Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование европейской культуры от первобытных времен до современности





Л.А. Коневских

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

 

Утверждено
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия

 

 

Под научной редакцией

О.Л. Лейбовича

 

 

Издательство

Пермского государственного технического университета

2009

УДК 316.7(075.8)

К64

 

Рецензенты:

д-р филос. наук, профессор Н.К. Оконская,
доцент О.Д. Козлова
(Пермский государственный технический университет);

канд. филос. наук, первый проректор ПГИИК,
завкафедрой культурологии Е.М. Березина
(Пермский государственный институт
искусства и культуры)

 

Коневских, Л.А.

К64 Человек в мире культуры: учеб. пособие / Л.А. Коневских; под науч. ред. О.Л. Лейбовича. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. – 101 с.

 

ISBN 978-5-398-00254-6

 

Представлен краткий обзор проблематики курса «Культурология» с его основными понятиями. Раскрыты закономерности роста и совершенствования гуманистического потенциала культуры на примере развития западноевропейской цивилизации. Для закрепления приобретенных знаний студентам предложены вопросы для размышления после каждого раздела пособия. Список рекомендуемой литературы дан в целом по курсу и отдельно по темам. В приложениях содержатся методические указания по выполнению контрольной работы, вопросы к экзамену.



Предназначено для студентов заочной формы обучения.

 

УДК 316.7(075.8)

 

 

ISBN 978-5-398-00254-6 © ГОУ ВПО

«Пермский государственный

технический университет», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................ 4

Культурология – молодая гуманитарная наука................ 5

Понятие, сущность и функции культуры .......................... 11

Антропологические основания культуры.......................... 17

Виды знания в системе культуры ...................................... 21

Культурные эпохи и их характеристика............................ 25

Первобытное время............................................................. 29

Античность.......................................................................... 34

Средневековье..................................................................... 45

Возрождение........................................................................ 50

Новое время......................................................................... 54

Новейшее время.................................................................. 59



Современность.................................................................... 67

Культура России................................................................. 71

Проблемы понимания культуры........................................ 81

Приложение 1. «Формирование европейской культуры

от первобытных времен до современности»..................... 91

Приложение 2. Рекомендации по выполнению

контрольной работы........................................................... 93

Приложение 3. Вопросы к экзамену................................... 94

Список рекомендуемой литературы.................................. 100

Предисловие_____________________________________________

Однажды странствуя среди долины дикой,

Внезапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Как тот, кто на суде в убийстве уличен.

Потупя голову, в тоске ломая руки,

Я в воплях изливал души пронзенной муки

И горько повторял, метаясь как больной:

«Что делать буду я? Что станется со мной?»

А.С. Пушкин. «Странник»

 

Подобной силы чувства пережил хотя бы раз в жизни любой думающий человек. Вопросы, мучившие героя пушкинского стихотворения «Странник», рано или поздно задает себе каждый, кто не удовлетворен «прозой жизни», бытом, благополучием, каждый, насущной потребностью которого является желание осознать себя и свое место в мире.

Земное и возвышенное – эти два начала нераздельны в человеке от рождения до смерти. Как они сосуществуют, которое из них побеждает, и побеждает ли? В разное время люди искали ответы на эти вопросы. Герою стихотворения, как известно, помог в его метаниях юноша с книгой, указав спасительный свет и путь из «долины дикой». И это символично: по мере совершенствования человечества совершенствовались и накапливались его знания, расширялись горизонты познания Истины.



Во имя чего, ради какой цели стоит жить? Во что верит человек? Что и кого он любит? Себя в мире, перефразируя выражение классика, или мир в себе? Разрешением этих вопросов занимались и занимаются наука, философия, религия, искусство. Наука, отвечая на них, исходит из того, что целью и смыслом жизни является сам человек, философия говорит о человечестве, а религия видит цель и смысл в Боге. Современность нуждается в синтезе, соединении найденного и выстраданного в веках. Сегодня важно понять, каковы законы существования человека в мире. В этом должна помочь новая наука – культурология.

Культурология – молодая
гуманитарная наука__________________________________

Категории:культура, человек, ценность, гуманитарное знание, предмет культурологии, культурно-исторический процесс, архетип, типология культуры, методы культурологии, «осевое время».

Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в ХХ веке. К этому времени накапливается огромный багаж человеческих знаний и опыта, для систематизации и целостного восприятия которого, несмотря на содержащиеся в нем кажущиеся противоречия, настала пора. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и других дисциплин. Огромное количество практических проблем и российского, и мирового масштаба связано сегодня с необходимостью более глубокого понимания сути и механизмов культурного развития. Распространение СМИ, формирование глобальной культуры, этнические конфликты, столкновение США с арабским миром, внутреннее перерождение Западной Европы под напором миграции наглядно высвечивают важность специального изучения культуры – значимость культурологии.

В нашей стране интерес к общей теории культуры наиболее четко сформировался в 50-е годы ушедшего столетия, а в 60-е годы появились и специальные работы по этой теме. В настоящее время наука, получившая название «Культурология», переживает период своего расцвета. Среди тех, кто в России внес заметный вклад в развитие культурологической теории, надо назвать С.С. Аверинцева, С.Н. Артановского, М.М. Бахтина, П.С. Гуревича, Ю.А. Жданова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева и др.

Термин «культурология» вошел в употребление еще с начала XIX столетия. Второе «дыхание» ему придал крупный американский культуролог Л. Уайт (1900–1975), который осуществил попытку систематического обоснования общей теории культуры. Огромный вклад в развитие общей теории культуры внесли и многие другие западноевропейские ученые. Среди них – английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор, английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко-немецкий мыслитель-гуманист А. Швейцер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, крупные американские культурологи Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон, австрийский психоневролог З. Фрейд, немецко-американский философ и психолог Э. Фромм и многие другие.

Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают сложный мир человека, в отличие от знания естественно-научного, описывающего мир природы. Если естествознание ориентировано на точность и повторяемость, то гуманитарное знание – вариативно, многомерно и часто единично, в нем присутствуют этические и ценностные нормы, оно может быть личностно окрашено и содержать эстетические каноны своего времени.

Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах и видах, в ее функциональных аспектах. Культура при этом понимается как сложное, меняющееся во времени и пространстве образование, вбирающее в себя миф, религию, искусство, философию, науку и т.д. – всю систему знаний, представлений о нормах и правилах, законах и обычаях, ценностях и технологиях. Целью культурологии как науки является построение теории культуры. Культурология классифицирует, объясняет явления культуры. Однако внимание ее направлено не столько на сами феномены культуры как таковые, сколько на выявление их системных взаимосвязей. Задача заключается в обнаружении внутренней логики развития и изменения культурно-исторического процесса. Каким образом осуществлялся исторический социальный опыт людей по отбору эффективных форм жизнедеятельности? Как этот опыт опредмечивается, закрепляется и отражается в культурных текстах, философии, религии, литературе, праве, гуманитарных науках, как он транслируется от поколения к поколению? Каким образом смогли возникнуть, развиваться и проявиться те или иные представления о человеке, мире, вещи, истории и т.д. Культурология изучает содержание, сущность, структуру, динамику, функции социокультурного опыта.

В культурологии вырабатывается свой понятийный аппарат: культура, человек, культурная эпоха, цивилизация, дух, сознание, гуманизм, культурная ситуация и т.д. Все эти категории рассматриваются параллельно и в других науках, культурология же возводит свои системные построения, во многом опираясь на представления о высших человеческих ценностях: Истине, Добре (Благе), Красоте. Эти три великих образа, образуя триединство, обусловливают друг друга: подлинная Истинность всегда облекается в Эстетические формы и призвана служить Добру. Истина, Добро, Красота нашли воплощение в различных сферах и формах человеческой деятельности: Истина – прежде всего в науке, Добро – в философии и религии, Красота – в искусстве. Со временем триединство этих ценностей, присущее античной эпохе (у Платона они слиты в один идеал), было утрачено и каждая из них стала рассматриваться независимо от других, нередко в противопоставлении. Споры о соотношении этих понятий продолжаются и в наше время. Однако развитие сознания снова ведет человечество к их синтезу. Все чаще и настойчивее звучат голоса в пользу подготовки специалистов широкого профиля, владеющих методами смежных наук, с гибким в рамках определенной суммы знаний и навыков мышлением, интеллектом, ориентированным не столько на то, чтобы знать, сколько на то, чтобы уметь.

Культурология – это наука, в которой складываются и свои методы изучения культуры. К ним могут быть отнесены: анализ, сравнение, типологизация, наблюдение, понимание, истолкование, рефлексия. Явления культуры могут изучаться в хронологической последовательности их появления и протекания. Изучение культуры возможно и через знаковые системы, особенности национальной психологии, биографии деятелей культуры, моделирование того или иного типа культуры или периода ее развития.

Типология культуры. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры – метод научного познания, основанный на выделении определенных типов культуры на основе характерных, систематизированных признаков. Основания для типологии культуры различны и равноправны. В разное время ученые находили свои критерии для выделения типов культур. Например, русский этнограф и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский (1822–1885) разработал свою типологию культуры. Он насчитывал десять самобытных типов мировых культур: греческая, римская, индийская, иранская, германо-романская и др. При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом он считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе.

Подобно ему и немецкий философ О. Шпенглер (1880–1936) выделял восемь типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую («аполлоновскую»), византийско-арабскую («магическую»), западноевропейскую («фаустовскую») и культуру майя. Шпенглер развивает идею аналогии культуры с живыми организмами, которые проходят стадии развития, представляющие собой законченный цикл. «Детство» – это «весна» (период хаоса, накопления сил). «Юность» он отождествляет с «летом», «зрелость» – с «осенью», когда реализуются все потенциальные возможности культурной души. «Старость» – это «зима» и это период «цивилизации» – гибели культуры. На весь жизненный цикл культурного организма Шпенглер отводит тысячи лет, период «цивилизации» продолжается 200–300 лет.

Ф. Ницше(1844–1900), развивая идеи своих предшественников Шиллера и Шеллинга, говорил об «особом духе» культуры, формирующем «дионисийский» тип культуры (жизненной, оргистически-буйной и трагической) и «аполлоновский» (созерцательной, логически членящей, односторонне интеллектуальной).

Швейцарский психолог и философ К. Юнг (1875–1961) выделяет в качестве критерия «архетипы» культуры, которые запечатлеваются в психике человека, в структурах мозга. Содержание таких архетипов составляют общечеловеческие первообразы – образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона, стихии и т.п. Центральную роль среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости», «Я» как центру сознания.

К. Ясперс (1883–1969) – немецкий философ, ярчайший представитель экзистенциализма (философии существования), отстаивает единство культуры. Он рассматривает культуру как линейный процесс, имеющий смысловое завершение. Ясперс выделяет: 1) «прометеевскую» эпоху, когда происходило становление человеческого бытия, начало истории; 2) эпоху «великих культур древности», характеристиками которых выступают наличие письменности и «специфической технической рационализации»; 3) эпоху «духовной основы человеческого бытия» («осевое время»), когда сформировался человек такого типа, какой сохранился и по сей день»; 4) техническую эпоху, создающую принципиально новые информационные и другие технологии, открывающую новые источники энергии.

Интересную типологию культуры предложил русско-американский социолог П.А. Сорокин (1889–1968). Он выделял три основных типа культуры: 1) чувственный, или «сенситивный»; 2) идеациональный (характеризуется преобладанием рационального мышления, духовными потребностями и высокой степенью их удовлетворения); 3) идеалистический (основан на интуитивном виде познания, соединяет чувственный и идеациональный типы).

В числе культурологов, предложивших свои принципы типологизации культур, можно назвать А. Дж. Тойнби, М. Блока, Х. Ортега-и-Гассета, М. Вебера, М.М. Бахтина и др. Часть исследователей подразделяет культуру на типы на основе различных религиозных воззрений народов, выделяя, например, конфуцианско-даосистский тип культуры, индобуддийский, исламский, христианский и т.д.

►►►►►

 

Человек – живое биологическое существо, обладающее личным, свободным, духовно-творческим началом; высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.   ► Архетип – первообраз. ► Гуманитарное знание – знание о присущем человеку духовно-соци-альном начале и о мире человека Ценность – значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.   ► Категория – основное понятие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   ▲ Учебный комплекс по дисциплине «Культуро-логия» для студентов техн. вузов / под ред. О.Л. Лейбовича. – Пермь, 2005. ▲ Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на куль-турные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – М.: Известия, 2003. ▲ Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М.: Айрис-Пресс, 2006. ▲ Лесли Уайт. Избранное: Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004. ▲ Флиер А.Я. Культурология как форма историчес-кого знания // Личность. Культура. Общество. – 2004. – Вып. 3(23). ▲ Пелипенко А.А. Оправдание культурологии // Лич-ность. Культура. Общество. – 2004. – Вып. 3(23). ▲ Культурология как наука: за и против: матер. «круглого стола» // Вопросы философии. – 2008. – № 11. ▲ Журнал «Вокруг света», рубрика «Артефакт» (любой номер). ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ◙ Когда возника-ет наука «Культу-рология» и в чем ее значимость? ◙ Охарактеризуй-те предмет, цель, понятийный аппа-рат и методы куль-турологии. ◙ Какие основы для типологизации культур предла-гают исследова-тели?

 

Понятие, сущность
и функции культуры__________________________________

Категории: смысл, мировая культура, национальная культура, материальная культура, духовная культура, культурная норма, знак, символ, индивидуальность.

Культура– это реальная сила, утверждающая истинно человеческое в человеке. Она, по определению Гегеля, есть вторая Вселенная, создаваемая людьми, и, можно добавить, является видовым признаком человека. Культура обеспечивает неразрывную связь времен, преемственность мыслей и чувств прошлых поколений. Именно это определяет и судьбу современного человека. Целостность современного мира представлена смысловым единством культуры. Поэтому стремительно вторгающиеся сегодня в жизнь перемены нуждаются прежде всего в осмыслении феномена культуры.

ХХ век последовательно и неуклонно подходил к этой неизбежности. В течение века зафиксирована стремительная динамика нарастания попыток дать точное определение тому, что же такое культура. И это лишь еще раз подтверждает, что в развитии человеческого сознания наступил новый этап. Этап, когда целостное восприятие человеческой истории предполагает пересмотр пути становления современной цивилизации и духовного мира человека уже с позиций культуры.

Сегодня всем известна исследовательская тенденция, начавшаяся с попытки американских ученых определить само понятие культуры. В конце XIX – начале XX века учеными Гарвардского университета А. Кребером и К. Клакхоном в трудах западноевропейских мыслителей было обнаружено всего семь определений того, что же такое культура (с 1871 по 1919 годы). За тридцать последующих лет (с 1920 по 1950 годы) таких определений было найдено уже 157. В настоящее время те, кто продолжает этот опыт, даже не берутся назвать точную цифру, говоря, что число определений культуры перевалило или вот-вот окажется за пределами цифры с тремя нолями.

Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни (литературу, живопись, музыку и т.д.), другие отождествляют культуру с образованностью, третьи объединяют ее с нравственными, этическими нормами. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато – оно поистине всеобъемлюще, поскольку культура – это мир смыслов, которые прозрело человечество в веках.

Впервые термин «культура» зафиксирован в письменных источниках Древнего Рима. В трактате Марка Порция Катона, посвященном агрономической проблематике, во втором веке до новой эры слово «культура» употребляется в значении «обработка и возделывание земли». Вслед за ним известный римский оратор Марк Туллий Цицерон переносит значение этого слова на человека, говоря: «Душу человека нужно возделывать так же, как мы обрабатываем землю». Таким образом, в первоначальном значении за словом «культура» закрепляется смысл, определяющий её как «возделывание, воспитание, образование». В современности смысловое наполнение термина умножилось. В качестве примера можно привести несколько определений культуры:

«Культура есть единство из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Э. Тейлор).

«Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование – умственное и нравственное» (В. Даль).

«Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми» (З. Фрейд).

«Культура – самосознание общества, каждого его периода, каждой эпохи» (Л. Коган).

«Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии» (А. Швейцер).

«Культура – это почитание прекрасного в человеке человеком, это законы взаимоотношений людей друг с другом» (Б. Покровский).

«Культура – это самоорганизующаяся система духа» (Л. Шапошникова).

«Культура – это почитание Света» (Н. Рерих).

Этот ряд можно продолжить. Определений культуры будет столько, сколько людей вы спросите об этом. Кто-то скажет о культуре труда и производства, кто-то – о художественной и эстетической культуре, кто-то вспомнит культуру речи, кто-то заговорит о рок-культуре, для кого-то самой важной окажется культура нравственная, а для кого-то – мировая, национальная, духовная или материальная и т.д. Трудно поставить пределы, определить границы этого понятия. Лучше просто взглянуть на явление культуры с разных сторон, взглянуть глазами людей разных культурных эпох, убедиться, что вечные вопросы бытия, волнующие нас, волновали и их, и как рабочее принять определение культуры, зафиксированное в Философском энциклопедическом словаре 1983 года издания: Культура есть специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Современное множество определений понятия культуры классифицируется. Анализ показал, что сложный феномен культуры рассматривается в разных ключах. Выделяют типы определений культуры с точки зрения

– ее генезиса (рождения и формирования);

– ее структуры;

– ее функционирования;

– ее аксиологии (ценностей);

– ее влияния на человека и общество и т.д.

Активное проявление научного интереса к исследованию феномена культуры свидетельствует, что на современном этапе мирового развития культура превращается в фундаментальную основу бытия. Складывается новое видение мира, возвращающее человеку осознание своей значимости в нем и требующее осмысления всего богатого мира смыслов и опыта, мира человеческого действия и творчества.

Сущность культуры. Говоря о сущности культуры, нужно отметить, что человек и культура неразделимы. Культура не существует вне человека. Она изначально с ним связана, формирует его личностное начало и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности. Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека и народов, населяющих планету.

Во все времена человечество раскрывалось во взаимоотношениях с природой, обществом и взаимоотношениях каждого человека с самим собой, формируя тем самым от эпохи к эпохе пространство культуры. Поэтому можно сказать, что культура охватывает не только политическую историю государств, но и мир человека, включающий все его переживания. Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него. Образование, воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения другому. Передавая и осваивая социальный опыт, каждый человек одновременно вносит и свой вклад в культурный слой. Овладевая культурой, присваивая ее, человек обогащает свою индивидуальность, развивает свой характер и ум. То есть развитие культуры предполагает и развитие самого творца культуры – человека.

Функции культуры. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Поэтому еще одним определением культуры будет такое: культура – это многофункциональная система. О самой главной, основной функции культуры говорил еще Цицерон: «cultura animi» – возделывание, взращивание духа. Можно утверждать, что человекотворческая, или гуманистическая функция – это главная функция культуры. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Культура выполняет функцию передачи социального опыта. Представляя собой сложную знаковую систему, она выступает единственным механизмом передачи опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти, ведущей подчас к катастрофическим последствиям.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с функцией передачи социального опыта. Культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, постепенно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной деятельности людей через формирование культурных норм. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивную функцию культуры поддерживают прежде всего мораль и право.

Знаковая (семиотическая) функция культуры также является одной из важнейших в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения и хранения национальной культуры. Специфические языки (системы знаков) нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры отражает качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

►►►►►

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или явления.   ► Смысл – суть чего-либо в культурной деятельности человечества.   ► Знак – пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь. Понимание знака невозможно без выяснения его значения. Символ – опознавательная примета, обладающая образной структурой и неисчерпаемой многозначностью содержания. Способ передачи целостного образа через частное явление.   ► Культурная норма – требования к деятельности и отношениям людей, обусловленные опытом всего человечества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелик А.А. Культура и личность: учеб. пособие. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. ▲ Уайт Л.А. Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004. ▲ Швейцер А. Культура и этика // Антология культурологической мысли. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – С. 218–225. ▲ Ученова В.В., Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. – М.: Омега-Л., 2003. ▲ Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. – 1984. – № 5. – С. 48–63. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:   ◙ Какие три сферы взаимодействия человека с миром могут быть выделены в процессе формирования культуры? ◙ Почему культуру называют «второй Все-ленной», создаваемой человечеством? ◙ В чем заключается сущность культуры?

Антропологические
основания культуры_________________________________

Категории:антропология, антропоморфизм, сознание, внутренний мир, самопознание, смысл жизни, диалог культур, ноосфера.

 

Изучение любого явления необходимо начинать с его истоков. Следовательно, если мы хотим понять, что такое культура (а, как уже говорилось, культура и человек нераздельны), то сначала надо понять, что же такое человек. Где истоки этого загадочного существа, ответить на все вопросы о котором не может ни одна из многочисленных наук, его изучающих? Откуда взялся человек разумный (homo sapiens) на Земле?

Известны три основные концепции происхождения человека: религиозно-мифологическая, естественно-эволюционная и космологическая. Каждая из них в той или иной мере вероятностна, что сказывается в том числе и на вариативности гуманитарного знания.

Со времен Античности в определениях человека подчеркивается его двойственная природа – «животное общественное» (Аристотель). То же – и в современном философском определении: «живое биологическое существо, обладающее личным, свободным, духовно-творческим началом». Биологическое и социальное в человеке тесно переплетены. В самой биологической природе homo sapiens скрыты предпосылки для формирования духовно-социальной природы, а следовательно, и культуры. Это – прямая походка, строение руки, большой мозг и сложная нервная система, строение гортани и губ, длительная зависимость детей от родителей, сексуальное влечение и др. В поведении людей, включенных в систему социальных связей, инстинкты отходят на второй план, уступая место социокультурным мотивам и находясь под их контролем. В человеке рождаются сугубо социальные функции – труд и сознание, происходит социализация биологических функций: человеческое ухо и глаз воспринимают мир иначе, чем глаз и ухо животного. Человек способен наслаждаться звуками и цветом, ему доступно пространственное восприятие и вербальное понимание, свойственны музыкальные и управленческие способности. Человек способен к самообразованию и самосовершенствованию.

Академик В.И.Вернадский утверждал, что жизнь – это явление космическое и не случайное. Социальное и духовное в процессе эволюции вырастают из биологического, а биологическое – из минерального. Потому человек – закономерная ступень развития материи на определенной стадии. Обладая двойной природой, он, превращаясь в геологическую силу, формирует следующую за биосферой оболочку планеты – ноосферу, которую можно отождествить со сферой культуры. Французский теолог и философ П.Тейяр де Шарден, разделяя взгляды Вернадского, писал: «Мир движется в сторону усложнения, которое сопровождается появлением и все большей значимостью психического и сознательного».

Становление человека не может быть охвачено жесткими логическими схемами, свойственными научному мышлению. Можно объяснить сложность механизмов, лежащих в основе способности видеть и ощущать запахи, которые позволяют созерцать розу и воспринимать ее аромат. Но нужно ли это для того, чтобы определить, красива роза или нет? Нелепо требовать измерить красоту, чтобы заявить, что она действительно существует. Человек – это тончайший прибор, устроенный более сложно, чем техника, им обожествленная. С помощью намека, символа, образа, откровения, интуиции он может прикоснуться к тайне и познать ее. Тайна непознаваема аналитическим разумом, логическими схемами, она требует ее переживания. Так и без переживания и присвоения культуры не может быть понят и ее мир. Сколь загадочно человеческое «Я» – столь загадочна и культура.

Внутренний мир человека – это сплошная динамика, поток мыслей, чувств и восприятий, бесконечное становление. Поэтому человек – это процесс. Нередко сам субъект не подозревает, что может таиться в глубинах его бессознательного. И уж если человек – загадка для себя, то «чужая душа – потемки». Сколько бы человек ни пытался выразить себя в словах, картинах, музыке, театральной игре, поступках, мимике, жестах и т.д., он всегда больше того, что выражает. Поэтому понять другого человека мы можем только в общении. Понять же самого себя – только в процессе самопознания, развития своего сознания.

Человеку важно познать (сознательно относиться) триединство своей природы – тело, душа и дух. Тогда актуальными становятся забота о здоровье, гигиене, физкультуре, экологически здоровой пище, отказ от вредных привычек. Актуальность для личности приобретает проблема добра и зла, низменного и высокого, прекрасного и безобразного, которыми насыщается душа. Дух же как воля, цель, смысл при осознании обращает человека к человеческим формам общения и бытия и делает значимыми и различимыми для личности надындивидуальные ценности. Все эти культивируемые особенности человеческой природы и ее развития не могут не отражаться на становлении и развитии культуры.

Вместе с тем единство человеческой природы делает живым и востребованным для переживающего тот или иной феномен культуры человека то, что переживал, думал и чувствовал его предшественник в прежние века по этому поводу. Диалог в культуре позволяет осознать ее целостность и рождает связь времен.

►►►►►

► Антропология – наука о происхождении и развитии человека.   ► Антропоморфизм –наделение явлений природы, животных, неодушевленных предметов и фантастических существ человеческими свойствами.   ► Самопознание – познание самого себя, особенностей, достоинств и недостатков своего характера, своего сознательного и бессознательного начала. ► Сознание – высший уровень психической деятельности человека как социального существа; способность субъекта отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах; способность воспроизводить действительность в мышлении.     ► Смысл жизни – то, что делает жизнь подлинной, истинной, ориентированной на вечные, безусловные ценности, что делает человека свободным.
Список литературы   ▲ Козлова О. Антропология культуры: учеб. комплекс по культурологии. – Пермь, 2006. ▲ Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. – 2009. – № 3. ▲ Борзенков В.Г. О природе человека // Человек. – 2008. – № 2. ▲ Модификация человека. Научные, технологические и моральные границы. «Круглый стол» журнала «Человек» в рамках конференции «Конструирование человека» // Человек. – 2008. – № 2. ▲ Бесчастная А.А. Дети-индиго – пришельцы из космоса // Человек. – 2008. – № 3. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ◙ Как связаны человеческая природа и культура? ◙ Как версии о происхождении человека сказываются на гуманитарном знании? ◙ Достаточен ли в познании человека и его мира научный подход? Почему?

Виды знания
в системе культуры__________________________________

Категории:познание, парадигма, артефакт, субъект, естественно-науч-ное и гуманитарное знание, научное знание, донаучное знание, вненаучное знание, понимание, рефлексия.

 

С исключительностью человеческой природы тесно связана проблема познания человеком окружающего мира, в процессе которого производятся артефакты – вещи и идеи как продукты человеческой деятельности. Поскольку сам человек включен в познавательный процесс, он не может отделить себя от присущей ему формы познания. В современном мире огромным авторитетом пользуется знание научное, которое, однако, намеренно, с целью достижения научной объективности, отделено от человека, его субъективных переживаний, субъективного толкования и понимания того или иного факта. И

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.