Сделай Сам Свою Работу на 5

Альтерированные аккорды S, не включающие IV повышенную ступень





1. Альтерация посредством понижения II ступени лада приводит к образованию т.наз. «неаполитанской гармонии», чаще встречающейся в виде «неаполитанского секстаккорда» - секстаккорда II низкой ступени ( II6). Первоначально гармония II низкой ступени использовалась преимущественно в миноре. Как обостренно, напряженно звучащий субдоминантовый аккорд применяется неаполитанский секстаккорд уже у Баха.

В неаполитанском секстаккорде обычно удваивается терцовый тон, однако возможны и другие удвоения. II6 часто звучит в каденциях перед К64 или D,D7. При соединении с D допускается переченье. Реже II6 разрешается в Т, DDVII7, в миноре – в VI. Наиболее характерно использование неаполитанской гармонии в музыке мрачно-минорного характера, где эта гармония еще более сгущает мрачные краски, создает «конфликтную ситуацию» разрешения в D при ярком и усиленном тяготении к тонике.

2. В мажоре эпизодически применяется II65#1. Этому аккорду свойственно разрешаться в тоническое трезвучие. Он никогда не встречается в каденциях, область его применения – заключительные обороты, где он выступает в роли вспомогательной S между тониками. Кроме музыки романтиков, где этот вид альтерации не нашел широкого распространения, он довольно часто звучит в эстрадно-джазовой музыке.



3. Еще реже можно встретить II7 3, аккорд, содержащий ум.3 и ув.6 в своем составе и ввиду этого имеющий резко диссонирующее звучание. Он может употребляться только в миноре.


II. АЛЬТЕРАЦИЯ АККОРДОВ ДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ

 

Если для аккордов S группы наиболее типична альтерация IV ступени лада, то альтерация в аккордах D группы связана со II ступенью. В миноре II ст. только понижается, в мажоре - может быть понижена и повышена. Что касается IV ст., то ее альтерация в аккордах D группы вторична, употребляется гораздо реже и только вместе с альтерацией II ст.

Альтерированные D возникли первоначально из хроматических неаккордовых звуков и лишь в XIX в. приобрели самостоятельное значение и яркую выразительность. Частое применение альтерированных гармоний создает особый колорит музыки, свойственный некоторым композиторам конца XIX – начала ХХ вв. (Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Григ).



Приведем возможные альтерированные аккорды доминантовой группы в мажоре и в миноре:

Наибольшее распространение получил D7 с повышенной или пониженной квинтой. применяется часто в виде D43, с альтерированным звуком в басу. Все аккорды с повышенной квинтой, а также VII7#3 обычно звучат с альтерированным звуком в верхнем голосе. Разрешение повышенной квинты (или терции в VII7) происходит только по тяготению – т.е. вверх. Широко применяется ум.VII7 с пониженной терцией (часто в виде квинтсекстаккорда). Этот альтерированный аккорд имеет фонизм малого мажорного септаккорда, что делает его одним из наиболее употребимых в энгармонической модуляции.

В мажоре возможна и двойная альтерация II ступени – D7 или D9 с расщепленной квинтой, а также VII7 с расщепленной терцией. Характерен, например, оборот с проходящим D64 с расщепленной квинтой в крайних голосах. Многозвучные аккорды с целотоновым звукорядом в своей основе типичны для творчества Скрябина. Скрябинский «прометеев аккорд» - это нонаккорд, содержащий в себе расщепленную квинту (или повышенную квинту + сексту).

Сочетание мажорной ладовой основы с доминантовой гармонией, обостренной повышающей альтерацией, способствует подчеркнутой мажорности звучания, эмоциональной приподнятости, ощущению света, яркой действенной силы, «солнечности». Именно эти ощущения создаются в ряде произведений Скрябина, Прокофьева. Для Прокофьева, в частности, характерен доминантсептаккорд с повышенными квинтой и септимой – одна из специфических черт гармонии этого композитора, т.наз «прокофьевская доминанта». Ее острый фонизм увеличенного септаккорда зачастую еще более обостряется наличием в аккорде наряду с альтерированными и неальтерированных квинты и септимы.



В условиях минора альтерированная доминанта, ввиду понижающей альтерации, всегда оказывается связанной с углублением «минорности», омрачением образности. Так, для ряда произведений Шостаковича характерна доминанта с пониженными II и IV ступенями лада, например, VII7 в Симфонии № 11, ч.3 – «Вечная память».

При использовании альтерации аккордов D возможен и прием дезальтерации, рассмотренный выше в связи с альтерацией S.

Альтерированные аккорды D стали основными аккордами в зрелом и позднем творчестве Скрябина, постепенно вытеснив субдоминантовые гармонии и даже тоническое трезвучие.

Широкое применение альтерации D встречаем в творчестве Рахманинова, Мясковского, Шостаковича. Этих композиторов объединяет некоторая склонность к понижающей альтерации. В музыке Рахманинова нередко звучит мажор с низкими VII, VI, II ступенями, или т.наз «доминантовый мажор». D у Рахманинова приобретает вид септаккорда V ступени с уменьшенным трезвучием в основе. В творчестве Шостаковича интенсивно применяются понижающие альтерации в миноре с низкими II, IV и нередко VII ступенями, что создает своеобразный доминантовый аккорд: уменьшенный септаккорд на V ступени (т.е. d7 ).

Все аккорды альтерированной D нашли широкое применение в гармонии эстрадно-джазовой музыки, отличающейся острой диссонантностью, использованием «блюзового лада», звуки которого усложняют и обостряют фонизм аккордики.

 

Литература по теме:

1. Т.Мюллер. Гармония. – М.: «Музыка», 1982. – С.155-173.

2. А.Степанов. Гармония. – М.: «Музыка», 1971. – С.107-110, 158-164, 147-148.

3. Н.Долматов. Гармония. – М.: «Академия», 1999. – С.262-266, 271-274.

4. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.116- 142, 236-246.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.