II. Учить словесно обозначать направление своего движения.
III. Учить дифференцировать звуки окружающего простран ства(шум ветра, звуки шагов, шум проехавшей машины, голо са людей, крики птиц, шелест листьев на дереве и т.д.).
IV. Учить локализовать источник звука в замкнутом простран стве пришкольного участка:
а) определять местоположение неподвижного источника зву ка;
б) определять местоположение движущегося источника звука.
V. Учить словесно обозначать местоположение источника зву ка относительно себя.
VI. Учить находить в окружающем пространстве пришкольного участка заданный объект:
а) по словесной инструкции тифлопедагога;
б) по указанным ориентирам;
в) самостоятельно.
VII. Учить словесно обозначать расположение объектов на пришкольном участке.
VIII. Учить детей (преимущественно слепых) определять во время передвижения (с помощью ног) изменения покрытия школь ного двора (земля, асфальт, гравий, песок).
IX. Учить получать информацию об окружающем простран стве всей сенсорной сферы, анализировать ее, обобщать и ис пользовать в практической ориентировке на пришкольном уча стке.
Умение младших школьников с нарушением зрения воспринимать сигналы, поступающие из окружающего пространства, и анализировать их необходимо при освоении ими технических средств ориентировки.
Существует большое количество разнообразных технических средств, помогающих слепым лучше ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться в нем. Использование технических средств дает слепому возможность при передвижении обходиться без посторонней помощи.
Ориентируясь в пространстве с помощью технических сРедств, слепые дети получают информацию о пространстве,
обеспечивающую обратную связь, что компенсирует нарушение пространственной ориентировки (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1989).
Особенно эффективно, как отмечают авторы, использование звуковых сигнализаторов в качестве неподвижно установленных ориентиров и в качестве перемещающегося лидирующего ориентира. Тифлопедагогу следует использовать это в обучении пространственному ориентированию слепых детей.
Технические средства помогают слепым младшим школьникам ориентироваться и передвигаться в свободном от препятствий пространстве. Их использование возможно только на специальных занятиях по ориентировке, физкультуре. В условиях улицы эти приборы не дают слепому необходимую информацию об окружающем пространстве.
В этом смысле незаменима трость. Прежде всего следует научить детей правильно захватывать и удерживать трость, технике безопасности при обращении с тростью. Отработав эти навыки, а также приемы ходьбы с тростью, тифлопедагог может приступить к обучению детей ориентировке в пространстве с ее помощью. Для этого тифлопедагог создает специальные условия, в которых ребенок, упражняется в обнаружении различных предметов в окружающем пространстве с помощью трости, в их обследовании и узнавании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
2. Бодалев А.А. Психология личности. — М: Изд-во Моск. унта, 1986, 188 с.
2Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей. Методические рекомендации. — Уфа, 1996.
10. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 419 с.
17. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. — Л.: ЛГПИ, 1988. — 60 с.
29. Островская Е.Б. Формирование представлений о замкнутом пространстве у слепых и частичновидящих школьников // «Дефектология», 1976, № 2, с. 54-57.
30. Павлова Н.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке // «Дефектология», 1987, № 2.
31. Петунина Г.В. Обучение домоводству и самообслуживанию в условиях реабилитационного центра // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых / Сб, ст. под ред. З.Г.Ермолович. - М.: ВОС, 1988.
32.
33. Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы. — В кн.: Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. — М.: Логос, 1995, с.42-60.
41. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. — М.: Учпедгиз, 19.51. - 152 с.
42. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: учебно-методическое пособие. — М.: ВОС, 1991. — 45 с.
43. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.: ВОС, 1989. - 45 с.
44. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
49. Селезнева Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушением зрения. Автор, канд. дисс. — М. 1995. — 17 с.
50. Феактистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // «Дефектология», 1976, № 2, с.54-57.
51. Феактистова В.А. Формирование адекватных установок у слепых и зрячих школьников. // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тез. докл. Десятой научной сессии по дефектологии. — М, 1990, с.65-66.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|