V.Учебно-материальное обеспечение.
Содержание методической разработки
Учебные и вспомогательные цели
На кафедре факультетской терапии у студентов 4 и 5 курсов на практических занятиях и лекциях по теме ДЛП и атеросклероз происходит формирование их клинического мышления – умения оценить полученную информацию (опрос, осмотр больного, данные лабораторно-инструментального исследования) для формулировки развернутого клинического диагноза.
Знание основ клинической медицины, которая в основном преподается на кафедрах внутренних болезней, имеет первостепенное значение для подготовки врачей всех специальностей. Это связано с тем, что
в целом при изучении внутренних болезней формируются основы:
· клинического мышления,
· медицинской деонтологии,
· происходит овладение умениями и навыками обследования больных и принятия решения о назначении лечения.
Основным методом обучения на кафедре и в клинике является самостоятельная работа студентов:
· у постели больногопод руководством преподавателя,
· в диагностических кабинетах:
а) функциональной диагностики,
б) рентген-кабинете,
· клинической и биохимической лаборатории,
· палатах интенсивного наблюдения,
· поликлинике,
· участие студентов в обходах больных сзаведующим кафедрой, профессорами и доцентами.
Детальная клиническая характеристика больных с ДЛП и атеросклерозом на практических занятияхсопровождается демонстрацией и подробным разбором результатов современных дополнительных исследований (инструментальные, лабораторно-биохимические, эндоскопические, функциональные, морфологические).
Необходимо предусмотреть приобретение студентами практических умений в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных: ЭКГ, УЗИ, R-обследования, ЭхоКГ, ЧПЭКС, ВЭМ, суточного холтеровского мониторирования ЭКГ, АД, результатов УЗДГ и триплексного сканирования артерий брахиоцефального соединения, аорты, сонных и бедренных артерий данных реоэнцефалографии, анализов (липидемического профиля, печеночных проб, электролитного баланса, гликемического профиля), сцинтиграфии (миокарда, щитовидной железы).
Общие учебные цели при проведении
практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз:
· дать знание этиологии и патогенеза ДЛП и атеросклероза, клинических проявленийосновных атеросклеротических заболеваний;
· закреплять и совершенствоватьумения обследовать больного с ДЛП и атеросклерозом;
· формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз);
· научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм атеросклеротических заболеваний;
· научить основным принципам первичной и вторичной профилактики и лечения ДЛП и атеросклеротических заболеваний.
Частные учебные цели при преподавании
Практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз
Студент должен знать:
· этиологию (факторы риска) и патогенез, клинические проявления ДЛП и атеросклеротических заболеваний и осложнения;
· симптоматологию наиболее распространенных атеросклеротических заболеваний, протекающих в типичной форме;
· ведущие синдромы ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний (программы диагностического поиска по ним);
· методику дифференциальной диагностики (идентификации и исключения);
· основные лабораторные и инструментальные методы диагностики и верификации диагноза с учетом их чувствительности и специфичности;
· основные классификации и риск-стратификации пациентов с факторами риска и наличием атеросклеротических заболеваний;
· основные группы медикаментов применяемых в липидологии в терапии пациентов с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями их дозы;
· принципы лечения ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний;
· экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности;
· симптоматологию и основные принципы оказаниямедицинской помощи при некоторых неотложных состояниях при ИБС;
· принципы первичной и вторичной профилактики ДЛП и ИБС;
· показания и противопоказания для физиотерапевтического и санаторно- курортного лечения.
Студент должен уметь:
· провести расспрос больного (и/или родственников) и получить полную информацию о заболевании, установив этиологию (факторы риска);
· провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и т.п.);
· сформулировать методом идентификации предварительный диагноз и написать план обследования и лечения;
· выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска;
· провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения с использованием лабораторных и инструментальных методов обследования;
· сформулировать клинический диагноз разбираемых больных с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями, протекающих в типичной форме, иобосновать этот диагнози его осложнения;
· написать лист назначения и/или выписать рецепты курируемому больному;
· написать клиническую историю болезни курируемому больному;
· проанализировать (по алгоритму)и датьзаключение по ЭКГ в 12 отведениях курируемых больных с ДЛП и ИБС;
· проанализировать R-гр грудной клетки, данные ЭхоКГ, триплексного сканирования артерий БЦС, аорты и магистральных артерийпри ДЛП и основных атеросклеротических заболеваниях;
· оценить результаты биохимического анализакрови и показатели липидемического профиля.
· оказать неотложную помощь при наиболее распространенных атеросклеротических заболеваниях.
Перечень практических умений по теме:
ДЛП и атеросклерозу
· Обследоватьбольного с ДЛП и атеросклерозом (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение перкуссии и аускультации легких и сердца, магистральных артерий, осмотр и пальпация живота и т.д.).
· Оценитьвыявленные при обследовании изменения со стороны различных систем и органов.
· Использоватьданные физикального, инструментального, рентгенологического обследования, лабораторных данных дляформулировки предварительного и клинического диагноза.
· Уметь выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска.
· Провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения.
· Оформлять лист назначения курируемого больного.
· Написать историю болезни больного в осеннем семестре и амбулаторную карту в весеннем.
· Оказатьэкстренную помощь при неотложных состояниях (ангинозный приступ, статус, сердечная астма, отек легких и некоторых других).
· Заполнить санаторно-курортную карту больному.
· Оценить анализ мочи на желчные пигменты, уробилин и амилазу.
· Оценить показатели периферической крови и данные биохимического исследования крови:
а) содержание общего белка и фракций;
б) активности печеночных и сердечных ферментов;
в) содержание мочевины и креатинина;
г) показатели активности воспалительного процесса (С-реактивный белок, фибриноген и др.);
д) липидного спектра;
е) пигментный обмен;
ж) пуринового обмена;
· Оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови.
· Знать алгоритм расшифровки ЭКГ, рентгенограммы.
· Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования:
а) ВЭМ;
б) ЭхоКГ;
в) УЗИ органов брюшной полости (печень, поджелудочная железа, почки, желчный пузырь);
г) ЭКГ, триплексного сканирования артерий БЦС и магистральных артерий;
д) суточное мониторирование ЭКГ;
е) суточное мониторирование АД;
· Составитьпрограмму диагностического поиска по ведущему синдрому: ДЛП,боли за грудиной, в грудной клетке; систолическому шуму в зоне сонных артерий, брюшной аорты, бедренных артерий.
· Выписать рецепты.
ОЗНАКОМИТЬСЯ:
· с новейшими достижениями в области данной проблемы
II. Время - 225 минут
III. Место проведения занятия.
Учебная комната, палата терапевтического отделения, процедурный
кабинет.
V.Учебно-материальное обеспечение.
1. Литература (см. приложение №9)
2. Методическое обеспечение :
а) набор тестов для определения исходного уровня знаний
б) студентам демонстрируются больные с различными клиническими
проявлениями ревматизма и синдромосходными заболеваниями
в) графологическая структура учебной темы "Атеросклероз "
(дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение,
профилактика, врачебная экспертиза)
г) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при
наличии ведущего синдрома – ДЛП
д) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при
наличии ведущего синдрома – ДЛП
е) методическая разработка практического занятия
3. Наглядные пособия:
а) учебные таблицы:
№ табл
| Название таблицы
|
| Факторы риска и патогенез атеросклероза
|
| Диагностические критерии ДЛП и атеросклероза
|
| Рабочая классификация ГХС, ДЛП и атеросклероза
|
| Клинико-лабораторная характеристика ДЛП, атеросклероза
|
| Дифференциально-диагностическая программа по синдромам ГХС, ДЛП
|
| Цель лечения ДЛП и атеросклероз
|
| Лечебная программа при ДЛП и атеросклерозе
|
| Эскалация дозового режима статинов и экстракорпоральные вмешательства при рефрактерных ДЛП и генерализованных формах атеросклероза
|
| Профилактика атеросклероза
|
б) копии клинических и биохимических анализов (крови и др.)
в) комплекты учебных рентгенограмм, электрокардиограмм, эхокардиограмм, триплексного сканирования артерий БЦС и периферических артерий
г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания
д) набор ситуационных задач
е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов
4. Технические средства обучения:
а) персональный компьютер
в) электрокардиограф
г) мельтимедийная установка
V. Учебные вопросы и расчет учебного времени для проведения занятий со студентами 1V курса лечебного факультета
(продолжительность занятия 5 часов = 225 мин)
№
| У Ч Е Б Н Ы Е В О П Р О С Ы
| ВРЕМЯ, мин
|
| Организационные вопросы
|
|
| Вступительное слово
|
|
| Контроль исходного уровня знаний
|
|
| Самостоятельная работа студентов – курация больных
|
|
| Педагогический показ – курация больного с ДЛП и генерализованной формой атеросклероза
|
|
| Проведение дифференциального диагноза методом идентификации и исключения по ведущим синдромам «ДЛП». Составление программы обследования больного, плана лечения и реабилитации. Разбор осложнений. Профилактика, диспансеризация, экспертиза нетрудоспособности.
|
|
| Самостоятельная работа студентов – решение учебных задач.
|
|
| Контроль конечного уровня знаний – написание листа назначений курируемому больному.
|
|
| Подведение итогов. Задание на дом.
|
|
Примечание: расчет учебного времени с разбором учебных вопросов представлен с учетом клинического разбора одного больного. При разборе большего количества больных преподаватель может перераспределять учебное время.
Приложение 2.
| | Классификaция ГЛП, ВОЗ 1970г
| |
Тип глп
| Повышенные ЛП
| ОХС
| ТГ
| Распрост-раненность
| Степень атерогенности
| Тип I
| ХМ
| Повышен
| ++++
| <1%
| Не атерогенен
| Тип IIa
| ЛНП
| ++
| Норма
| 10%
| Высокая
| Тип IIb
| ЛНП и ЛОНП
| ++
| ++
| 40%
| Высокая
| Тип III
| ЛПП
| ++
| +++
| <1%
| Высокая
| Тип IV
| ЛОНП
| Норма или +
| ++
| 45%
| Умеренная
| Тип V
| ЛОНП и ХМ
| ++
| ++++
| 5%
| Низкая
|
Примечание: • - IV тип ГЛП является атерогенным, если ему сопутствует низкая концентрация ХС ЛВП, а также другие метаболические нарушения: гипергликемия, ИР, нтг.
Классификация ГХС
Характеристика уровня
| ОХС
| ХС ЛПНП*
| Оптимальный
| <5,0 ммоль/л
| <3,0 ммоль/л
| Умеренно повышенный
| >5,0-5,9 ммоль/л
| >3,0-3,9 ммоль/л
| Высокий
| >6,0 ммоль/л
| >4,0 ммоль/л
| Примечание: * - концентрация ХС ЛПНП рассчитывается по формуле Фридвальда (Friedwald w) 1972 при условии, что концентрация ТГ в крови не превышает 4,5 ммоль/л (400 мг/дл).
ХС ЛПНП, ммоль/л = ОХС – ХС ЛПВП - (ТГ 2.2).
хс ЛПНП, мг/дл =охс – хс лПвп - (ТГ:5,0).
Приложение 3.
Эксперты ВОЗ (1994) выделяют следующие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Ведущими из них являются:
Возраст
2. Пол
3. Повышенный уровень систолического АД
4. Повышенный уровень диастолического АД
5. Курение
6. Повышенное содержание в плазме крови ОХ и ХС ЛПНП
7. Сниженное содержание в плазме крови ЛПВП
8. Гипертрофия ЛЖ
9. Перенесенные сердечно-сосудистые заболевания
10. Перенесенные цереброваскулярные заболевания
11. Сахарный диабет
12. Почечные заболевания
13. Микроальбуминурия
14. Ожирение
15. Сидячий образ жизни.
Указанные факторы риска условно разделяют на:
I. Необратимые - Мужской пол
- Возраст
- Генетическая предрасположенность: наличие у ближайших родственников ИБМ, ИБМ (инфаркт миокарда, внезапная смерть) в возрасте до 55 лет.
II. Обратимые - Курение
- Артериальная гипертензия
- Ожирение
III. Частично (потенциально)) обратимые
- Сахарный диабет
- ГЛП и ДЛП (гипер-ХС, гипер-ТГ, гипо-ЛПВП)
- Гипотиреоз
- Гиподинамия
IV. Другие факторы риска
- Дистресс, тип личности.
В связи с тем, что ряд факторов риск нельзя изменить, а некоторые можно лишь частично весь акцент, как объект вмешательства смещается в сторону модификации изменяемых факторов риска. При этом применяются наиболее активные методы вплоть до наиболее агрессивных (плазмаферез, гемосорбция и операция частичного илеоцекального шунтирования).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|