Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины появления и развития тревожности у детей.





Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, стиль родительского воспитания.

По мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 2003 г., №4.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.



В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»). Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 2003 г., №4.

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия учителя (воспитателя) с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки. Немов Р. С. ,c. 645



Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных), в деятельности, на прогулках и т.д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, обрывание детей («Нина Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение детской инициативы («положи сейчас же, я не говорила брать листочки в руки!», «Немедленно замолчи, я говорю!»). К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог («это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю», «А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»). Немов Р. С. ,c. 646

Следующая ситуация - ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-i-prichiny-vozniknoveniya-trevozhnosti-u-detey-s-tserebralnym-paralichom

Еще одна ситуация - ситуация повешенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.



В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно - мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-i-prichiny-vozniknoveniya-trevozhnosti-u-detey-s-tserebralnym-paralichom

 


Практическое исследование причин тревожности детей 7-10 лет

В данной практической работе будет рассмотрено влияние стиля родительского воспитания на тревожность детей 7-10 лет.

Исследование проводилось в школе № 546 по адресу Санкт-Петербург, Ленинский просп., 80, корп.2.

Приняла участие группа, состоящая из шести человек в возрасте от 7 до 10 лет. В неё вошли 3 (50%) мальчика и 3 (50%) девочки.

Краткая характеристика каждого ребенка.

Николай. 7 лет. Неполная семья, воспитанием ребенка занимается мать. Хорошо учится, принимает активное участие в школьных мероприятиях, занимается футболом! Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

Дмитрий. 8 лет. Полная семья, воспитанием ребенка занимается отец. Учится удовлетворительно, занимается спортом. Общается только с одним мальчиком из класса.

Мария. 7 лет. Полная семья, воспитанием ребенка занимается мать. Учится хорошо. Посещает разнообразные кружки и секции. Активная, общается только с некоторыми одноклассниками.

Анастасия. 8 лет. Полная семья, воспитанием ребенка занимаются мать и отец. Есть младший брат. Учится удовлетворительно, активная. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

Антон. 8 лет. Полная семья, воспитанием ребенка занимается бабушка(т.к. родители работают много время) . Хорошо учится. Спокойны, тихий, малообщительный

Анна. 9 лет. Полная семья, воспитанием ребенка занимается мать. Учится на отлично. Посещает разнообразные кружки и секции. Спокойная. Общается только с некоторыми одноклассниками.

 

Тест. Стили семейного воспитания»(см. Приложение 1)

Цель: выявление стилей родительского воспитания.

Процедура проведения: проводится в форме теста. Родитель получили листы для заполнения результатов теста.

Инструкция для родителей: " Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный …"

Анализ результатов теста

Проведён тест на выявление стилей родительского воспитания.

По данным теста выявлено, что 3 родителя предпочитают авторитетный стиль родительского воспитания, что составляет 50% по данной выборке, можно сделать вывод, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

1 родитель предпочитает либеральный стиль родительского воспитания, что составляет 16,7 % по данной выборке, можно сделать вывод, что ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

2 родителя имеют авторитарный стиль родительского воспитания, что составляет 33,3% по данной выборке, можно сделать вывод, что все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

 

 

Проведен тест на выявление уровня тревожности (авторы Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). (см. Приложение 2)

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, дается инструкция.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать.

Анализ результатов теста

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

• высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

• средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

• низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Полученные результаты: (по шифру)

1. ИТ = 6/14*100%; ИТ =43%-средний уровень тревожности;

2. ИТ = 6/14*100%; ИТ =43%-средний уровень тревожности;

3. ИТ = 6/14*100%; ИТ =64%-высокий уровень тревожности;

4. ИТ = 9/14*100%; ИТ =43%-средний уровень тревожности.

5.

6.

По данному исследованию было выявлено, что высокий уровень тревожности имеет 1 ребенок, что составляет 25%, средний уровень тревожности имеют 3 участника, что составляет 75%.

По данной выборке Антон имеет высокий уровень тревожности и выше среднего уровня количество страхов, можно сделать вывод, что количество страхов зависит от тревожности ребенка.

Из вышесказанного следует, что личностная тревожность может быть одной из причин появления страхов у детей 7-10 лет.

 

Вывод

В данной практической работе рассмотрено влияние личностной тревожности, и темперамента ребенка на страхи.

Гипотеза исследования: у детей с повышенной тревожностью, с меланхолическим или флегматическим типом темперамента страхов будет больше чем у детей с низким или со среднем уровнем тревожности, с холерическим или сангвиническим типом темперамента.

1. По данной выборке один из участников имеет повышенный уровень тревожности, меланхолический тип темперамента и самое большое количество страхов, что соответствует нашей гипотезе.

2. В ходе исследования было установлено, что 2 человека имеют холерический тип темперамента и 2 человека меланхолический тип темперамента. Из вышесказанного следует, что ещё два типа темперамента не были изучены.

3. Также по данному исследованию было выявлено, что ребенок с меланхолическим типом темперамента и средним уровнем тревожности имеет допустимое количество страхов для его возраста, а это противоречит гипотезе.

Гипотеза подтверждена частично.


Заключение

Тема данной работы: « Причины страхов у детей 7-10 лет».

За основу было взято определение А.И. Захарова, страх - этоаффективное (эмоционально заостренное) отраже­ние в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Так же часто, как термин "страх", встречается термин "тревога".

И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображе­но восприятие угрозы или отсутствие чувства безо­пасности.

Тревога — это предчувствие опасности, состо­яние беспокойства.

Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов: возрастные и невротические.

В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л.Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный.

Были изучены психосоциальные особенности детей 7-10 лет.

Развитие эмоциональной сферыребенка в возрасте от6 до 11 летнапрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.

В этом возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

Активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

Развитие Я-концепциихарактеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на само актуализацию своей личности. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. При поступлении ребенка в школу формируется Я-образ ученика.

В конечном же итоге основная цель развития Я-концепции заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.

Следует отметить, что важнейшим фактором развития в этом возрастном периоде является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения.

Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.
Самые распространенные – этовнушенные страхи и конкретный случай.

Одна из главных причин появления страхов у детей это поведение самих родителей, которое зависит от стиля родительского воспитания, также личностная тревожность и тип темперамента ребенка.

В данной практической работе было рассмотрено влияние личностной тревожности, и темперамента ребенка на страхи.

Проведена беседа на выявление количества страхов у детей, тест на выявление уровня тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) и опросник Айзенка - детский вариант.

Приняла участие группа, состоящая из четырёх человек в возрасте от 7 до 10 лет. В неё вошли 2 (50%) мальчика и 2 (50%) девочки.

Гипотеза исследования подтверждена частично, так как не были рассмотрены все типы темперамента, и по данному исследованию было выявлено, что ребенок с меланхолическим типом темперамента и средним уровнем тревожности имеет допустимое количество страхов для его возраста, а это противоречит гипотезе.

 


Список использованной литературы

 

1. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно –психологическое исследование с элементами математической статистики – 4-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2003. – 632 с.

2. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 2001, №2.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.