Сделай Сам Свою Работу на 5

Литературный маршрут по городу





Дрондина Н. Г.

Литературная экскурсия по городу Саранску: путеводитель. Вып.1 / Н. Г. Дрондина. – Саранск: ООО «Вектор-Принт», 2010. – 48 с.

 

Экскурсия представляет собой своеобразное введение в литературную историю города Саранска. Творчество русских поэтов А. С. Пушкина, Н. П. Огарева и А. И. Полежаева, писателей М. Е Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, П. Н. Горского, И. И. Лажечникова, философа и литературоведа М. М. Бахтина рассмотрено в контексте культуры Мордовского края.

В тексте экскурсии сочетаются краеведческая информация, биографические сведения о поэтах, писателях, связанных с городом (в период второй половины ХIХ - начала ХХ веков), а также выдержки из очерков, рассказов и путевых заметок. Это позволяет по-новому увидеть культурный ландшафт Мордовии, актуализировать интерес к изучению литературы и занятиям литературным краеведением.

Экскурсия предлагает подробный маршрут пешеходных прогулок по литературным местам Саранска.

Предназначена для краеведов-культурологов, педагогов образовательных учреждений, студентов-филологов и всех интересующихся проблемами литературной истории своего народа.



 

УДК 069.157(470.345):82

 

 

Научное издание

 

Дрондина Наталья Геннадьевна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ САРАНСКУ

 

 

Печатается в авторской редакции в соответствии

с представленным оригинал-макетом

Дизайн обложки

Выражаем благодарность В. А. Иванову

за предоставленные фотоматериалы

 

 

© Н.Г Дрондина, 2010

© Оформление. Н.Г Дрондина, 2010

 
 
 

Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит, постепенно обогащаться духовно..

Д. С. Лихачев.

 

От автора

Литературные экскурсии составляют особый сегмент современной повседневной культуры. В этом сегменте активно взаимодействуют литература, культурология, история, география, взаимно обогащая и дополняя друг друга через любовь человека к своей родине, к месту, где он родился и вырос и к которому испытывает чувство врожденной гордости и соучастия в его исторической судьбе.



Литературная экскурсия создает особый культурный контекст, в котором история края наполняется особым духовным и просветительским содержанием. Актуализируя интерес к художественному творчеству, воссоздавая культурный ландшафт края в его неповторимой художественной выразительности, литературные экскурсии позволяют по-новому увидеть и оценить историю края.

Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы, хотя литературная история (пусть даже и не всегда богатая) дает обширный материал к прокладыванию литературных маршрутов. Проецируя текст произведения на реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастности художественному миру, вечным духовным ценностям, сосредоточенным в русской литературе.

Эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в экскурсионном маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных произведений. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие данное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край[1].



Предлагаемая экскурсия знакомит широкую читательскую аудиторию с литературной историей города Саранска. В центре внимания автора экскурсии – культура Мордовского края, увиденная через призму творчества русских поэтов и писателей, связанных событиями своей жизни с мордовским народом.

С Мордовией связаны жизнь и творчество великого русского поэта А. С. Пушкина, поэтов Н. П. Огарева и А. И. Полежаева, писателей М. Е Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, П. Н. Горского, И. И. Лажечникова, философа и литературоведа М. М. Бахтина и др. В Саранске есть памятники писателям, памятные места, связанные с их жизнью и творчеством, литературные музеи. Знакомство с ними представляет собой увлекательное занятие. Литературная экскурсия по городу Саранску поможет оживить наше представление о крае.

В Мордовии немало мест, связанных с историей русской литературы. Так, например, к нашему краю имеют прямое отношение А. С. Пушкин, М. Е Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, М. Горький, П. И. Мельников-Печерский, И. И. Лажечников, А. Н. Толстой и многие другие.

Литературная экскурсия может помочь в развитии литературного туризма как одной из отраслей культурной жизни местного сообщества. Самое главное, что может сделать литературная экскурсия, – это стать яркой иллюстрацией литературного и исторического прошлого нашего края. Так, например, во время тематической экскурсии по городу «Саранск – глазами Пушкина», слушатели вместе со своим экскурсоводом становятся как бы свидетелями и даже воображаемыми участниками исторических событий.

Иллюстрацией (или комментарием) к произведениям русской классики могут быть и экскурсии по старым улицам Саранска, где бывали Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, П. Н.Горский, И. И. Лажечников. Такие экскурсии можно использовать как в педагогической практике учителей общеобразовательных школ, так и в работе культурологов-краеведов.

Литературные экскурсии в полной мере раскрывают потенциал литературного краеведения, давая возможность экскурсантам проникнуть в творческую лабораторию художников слова, открывающую свои тайны при соприкосновении с живым дыханием природы и истории. Посещение экскурсантами мест, воссозданных в литературных произведениях, вводит слушателей в особый мир чувств, настроений, переживаний исторической эпохи.

В литературной экскурсии очень важным является эмоциональный характер восприятия краеведческой информации. Экскурсоводу, организующему и ведущему экскурсию, предстоит ввести своих слушателей в состояние заинтересованности, которое при наиболее удачном сочетании элементов показа и рассказа может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы создалось выраженное позитивное настроение по отношению к предмету и теме экскурсии. Создание этого настроения целиком зависит от личности ведущего, его собственной заинтересованности и профессиональной подготовки. Надеемся, что текст данной экскурсии поможет в этом будущим литературным экскурсоводам.


Литературный маршрут по городу

«Сегодня у нас необычная экскурсия. Сегодня мы совершим литературную прогулку по нашему родному городу. Мы прогуляемся без суеты, без сумасшедшей спешки, отдавшись полностью во власть впечатлений.

Итак, пройдем по улицам родного города. Я хочу, чтобы вы поняли, что и наши улицы, и наши парки и скверы, зеленеющие на горизонте леса – это не просто земля, а кладовая истории, где ветер-странник листает страницы минувшего.

Мы приглашаем наших читателей на литературную прогулку, приглашаем взглянуть на город глазами писателей-классиков, которые жили здесь или были его гостями…

Гости города говорят: когда в первый раз приезжаешь в Саранск, поражают три вещи:

во-первых, зеленое ожерелье, создающее впечатление, что Саранск - бесконечный парк;

во-вторых, слава города, отлитая в бронзу памятников и живущая в трепетно хранимых музеях;

в-третьих, силуэты храмовых куполов над городом и перезвон колоколов.

В России, средь березовых просторов,

Полянка есть – Мордовия моя,

Она как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый –

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой…

Мой край родной, мордовская земля,

Тебе слагаю песни я свои,

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши быстрые струи,

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык,

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык… –

писал о нашем крае местный поэт А. Норкин в стихотворении «Мордовия моя».

Саранск – город с солидной историей, один из старейших городов Среднего Поволжья. У него яркая биография. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. Население крепости (казаки, стрельцы, пушкари) состояло из русских, мордвы, татар. Крепость имела название Саранский острожек и располагалась на берегу реки Инсара, в устье реки Сарлей (современная Саранка).


Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы, с внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны. Лесным цветком называет нашу речку современный мордовский поэт Борис Просвирнин в стихотворении «Начало»

От глаз людских укрывшись в чаще,

Стоял, задумчив и высок,

Черноволосый, сильный пращур,

С улыбкой глядя на Восток…

Свистели птицы спозаранку

Над безымянною рекой,

И он назвал ее Саранкой,

Как будто бы цветок лесной…

Из-за ремня топор он вынул,

И эхо вздрогнуло кругом,

Когда он, напрягая спину,

Почал здесь ставить первый дом…[2]

 

В 1651 году Саранск получил статус уездного города.


За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий, был тесно связан с крестьянскими войнами под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Вот как изображает писатель-историк Костомаров Николай Иванович (1817—1885) внешний вид Саранской крепости XVII столетия. В повести «Сын» он пишет о событиях в Саранском уезде XVII и XVIII столетий:

«Наши путники выехали из лесу и увидели перед собой город Саранск. Прежде всего заблистала перед ними глава соборной церкви, покрытая яркой белою жестью, по ней играли лучи солнца, склонявшегося к западу.

Извилистый лабиринт деревянных укреплений, называемых надолбами, окружал посад, раскинутый вокруг города так, что с одной стороны строений в нем было больше, чем с другой, а с противоположной — той, откуда ехали наши путники, река Иква (Саранка) протекала возле стен самого города».

Башни. «Одна из них, называемая Троицкой, было четырехугольное здание с претензией бежать вверх и с приплюснутой кровлей, как будто кто сверху ударил ее по голове и сказал: «Куда ты? Стой!». Ее звали в просторечии Наседкой. Другая верхоглядничала над всей стеной своими тремя крышами...»[3]


Мы начинаем наш литературный маршрут с улицы Рабочей, где на доме № 37 установлена памятная доска, рассказывающая о том, что здесь (у моста через реку Инсар) 27 июля 1774 года жители города Саранска торжественно встречали предводителя крестьянской войны Е. И. Пугачева.

 

Дом № 37 на улице Рабочей

 

Этот эпизод живо и красочно описал Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837).Великий поэт немыслим без глубинного чувства родины, и какую бы страницу Пушкина мы ни открыли, « там широта русского характера, отзывчивость русской души, проявляющаяся, прежде всего, уже в том, что он обнаруживал пристальный интерес к жизни других стран и народов».

Поэт следил за временем. Он понимал, что именно в истории лучше всего проясняется человек и его характер. Пушкин был многонациональным поэтом России. Он предвидел:

В. А. Тропинин. Пушкин А. С.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Он знал мордовский народ. Сказалась и близость родового имения Пушкиных — Болдина, которое расположено от эрзянского села Пикшень всего лишь в трех километрах.

В 1830 году поэт в первый раз приехал в Болдино, по архивным данным, ехал он через мордовский край.

А. С. Пушкин одним из первых стал изучать историю пугачевского движения. Поэт исколесил немало дорог, чтобы собрать сведения о герое своего повествования. Он записал много преданий и свидетельств современников. Важные сведения о мордовском крае, который был охвачен пугачевским восстанием, ему сообщили поэт Н. М. Языков и его братья. Они долго проживали в Карсунском уезде Симбирской губернии.

Пушкин встречался и с мордовскими крестьянами.

В 1833 году работая над «Историей Пугачева», Александр Сергеевич запишет: «27 июля Пугачев вошел в Саранск. Он был встречен не только черным народом, но духовенством и купечеством... Триста человек дворян, всякого пола и возраста, были им тут повешены; крестьяне и дворовые люди стекались к нему толпами. Он выступил из города 30-го. На другой день Меллин вошел в Саранск, взял под караул прапорщика Шахмаметева, посаженного в воеводы от самозванца, а черных людей велел «высечь плетьми под виселицею...»[4]

В «Истории Пугачева» Пушкиным дана широкая и правдивая картина крестьянского восстания поволжско-приуральского региона. Спустя шестьдесят лет из-под пера великого поэта вышли герои пугачевского бунта.

Немало строк он посвятил мордовскому народу. «Мордва, чуваши, черемисы, — сообщает он в третьей главе «Истории Пугачева», — перестали повиноваться чиновникам». «Мордва, чуваши, — замечает поэт в «Черновых материалах», — и господские крестьяне вообще взбунтовались…»


 

И вот мы на площади, улица Советская, возле Кафедрального собора.

 
 

 


На этом месте горожане встречали Пугачева

 

…В городских церквах звонили колокола, седобородые старцы держали хлеб-соль на вышитых полотенцах, священники были в праздничном облачении. Впереди стоял архимандрит Саранского Петровского (впоследствии Петропавловский) монастыря Александр.

«В Саранске, — читаем мы у Пушкина, — архимандрит Александр принял Пугачева с крестом и евангелием и во время молебствия на ектении упомянул государыню Устинью Петровну (жену Емельяна Ивановича)».

Во время обеда в Петровском монастыре архимандрит Александр пытался поучать Пугачева и упрекнул его за жестокость. Но Пугачев пощадил архимандрита за хорошую встречу при въезде в город»[5]



Имя А. С. Пушкина увековечено в нашем городе памятником поэту.

При спуске в городской парк, который тоже носит имя А. С. Пуш-кина, стоит скульптура, изображая великого русского поэта, стоящим у врат арки, над сводом которой парит крылатая муза. Левая рука Пушкина прислонена к груди, а правая величественно отведена в сторону. Стало традицией пожать эту чугунную длань поэта.

Теперь этот спуск получил новое имя и называется «Пушкин-

ским склоном».

Имя Пушкина носит Нацио-нальная библиотека, расположенная на улице Богдана Хмельницкого. Основана она была на базе бесплатной библиотеки-читальни для народа и публичной платной библиотеки, которые в 1918 году слились в Саранскую уездную библиотеку. Фонды библиотеки хранят произведения А. С. Пушкина – любимого писателя мордовского народа.

Мордовские поэты и писатели учатся у Пушкина высокому мастерству художественного слова.

В Мордовии изданы на родном языке многие его произведения: на эрзянском языке «Кочказь произведеният» («Избранные произведения») и на мокшанском — «Кочкаф сочиненият» («Избранные сочинения»).


Вспомним известное всем пушкинское «Зимнее утро».

«Телень чокшне».


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит.

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Бурнось вельти менель чаманть

Ловонь кеверькст кеверди.

Теке зверь карми рангомо,

Теке эйкакш аварди.

… … …

Морак моро, кода эрясь

Ведь томбале нармушкась.

Кода мазыйка тейтересь

Валске марто ведьс якась.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.