Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественное своеобразие новелл Роберта Луиса Стивенсона

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине специализации 033202 «Литература страны изучаемого языка (Литература Великобритании и США)» предназначен для студентов 4 курса 8 семестра заочного отделения, филологического факультета, отделения иностранных языков, специальности 033200.00 – «Иностранный язык», квалификация – учитель иностранного языка. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по вышеназванной специальности.

Специализация 033202 – «Литература страны изучаемого языка (литература Великобритании и США)» предусмотрена Учебным планом и является дополнением к курсу «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка (английский)».

В комплексе представлены основные явления истории англоязычной литературы. Предлагаемый комплекс включает материал, знакомство с которым поможет будущим преподавателям английского языка и литературы лучше освоить реалии страны изучаемого языка, историю ее народа и особенности национального характера.

Цели и задачи курса.

Цель учебного курса – составить представление о художественном своеобразии англоязычной литературы, условиях ее формирования и развития.

Задачи учебного курса:

1. сформировать у студентов представления об основных явлениях и логике развития истории литературного процесса, связанного с памятниками англоязычной литературы;

2. обеспечить основы для понимания последующего культурного многовекового процесса в стране изучаемого языка;

3. способствовать осознанию художественной ценности англоязычной литературы и культуры, а также ее значимости на современном этапе развития общества;

4. расширить навыки и умения студентов при работе с текстами художественных произведений различных литературных родов и жанров;

5. представить систему взглядов писателей конца XIX – начала XX веков на человека и мир.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Английская литература рубежа XIX–XX вв.

Рубеж XIX – XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие. Характеристика английской литературы рубежа XIX – XX веков. Английский эстетизм. Оскар Фингал О’Флаерти Уиллс Уайльд (1854–1900). Цикл «Замыслы» (1891), включающий работы: «Истина о масках» (1885), «Кисть, перо и отрава» (1889), «Упадок лжи» (1889), «Критик как художник» (1890). Размышления О. Уайльда об искусстве и жизни, морали, красоте. Проблема искусства и жизни, красоты в романе «Портрет Дориана Грея» (1891). Пьесы О. Уайльда. Тема любви в пьесе «Саломея» (1893). Образ-символ Луны. Сочетание в пьесе прекрасного и безобразного. «Саломея» как драма смерти, ее роковой власти. Комедия «Веер леди Уиндермир. Пьеса о хорошей женщине» (1892). Парадоксальность фабулы. Пьеса как вызов пуританской морали. Комедия «Идеальный муж» (1895). Тема «двойного дна», обмана, подающаяся в остром, язвительном ключе. Тема разоблачения «идеального мужа». Поэзия О. Уайльда. Сборники стихотворений 1881 г., 1887–1893 гг. Темы любви, страсти, природы. Гражданские темы. Центральная фигура поэзии О. Уайльда – Творец, Мыслитель. Основная эстетическая метафора – искусство – вуаль для действительности. Размышления о грехе и наказании в «Балладе Редингской тюрьмы» (1898).

Неоромантизм. Определение термина. Время появления (8090-е гг. XIX в.). Эстетические принципы неоромантизма. Традиции и новаторство неоромантиков. Редьярд Киплинг (1865–1936). 1884 г. – появление первой новеллы «Ворота Ста Печалей». Новеллы Р. Киплинга: «Простые рассказы с гор» (1888), «Три солдата» (1888), «Город страшной ночи» (1890), «Труды дня» (1897). Поэзия: сборники «Казарменные баллады» (1892), «Семь морей» (1896). «Баллада о Востоке и Западе» (1889), «Мэри Глостер» (1896), «Бремя белого человека» (1899), «Если» (1910). «Книга джунглей» (18941895).

Роберт Луис Стивенсон (1850–1894). Этика и эстетика Р.Л. Стивенсона (по Н.Я. Дьяконовой). Сюжет, герои, темы в сборниках рассказов (такое жанровое определение дано: см.: Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. В 2 ч. Ч. 2. М., 1997. С. 288) Р.Л. Стивенсона: «Новые арабские ночи» (1882), «Вечерние беседы на острове» (1893), «Веселые молодцы» (1887). Роман «Остров сокровищ» (1883). Повесть «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).

Натурализм. Натуралистическая картина мира и человека. История термина. Литературная эстетика натурализма (Э. Золя). Натурализм в Англии. Роман Томаса Гарди (1840–1928) (др. перев. Харди см.: Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под. ред. В.М. Толмачева. М., 2003. С. 248) «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891). Романы Дэвида Герберта Лоуренса (1855–1930) «Сыновья и любовники» (др. перев. «Сыновья и возлюбленные» (1913), «Влюбленные женщины» (1916), «Любовник леди Чаттерли» (1928) и др.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. М., 2006.

2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Английские писатели XVI–XX веков. М., 1992.

3. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В.М. Толмачева. М., 2003.

4. Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы. Статьи разных лет / Сост. и вступ. статья А.А. Чамеева. СПб., 2001. С. 11–26.

5. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1998.

6. Позднякова Л.Р. История английской и американской литературы. Ростов н/Д., 2002.

Дополнительная литература

1. История английской литературы: В 4 т. М., 1984.

2. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

3. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX – начало XX века). М., 1970.

4. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX – начало XX века). М., 1970.

Энциклопедии, словари

1. Зарубежные писатели: Библиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. В 2 т. М., 1997.

2. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

3. История зарубежного театра. В 4 ч. М., 1987.

4. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. М., 1978.

5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Список художественных произведений

Для обязательного изучения

рубеж XIX–XX веков

1. Гарди Т. Тэсс из рода д’ Эрбервиллей.

2. Голсуорси Д. Сага о Форсайтах.

3. Киплинг Р. Книга джунглей. Простые рассказы с гор. Три солдата. Вии Вили Винки. Ворота Ста Печалей. Город страшной ночи. Труды дня. Казарменные баллады. Семь морей. Баллада о Востоке и Западе. Мэри Глостер. Бремя белого человека. Если.

4. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли. Сыновья и возлюбленные.

5. Моэм С. Театр. Луна и грош.

6. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда. Новые арабские ночи. Вечерние беседы на острове. Веселые молодцы. Остров сокровищ.

7. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Упадок лжи. Критик как художник. Саломея. Идеальный муж. Веер леди Уиндермир. Портрет Дориана Грея. Баллада Редингской тюрьмы.

8. Уэллс Г.Д. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка.

9. Шоу Д.Б. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Бюджет времени в часах по семестрам

2009-2010 учебный год (4к, 8 семестр, 6 лет обучения) – 4 ч. – ЛК, 12 ч. – ПЗ, 46 ч. – СР, 3 ч. – зачет ОЗО

2009-2010 учебный год (4к, 8 семестр, 4 года обучения) – 4 ч. – ЛК, 8 ч. – ПЗ, 42 ч. – СР, 5 ч. – зачет ОЗО

 

Тематический план и бюджет учебного времени

Курс, 8 семестр, ОЗО (З-ИНЯЗ-Ф41)

4 ч. – ЛК, 12 ч. – ПЗ, 46 ч. – СР

Название раздела, темы ЛК, ПЗ Бюджет времени
Всего ЛК ПЗ СР
Английская литература рубежа XIX – XX вв.  
Английская литература рубежа XIX – XX вв.  
Р. Киплинг. Книга джунглей. Новеллы.  
Р.Л. Стивенсон. Новеллы.  
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.  
Б. Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.  
Т. Гарди. Тэсс из рода Д’Эрбервиллей.  
Д.Г. Лоуренс. Любовник леди Чаттерли.    
  ИТОГО

Курс, 8 семестр, ОЗО (З-ИНЯЗ-Ф43)

4 ч. – ЛК, 8 ч. – ПЗ, 42 ч. – СР

Название раздела, темы ЛК, ПЗ Бюджет времени
Всего ЛК ПЗ СР
Английская литература рубежа XIX – XX вв.  
Английская литература рубежа XIX – XX вв.  
Р. Киплинг. Книга джунглей. Новеллы.  
Р.Л. Стивенсон. Новеллы.  
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.  
Б. Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.  
  ИТОГО

Планы практических занятий

Курс, 8 семестр, ОЗО (6 лет обучения)

Практическое занятие № 1

«Книги джунглей» и новеллы Редьярда Киплинга

План

I. Жизненный и творческий путь Редьярда Киплинга (1865–1936).

II. Анализ «Книг джунглей»:

1. История возникновения замысла.

2. Своеобразие структуры.

3. Особенности жанра. Признаки мифа, сказки, притчи в «Книгах джунглей».

4. Мифологическая семантика основных образов.

5. Проблема «Природа и Цивилизация», их будущего в «Книгах джунглей».

III. НовеллыРедьярда Киплинга («Ворота Ста Печалей», «Город Страшной Ночи», «Дочь полка», «Путешествие Новобрачной», «Они»).

1. Образ рассказчика в новеллах.

2. Особенности стиля и языка.

3. Своеобразие пространственно-временной структуры.

4. Система образов в новеллах.

5. Стилистика романтизма и натурализма в новеллах. Притчевое начало новелл. Функции гротеска.

6. Мотивный спектр новелл.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987.

2. История английской литературы. В 4 т. М., 1984.

3. Зарубежная литература конца XIX–начала XX века / Под ред В.М. Толмачева, Г.К. Косикова. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английская литература. М., 1985.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

 

Практическое занятие № 2

Художественное своеобразие новелл Роберта Луиса Стивенсона

План

I. Место Роберта Луиса Стивенсона (1850–1894) в английской литературе XIX–XX веков. Жизненный и творческий путь писателя.

II. Анализ новеллы «Ночлег Франсуа Вийона».

· Своеобразие пространственно-временной структуры новеллы.

· Принципы создания образов произведения.

· Восприятие автором личности Вийона.

 

III. Цикл новелл «Алмаз Раджи».

1. Новелла «Повесть о шляпной картонке».

· Своеобразие образа Гарри Хартли и образов представителей английского высшего общества (Томас Венделер, леди Венделер, Чарли Пендрегон).

· Особенности развития сюжета новеллы.

2. Новелла «Повесть о молодом человеке духовного звания».

· Своеобразие образа Саймона Роллза.

· Образы принца Флоризеля и Джона Венделера: столкновение разных жизненных позиций.

· Особенности развития сюжета новеллы.

3. Новелла «Повесть о доме с зелеными ставнями».

· Особенности создания образа Френсиса Скримджера.

· Особенности развития сюжета.

· Принц Флоризель и его роль в судьбе Френсиса Скримджера.

4. Новелла «Повесть о встрече принца Флоризеля с сыщиком».

· Своеобразие образа принца Флоризеля.

· Образ Алмаза Раджи.

· Особенности развития сюжета.

IV. Новелла «Маркхейм».

· Традиции русской литературы в творчестве Р.Л. Стивенсона.

· Особенности жанра.

· Образ зеркала и маски в новелле.

· Использование приема контраста в новелле.

· Тема двойничества. Образ Неизвестного.

· Проблема Добра и Зла в новелле. Смысл финала.

V. Новелла «Окаянная Дженет».

· Образ Мердока Соума и образы деревенских жителей.

· Основной смысл новеллы.

· Особенности развития сюжета новеллы.

Вопросы и задания

Новелла «Ночлег Франсуа Вийона»

· На каком фоне (имеется в виде описание окружающего пространства) предстает Вийон в новелле? Почему изображаются картины метели, снега, виселицы, трактира, кладбища и т.д.? Как в описании пространства соблюдается принцип контраста?

· Найдите в тексте описание внешности Вийона и его спутников. Можно ли сказать, что здесь используется принцип контраста?

· Почему Вийон забирает деньги у мертвой проститутки? Что он чувствует в этот момент?

· Прочитайте описание старого рыцаря – Энгеррана де ла Фейе. Сравните это описание с портретом Вийона.

· Обратитесь к диалогу Вийона и Энгеррана де ла Фейе, их рассуждениям о чести. В чем состоит суть наставлений старого рыцаря и что отвечает на эти наставления Вийон? Кто, на ваш взгляд, является победителем в этом споре? На чьей стороне автор? Сделайте вывод о восприятии автором личности Вийона.

Новелла «Повесть о шляпной картонке»

· Какое воспитание и образование получил Гарри Хартли? Можно ли сказать, что по отношению к герою автор настроен иронично? Можно ли говорить о типических чертах образа Гарри Хартли, а также о романтические традиции, использованной автором при создании этого образа?

· Как вы думаете, почему именно Томас Венделер привозит в Англию алмаз раджи? Как он относиться к любви, браку, семье? Как леди Венделер относиться к своему мужу? Что для нее является главным в жизни? Найдите описание внешности, образа жизни Чарли Пендрегона. Можно ли говорить о типических чертах образов представителей английского высшего общества?

Новелла «Повесть о молодом человеке духовного звания»

· Раскройте романтические традиции, использованные автором при создании образа Саймона Роллза. Какое действие на Саймона Роллза оказывает алмаз раджи? Почему Саймон открывает Венделеру тайну нахождения у него алмаза раджи? Каким Саймон предстает в начале новеллы, и что происходит с его внутренним миром в финале произведения?

· Как принц Флоризель и Джон Венделер относятся к алмазу раджи? Как это отношение проявляет различие жизненных позиций героев?

Новелла «Повесть о доме с зелеными ставнями»

· Образ Френсиса Скримджера: семья, воспитание, образ жизни. Можно ли говорить о романтических традициях, использованных автором при создании образа героя? Как внутренне меняется Френсис в результате столкновения с жизненными испытаниями?

· Особенности развития сюжета. Можно ли говорить о детективной интриге, любовной романтической сюжетной линии?

· Каковы последствия воздействия алмаза раджи на героев?

Новелла «Повесть о встрече принца Флоризеля с сыщиком»

· В чем заключаются назидания принца Флоризеля? Можно ли говорить об идеализации его образа?

· В чем, на ваш взгляд, заключается своеобразие образа алмаза Раджи? Можно ли говорить о том, что этот образ приобретает статус символа? Как принц Флоризель поступает с алмазом раджи и почему?

· Обратитесь к финалу новеллы. Как заканчивает свои дни принц Флоризель? Почему здесь звучит авторская ирония?

Новелла «Маркхейм»

· Поразмышляйте, после прочтения какого произведения русской литературы XIX века могла быть написана Стивенсоном эта новелла?

· Особенности жанра. Проследите описание психологического состояния Маркхейма перед убийством антиквара.

· Какую роль в новелле играет образ зеркала и маски?

· Как Стивенсон использовал прием сравнения в эпизоде смерти антиквара.

· Как меняется восприятие Маркхеймом окружающего мира после убийства? В чем заключается своеобразие образа Неизвестного?

· Обратитесь к диалогу Неизвестного и Маркхейма. Как сам Маркхейм объясняет причин совершения убийства?

· В чем смысл финала? Как в финале раскрываются представления автора о Добре и Зле – двух силах, ведущих вечную борьбу за душу человека?

 

Новелла «Окаянная Дженет»

· Сравните образ Мердока Соума в начале новеллы и до произошедших событий (в молодости). Что способствовало таким значительным внутренним изменениям героя?

· Как деревенские жители относятся к Дженет, а как Мердок Соум? Почему Мердок Соум сначала защищает Дженет? Как меняется и почему отношение Мердока Соума к Дженет через несколько лет?

· В чем заключает основной смысл новеллы? Как вы думаете, что олицетворяет судьба пастора?

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987.

2. История английской литературы. В 4 т. М., 1984.

3. Зарубежная литература конца XIX–начала XX века / Под ред В.М. Толмачева, Г.К. Косикова. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английская литература. М., 1985.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

 

Практическое занятие № 3



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.