Методика изучения уравнений
В соответствии с программой в 3-4 классах рассматриваются уравнения первой степени с одним неизвестным вида:
x + 4 = 8, 5+ x =10, 8-х=3, 8 : x = 4, x•3 = 12 и др.
Неизвестное число сначала находят подбором, а позднее на основе знания связи между результатом и компонентами арифметических действий. Эти требования программы определяют методику работы над уравнениями.
На подготовительном этане к введению первых уравнений при изучении сложения и вычитания в пределах 10 учащиеся устанавливают связь между суммой и слагаемыми. Кроме того, к этому времени дети овладевают умением сравнивать выражение и число и получают первые представления о числовых равенствах вида: 6+4=10, 8=5+3. Большое значение в плане подготовки к введению уравнений имеют задания на подбор пропущенного числа в выражениях вида:
4+ = 6, 5- =2, -3=7. В процессе выполнения таких заданий дети привыкают к мысли, что неизвестным может быть не только сумма или разность, но и одно из слагаемых (уменьшаемое или вычитаемое), в дальнейшем – компоненты действий умножения и деления.
Знакомство с уравнением происходит в 3 классе (ч.1, с. 10) при решении задачи с числами, например: «К неизвестному числу прибавили 3 и получили 8. Найти неизвестное число». По данной задаче составляется равенство с неизвестным числом, которое может быть записано так: +3=8. Затем учитель поясняет, что в математике принято обозначать неизвестное число малыми латинскими буквами. Дается запись и чтение одной из букв—x (икс). Предлагается обозначить неизвестное число буквой x и прочитать равенство. Учитель поясняет, что такие равенства называют уравнениями, что решить уравнение – значит найти такое значение x, при котором равенство будет верным. Определение уравненияи корня уравнения не даётся в начальных классах. Учащиеся упражняются в чтении, записи и решении уравнений. Показывают разные формы чтения: «К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 9», «Первое слагаемое 4, второе неизвестно, сумма равна 7; чему равно второе слагаемое?» и др. При решении первых уравнений дети опираются на операции над множествами, на знание состава чисел, на установление отношений между результатами и компонентами действий (при сложении самое большое число-сумма, она состоит из слагаемых; при вычитании самое большое число- уменьшаемое, оно состоит из вычитаемого и разности).
Сначала уравнения решаются подбором: вместо неизвестного подставляют (например, с помощью разрезных цифр) одно за другим числа из множества чисел, данных в учебнике или учителем,пока не найдут такое, которое «подходит» (при котором получается верная запись).
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают решение уравнения так:
х+3=7 х-3=7 7-х=5
х=4 х=10 х=2
Затем дети учатся выполнять проверку решения уравнения и учатся оформлять решение следующим образом:
Х + 40 = 96
Х = 96 – 40
Х = 56
56+40=96
96=96
Для того, чтобы лучше подготовить детей к решению уравнений в старших классах имеет смысл прежде всего установить, какие значения может принимать x в данном уравнении (т.е. фактически речь ведётся об области допустимых значений неизвестного - ОДЗ).
Примерно в таком же плане в 3 классе (ч. 1, с. 48) вводятся уравнения вида: x•3==12, 5•х=10, 15:х=5и др., которые также вначале решаются подбором. Данный способ решения применяют к уравнениям, где вычисления выполняются на основе знания табличных случаев арифметических действий. Таким образом, решение уравнений способствует усвоению таблиц и состава чисел из слагаемых, из множителей.
Затем уравнения решают на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента.
Учащиеся объясняют решение уравнения, пользуясь памяткой
1)Читаю уравнение.
2) Подумаю, какие значения может принимать Х.
3) Подумаю, чем является неизвестное число.
4) Вспомню правило, как найти неизвестное число.
5) Вычисляю.
6) Проверяю.
С целью формирования умений решать уравнения, предлагают разнообразные задания:
1) Решите уравнение и выполните проверку.
2) Выполните проверку решенных уравнений,объясните ошибки в неверно решенных уравнениях.
3) Составьте уравнения с заданными числами, решите и проверьте решение.
4) Из заданных уравнений выберите, и решите те, в которых неизвестное число находят вычитанием (делением).
5) Из заданных уравнений выпишите те, в которых неизвестное число равно 8.
6) Рассмотрите решение уравнения, определите, чем является неизвестное в уравнении, и вставьте пропущенный знак действия:
x *2=12, x*2=12,
х=12:2. х=12•2.
Решение простых арифметических задач с помощью составления уравнений
По традиционной программе с помощью составления уравнений решаются с 4 класса простые арифметические задачи, теоретической основой выбора арифметического действия в которых является связь между компонентами и результатом арифметического действия.
Для решения задачи с помощью составления уравнения обозначают буквой искомое число, выделяют в условии задачи связи, которые позволяют составить равенство, содержащее неизвестное (уравнение), записывают соответствующие выражения и составляют равенство. Полученное уравнение решают. При этом решение полученного уравнения не связывается с содержанием задачи. Решение любой задачи можно выполнить путем составления уравнения, руководствуясь указанным планом. В этом заключается универсальность способа решения задач с помощью составления уравнений, что определяет его преимущества. Кроме того, решение задач способом составления уравнений способствует овладению понятием уравнения. Поэтому уже в начальных классах в определенной системе ведется обучение решению задач путем составления уравнений.
В методике обучения решению задач с помощью составления уравнений предусматриваются следующие этапы: сначала ведется подготовительная работа к решению задач с помощью уравнений, затем вводится решение простых задач с помощью уравнений.
На этапе подготовки к решению задач с помощью составления уравнений у учащихся, прежде всего, должно быть сформировано представление об уравнении как равенстве, содержащем неизвестное число, и умение решать уравнения на основе знания связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Необходимым требованием для формирования умения решать задачи с помощью уравнений является умение составлять выражения по их условиям. Поэтому, начиная с I класса, вводится запись решения задач в форме выражения. Учащиеся упражняются в объяснении смысла выражений, составленных по условию задачи (например, объясняют, что обозначает сумма чисел 30 и 3, разность чисел 30 и 3, частное чисел 30 и 3, если 30 коп.— цена книги, а 3 коп.— цена тетради); сами составляют выражения по заданному условию задачи (составьте выражение, которое обозначает стоимость двух книг, стоимость 5 тетрадей, стоимость двух книг и 5 тетрадей вместе), а также составляют задачи по их решению, записанному в виде выражения.
Запись решения задачи с помощью составления уравнения осуществляется с помощью составления выражения. Могут быть те же формы (см. 1) а) - г)), что и при решении задачи арифметическим путём. Рассмотрим форму записи решения 1б.
Задача. После того, как с аэродрома улетело 4 вертолёта, там осталось 2 вертолёта. Сколько вертолётов было на аэродроме?
Х (в.)- столько было на аэродроме,
Х-4 (в.)- столько осталось на аэродроме,
2 (в.) - столько осталось на аэродроме.
Составляем уравнение: Х-4=2
Решение уравнения:
Х-4=2,
Х=4+2,
Х=6.
6-4=2,
2=2.
Ответ: 6 вертолётов.
Памятка при решении простой (а также составной) арифметической задачи с помощью составления уравнения может быть следующей:
Рассуждаю так:
1. Подумаю, что обозначу за х.
2. Подумаю, что буду уравнивать.
3. Составляю два выражения, выражающих значения одной и той же величины.
4. Записываю уравнение.
5. Решаю уравнение.
6. Проверяю.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
План
2.1.Время, порядок, задачи изучения темы.
2.2. Основные положения методики изучения геометрического материала.
2.3. Методика изучения основных геометрических фигур.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|