Определение тревожности. Отличия тревоги от тревожности.
Введение
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
В “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. [3; 7]
Тема данной работы: « Причины тревожности детей 7-10 лет».
Цель: особенности тревожности у детей 7-10 лет.
Объект: тревожность детей.
Предмет: причины тревожности у детей.
Задачи:
· Определение тревожности и его видов;
· Изучить психосоциальные особенности детей 7-10 лет;
· Провести практическое исследование причин тревожности детей 7-10 лет;
· Проанализировать результаты исследования и сделать вывод.
Гипотеза исследования: при авторитарном стиле родительского воспитания у детей 7-10 лет будет высокий уровень тревожности.
Методы исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы.
2.Тестирование, наблюдение.
Определение тревожности. Отличия тревоги от тревожности.
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. http://www.rvnd.ru/trevozhnost/
Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. http://www.ref.by/refs/68/15996/1.html
Личностная тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. http://www.ref.by/refs/68/15996/1.html
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". .[ Неймер Ю. Л. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 352 с.;]
А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.[ А. М. Прихожан ,c.39]
По определению А.В. Петровского: Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. .Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2005 - 494 с.
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»[ Немов Р. С. ,c. 601]
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. .[ А. М. Прихожан ,c.40]
В самом общем смысле, согласно «Психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2005 - 494 с.
В данной работе тревожность будет рассматриваться как личностная характеристика.
2. Психосоциальные особенности детей 7-10 лет
Период жизни от 7-10 лет это младший школьный возраст, который охватывает и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.
Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей данного возраста. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способами. Родители, старшие братья и сестры, с одной стороны, служат моделями поведения, а с другой стороны, поощряют или наказывают детей за их поведение.
Родительское поощрение школьных успехов, ограничение просмотра телепередач и то душевное тепло, которое они дают своему ребенку, - все это благотворно сказывается на его чувстве Я и достижениях. Дети начинают понимать нормы общества, в котором они живут, и следовать им в своем поведении, часто истолковывая их слишком узко, прямолинейно и однозначно до тех пор, пока не станут более открытыми к изменениям с наступлением отрочества. Фактическое моральное поведение большинства детей зависит от ролевых моделей, за поведением которых они наблюдают, и от ценностей своей культуры. [http://www.persev.ru/detstvo дата выхода на сайт 19.06.13]
Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я‑концепцию».
Я-концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. [Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти. 2001 г. 854 с.;;47]
Говоря о Я-концепции ребенка, следует отметить, что она включает в себя как констатирующий реальный образ Я (Я-реальное), так и Я-перспективное, т. е. то, на что Я-реальное ориентировано.
Так, у детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных и организационных обязанностей. Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. [Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти. 2001 г. 854 с.;120]
Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я-концепцию ребенка. Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я-образ. Возможно, именно взаимодействие со сверстниками и делает Я-образ ребенка более динамичным в его развитии. [[Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти. 2001 г. 854 с.;]; 247]
Возраст 7-10 лет приносит с собой заметное расширение социального мира ребенка, так как дети становятся менее зависимыми от родителей в мелочах повседневной жизни и более способными к завязыванию тесных дружеских отношений со сверстниками. С этих пор 6-11-летние дети входят в "культуру детства". Отчасти по той причине, что культура детства является весьма влиятельной, дети в этом возрасте высоко ценят дружбу. Ребенок, отвергаемый другими детьми из-за своего поведения, внешности или семейного происхождения, вероятно, страдает от низкой самооценки и недостатка уверенности в себе. http://www.persev.ru/detstvo дата выхода на сайт 19.06.13]
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста http://www.persev.ru/detstvo дата выхода на сайт 19.06.13]
Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого (а учитель — именно такой взрослый) — во многом определяет поведение ребенка. Приобретая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации в книжках и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. [Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти. 2001 г. 854 с.;];;261]
Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В этом возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами. Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти. 2001 г. 854 с.;];264]
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации.Децентрация (в психологии развития) [лат. de — от centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.[ Петровский А. В. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.;; 176]
Следует отметить, что неадекватные аффективные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребенка, и носят защитный характер. [Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти. 2001 г. 854 с.;];264]
Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.).
Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом, как показано в исследовании Лютовой и Мониной [Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. - 192 с.], школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода, уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|