Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ





ФОРМИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Под редакцией Л. И. Плаксиной


ББК 74.202.2 Ф 78

Лаборатория содержания и методов обучения детей

с нарушением зрения благодарит

Теймура Шалвовича Ломтатидзе

за финансовую поддержку данного издания

Авторы :

В.З.Денискина, Р.Д.Максютова, И.В.Новичкова,

Л.И.Плаксина, Е.Н.Подколзина

Рецензенты: В.А.Феоктистова,

канд. пед. наук, зав. кафедрой общей и специальной педагогики

Санкт-Петербургского международного института семьи и ребенка

им. Р.Валенберга;

Н.В.Макеева,

завуч по научной работе Калининградской (пос. Болшево)

школы для слепых и слабовидящих детей;

М.С.Сорокина,

завуч Центра реабилитации слепых ВОС (г. Волоколамск)

Ф 78 Формирование социально-адаптивного поведения у уча­щихся с нарушением зрения в начальных классах. — Ка­луга: издательство «Адэль», 1998. — 140 с.

Книга адресована тифлопедагогам, проводящим коррекционные занятия с вос­питанниками детских садов и школах для детей с нарушением зрения. Она также будет полезна воспитателям детских садов и школ для слепых и слабовидящих детей, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, родителям детей с нарушением зрения.



Данное пособие впервые раскрывает некоторые особенности, трудности, со­держание и методику формирования социально-адаптивного поведения у слепых и слабовидящих младших школьников.

Впервые предлагается конкретный материал к содержанию специальных зна­ний, навыков и умений как основы специального образования слепых и слабови­дящих детей.


ВВЕДЕНИЕ

Прежние традиционные педагогические установки и подходы обучению и воспитанию слепых и слабовидящих детей успешно решали вопросы формирования знаний, навыков и умений, связанных с получением цензового образования, но и по отно­шению к процессу воспитания оказались в свете современного Переустройства несостоятельными.

В современных условиях возрастает значение педагогической Целесообразности в организации образа и порядка жизни слепых и слабовидящих детей, обучающихся в школах-интернатах, обес­печивающих им возможность сближения и интеграции в окружающей действительности.



Ребенок с нарушением зрения, поступающий в щколу-интернат, должен получить возможность всестороннего проявления его личности не только в учебном процессе, но и обрести тот Уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимомодействовать с ними.

Для оптимальной реализации заданных программ обучения, воспитания и коррекции отклонений в развитии слепых и слабовидящих детей в школе следует пересмотреть, переустроить и внести ряд новых установок на усиление специального образова­ния.

В связи с этим представляется целесообразным и полезным остановиться на вопросе понимания и трактовке некоторых по­нятий, связанных с коррекционно-педагогической работой в школе для детей с нарушением зрения, результатом которой является формирование у слепых и слабовидящих детей специ­альных знаний, навыков и умений. Только при наличии их у данной категории учащихся появляется возможность получения цензового образования и широкой интеграции в окружающей действительности...

В настоящее время весьма остро обсуждается проблема стан­дартов специального образования слепых и слабовидящих, его принципиального отличия от общеобразовательного стандарта.


 


I8ВN 5-89552-029-4© Издательство «Адэль», 1998



Мы рассматриваем специальное образование как систему зна­ний, навыков и умений, включающих как общеобразователь­ные, так и специальные аспекты. При этом обеспечение цензо­вого образования слепым и слабовидящим учащимся невозмож-Г но без формирования у них социально-адаптивных, коррекцион-1 но-компенсаторных способов ориентации и поведения, приме-V нительн6"как к учебному процессу, так и социуму в целом. г— За время обучения в школе у учащихся с нарушением зрения следует формировать знания и понимание своих специфических особенностей, сложностей ориентации в окружающем мире и осознание своих потенциальных возможностей коррекционно-компенсаторного характера, которые позволяют им успешно адаптироваться к действительности.^ связи с этим необходимо ""восстановить тесное равноправное взаимодействие между воспи­тательным и учебным процессами, усилив внимание к идейному обновлению их содержания, форм и средств педагогического воздействия, которые в силу их своеобразия и недостаточности интернатной жизни носили изолированный от общества харак­тер. Все это приводило к ряду негативных проявлений у слепых и слабовидящих учащихся, таких, как> инфантилизм по отноше­нию к своему будущему, снижение жизненной активности, беспомощности и социальной незащищенности.



Весь учебно-воспитательный процесс следует пронизать прак-тикоориентированным обучением, носящим характер целенап­равленности на приобретение тех знаний, навыков и умений, которые бы служили слепым и слабовидящим учащимся сред­ством социальной компетентности и защиты.

Преобразование жизни детей в школах-интернатах должно затронуть весь быт, повседневные занятия, досуг, общение и, естественно, учебу. Образ жизни и формы его проявления дол­жны строиться на принципах широкой интеграции учащихся в социуме, постоянном участии семьи, различных культурных и общественных организаций в жизнедеятельности школы.

Специальная коррекционная работа проступает не только как процесс формирования коррекционно-компенсаторного поведе­ния слепых и слабовидящих, но и как средство индивидуально-дифференцируемого подхода к организации всего образователь­ного процесса в школе. Только при учете индивидуальных и


специфических особенностей и возможностей учащихся следует решать задачи его социализации и адаптации.

Данное пособие впервые раскрывает некоторые особенности, трудности и методику формирования социально-адаптивного поведения у слепых и слабовидящих школьников.

В первой главе Л.И.Плаксина на основе экспериментальных наблюдений показывает своеобразие представлений о своих орга­нах чувств, внешнем облике своем, сверстников и матери, осоз­нание своего сенсорного дефекта развития адаптивных способов ориентировки в окружающем мире. Полученные данные позво­лили автору подчеркнуть важность и актуальность специальной коррекционной работы по формированию у слабовидящих уча­щихся осознания своих сенсорных возможностей, умений пользо­ваться зрением и сохранными анализаторами.

В развитии этих идей В.З.Денискина в своей главе представ­ляет конкретное содержание коррекционных занятий по соци­ально-бытовой ориентировке сквозь призму формирования спе­циальных коррекционно-компенсаторных и социально-адаптив­ных знаний, навыков и умений. Автор предлагает целый ряд специальных приемов и способов ориентации в окружающей действительности и компенсаторных способов выполнения пред­метно-практических действий.

В главе, представленной Е.Н.Подколзиной, предложены кон­кретные методические пути реализации задач формирования зна­ний, навыков и умений по ориентировке в пространстве уча­щихся начальной школы для детей с нарушением зрения.

И.В.Новичкова в своей главе показывает роль и значение предметно-практического обучения в коррекции нарушений речи за счет активизации сохранных анализаторов при наполнении речи чувственной информацией.

В главе Р.Д.Максютовой, посвященной формированию на­выков самообслуживания и культуре поведения у умственно от­сталых детей с нарушением зрения, впервые представлены мето­дические рекомендации по социализации этой категории детей с глубокой патологией зрения и нарушением интеллекта.

В данном пособии впервые предлагается конкретный мате­риал к содержанию специальных знаний, навыков и умений как основы специального образования слепых и слабовидящих де-


тей. Однако это только начало работы по разработке всего не­обходимого объема специальных знаний, так как в существую­щих программах по коррекционной работе в школе для слепых и слабовидящих детей еще требуется совершенствование как содер­жательной их стороны, так и вариативность, инвариантность требований к знаниям, навыкам и умениям учащихся в зависи­мости от индивидуально-дифференцированных особенностей.

Л.И.Плаксина.


Глава III

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.