Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие №5. Принятие группового решения.





Занятие №1. Индивид и группа

1. Что такое групповые нормы? Каковы функции норм по отношению к членам группы и группе в целом? Какие факторы определяют меру нормативности поведения индивида в группе?

2. Какие нормы, гласные и негласные, регламентируют жизнедеятельность вашей группы? Каким образом они поддерживаются? Какие из них, по вашему мнению, способствуют решению групповых задач?

3. Почему для любой малой группы важно эффективно организовывать процесс принятия группового решения? В каких ситуациях и с какой целью может продуктивно применять групповое обсуждение руководитель, педагог?

4. Какие характеристики группового процесса могут препятствовать продуктивному обсуждению проблемы? Какие средства оптимизации процесса принятия группового решения могут использовать руководители дискуссии, ее участники?

5. Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы. Методика диагностики ЦОЕ (Р.С. Немов).

Практическое задание.

Познакомьтесь с процедурой диагностики сплоченности коллектива по показателям ценностно-ориентационного единства (по методике Р.Немова). Составьте прогноз, каким может быть коэффициент ЦОЕ в вашей группе. Проведите диагностику. Насколько полученный результат соответствует ожидаемому?



Библиографический список:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 1999 – 367с.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : Учебное пособие для вузов – М.: «Аспект-Пресс», 2001 – 301 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 2001 – 470с.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов – Москва. Аспект Пресс, 2001 – 318с.

5. Майерс Д. Социальная психология/ Перевод с английского – СПб: Питер, 1997 – 688с.

6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология – М.: НП РАН, КСП + Академический Проект, 1999 – 448с.

Занятие №2. Социальная власть в малой группе

1. Теория черт и ее понимание природы лидерства.

2. Ситуационные теории лидерства.

3. Синтетические теории лидерства.

4. В чем сходство и различие понятий и феноменологии: «лидер» и «руководитель», «лидер» и «звезда»?



5. Охарактеризуйте основные формы власти в групповом взаимодействии. В чем преимущества и уязвимость каждой из них? Приведите примеры уместного, эффективного и несоответствующего групповой ситуации применения тех или иных форм власти.

6. Опишите структуру лидерства, охарактеризуйте основные лидерские роли. Насколько они типичны для известных вам групп, для вашей группы? Какие лидерские роли и как могут проявляться в школьном классе?

Библиографический список:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 1999 – 367с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 2001 – 470 с.

3. Еникеев М.И. Социальная психология.­­­– М.: «Изд-во ПРИОР», 2000 – 400с.

4. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие – 2 – е издательство, доп. – Минск: Тетри Системс, 2000 – 432с.

5. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: «Дело», 1993 – 352с.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов – Москва. Аспект Пресс, 2001 – 318с.

7. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: ЗАО Издательство «Питер», 1999 – 416с.

8. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций – М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭиУ, 1997 – 224с.

9. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/ сост. Е.Г. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М: Аспект Пресс, 1999 – 475с.



10. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – : Издательский центр «Академия», 2001 –601 с.

11. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пососбие. Ч.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии – М.: ВЛАДОС, 1995 – 544с.

 

Занятие №3. Социометрическая структура малой группы

1. Дайте определение социометрической структуры малой группы. Перечислите ее основные характеристики.

2. От чего зависит социометрический статус дошкольника, школьника? Как можно объяснить устойчивость статуса индивида в группе, в разных группах?

3. Какими средствами можно воздействовать на социометрическую структуру школьного класса, тренинговой группы?

4. Методика социометрии и ее возможности в работе педагога.

Практическое задание.

Составьте условную группу, включив в нее популярных персонажей (например, литературных или телегероев). Проведите на этой группе игровую процедуру социометрии, составьте социоматрицу и социограмму, посчитайте коэффициент взаимности. На основе полученных результатов дайте характеристику выбранной условной группы.

 

Библиографический список:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 1999 – 367с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе – М.: Просвещение, 1989 – 224с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 2001 – 470с.

4. Волков И.П. Социометрические методы в социально – психологических исследованиях – Л.: издательство ЛГУ; 1970 – 88с.

5. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие – 2 – е издательство, доп. – Минск: Тетри Системс, 2000 – 432с.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов – Москва: Аспект Пресс, 2001 – 318с.

7. Методы социальной психологии / Под. ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова – Л., Издательство ЛГУ, 1977 – 175с.

8. Реан А.А., Коломенский Я.Л. социальная педагогическая психология. СПб: ЗАО Издательство «Питер», 1999 – 416с.

9. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – : Издательский центр «Академия», 2001 –601 с.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пососбие. Ч.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии – М.: ВЛАДОС, 1995 – 544с.

 

Занятие №4. Ролевая структура малой группы

1. Дайте определение понятиям «роль», «ролевая структура малой группы».

2. Перечислите и опишите известные вам групповые роли. Какие функции выполняет каждая из них в групповой жизни?

3. От чего зависит, носителем какой роли человек станет в группе?

4. Как вы думаете, в чем могут быть сходны и в чем отличны ролевые структуры примитивных и высокоразвитых групп?

5. Как соотносится ролевая структура с другими групповыми структурами?

Практическое задание.

Выполняется всеми членами группы. Составьте живую скульптуру «Ролевая структура нашей группы». Как бы вы назвали представленные роли? Соотносится ли представленная ролевая структура с описанными в психологической литературе?

 

Библиографический список:

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов – М.: «Аспект-Пресс», 2001 – 301 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 2001 – 470с.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987 – 205с.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов – Москва: Аспект Пресс, 2001 – 318с.

5. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций – М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭиУ, 1997 – 224с.

6. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б.Ольшанского – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1998 – 544с.

 

Занятие №5. Принятие группового решения.

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение».

Ознакомьтесь с условиями игры. Самостоятельно проранжируйте указанные в условиях игры предметы с точки зрения их важности для выживания. На следующем этапе проведите групповое обсуждение и выработайте единый проранжированный список предметов. Соотнесите индивидуальные и групповые списки с правильным вариантом (См. там же). Для каждого предмета вычислите разницу между присвоенным рангом и рангом в «правильном» списке. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.

 

Вопросы для обсуждения результатов игры:

Сравните эффективность индивидуальных и группового решения.

Какие факторы повлияли на принятие группового решения?

Какие индивидуальные стратегии применяли члены группы в процессе групповой дискуссии?

Какие из них оказались наиболее действенными?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.