельности, свободно ориентируется в источ­никах права, знает действующее законодательство и правильно применяет его при изложении материала и решении практиче­ских задач, свободно оперирует юридическими понятиями и ка­тегориями, владеет современными методами исследования, а во время доклада использует наглядный материал, легко отвечает на поставленные вопросы. Дипломная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«Хорошо» выставляется за дипломную работу, которая имеет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретичес­кую часть, последовательное изложение материала с соответст­вующими выводами, однако с не вполне обоснованными предло­жениями. При ее защите студент показывает знания вопросов те­мы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению структуры и порядка работы органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления, совершенствова­нию нормативно-правовой базы и правоприменительной дея­тельности, ориентируется в источниках права, знает действующее законодательство и применяет его при изложении материала и решении практических задач, во время доклада использует на­глядные пособия, без особых затруднений отвечает на постав­ленные вопросы. Дипломная работа имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«Удовлетворительно» выставляется за дипломную работу, ко­торая имеет исследовательский характер, теоретическую часть, ба­зируется на практическом материале, но анализ выполнен поверх­ностно, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. При ее за­щите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на за­данные вопросы. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа

«Неудовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая не носит исследовательского характера, не отвечает требо­ваниям, изложенным в методических рекомендациях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. При защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные во­просы, при ответе допускает существенные ошибки. В отзывах на­учного руководителя и рецензента имеются критические замечания.

Оценка дипломной работы дается членами ГЭК на ее закрытом заседании, на котором могут присутствовать с правом совещатель­ного голоса научный руководитель и рецензент. Дипломная работа оценивается членами ГЭК на основании доклада дипломника и выступления рецензента. Комиссией принимается во внимание со­держание работы, обоснованность выводов и предложений, рецен­зии (отзывы) на дипломную работу, содержание доклада диплом­ника, уровень его теоретической, научной, практической подго­товки, соответствие оформления работы установленным требова­ниям, качество иллюстрирующего материала к докладу.

Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ко­миссии.


IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Существуют универсальные требования к оформлению пись­менной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны иметь следующие составляющие:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основную часть, состоящую из глав и параграфов или толь­ко из глав;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Необходимыми элементами научной работы выступают гра­мотность изложения, литературный слог, аккуратность выполне­ния, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала Иллюстративный материал представлять только в черно-белом варианте. Желательно напечатать текст на принтере или пишущей машинке, но если такой возможности нет, то надо написать разборчивым подчерком без помарок.

Параметры страницы:

- формат - А4;

- поля (верх - 25 мм, низ - 25 мм, справа - 15 мм, слева -30 мм);

- гарнитура - «Таймс»;

- кегль - 14 пт;

- межстрочный интервал - 1,5;

- абзац (красная строка) - 1,25 см;

- табуляция - 1,25 см;

- количество символов в одной строке - 60-64.

На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк.

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не до­пускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, поме­щаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстроч­ные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введе­ние, названия глав и заключение) печатаются заглавными буква­ми, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными бук­вами, и располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.

Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если за­головок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допус­каются.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало кото­рых оформляется с красной строки. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединенных общей мыслью.

Работа подписывается студентом (слушателем) с указанием даты ее подписания.

 

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы (номер страницы на титульном листе не указывается), на кото­рой помещается следующая информация (приложение 1):

- наименование ведомства: академии, филиала, факультета, кафедры;

- название работы;

- фамилия и инициалы слушателя (студента), номер группы;

- фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного ру­ководителя;

- название города и год написания работы.

Оглавление

Оглавление (вторая страница работы) включает перечень за­головков всех структурных элементов работы с указанием стра­ниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности не допускается (при­ложение 3).

Введение

Во введении:

-обосновывается актуальность выбранной темы исследо­вания;

- выделяется основная цель работы, и определяются задачи, которые предполагается решить для ее достижения.

Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно показать главное - суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Далее дается характеристика предмета исследования и оценка современного состояния решаемой науч­ной проблемы.

От определения предмета исследования логично перейти к формулировке конечной цели, а также указать на конкретные за­дачи, которые предстоит решить в соответствии с ней. Это обыч­но делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить, исследовать и т.д.

Основная часть

Основная часть работы должна содержать существо, методи­ку и основные результаты выполняемой работы. В ней обычно выделяются 2-А главы, в которых анализируются теоретические основы изучаемых вопросов, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы.

Каждая глава должна иметь свое название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информа­цию. Более дробное деление глав не рекомендуется.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме научной работы и полностью раскрывать ее.

Заключение

В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область ее настоящего или возможного буду­щего применения.

Список литературы

Список литературы содержит сведения обо всех литератур­ных и нормативных источниках, используемых при написании научной работы.

Библиографический список является составной частью работы и отражает степень изученности данной проблемы студентом. Он мо­жет быть расположен, в зависимости от темы исследования, харак­тера приведенных источников и их количества, алфавитным или систематическим способом.

Рекомендуется представлять единый список литературы к ра­боте в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимо­сти от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Наиболее удобным является алфавитное расположение мате­риала, т. к. в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.

Официальные документы ставятся в начале списка в опреде­ленном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Прези­дента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы рас­полагаются в хронологическом порядке.

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.

Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).

Список литературы составляется с соблюдением элементов библиографического описания и их последовательности.

За основу описания книги принимается колофон (оборот) ти­тульного листа, а если он отсутствует, то обложка. В состав опи­сания книги входят обязательные и факультативные элементы.

К числу обязательных элементов библиографического описа­ния книги относятся сведения о заглавии, авторе или авторах, месте издания, годе издания, количестве страниц.

К факультативным элементам описания относятся сведения о редакторах, переводчиках, иллюстраторах, об издательстве и др.

Сведения об авторах описывают в той очередности, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отде­ляя фамилии запятыми. Инициалы приводят после фамилии.

Заглавие описывают без сокращения слов в том виде, в каком оно дано на титульном листе.

Иногда книга имеет помимо основного заглавия дополнитель­ное, уточняющее смысл основного. В таком случае перед дополни­тельным заглавием, а также перед другими сведениями, относя­щимися к заглавию (учебник, учебное пособие, доклад и т. д.), ста­вится двоеточие.

Если книга имеет более трех авторов, сведения о них (а также о редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, отно­сящимися к области заглавия. В этом случае перед фамилиями авторов, редакторов, составителей ставится косая черта. При числе авторов более четырех после косой черты приводятся фамилии первых трех авторов с добавлением «и др.».

Наименование места издания дается в именительном падеже без сокращений. В сокращенном виде принято указывать только названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.) или Ле­нинград (Л.).

Перед названием издательства ставится двоеточие, а после него - запятая и год издания.

На составную часть издания (статью, главу, раздел и т. д.) со­ставляют аналитическое библиографическое описание, вклю­чающее в себя сведения о статье (главе, части, разделе и т. д.) и сведения об издании, в котором она опубликована.

Перед сведениями об издании ставится условный раздели­тельный знак - две косые черты «//». Вместо общего количества страниц указываются начальная и конечная страницы использо­ванной части издания.

Элементы библиографического описания отделяют друг от друга точкой и тире.

Ссылка на газетный материал оформляется так: название га­зеты, дата ее выхода: год, число, месяц (строго в такой последо­вательности!).

Каждую новую запись при составлении библиографического списка следует начинать с новой строки.

Таблицы

Цифровой материал в работе оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором она упоминается, или на следующей странице. На все таб­лицы должны быть ссылки, которые оформляются в виде заклю­ченного в круглые скобки текста.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядко­вой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы поме­щается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставит­ся. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номе­ра таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).

Текстовый заголовок таблицы располагается над нею посере­дине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце.

Если таблица составлена на основании собственных исследо­ваний, это обязательно следует указать в примечании. Если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сде­лать ссылку на источник с указанием страницы, на которой она помещена.

При переносе таблицы на следующую страницу шапку табли­цы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы (номер)». Если шапка громоздкая, то допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.

Графики и схемы

Графики и схемы должны быть органически связаны с тек­стом работы. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации. Например: График 1.3 (глава 1, график 3).

Приложения

В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:

- таблицы вспомогательных и цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполне­ния научной работы.

Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Например: Оглавление (Приложение 4) включает перечень заголовков...

Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок, напечатанный посередине страницы прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение».

Если приложений в работе более одного, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.

При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.

Нумерация страниц

В работе используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая библиографию и приложения. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется в середине верхнего поля страницы без точки.

Структурные части работы (введение, каждая глава, заключе­ние, библиография, приложения) начинаются с новой страницы.

Ссылки и сноски

 

В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается сноской на источник (не рекомендуется ссылаться на неопубликованные источники). Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри ци­тируемой части источника, то место пропуска обозначается отто­чиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обо­значая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не ис­кажается. Недословное приведение выдержки из какого-либо произве­дения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник.

В тексте работы при упоминании какого-либо автора указы­ваются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мне­нию А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициа­лы автора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.