Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка и написание курсовой работы

I. РЕФЕРАТ

Подготовка и написание реферата

Реферат представляет собой краткое изложение содержания монографии (одной или нескольких книг), тематической группы научных статей, материалов научных публикаций по определенной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции. Реферат не предпо­лагает самостоятельного научного исследования и не требует оп­ределения позиции автора. Главная задача, стоящая перед слуша­телями (студентами) при его написании, - научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имеющиеся в литера­туре суждения по определенной проблеме, сравнивать различные точки зрения. Объем реферата должен составлять не менее 20 страниц формата А4.

Рефераты являются одной из основных форм самостоятель­ной работы студентов и средством контроля за усвоением учеб­ного и нормативного материала в объеме, устанавливаемым про­граммой.

Для большинства студентов реферат носит учебный харак­тер, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания дипломной работы. Луч­шие рефераты могут быть (при доработке с помощью препода­вателя) представлены к участию в ежегодном конкурсе студен­ческих научных работ.

Процесс выполнения реферата начинается с выбора темы (примерные темы рефератов утверждаются кафедрами и доводят­ся до сведения студентов). Тема реферата согласовывается с пре­подавателем, ведущим практические (или семинарские) занятия.

После выбора темы студент знакомится в общих чертах с ее проблематикой, основными понятиями. Для этого необходимо составить библиографию, используя систематический и элек­тронный каталоги библиотеки СЗАГС, других библиотек города, а также при необходимости провести поиск в сети INTERNET и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

При изучении этого материала можно посоветовать руковод­ствоваться следующими организационными принципами:

- конспектировать необходимо только то, что имеет непо­средственное отношение к избранной теме;



- выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки;

- на каждом тематическом листке-карточке проставляется да­та ее заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации;

- листки-карточки группируются тематически и хроноло­гически.

При заполнении карточки необходимо придерживаться общих правил:

- нельзя заносить в карточку два самостоятельных вопроса, т. к. это затрудняет классификацию;

- содержание материала в карточках необходимо излагать сжато и ясно, четко и выразительно, достаточно полно, чтобы не обращаться снова к источнику, тем более что имеется возмож­ность фиксировать, а затем использовать материалы, полученные через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуника­ционную сеть INTERNET.

После систематизации материалов составляется подробный план реферата, и только затем можно приступить к литературно­му оформлению работы.

План - это основа работы, от его правильного построения во многом зависит содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом. Вопросы плана должны быть краткими, от­ражающими сущность того, что излагается в содержании. Реко­мендуется брать не более двух или трех основных вопросов. Не следует перегружать план второстепенными вопросами.

Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, глав­ной части и заключения.

Во введении перечисляется, какие вопросы и в каком порядке будут рассматриваться, очень кратко обосновывается актуаль­ность и значимость темы. По возможности дается история разби­раемого вопроса.

Главная часть должна состоять из 2-3 узловых вопросов. Именно в этой части раскрывается сущность проблемы, излагает­ся основное содержание темы, дается освещение теоретических вопросов, обобщений, выводов.

Заключение должно содержать анализ вопроса, краткие выво­ды из основной темы.

На втором листе работы печатается оглавление реферата Список использованной литературы и нормативного материала приводится после текста работы (приложение 2).

Вводная и заключительная части реферата не должны превы­шать одной пятой его объема.

При написании реферата не следует допускать:

  • дословное переписывание текстов из книг и INTERNET;
  • использование устаревшей литературы;
  • подмену научно-аналитического стиля беллетристическим;
  • подмену изложения теоретических вопросов длинными библиографичес­кими справками;
  • небрежного оформления работы.

 

Оценка реферата

При проверке реферата преподаватель-рецензент должен от­метить ошибки, допущенные в работе, и разъяснить их.

Если реферат полностью не отвечает требованиям написания работы, он возвращается студенту для переработки и при повтор­ном рецензировании представляется в двух вариантах (первич­ном и повторном). Преподаватель обращается к первому вариан­ту для проверки исправленных ошибок.

По результатам реферата может быть проведено собеседова­ние. Цель собеседования - проверить знание теоретического ма­териала, установить самостоятельность работы.


 

II. КУРСОВАЯ РАБОТА

Подготовка и написание курсовой работы

Курсовая работа отличается от реферата не только большим объемом, но и степенью изучения студентом предмета исследо­вания. Уровень курсовой работы требует обоснования актуально­сти выбранной темы, анализа степени разработки соответствую­щей проблемы, собственных выводов и обобщений.

Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное иссле­дование студента, выраженное в письменной форме, дающее пред­ставление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Курсовая работа может продолжать исследование, начатое в реферате. Тематика курсовых работ разрабатывается на основании учебного плана академии применительно к соответствующим дисциплинам и ут­верждается на заседаниях кафедр. Темы должны быть научны, актуаль­ны и направлены на получение слушателями (студентами) навыков са­мостоятельной работы.

Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть допущен к экзамену и переведен на следующий курс.

Студенты младших курсов испытывают значительные труд­ности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно-теоретическими источниками, а также с незнанием способов по­иска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций.

Тематика курсовых работ напечатана в учебно-методических материалах по соответствующей дисциплине и находится у мето­диста кафедры, а, кроме того, может быть вывешена на доске объявлений кафедры.

Студентам предоставляется право свободного выбора темы, допускающее, по согласованию с кафедрой, выбор других тем.

Качество курсовой работы во многом зависит от правильного выбора темы, в связи с чем студент должен руководствоваться, прежде всего, личным интересом к тому или иному научному во­просу, желанием глубже его познать, высказать свое мнение при его исследовании. В то же время необходимо учитывать возмож­ность подбора научной литературы и практического материала по избранной теме.

Студентам дневного отделения рекомендуется выбирать те­му курсовой работы исходя из того, в какой области практиче­ской деятельности они планируют работать, а студентам вечер­него и заочного отделений и слушателям, работающим в госу­дарственных и муниципальных учреждениях, в правоохрани­тельных органах, в сфере производства и бизнеса, целесообраз­но выбирать тему, тесно связанную с их практической деятель­ностью. Студенты пишут курсовые работы только по теме своей специализации.

Выбрав тему и согласовав ее с научным руководителем, сту­дент или слушатель приступает к подбору и изучению литерату­ры, освещающей вопросы избранной темы.

Подбор литературы - это обязанность студента. Научный ру­ководитель лишь помогает ему определить основные направле­ния работы, указывает наиболее важные научные источники, ко­торые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать.

При подборе литературы рекомендуется в первую очередь просмотреть каталоги и картотеки академической, областной и городской библиотек, провести при необходимости поиск в теле­коммуникационной сети INTERNET. Систематический каталог библиотеки может дать представление об объеме литературы по теме исследования. Однако не следует ограничиваться только ка­талогом, т. к. он отражает лишь книги, находящиеся в фонде дан­ной библиотеки. Необходимо определить круг других библио­графических источников, использовать справочную литературу, энциклопедии, конспекты прослушанных лекций, материалы производственной практики, специальные источники: научные монографии, статьи, сборники, иные материалы. Пристальное внимание следует уделить периодической печати, другим средст­вам массовой информации, что будет способствовать расшире­нию кругозора, эрудиции студента, дальнейшему развитию его творческого потенциала.

При подборе литературы целесообразно обращаться к источникам философского, юридического, социологического, экономического, исторического, психологического, культуроло­гического характера. Исследованию подлежат не только отечест­венные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к ис­следуемой теме.

Рекомендуется с самого начала работы над темой завести личную библиографическую картотеку и тщательно заносить в нее сведения об изданиях. Картотека удобна тем, что в нее всегда можно добавить новые материалы, по ней легко контролируется полнота подбора литературы, быстро находятся нужные записи. Перечень литературы, необходимой для разработки темы, должен быть в пределах 15-20 наименований.

Составив список литературы, подлежащей изучению, и план курсового исследования, студент должен показать их научному руководителю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с по­добранной литературой, отметить допущенные в плане ошибки с точки зрения содержания, структуры и логичности построения, помочь устранить их, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обра­тить особое внимание исходя из специфики выбранной темы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Структура работы должна быть следующей:

- содержание (порядок расположения отдельных ее частей);

- введение (в нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, свой личный интерес именно к этой теме, а также указывает цели и задачи курсового исследования; введение обычно состоит из 2-3 страниц);

- основной текст (по завершению раскрытия содержания каж­дой главы следует делать краткий вывод по рассмотренному во­просу; целесообразно, чтобы объем материала, излагаемого в главах, был равным);

- заключение (в нем подводится итог проведенному иссле­дованию, формулируются предложения и выводы автора, вы­текающие из всей работы; заключение обычно состоит из 2-3 страниц);

- список литературы (в него включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте);

- приложения (используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.).

Объем курсовой работы должен составлять 20-30 страниц компьютерного текста, не считая приложений.

С первых шагов работы над темой студенту рекомендуется приучить себя к выписке необходимого материала из литератур­ных источников. Желательно составлять краткий конспект каж­дой изученной статьи, монографии и т. д. Это позволит накопить материал и облегчит написание курсовой работы. Рекомендуется обратить внимание на раздел «Подготовка и написание рефератов» в настоящем издании.

Накопленный в ходе изучения литературы материал подвер­гается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к выделяемым в работе главам и параграфам.

Анализ фактического материала активизирует творческую деятельность студента, способствует возникновению у него соб­ственных взглядов по рассматриваемым вопросам. В результате складываются суждения, которые и образуют содержание курсо­вой работы.

Отсутствие в работе ссылок на источники расценивается как существенный недостаток, который может привести к принятию решения о недопуске работы к защите.

Обязательным требованием к курсовой работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом тео­ретических положений с данными социально-политической прак­тики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специа­лизированных источников. Разрешение на доступ к архивным ма­териалам дается в соответствующих учреждениях на основании ходатайства деканата факультета и письма академии.

Необходимым требованием к курсовой работе является само­стоятельное выполнение ее студентом. Курсовая работа должна носить творческий характер, что означает отражение в ней спо­собностей и стремления студента к максимально полному выра­жению своих интеллектуальных и профессиональных возможно­стей. Об отсутствии творчества в работе можно судить по сле­дующим признакам: отсутствие ссылок на теоретические источ­ники и нормативный материал; некритическое использование в тексте разного рода высказываний, положений, точек зрения и выводов других авторов; отсутствие собственных мыслей и ин­терпретаций каких-либо положений и позиций и т.п.

В ходе выполнения курсовой работы студент по мере необхо­димости обращается за консультацией к научному руководителю. В отдельных случаях научный руководитель сам назначает сту­денту встречу для отчета о ходе написания работы.

Индивидуальные беседы руководителя со студентом являют­ся необходимым условием, обеспечивающим успех написания работы.



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.