Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА 8 глава





И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить» (ср.: Мф.10:28). И вот мы видим, что те, которым ска­зано было: «все бегите», – один за другим приносят себя в жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или: так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, то, чтобы они не возгордились этой властью, научил их смире­нию, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой». По­добным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чем они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь и истребит их?» (ср.: Лк.9:54).

И поелику ученики подумали в себе, ибо сказал: «к самарянам и язычникам не ходите» (ср.: Мф.10:5), и добавил: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой»: «Что мы будем делать, если не доста­нет городов?» – то посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам» (ср.: Мф.10:23). Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успе­ете обойти все города, как Я приду к вам». Именно, послал их в горо­да, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их» – означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А если хорошо вникнуть, (этими словами) сказал им, что (сначала) они будут изгнаны из многих горо­дов, а потом (уже) Он явится к ним; однако на самом деле так не сде­лал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию [по мысли святого Ефрема, между преследованием апостолов и явлением Христа должно было пройти продолжительное время, которое на самом деле сократилось милосердием Господа], ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением (Ин.20:21-23).



«Что говорю вам в темноте, говорите при свете»(Мф.10:27), то есть что говорю вам втайне, то возвещайте громким гласом, что и изъяс­няет, говоря: «что на ухо слышите, проповедайте на кровлях». Или: го­воря «в темноте», обозначил народ (Иудейский), а говоря «при свете», (означил) народы (языческие). И говорит: «не бойтесь тех, которые убивают тело» (ср.: Мф.10:28), дабы научить, что люди имеют власть только над телом; Бог же (властвует) также и над душами, так что мо­жет послать их в геенну. И если возразят: «Каким образом души погуб­ляются в геенне, когда тление и смерть не имеют над ними власти?» – и если спросят: «Каким образом тело там погибает, когда, без сомнения, там есть червь и скрежет зубов?» – то в этом месте Писания дан ясный ответ (на это): потому что не только бессмертная душа не умирает, но также и тело, ибо и оно пребывает, не погибая [души погибают в геенне так же, как погибают в ней и тела, то есть муча­ются]. Слова же: «кто погуб­ляет тело» (ср.: Мф.10:28), сказаны о временной смерти. Ведь, если бы тело действительно погибало, то оно не было бы в геенне, потому что геенна мучит живые тела, а не истлевшие тела умерщвляет.



Так как многие боятся тления и по причине временной смерти со­крушаются духом, то Господь хотел этим словом воодушевить и на­учить их, что должно более бояться Того, Кто душу и тело погубляет в геенне. Итак, души не умирают, так чтобы они (при этом) истреблялись смертью, равно как и Бог не отнимает дары Свои, которые даются (Им) без раскаяния, и верное обетование воскресения тела никогда не ока­жется тщетным. «Не бойтесь», потому что ведь душа не умирает; ибо если бы она подлежала смерти, то нам следовало бы бояться. При та­ком (же) положении дела (нам) не должно бояться и за тело наше, которое разрушается, так как не душа, но Бог (только) может произвести разрушение тела. Значит, как тело, которое разрушается, образует Бог, так Он же устрояет и душу; и Кто тело и душу из ничего создал, Тот может также и оживить их (по смерти) после того, как они начали суще­ствовать. Ибо бессмертная душа не может оживить мертвых тел, но только Бог есть Тот, Кто это делает. Не бойтесь, говорит, тех, которые погубляют эту вашу жизнь, той же вашей жизни не могут погубить. Это сказал потому, что ученики слышали и могли услышать от саддукеев и других, что воскресения (мертвых) не будет.



«Две... малые птицы продаются за ассарий» (Мф.10:29). Две, не одна. Хотел показать ничтожность малой птицы. Ибо что имеет боль­шую цену, то продается в одиночку, а что дешево, то продается вместе, как трава. «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф.10:29). Если малые птицы, которые ничтожны по цене и пред­ставляют собой как бы тень, не ловятся, то не сказал: «без воли Бога», – но: «без воли Отца вашего», – что есть промышление Отца о ничтож­ных вещах не служит ли и для нас прекрасным доказательством боль­шей заботливости и любви, какую Он имеет относительно нас?

«Исповедую того пред Отцем» (ср.: Мф.10:32), – как бы говорил: «приидите, благословенные Отца Моего»(Мф.25:34). И что говорит: «отрекусь от него» (ср.: Мф.10:33), – (то же самое), как и там; «не знаю вас» (Мф.25:12), – не потому, что они каким-либо образом были скрыты от Него, но потому, что Он не признает их Своими. Пойми, насколько хорошо их знал, ибо отвергает их, а не принимает.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» (Мф.10:34). Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротво­рить то, что на небе, и то, что на земле?» (ср.: Кол.1:20). Конеч­но, Господь возвестил мир, как и апостол говорит: «соделал нам мир» (ср.: Еф.2:14), и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми» (ср.: Гал.6:16). Но, с другой стороны, не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных. «Я пришел разде­лить человека с отцом его»и пр. (Мф.10:35). Разделяются, – гово­рит, – мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, посколь­ку Один почитает Бога Так, а другой иначе. «Меч»(Мф.10:34) [т.е.: «пришел Я принести»], говорит, чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стре­лу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеря­ет ее» (Ср.: Мф.10:39). Как это понять, когда об одной и той же душе возвещается и сбережение, и потеря? Именно тот, кто исповедует (Гос­пода) пред гонителями, теряет душу свою, но находит (ее) у Господа. Говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Мф.10: 39). Итак, кто теряет душу свою ради Христа, тот необходимо сбере­гает ее у Христа; ибо Бог, ради Которого теряется душа, печется о том, чтобы сберечь (ее), поскольку рука Его есть рука, простирающа­яся на все, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть ее (душу). Любовь Свою, которой обнимает всех людей, сделал меньшей и повинной всем, дабы любовь людей, которой обнимают они Господа всяческих, представить превосходящей все. «Кто не лю­бит Меня более, чем душу свою» и пр. (ср.: Мф.10:37).

«Пришла Мария, и села у ног Иисуса» (ср.: Лк.10:39), то есть села как бы на твердую землю у ног Его, которые и жене грешнице дали проще­ние грехов. Поскольку она добыла себе украшение, чтобы войти в Цар­ство Единородного, то «избрала»одну только «благую часть», именно: Благого Христа, так что «вовек», как сказано, «не отнимется от нее» (Лк.10:42). Любовь же Марфы была более суетливой, чем любовь Ма­рии, потому что, когда в первый раз пришел Христос, Марфа служила Ему. «Нет Тебе нужды до меня; скажи сестре моей, чтобы помогла мне» (ср.: Лк.10:40). И в то время, как (Господь) пришел, чтобы воскресить Лазаря, она первая также вышла навстречу Ему (Ин.11:20).

 

ГЛАВА 9

 

«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3) Отнюдь не усомнился в Нем. Ибо тот, кто не умедлил взыг­рать во чреве и приготовил путь в пустыне, и крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя»(Мф.3:14), и: «вот Тот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин.1:29), и: «я недостоин развязать ремни у обуви Его»(Ин.1:27), – кто все это возвестил во всеуслышание, каким обра­зом потом мог усомниться в Нем, во-первых, после свидетельства Духа, сошедшего в подобии голубя, и, во-вторых, после голоса явившегося с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и пр. (Мф.3:17)? Но эти слова мы изъясняем так. Как пророки говорили ради себя и ради тех, кото­рые должны были слушать их, и как Господь говорит: «ради народа го­ворю сие, чтобы поверили» (ср.: Ин.11:42), – так и Иоанн, когда уви­дел, что настало время переселиться ему из этого мира, и уразумел, что он должен так же и в смерти предшествовать Спасителю, как предшествовал Ему в рождестве в эту жизнь, то озаботился тем, чтобы не оста­вить своих учеников блуждать и рассеяться, как стадо без пастыря.

Иоанн послал учеников к Нему не для того, чтобы они допрашива­ли Его, но чтобы Господь, как бы печатью, подтвердил (им) то, что он сам ранее говорил, потому мысль учеников устремил к Нему. Когда, говорит Писание, другие ученики услышали его беседу о Господе и уви­дели Его, то, без печали оставив Иоанна, последовали за Ним (Ин.1:35-37). Как при крещении показал свою добрую волю, поскольку не присвоил себе священство дома отца своего, так и здесь пожелал ученикам передать сокровища, которых не похищал. Послал их к Хри­сту с той целью, чтобы, увидев чудеса, они укрепились в вере в Него. И сказал им Иисус: «пойдите и расскажите Иоанну» не то, что слышали, но «то, что видели. Вот, слепые видят и хромые ходят» (ср.: Мф.11:4,5), – то есть если бы дела, которые Я делаю, не подтверждали слов Иоанна, то его беседы (обо Мне) были бы совершенно ложны; а так как (на самом деле) они истинны и верны, то следуй не словам их, но пости­гай (их) смысл.

Господь начал с того, что казалось более легким, хотя в области чуда малое и великое имеют одинаковое значение [буквально: «вывешиваются на одной и той же чашке весов»]. «Слепые видят и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат»; наконец, как бы в запечатление всего, сказал следующее: «мертвые воскреса­ют» (Мф.11:5), потому что последнее было главным делом благости Единородного, посредством которого разрушается и изгоняется зло, введенное в мир Адамом. При этом узнай то, что следует: «блажен будет, кто не соблазнится о Мне» (ср.: Мф.11:6), каковыми словами дал ученикам Иоанна верное предостережение, дабы не соблазнялись о Нем. Если (же) некоторые возражают, что Господь ради Иоанна ска­зал: «блажен, кто не соблазнится о Мне», – то отвечаем, что так как предшествующее было сказано ради Иоанна, соответственно и эта по­хвала высказана (также) ради Иоанна. Ибо (Господь) сказал это для того, чтобы предостеречь учеников Иоанна, а не потому, чтобы усом­нился в Иоанне; и (что действительно) послал ему эту весть не пото­му, чтобы Иоанн ослабел в своей вере, о чем свидетельствует то, что следует (ниже). Ведь в дальнейшей речи (Господь) нигде не отвечает на вопросы, какие послал к Нему Иоанн, но после того, как ученики Иоанна ушли (обратно), «начал, – повествуется в (Евангелии), – го­ворить народу об Иоанне» (Мф.11:7). В присутствии учеников Иоанна не хотел возвещать его славы, дабы они не подумали, что, восхваляя пред ними учителя, Он превозносит Сам Себя.

«Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеб­лемую?» (Мф.11:7-8). То есть разве Иоанн боялся гонителей и скло­нялся пред всяким (дуновением) ветра, так что некогда сказал: «вот, Агнец Божий», а потом отправил к Нему посланца (с вопросом): «Ты ли Тот, Который должен придти, или нам ожидать другого?» «Человека ли, украшенного мягкими одеждами?» (ср.: Мф.11:8), – то есть знатно­го? Этим вторым местом изъясняется предыдущее место. Ведь что Иоанн одет быть не в мягкие одежды, об этом Писание свидетельствует в дру­гом месте, где сказано: «одет был одеждою из верблюжьего волоса» (ср.: Мк.1:6. Мф.3:4). Подобным образом и (слово) «трость» должно принимать не в собственном смысле. Веровал он и не сомневался. Как Иоанн не был тростью непрочной, так и одет он был не в мягкие одеж­ды. «Таковые находятся в чертогах царских», (а) не в пустыне. «Пророк он, и больше пророка» (ср.: Мф.11:9), – поскольку пророки предвозве­щали явление Царя, Иоанн же один только удостоился сказать: «вот Тот, о Ком возвещали пророки». Итак, если он больше пророка, то он не есть трость, ветром колеблемая.

Но Иоанн, когда увидел, что течение его жизни достигло конца, передал свое стадо Князю пастырей, подобно тому, как и Господь, дабы показать пастырское попечение, какое имел о Своем стаде, передал его во время смерти Своей старейшему из пастырей, Петру, чьи уста испо­ведали Его (Мф.16:16), чьи слезы послужили ручательством (Мф.26: 75). Прежде, чем Господь получил (это) ручательство, не дал ему даже немногих овец, но тройное исповедание, какое дал Петр (Ин.21:15-17), принял как верный залог за три части стада, кои передал ему. Когда Учитель говорил ему: «любишь ли Меня», – то хотел получить от него исповедание нелицемерной любви, дабы, отдав свою любовь в качестве залога, он получил и пас овец Его. Когда увидел, что своими устами он дал свидетельство о Нем и своими слезами, как бы печатью, подтвер­дил (его), то дал ему и награду, какая предназначена для пастырей, имен­но: мученическую смерть (Ин.21:18), которая есть венец победы Его учеников и пастырей. Прежде, чем Господь получил от Симона свидетельство любви, не мог дать ему жребий Своей смерти, как и Сам не положил бы души Своей за овец Своих, если бы не любил их.

Иоанн же, усматривая при помощи Духа, Которого имел, что, хотя Господь был сама сила исцеления, и Свою силу всегда имел при Себе, однако вера в Него, которая необходима для желающих получить исце­ление, не всегда была налицо, – то ради сего и послал к Нему учеников в такое время, когда все получали доказательство, что Он есть истин­ный Мессия. Даже самое посольство показывает, что рука Христа вла­ствовала над всеми. Поручил Ему овец своих, чтобы Господь Сам укрепил стадо, и как пастырь показал (этим) свое старание и рачитель­ность. А что Иоанн не усомнился, о том свидетельствует Господь, гово­ря, что он больше пророка. Если же Иоанн был больше пророка, то сколь велика будет честь его, как скоро (одно) пророческое служение есть уже ступень высшая в роде человеческом? Или, быть может, ради священства, (принадлежащего Иоанну по рождению), так называл его Господь? Но было много и других священников. Или ради его пророче­ства так назвал его? Но было много и пророков.

Итак, какова (же) та слава Иоанна, которой он превзошел всех рож­денных женою? Может быть, та, о которой сказано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред Тобою» (ср.: Мал.3:1. Мк.1:2)? Не только получил имя Ангела, но и делами своими показал себя достойным его. Если хо- рошо рассмотришь, то увидишь, что честь его не меньше чести Анге­лов, поскольку отвергся от всего мира и старался служить небесному. Если возразишь: «и среди двенадцати пророков один был назван Анге­лом Моим» [пророк Малахия, чье имя значит «Ангел Божий»], то отвечаю, что сей (последний) был наименован так родителями своими в том же смысле, в каком дается имя и другим лю­дям. Иное дело – имя, которое дается родителями, и иное – почетное имя, которое возлагается Богом в воздаяние за дела. Если же скажешь, что ради небесного образа жизни тот пророк был назван своими роди­телями «Ангелом Моим», то дальше мы не будем спорить об этом. Но об Иоанне Писание свидетельствует: «нет больше (его) из рожденных женами». Если кто свят – прославляется, если кто праведен – чтится, если кто честен, силен и мудр – достоин бывает степени славы. Однако же, если всех их соединить и совместить в одном человеке, то и тогда они не сравнялись бы с тем, кого возлюбил Бог и о ком объявил, что он столь много превосходит людей и стоит в ряду Ангелов.

«Но меньший в Царстве Небесном больше его»(Мф.11:11). Опять некоторые глупцы говорят, что каждый наименьший из верующих боль­ше Иоанна в Царстве Небесном. Но мы никогда не осмелимся гово­рить так об Иоанне, святом муже Божием, поскольку кто порочит вои­на царского, тот не почитает самого царя, и кто презирает священника, тот презирает и Господа его. Но посредством этих слов, сказанных о величии Иоанна, (Господь) хотел возвестить нам обилие милосердия и благости Своей и научить, сколь великие блага Он даровал избранным Своим. Ибо если Иоанн, столь великий и славный, будучи сравниваем с меньшим в Царстве Небесном, остается ниже (того) по чести [вторая половина периода (стиха) опущена, как понятная сама собой. Мысль святого Ефрема, очевидно, такова: если Иоанн, столь великий и славный, сравнивается с меньшим в Царстве Небесном, но остается ниже его по чести, то о величии тех благ, которые ожидают избранников Божиих, мы можем только при­близительно и отчасти догадываться, как сказал апостол: «отчасти знаем»], то, как говорит святой апостол: «отчасти знаем, и отчасти пророчеству­ем» (1Кор.13:9), и вслед за тем: «видим как бы сквозь тусклое стекло, когда настанет совершенное, тогда прекратится то, что мало и от­части» (ср.: 1Кор.13:12,10).

Велик Иоанн, ибо по предведению сказал: «вот, Агнец Божий». Но это величие, будучи сравниваемо со славой, которая откроется тем, кои окажутся достойными (ее), есть только небольшой отблеск [буквально: «малое предвкушение»]. Не потому, чтобы каждый меньший в Царстве (Небесном) был больше Иоанна, отшедшего из жизни (сей), но поскольку все великое и див­ное, что есть здесь (на земле), по сравнению с тем блаженством, являет­ся малым и оказывается как бы ничто, потому и сказал: «меньший в Царстве Небесном больше его». Другие говорят: «если из рожденных женами не было никого (столь великого), как Иоанн, то, вот, рожден также и Господь, Который, без сомнения, больше Иоанна». Но не о Самом Себе сказал и не Себя сравнил с теми, о которых говорил, пото­му что Он есть Сын Девы, а не от брака рожден. Итак, «меньший в Царстве» не Иисус и не другой кто-либо лично и особо означенный, но общее выражение, которое распространяется на всех. Иные пола­гают, что это сказано об Илие.

А мы говорим: поскольку Иоанн оказался достойным на сей земле обладать великими дарами, то есть пророчеством, священством и прав­дой, посему Господь говорит: этот муж, дивный, великий, благой и пра­ведный, посланный к вам Отцом Небесным, превосходящий всех веде­нием и верой, этот (муж) менее меньшего в Царстве Небесном.

Иные говорят, что так как Господь намерен был освободить его из этой темницы [в которой был заключен Иоанн (Мф.11:2. 14:3)], то, беседуя о достоинстве пророков, сказал: «из рож­денных женами нет больше Иоанна», причем, рожденными женами называет пророков, потому что сказал: «закон и пророки до Иоанна» (ср.: Мф.11:13) [Господь назвал Иоанна большим Моисея и пророков для того, чтобы из уважения к его величию отпустили его из темницы]. Итак, Иоанн больше Моисея и пророков, откуда явствует, что закон нуждается в Новом Завете, так как тот, кто больше пророков, сказал Христу: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф.3: 14). Далее. Иоанн велик и потому, что зачат был по благодати, рожден с чудесами, указал (людям) Животворца и крестил в отпущение грехов. А кто возвещает об отпущении грехов, тот возвещает и об освобожде­нии от закона, отмщающего за грехи. Потому-то из рожденных жена­ми и нет никого больше Иоанна, что он проповедовал отпущение (гре­хов), тогда как наказание по закону было обнаружением (грехов) [Рим.4:15:«закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления»]. И когда явился тот, кто больше пророков, то освободил от закона, дабы по благодати положить начало тому, что больше закона. Иоанн осво­бодил от закона, Господь же Иоанна освободил от смерти. Вот, мы (те­перь) освобождены от двух приговоров, именно: от приговора приро­ды и приговора законодательства. Вера относится к тому, что предше­ствует нам, терпение (же) к тому, что имеет следовать, так что то, что обещает вера, терпение приводит в исполнение. Уста Илии содержали благо, потому что уста его были вратами блага; так и уста Иоанна со­вершили и связывание, и разрешение. Исправил грехи отпущением и освятил воды для очищения. Моисей довел народ до Иордана, а закон привел род человеческий к крещению Иоанна.

Если из рожденных женами не было никого больше Иоанна, пото­му что он шел пред лицем Его, то сколь больше будут те, у которых Он омыл ноги и в которых вдохнул Свой Дух? Если Иоанн, крестивший Его, велик, то сколь больше тот, кто возлежал на груди Его? В (лице) же Иуды предателя, (ноги) которого омыл, почтил служение и число апостолов. Так как Иоанн, который крестил Его, был больше всех рож­денных, то больше его были апостолы, ноги которых омыл (Сам) Гос­подь. Потому лучше было бы Иуде, если бы он не родился (Мф.26:24. Мк.14:21), ибо он восстал на Господа, сделавшего его большим Иоан­на. Иоанн больше рожденных, но больше его тот меньший, который заступил место Иуды. Унаследовал как престол Иуды, так и омовение его. «Если там, – говорит, – есть сын мира, то почиет на нем мир, иначе к вам возвратится» (ср.: Лк.10:6).

В таком же смысле сказал (и то), что из рожденных женами не было больше Иоанна, дабы показать, что ранее он вел речь о предшествен­никах Иоанна и о древнем, именно – о пророках, вестниках и пропо­ведниках. Но новейшим вестникам, которые крестили Духом, надлежа­ло быть больше того, кто крестил водою. «Ему, – говорит, – должно расти, а мне умаляться»(Ин.3:30). Как Господь был больше (всех), «ибо не мерою дает Бог Сыну Своему» (ср.: Ин.3:34), и как Моисей превосходил всех, так и апостолы всех превзошли. Ведь если Иоанн, который приготовил путь пред лицем Его, был велик, то столь более велики те, коим Сам Господь наш служил и приготовил путь пред ли­цом их? «Знайте, – говорит, – что Меня прежде вас возненавидели» (ср.: Ин.15:18). Все то, чему учил их на земле, Сам прежде совершил. «Да делают сие и соблюдут все, что Я заповедал вам» (ср.: Мф.28:20). Если возвеличен был Иоанн, приготовивший путь мирному и унижен­ному Его явлению, то сколь более будут возвеличены апостолы, кото­рые открыли и приготовили путь великому Его пришествию?

Все-таки, говорят некоторые, Иоанн больше (апостолов), потому что крестил Его. Ибо если пророки сильно желали видеть Его, и если для апостолов лицезрение Его было блаженством [буквально: «если апостолам дано было блаженство видеть Его»], то сколь больше тот, кто крестил Его? Однако же, кто пожелает, поймет эти слова, ибо сказал, что (Иоанн) больше пророков, потому что пророков назвал рожденными женами. Меньший же, говорит, из тех позднейших (про­возвестников), которые проповедуют Царство Небесное, больше его. И это величие, какое Иоанн получил в большей степени, чем пророки, было делом не его воли, но Того, Кто возвеличил его. Всякий же мень­ший, если пожелает вступить в Царство Небесное, будет больше его [в этих и нижеследующих строках святой Ефрем сравнивает между собой избрание человека на какое-либо высокое служение по Божественному определе­нию и собственный, личный подвиг человека, и поучает, что как бы ни были ве­лики дары, полученные человеком свыше по избранию, они, как не зависящие от воли человека, ниже перед Божественным правосудием, чем малейшее усилие соб­ственной его воли]. «Каждый, – говорит, – получит награду по труду своему» (ср.: Рим.2: 6). Конечно, апостолы и пророки вследствие избрания были велики в делах, необходимых для них, однако так, что (их) собственный подвиг остается (при этом) явным и избрание несокрытым, и, таким образом, возвещается и становится известным, что один, как говорит (апостол), потрудился больше, чем другой (1Кор.15:10). Таково и величие Иоан­на, хотя у него и были предшественники по служению.

Так как людские чаяния склонялись к той мысли, что и в Царстве Небесном нет никого, больше Иоанна, потому в этом месте Писания (Господь) раскрыл им (все) дело, ибо если провозгласишь его большим прежних (провозвестников – ветхозаветных пророков) за то, что кре­стил Его, то он окажется больше и позднейших (апостолов). И если и в том мире он велик тем же величием, какое имеет в этом мире, то за­чем открыто было величие Иоанна? Или, быть может, он больше (стал украшен) венцом креста? Но в том мире разве восходят на крест? Рас­смотри и исследуй, для чего было открыто величие Иоанна, которое вменил ему Господь, и (тогда) откроются двери ума твоего и уразуме­ешь, что Он вел речь об отношении избрания к свободе. Хотя Иоанн велик, потому что был избран, однако выше его тот, кто трудится боль­ше. Чем больше Иоанн (своих) предшественников, тем же он больше и последующих (поколений); но из последующих он меньше тех, которые по своей воле делаются велики, насколько пожелают. Не действиями своими Иоанн меньше, но то избрание к пророческому служению или на царство, которое сделало человека великим в сем мире, меньше, чем решение воли, которое сделало его великим в Царстве Небесном. Честь избранного по собственной его воле больше (чести) того, который из­бран на царство чужой волей. Посему говорит: «Истинно говорю вам, что из рожденных, женами нет никого больше Иоанна». Не потому, что­бы он велик был действиями своими [в этом месте под «действиями» разумеются внешние дела Иоанна: кре­щение Господа и пр. Мысль святого Ефрема, по-видимому, такова: Иоанн, ко­нечно, велик своими действиями, но то величие, какое ожидает его в Царстве Небесном, есть награда не за деяния, а за дела, совершенные Иоанном по соб­ственной воле], так как величие в Царстве Небесном есть награда за дела, совершенные по собственной воле.

Скорбных и малодушных слушателей Своих Господь укрепил, уча, что избрание их больше величия самого Иоанна. Хотя в других отно­шениях и были благоразумны, однако (в настоящем случае) думали, что их величие в другой жизни измеряется их избранием на сей земле, ибо сказали: «кто, думаешь, будет больше в Царстве Небесном?» (ср.: Мф.18: 1). По причине этого отменил избрание, какое они усматривали в лице Иоанна, и поставил на место его свободу, говоря: «кто умалил себя» (ср.: Мф.18:4). И чтобы еще более удалить (мысль) об избрании, Си­мон, хотя велик был по избранию и получил два имени, то есть Симона и Петра, (однако) нуждался в другом ученике, имя которого нигде не указано (и) который покоился на груди Господа [Иоанна Богослова] (Ин.13:23-26). Еще: блаженство того ученика (Петра; ср.: «блажен ты, Симон» Мф.16: 17), которое Он назвал великим, разве не по причине дел его было ве­ликим? И в притче о винограднике говорит: «последние будут первые» (ср.: Мф.19:30), – за дела ли свои, или по благодати? В таком случае, если первые будут последними, то, когда показал Свою благодать, по­гибла Его правда [т.е. последние будут первыми по благодати или за дела свои? Если ты скажешь, что по благодати, – то отвергнешь правду Божию, которая не может допустить, чтобы последние стали первыми без всякой заслуги].

 

 

ГЛАВА 10

 

И когда [начало 10-й главы составляет прямое продолжение рассуждений, изложенных в конце предыдущей главы] явились двое, чтобы выбрать себе такое место, которым бы они превосходили товарищей своих, Господь сказал им: «Можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить» (ср.: Мф.20:20-22), дабы на­учить, что место превосходства отдается за заслуги [буквально: «продается, как награда»]. Поэтому и (апостол) говорит: «посему и Бог превознес и прославил Его» (ср.: Флп.2:9), ибо никто не был более умален в своей природе, как Христос, поскольку Он был из Божества. После того, как они узнали, что то место дается за дела, (Господь как бы) таким образом продолжает (Свою речь): так как вы уже узнали, что место сие дается за заслуги, то рассудите, что, быть может, найдутся такие, которые сильнее вас будут подвизаться или пожелают подвизаться; по Суду же Отца совершен тот, кто подви­гом своим превосходит всех прочих, и для такового уготовано то ме­сто. Поскольку (те двое) пришли (с той целью), чтобы по избранию без заслуг получить (первое место), то Господь отверг их, делая вид, что не имеет власти (исполнить их просьбу), дабы не опечалить их, как и сло­ва: «О... часе этом никто не знает»(Мф.24:36), (сказал для того), что­бы дальше не спрашивали Его о том. «Не ваше дело, – говорит, – знать час и время» (ср.: Деян.1:7). Когда же прочие апостолы разгневались на них, раскрыл дело всем, говоря: «кто между вами хочет быть боль­шим, да будет вашим рабом» (ср.: Мф.20:27). Этим путем все люди имеют доступ к власти.

Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь положил пред глазами их, как венец, которым увенчивается тот, кто превосходит (всех) на ри­сталище. Также и апостол на этом основании строит (свое учение), го­воря: «испытает сердца ваши, и тогда каждому из вас будет похвала у Бога» (ср.: 1Кор.4:5). Даже Валаам был избран для прорицания (Чис. гл. 22-24), сыновья Илия на священство (1Цар.2:12-17) и Иеровоам на царство (3Цар.11:26-40). Посему апостол говорит: «и я сам окажусь недостойным» (ср.: 1Кор.9:27), дабы научить, что он мало ценит вся­кое избрание по небесному усмотрению [т.е. не вменяет себе в заслугу], высоко же ставит волю. И дабы ты лучше уразумел эту истину, еще научает, что если кто говорит языками ангельскими (а любви не имеет), тот делает это не по собствен­ному изволению, но по избранию Божию, а кто любит, тот имеет соб­ственное избрание (1Кор.13:1). Посему любовь есть путь более вели­кий и превосходный (1Кор.12:31), чем тот, который не зависит от соб­ственного изволения, как, например, ведать пророчество и таинства, и переставлять горы. «И если раздам все имение мое бедным», как Ана­ния со своей женой, ибо они сделали это не по любви (Деян.5:1-5), «если отдам тело мое» (ср.: 1Кор.13:3), как сделал Искариот, – то этими словами учит, что избрание без любви, о чем и сказано, не при­носит пользы; (приносит) же (пользу) одно только избрание по (соб­ственной) воле. Посему говорит: «возлюбишь Господа Бога твоего, это есть великая заповедь» (ср.: Мф.22:37). И еще говорит: «если раздам (мое имение) бедным», как фарисейская секта (Мф.6:2), «и если отдам тело мое на сожжение огнем», как те пятьдесят мужей, ибо они не по истинной вере назвали Илию пророком, говоря: «пророк Божий! царь говорит: сойди» (ср.: 4Цар.1:9-12) [разумея, что «нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). Возрыдали пред лицем Божиим вместе с тем, кто послал их, и свои тела отдали огню Господню, чтобы с воплями быть сожженными, поскольку не было в них Господа. То же случилось и с сынами Корея, так как они сожжены были не вследствие ревности к Божественному служению (Чис.16:1-35). И во дни Седраха, Мисаха и Авденаго многие желали быть вверженными в огонь, дабы и с ними случилось то же, что произошло с теми тремя (Дан.3:1-97). И во дни Авраама другие также помогали бедным пищей (в том расчете), что, быть может, войдут Ангелы и благословят их.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.