[1]
Под учебным телекоммуникационным проектом принято понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся - партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы. заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникаций. Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.
2. Основные требования к участникам проектов
От учителя требуется:
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся;
владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;
владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, внешними устройствами).
наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
· знание и владения основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор н обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез. методов их решения);
· овладение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией;
· овладение коммуникативными навыками;
· умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
· в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.
Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но перечисленные элементарные умения позволят ученику и учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях н достаточно полно пользоваться разнообразными услугами образовательных сетей.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом предполагает сотрудничество учителя-предметника и специалиста (в нашем случае учителя информатики), который должен бытъ в курсе информационных ресурсов различных доступных сетей, в первую очередь, Internet . Учитель-предметник и координатор проекта, в силу того. что первый знает замысел проекта, его цели и структуру. желаемый результат, а второй знает все ресурсы Intenlet, должны работать вместе.
На этапе подготовки к проекту:
· учитель-предметник определяет образовательные цели, которые он предполагает решить в ходе исследовательской деятельности своих учащихся;
· учитель и координатор проекта продумывают стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов;
· учитель и координатор проекта согласовывают предполагаемые источники информации, способы доступа к ним, способы обработки, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней;
· координатор проекта определяет тот круг необходимых средств информации, который может обеспечить эффективность самостоятельных исследований учащихся, повышение уровня их продвижения и развития в вопросах поиска и обработки информации при выполнении самостоятельной работы.
Таким образом, а ходе совместной работы учитель и координатор проекта при подготовке и проведении проектной работы учащихся:
· определяют предмет информационного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдвинутым гипотезам);
· составляют рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом;
· определяют возможную (предполагаемую) поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств;
· в ходе практической поисковой деятельности учащихся в сети координатор проекта оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходимость, как оформить результаты исследования творческой работы.