Изучение идентификации детей и родителей
Одним из методов, который может быть использован для изучения идентификации детей с родителями является беседа. Предлагаем опросник, разработанный с этой целью А.И. Захаровым.
1. Если бы ты играл в игру «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал – мамой, папой, собой?
(Для устранения суггестивного влияния последнее слово в вопросе меняется местами, например, «папой, мамой или собой», «собой, мамой, папой и т.д. Испытуемый должен сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома?)
3. Кто в семье, по твоему, главный из родителей, или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папой (мама – у девочек) на работе или другое?
5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним), как тебя сейчас воспитывает папа – (мама – у девочек) или не так, по-другому?
6. Если бы дома долго никого не было, то кого бы ты хотел видеть в первую очередь из родителей? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?)
7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя бы обидел кто-нибудь из ребят), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?
8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, ты бы рассказал бы об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?
9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?
10.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?
Посредством первых пяти вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
Следует обратить внимание на то, кого из родителей выбирает ребёнок чаще при ответах. Во втором вопросе важна очерёдность называемых членов семьи, так как наиболее престижный член семьи подсознательно называется первым.
При обработке и анализе результатов опроса следует учитывать следующее:
- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет;
- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки у мальчиков, бабушки у девочек);
- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
- уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя;
- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем отношений и с отцом у мальчиков;
г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
Приложение З.
Тест «Два домика»
Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Анализ результатов:
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.
Приложение И.
Методические рекомендации по наблюдению и анализу форм организации образовательного процесса.
Анализ занятия
I. ОРГАНИЗАЦИЯ:
1. Подготовка педагога к занятию (разработка конспекта, подписание его, приход заблаговременно).
2. Подготовка оборудования:
наглядный демонстрационный материал;
раздаточный материал (качество, эстетичность всего материала).
3. Подготовка рабочего места:
расположение столов;
подготовка раздаточного и демонстрационного материала, детьми вместе с воспитателем или самостоятельно.
II. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Как воспитатель позвал детей на занятие? Убрали ли дети игровой материал?
2. Какой методический прием (игровой) был использован, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию, привлечь их внимание?
3. Как четко сформулировал педагог цель занятия? Чем будут заниматься дети? Как?
4. Как педагог объяснил задание? (Четкость, краткость, доступность, многословие, многоступенчатость "объяснения").
5. Время, затраченное на первую часть.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Как дети приступили к выполнению задания? (Сразу, затруднялись).
2. Какую помощь оказывал педагог? (Напоминал задания сам, с помощью детей, предлагал детям самим справиться с трудностями).
3. Сколько частей в занятии? Как дети работали?
4. Организовал ли педагог физкультминутку?
5. Какую индивидуальную работу вел педагог? (Делал за ребенка, вместе с ребенком, помогал словесно).
6. Усложнял ли задания более способным?
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Какой метод подведения итогов использовал?
2. Выполнили ли дети задание, справились ли с ним?
3. Получили ли от занятия удовольствие дети и педагог?
4. Речь педагога.
5. Эмоциональность воспитателя.
6. Продолжительность занятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|