Сделай Сам Свою Работу на 5

V.Учебно-материальное обеспечение.





Содержание методической разработки

Учебные и вспомогательные цели

На кафедре факультетской терапии у студентов 4 и 5 курсов на практических занятиях и лекциях по теме ДЛП и атеросклероз происходит формирование их клинического мышления – умения оценить полученную информацию (опрос, осмотр больного, данные лабораторно-инструментального исследования) для формулировки развернутого клинического диагноза.

Знание основ клинической медицины, которая в основном преподается на кафедрах внутренних болезней, имеет первостепенное значение для подготовки врачей всех специальностей. Это связано с тем, что

в целом при изучении внутренних болезней формируются основы:

· клинического мышления,

· медицинской деонтологии,

· происходит овладение умениями и навыками обследования больных и принятия решения о назначении лечения.

 

Основным методом обучения на кафедре и в клинике является самостоятельная работа студентов:

· у постели больногопод руководством преподавателя,

· в диагностических кабинетах:

а) функциональной диагностики,

б) рентген-кабинете,

· клинической и биохимической лаборатории,



· палатах интенсивного наблюдения,

· поликлинике,

· участие студентов в обходах больных сзаведующим кафедрой, профессорами и доцентами.

Детальная клиническая характеристика больных с ДЛП и атеросклерозом на практических занятияхсопровождается демонстрацией и подробным разбором результатов современных дополнительных исследований (инструментальные, лабораторно-биохимические, эндоскопические, функциональные, морфологические).

Необходимо предусмотреть приобретение студентами практических умений в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных: ЭКГ, УЗИ, R-обследования, ЭхоКГ, ЧПЭКС, ВЭМ, суточного холтеровского мониторирования ЭКГ, АД, результатов УЗДГ и триплексного сканирования артерий брахиоцефального соединения, аорты, сонных и бедренных артерий данных реоэнцефалографии, анализов (липидемического профиля, печеночных проб, электролитного баланса, гликемического профиля), сцинтиграфии (миокарда, щитовидной железы).



Общие учебные цели при проведении

практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз:

· дать знание этиологии и патогенеза ДЛП и атеросклероза, клинических проявленийосновных атеросклеротических заболеваний;

· закреплять и совершенствоватьумения обследовать больного с ДЛП и атеросклерозом;

· формировать клиническое мышление (умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз);

· научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм атеросклеротических заболеваний;

· научить основным принципам первичной и вторичной профилактики и лечения ДЛП и атеросклеротических заболеваний.

 

Частные учебные цели при преподавании

Практического занятия по теме: ДЛП и атеросклероз

Студент должен знать:

· этиологию (факторы риска) и патогенез, клинические проявления ДЛП и атеросклеротических заболеваний и осложнения;

· симптоматологию наиболее распространенных атеросклеротических заболеваний, протекающих в типичной форме;

· ведущие синдромы ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний (программы диагностического поиска по ним);

· методику дифференциальной диагностики (идентификации и исключения);

· основные лабораторные и инструментальные методы диагностики и верификации диагноза с учетом их чувствительности и специфичности;

· основные классификации и риск-стратификации пациентов с факторами риска и наличием атеросклеротических заболеваний;

· основные группы медикаментов применяемых в липидологии в терапии пациентов с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями их дозы;



· принципы лечения ДЛП и основных атеросклеротических заболеваний;

· экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности;

· симптоматологию и основные принципы оказаниямедицинской помощи при некоторых неотложных состояниях при ИБС;

· принципы первичной и вторичной профилактики ДЛП и ИБС;

· показания и противопоказания для физиотерапевтического и санаторно- курортного лечения.

 

Студент должен уметь:

· провести расспрос больного (и/или родственников) и получить полную информацию о заболевании, установив этиологию (факторы риска);

· провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и т.п.);

· сформулировать методом идентификации предварительный диагноз и написать план обследования и лечения;

· выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска;

· провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения с использованием лабораторных и инструментальных методов обследования;

· сформулировать клинический диагноз разбираемых больных с ДЛП и атеросклеротическими заболеваниями, протекающих в типичной форме, иобосновать этот диагнози его осложнения;

· написать лист назначения и/или выписать рецепты курируемому больному;

· написать клиническую историю болезни курируемому больному;

· проанализировать (по алгоритму)и датьзаключение по ЭКГ в 12 отведениях курируемых больных с ДЛП и ИБС;

· проанализировать R-гр грудной клетки, данные ЭхоКГ, триплексного сканирования артерий БЦС, аорты и магистральных артерийпри ДЛП и основных атеросклеротических заболеваниях;

· оценить результаты биохимического анализакрови и показатели липидемического профиля.

· оказать неотложную помощь при наиболее распространенных атеросклеротических заболеваниях.

 

Перечень практических умений по теме:

ДЛП и атеросклерозу

· Обследоватьбольного с ДЛП и атеросклерозом (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение перкуссии и аускультации легких и сердца, магистральных артерий, осмотр и пальпация живота и т.д.).

· Оценитьвыявленные при обследовании изменения со стороны различных систем и органов.

· Использоватьданные физикального, инструментального, рентгенологического обследования, лабораторных данных дляформулировки предварительного и клинического диагноза.

· Уметь выделить ведущий синдром и составить программу диагностического поиска.

· Провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения.

· Оформлять лист назначения курируемого больного.

· Написать историю болезни больного в осеннем семестре и амбулаторную карту в весеннем.

· Оказатьэкстренную помощь при неотложных состояниях (ангинозный приступ, статус, сердечная астма, отек легких и некоторых других).

· Заполнить санаторно-курортную карту больному.

· Оценить анализ мочи на желчные пигменты, уробилин и амилазу.

· Оценить показатели периферической крови и данные биохимического исследования крови:

а) содержание общего белка и фракций;

б) активности печеночных и сердечных ферментов;

в) содержание мочевины и креатинина;

г) показатели активности воспалительного процесса (С-реактивный белок, фибриноген и др.);

д) липидного спектра;

е) пигментный обмен;

ж) пуринового обмена;

· Оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови.

· Знать алгоритм расшифровки ЭКГ, рентгенограммы.

· Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования:

а) ВЭМ;

б) ЭхоКГ;

в) УЗИ органов брюшной полости (печень, поджелудочная железа, почки, желчный пузырь);

г) ЭКГ, триплексного сканирования артерий БЦС и магистральных артерий;

д) суточное мониторирование ЭКГ;

е) суточное мониторирование АД;

· Составитьпрограмму диагностического поиска по ведущему синдрому: ДЛП,боли за грудиной, в грудной клетке; систолическому шуму в зоне сонных артерий, брюшной аорты, бедренных артерий.

· Выписать рецепты.

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ:

· с новейшими достижениями в области данной проблемы

 

II. Время - 225 минут

 

III. Место проведения занятия.

Учебная комната, палата терапевтического отделения, процедурный

кабинет.

 

V.Учебно-материальное обеспечение.

1. Литература (см. приложение №9)

2. Методическое обеспечение :

а) набор тестов для определения исходного уровня знаний

б) студентам демонстрируются больные с различными клиническими

проявлениями ревматизма и синдромосходными заболеваниями

в) графологическая структура учебной темы "Атеросклероз "

(дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение,

профилактика, врачебная экспертиза)

г) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при

наличии ведущего синдрома – ДЛП

д) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при

наличии ведущего синдрома – ДЛП

е) методическая разработка практического занятия

 

3. Наглядные пособия:

а) учебные таблицы:

 

№ табл Название таблицы
Факторы риска и патогенез атеросклероза
Диагностические критерии ДЛП и атеросклероза
Рабочая классификация ГХС, ДЛП и атеросклероза
Клинико-лабораторная характеристика ДЛП, атеросклероза
Дифференциально-диагностическая программа по синдромам ГХС, ДЛП
Цель лечения ДЛП и атеросклероз
Лечебная программа при ДЛП и атеросклерозе
Эскалация дозового режима статинов и экстракорпоральные вмешательства при рефрактерных ДЛП и генерализованных формах атеросклероза
Профилактика атеросклероза

 

б) копии клинических и биохимических анализов (крови и др.)

в) комплекты учебных рентгенограмм, электрокардиограмм, эхокардиограмм, триплексного сканирования артерий БЦС и периферических артерий

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор ситуационных задач

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

 

4. Технические средства обучения:

а) персональный компьютер

в) электрокардиограф

г) мельтимедийная установка

 

 

V. Учебные вопросы и расчет учебного времени для проведения занятий со студентами 1V курса лечебного факультета

(продолжительность занятия 5 часов = 225 мин)

 

У Ч Е Б Н Ы Е В О П Р О С Ы ВРЕМЯ, мин
Организационные вопросы
Вступительное слово
Контроль исходного уровня знаний
Самостоятельная работа студентов – курация больных
Педагогический показ – курация больного с ДЛП и генерализованной формой атеросклероза
Проведение дифференциального диагноза методом идентификации и исключения по ведущим синдромам «ДЛП». Составление программы обследования больного, плана лечения и реабилитации. Разбор осложнений. Профилактика, диспансеризация, экспертиза нетрудоспособности.
Самостоятельная работа студентов – решение учебных задач.
Контроль конечного уровня знаний – написание листа назначений курируемому больному.
Подведение итогов. Задание на дом.

 

Примечание: расчет учебного времени с разбором учебных вопросов представлен с учетом клинического разбора одного больного. При разборе большего количества больных преподаватель может перераспределять учебное время.

 

Приложение 2.

    Классификaция ГЛП, ВОЗ 1970г  

 

Тип глп Повышенные ЛП ОХС ТГ Распрост-раненность Степень атерогенности
Тип I ХМ Повышен ++++ <1% Не атерогенен
Тип IIa ЛНП ++ Норма 10% Высокая
Тип IIb ЛНП и ЛОНП ++ ++ 40% Высокая
Тип III ЛПП ++ +++ <1% Высокая
Тип IV ЛОНП Норма или + ++ 45% Умеренная
Тип V ЛОНП и ХМ ++ ++++ 5% Низкая

 

Примечание: • - IV тип ГЛП является атерогенным, если ему сопутствует низкая концентрация ХС ЛВП, а также другие метаболичес­кие нарушения: гипергликемия, ИР, нтг.

 

Классификация ГХС

Характеристика уровня ОХС ХС ЛПНП*
Оптимальный <5,0 ммоль/л <3,0 ммоль/л
Умеренно повышенный >5,0-5,9 ммоль/л >3,0-3,9 ммоль/л
Высокий >6,0 ммоль/л >4,0 ммоль/л

Примечание: * - концентрация ХС ЛПНП рассчитывается по формуле Фридвальда (Friedwald w) 1972 при условии, что концентрация ТГ в крови не превышает 4,5 ммоль/л (400 мг/дл).

ХС ЛПНП, ммоль/л = ОХС – ХС ЛПВП - (ТГ 2.2).

хс ЛПНП, мг/дл =охс – хс лПвп - (ТГ:5,0).

Приложение 3.

 

Эксперты ВОЗ (1994) выделяют следующие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Ведущими из них являются:

Возраст

2. Пол

3. Повышенный уровень систолического АД

4. Повышенный уровень диастолического АД

5. Курение

6. Повышенное содержание в плазме крови ОХ и ХС ЛПНП

7. Сниженное содержание в плазме крови ЛПВП

8. Гипертрофия ЛЖ

9. Перенесенные сердечно-сосудистые заболевания

10. Перенесенные цереброваскулярные заболевания

11. Сахарный диабет

12. Почечные заболевания

13. Микроальбуминурия

14. Ожирение

15. Сидячий образ жизни.

Указанные факторы риска условно разделяют на:

I. Необратимые - Мужской пол

- Возраст

- Генетическая предрасположенность: наличие у ближайших родственников ИБМ, ИБМ (инфаркт миокарда, внезапная смерть) в возрасте до 55 лет.

II. Обратимые - Курение

- Артериальная гипертензия

- Ожирение

III. Частично (потенциально)) обратимые

- Сахарный диабет

- ГЛП и ДЛП (гипер-ХС, гипер-ТГ, гипо-ЛПВП)

- Гипотиреоз

- Гиподинамия

IV. Другие факторы риска

- Дистресс, тип личности.

В связи с тем, что ряд факторов риск нельзя изменить, а некоторые можно лишь частично весь акцент, как объект вмешательства смещается в сторону модификации изменяемых факторов риска. При этом применяются наиболее активные методы вплоть до наиболее агрессивных (плазмаферез, гемосорбция и операция частичного илеоцекального шунтирования).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.