Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВО К ОТРЕКАЮЩИМСЯ ОТ МИРА





 

Поскольку Божий закон не чернилами и письменами написан, но прирожден (запечатлен) сердцам чистым, то у кого просвещены и уст­ремлены всегда (к Божиим заповедям) умные очи, те в точности знают, что не собственной своей крепостью, но непобедимой силой избавля­ются они от соблазнов лукавого. А которые, не будучи ни словом почте­ны, ни Божественным умом наставлены, напрасно надмеваются; те подвергнутся осуждению, потому что спастись можно одним Таинством Креста. Ибо свобода, какая только возможна человеку, состоит лишь в решимости или нерешимости противостать диаволу; но при возможно­сти же противиться, человек не имеет совершенной власти над страстя­ми! И аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс.126:1). Невозможно наступать на аспида и василиска и попирать льва и змия, если человек, предварительно очистив себя, в меру сил своих не будет укреплен Ска­завшим апостолам: Се, даю вам власть наступати на змию, и на скор­пию, и на всю сипу вражию (Лк.10:19). Если бы человеческая природа и без всеоружия Духа Святаго могла противостать козням диавольским, то не было бы сказано у апостола: Бог же мира да сокрушит сатану под ноги вашя вскоре (Рим.16:20). И еще: Господь Иисус Христос убиет Духом уст Своих (2Фес.2:8). Потому и в молитве должно просить Владыку: Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо если не сподобимся бесстрастия, при помощи Совершенного избавившись от разожженных стрел лукавого, то напрасно будем предписывать себе правила жизни, – ибо не прияли еще силы крестной. Итак, кто хочет стать причастником Божественной славы и (удостоиться части) во Вла­дычественной силе души, и как в чистом зеркале, увидеть образ Хри­стов, тот с ненасытной любовью и с нелицемерным расположением обязан всем сердцем и всей силой, день и ночь, искать себе помощи в той силе, причастником которой невозможно стать, если человек, как ска­зал уже я, не избегнет прежде мирского сладострастия и сопротивной силы. Ибо сила тьмы чужда силе света, а влияние лукавства несовме­стимо и совершенно несоединимо с благим влиянием.



Если хочешь понять, почему мы, сотворенные в чести и поселенные в раю, напоследок приложились скотом несмысленным и уподобились им, лишившись пречистой славы, то знай, что с тех пор, как через не­послушание, став рабами плотских страстей, переселились мы из бла­женной страны живых, – с тех пор находясь в пленении, доселе сидим на реках вавилонских, с тех пор как доныне остающиеся в Египте, досе­ле не наследовали еще земли обетования, текущей медом и млеком, не заквашены еще закваской чистоты и истины, но пребываем доныне в лукавом квасе плоти.



И сердце наше не окроплено еще Кровию Агнца Божия, потому что доселе вонзены в него остен (острие) ада и жало греха. Не восприя­ли еще радости спасительного помазания, потому что укореняется в нас жало смерти. Не облеклись еще в нового человека, созданного по Богу, потому что доселе не постарались совлечься ветхаго человека, тлеюща­го в похотех прелестных. Не приняли еще на себя образ Небесного (Отца), соделавшись сообразными славе Его, потому что доселе носим образ перстного. Не поклоняемся еще Богу духом и истиной, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех. Не созерцали еще славы Нетленного, потому что доселе состоим под влиянием тени. Не облек­лись еще в оружие и дела света; не преобразились еще обновлением ума нашего, потому что доселе сообразуемся веку сему. Не сопрославились еще со Христом, потому что доселе не пострадали с Ним; не носим еще на плоти нашей печатей Его, приобщившись Таинству Креста Христо­ва, потому что доселе пребываем в плотских страстях и пожеланиях. Не соделались еще наследниками Христовыми, потому что доселе в нас дух боязни, а не всыновления (сыновний). Не стали еще храмом Божиим и жилищем Духа Святаго, потому что доселе остаемся храмом идоль­ским и вместилищем духов лукавства. Ибо не показали еще мы в себе непорочности нравов и простоты ума и не приобрели светлого жития; не сподобились еще нелестного и словесного млека и духовного возра­стания; не приблизился еще к нам день (свет), и денница (заря) не воссияла еще в сердцах наших, не вступили еще в общение с солнцем правды и не озарились лучами его. Не соделались еще неподдельной царской порфирой; не уязвлены еще Божией любовью, не имеем еще духовной приверженности к Жениху. Не изведали еще нетленного общения, не познали силы святыни и мира, и, чтобы выразить все короче, мы еще не род избран, не царское священие, не язык свят, не люди обновления (1Пет.2:9), потому что мы – рождения ехиднова (Мф.3:7), ибо не змии ли те, которые пресмыкаются по земле, мудрствуют земное и не имеют жительства на небеси? Не рождения ли ехиднова те, которые пре­бывают не в послушании Христовом, но в послушании змию?



Потому не нахожу, как достойно оплакать такое бедствие. Не знаю, как со слезами возопить к Могущему истребить во мне вселившееся в меня заблуждение. Как воспеть мне песнь Господню в земле чуждой? Как оплакать Иерусалим? Как избегнуть тяжкого фараонова рабства? Как оставить место постыдного пресельничества? Как отречься горького мучительства? Как выйти из земли египетской? Как перейти Черм­ное море? Как миновать пустыню? Как не погибнуть, угрызенному змия­ми? Как победить иноплеменников? Как истребить чуждые народы? Как на скрижали свои принять словеса Божия закона? Как узреть столп истинного света и облако от Духа Святаго? Как вкусить манны – этой вечной пищи? Как пить воду из животворящего камня? Как перейти Иордан и вступить в землю благу, текущую медом и млеком? Как уви­деть Архистратига, которого видел Иисус Навин и тотчас поклонился ему? Ибо если не истреблю чуждые народы, какие во мне, – то не вни­ду во святилище Божие и не упокоюсь в нем, не соделаюсь причастни­ком славы Царя.

Итак, старайся быть неукоризненным чадом Божиим, и войти в тот покой, идеже Предтеча о нас вниде Иисус (Евр.6:20). Старайся стать написанным в Небесной церкви вместе с первородными, чтобы обре­стись тебе одесную величествия Всевышнего. Старайся взойти в Святой град – в горний Иерусалим, где рай сладости. Но не сподобишься ина­че этих чудных и блаженных достояний, если не будешь день и ночь проливать слезы как потоки, подобно святому, который говорит: из­мыю на всяку нощь ложе мое. слезами моими постелю мою омочу (Пс.6:7). Разве не знаешь, что сеющий слезами, радостию пожнут (Пс.125:5)? Потому и пророк говорит: слез моих не премолчи (Пс.38:13). И еще: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем (Пс.55:9). Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4), и питие мое с плачем растворях (Пс.101:10). Ибо слезы, проливаемые в ведении (желании) истины, с великой скорбью, при чистом воспламенении сердечных внут­ренностей, – суть душевная пища, доставляемая (называемая) небес­ным хлебом, которого преимущественно причастилась блаженная Ма­рия, сидевшая у ног Христовых и плакавшая. Ибо сказано: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк.10:42).

О, какие это многоценные жемчужины в излиянии блаженных слез! Какой правильный и благопокорный слух, какая быстрота духовной любви, усиленно поспешающей к Божественному Жениху! Какое уязв­ление душевного влечения к Богу Слову! Какое непрерывное общение невесты с Женихом! Подражай, подражай сему, чадо, ни на что не взи­рая, кроме Сказавшего: Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк.12:49). Ибо возгорание духа воспламеняет серд­це, а потому невещественный и Божественный огнь обыкновенно про­свещает и испытывает души, как неподмесное (чистое) золото в горни­ле, и истребляет порок, как терние и солому, ибо Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.12:29). Этот-то огонь действовал в апостолах, когда огнен­ными языками говорили они слушающим. Этот огнь озарил Павла сла­вой и омрачил у него чувство зрения, потому что плотское видение не вместило в себя силы оного Света. Этот же огнь явился Моисею в купи­не. Этот огнь в виде колесницы восхитил Илию с земли. Взыскуя дей­ственности этого огня, Давид сказал: Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое (Пс.25:2). Этот же огнь согревал серд­це Клеопы и ее спутника, когда беседовал с ними Спаситель по воскре­сении из мертвых. Потому-то и Ангелы, и служебные духи причастны светлости огня сего, по сказанному: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс.103:4). Этот же огнь пожигал бревно в оке, делая ум чистым, так что восприяв естественную зоркость, ум всегда может уразумевать чудеса Божии, подобно сказавшему: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Сей-то огнь обращает в бегство демонов, попаляет всякое повреждение, истребляет грех; он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение душ, состав разумных сил.

Будем молиться, чтобы огнь сей постиг нас, да не преткнемся, ходя всегда во свете; будем как светила, видимые в мире, содержа в себе Сло­во жизни, подобно струящемуся источнику. И все приступающие к это­му огню восприемлют его! Мы же, не приращающие сокровищ, усту­пим им, – да вещают (теперь) они. Ибо слушающие с верой получают пользу, и сами пребывают обновленными.

Духовным (братиям) отныне устраиваются чертоги, уготовляют­ся Духом Святым царские нерукотворные дома, разнообразные одеж­ды, велелепные ризы. Потому, когда они отыдут ко Христу, с великой радостью приемлют их духи праведников и все Пренебесное Царство. Господь говорит: добре, рабе благий и верный, поскольку во всем ты был верен, то над многими тя поставлю: вниди в радость Господа Твое­го (Мф.25:23).

Многие из братии, прияв благодать, с каждым днем согласно воз­растают и преспевают, вмещая (в себя) великую меру. Другие же прием­лют дар от Бога, но, хотя благодать пребывает с ними, они дают (себе) совращаться во грехи; остается ли еще с ними благодать, или вскоре отступает от них? На это ответствуем: бывает, что и в согрешившем по человеколюбию Божию благодать пребывает, пока он во плоти; но когда разлучена душа от тела, тогда благодать отступает и преходит в место свое, душа же бывает предана лукавым духам. Ибо в человеке два зако­на, а именно: закон греховный, влекущий в свою сторону, и закон бла­годати, влекущий к небесному.

Человек, в какой мере проходит искушение, в такой же мере утвер­ждается, делается прочным в основании, становится незыблемым и не­поколебимым камнем. И когда таковой ум, став при дверях (души), не обращает хребта своего пред врагом (не поклоняется), но противосто­ит ему при исшествии из тела, тогда приемлют его добрые Ангелы в область Царства, и вступает он в жизнь вечную. Как в настоящем и ви­димом мире, когда царь дает слугам своим дары, они принимают, бере­гут их, а сверх того приобретают себе драгоценную утварь, так бывают прославлены те, которые во много крат приумножают сообщенные им дарования. Ибо действительно вкусившие той сладости и приятности, смотря на видимого царя, облаченного в порфиру, на его сан и сокро­вища, все сии видимые отличия почтут низкими, как скоро вступят в Царские и пренебесные жилища Христовы, где отверзутся пред ними небесные сокровища, где они наследуют иные богатства и иного досто­инства, соделавшись сынами Света в небесном беспредельно вечном граде. И так сравнив земное с небесным, познают тогда разность того и другого и разделяющую их бездну.

Одержимый горячкой, когда болезнь еще во всей силе, если ему подносят различные яства или сладость, или другую какую пищу, при­ходит в смущение и делается недовольным, потому что пресыщен своей болезнью, она служит ему вместо пищи; так и духовные люди, востор­женные небесной любовью и Божественным огнем, – какие ни предло­жишь им видимые преимущества мира сего: царство ли, богатство ли, славу ли, – смущаются этим, и так же неприятно себя чувствуют, как человек, проходящий местами, исполненными великого зловония от трупов. А таким же образом и те, которые исполнены сопротивной силы и преобладаются духом мира, когда возвещается им духовное слово о Свете, о Царстве, о другом веке, о мудрости и силе Божией и о богатстве, – чувствуют как бы неудовольствие и скуку, будучи не в состоя­нии вместить в себя словеса Божии. Поистине, те мудры, те мужествен­ны, те воинственны, те богаты, которые ум свой возносят горе, восста­ют с гневом на сластолюбие и похоти, какие чувствуют в себе, противодействуют закону греховному, пребывают же послушными за­кону Божию и услаждаются им.

Что значит вития или философ? – Восстает в нем похоть, и он пре­любодействует! Раздражительность, – и он бьет! Любостяжатель­ность, – и он грабит! Ум его увлекается духами злобы. А где же муд­рость, которая, как думает он, приобретена им? Есть два царства: Царство света и царство тьмы. Два вождя назирают у Царя. С кем войдешь в дружбу или заключишь договор, тому и будешь сообщником, ибо на­писано: любящым Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28). Кого полюбишь, тому и обязан ты долгом (должен ему). Если к кому имеешь влечение и оказываешь ему послушание, то делаешься его достоянием, и сыном, и другом. Если любишь духов злобы и лукавства и услаждаешься ими, – вскоре сделаются они содейственниками твоими и приле­пятся к тебе, ибо враг – самый неотступный товарищ людям в грехе, и он равно рад всякому. Если же любишь благое и услаждаешься им, то и оно также содействует и помогает тебе. Но его человек приобретает только великой любовью и сильным стремлением, ибо оно есть Цар­ство, не имеющее конца. Потому-то что многоценно, то редко; в чем с трудом приобретается успех, то славно и вечно.

Но поскольку всякому желательно, не трудясь, достигнуть блага и овладеть им, то пусть знают, что на пути к благу предлежат великое поприще и борьба, что из многих достигали его немногие. Поэтому толь­ко победившие выходили в сретение Царю мирному и кроткому, охот­но благодеющему человекам. Таковые отныне будут наследовать зем­лю обетования и войдут в пристань упокоения и во град святый (Небесный Иерусалим), и в покой праведников.

Как есть это видимое небо, называемое твердью, так превыше его есть другое светозарное небо, где полки Ангелов. Но оно невидимо те­лесным очам, оно есть нерукотворенная скиния, в которой совершают службу святые Ангелы. Все то божественно, неизреченно и светоносно, потому что духовно и самостоятельно, принадлежит не сему веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни браней, ни геенны, ни лукавых духов. Поскольку же не всякому, кто бы ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное, то для этого, подобно некоей завесе, поставлена твердь, чтобы и им (небесным жителям) можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и ум их освящен, то есть лишь одних сограждан и сотаинников святым. А когда завеса будет отнята, тогда открыто будет праведным, что ожидает избранных. (Так будет потому, что) многие, принадлежа уже к избравшим благую часть и на­ходясь под влиянием Благого и Животворного Духа, по неопытности подумали о себе, что достигли совершенства, а после того, став беспеч­ными, подверглись нашествию и наветам лукавых духов, – как и иные воины, почитая себя победившими врагов и бросив уже оружие, прово­дят время в беспечности. А между тем враги, сделав засаду, нападают на них внезапно и одних убивают, а других берут в плен. Так и грех, сперва похитив у них ум, а потом наведя мысль о собственном их совер­шенстве, располагает ими по своему произволу, связав их собственной своей волей и снова возобладав над их похотями. Итак, все люди, праведные они или грешные, если с помощью зако­на духовного, то есть Иисуса Христа, не поработят сами себя со всяким смиренномудрием, не смогут избавиться от зол и освободиться от диа­вольского владычества. Ибо Павел говорит о низложении смерти писа­ниями: Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея; благо­дарю Бога моего Иисусом Христом Господем нашим (Рим.7:24-25). За­кон бо духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховного (Рим.8:2). Воздадим же славу освободившему нас от всякого греха Гос­поду нашему Иисусу Христу, ибо Ему слава и держава ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

 

НАСТАВЛЕНИЕ МОНАХАМ

 

Владыка всяческих, Человеколюбивый Бог, всегда дает человече­скому роду действительные средства к познанию будущего, и желая, что­бы каждый преуспевал, восходя к совершенству, вразумляет нас мано­вениями Своей благости, постоянно привлекая к добру созданного по образу Его человека. Ибо как душа по природе своей имеет наклон­ность к прекрасному и стремится к вожделению лучшего, так неприяз­ненная область греха с чрезвычайной хитростью, для затмения действи­тельных благ, представляет простым душам мечтательный образ благ. Потому-то неисповедимая любовь Божией благодати в Богодухновен­ных Писаниях учит нас ведению истины, по слову сказавшего: Благо­сти и наказанию, и разуму научи мя (Пс.118:66), – чтобы таким обра­зом пришли мы в состояние, способствующее устранить от себя при­чину всех зол – неведение. Тогда, руководимые светом истинного ведения, познав, что ведение истины есть причина спасения, возмогли бы совершенно изгнать из себя плотское и неразумное мудрование, ут­вержденное в нас коварным обещанием знания.

Так и вы, превожделенные и возлюбленные братия, не раз просили меня предложить вам слово о том, как надлежит вести себя удаливше­муся от плотских удовольствий, от образа жизни обычного веку сему, и как должны вести себя в отношении друг к другу те, которые, подражая апостольскому примеру, описанному в Деяниях, сошлись в один свя­щенный сонм, в один учрежденный союз братства, решившись всегда вкупе проводить благочестивую жизнь; какие надлежит им иметь у себя нравственные постановления, а также какова цель пути к высшей добро­детели; что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2); какое поприще и какой подвиг предлежат желающим достигнуть со­вершенства и поспешающим войти в меру духовного возраста, – на­конец, чтобы не продолжить вдаль слова, это и все к этому относящееся просили вы меня начертать вам письменно для всегдашнего памятования о душеполезном поучении. Без сомнения, вы убеждены, согласно с догматами Православной веры, что есть одно Божество – достопо­клоняемая и блаженная Троица, одна сущность, одна воля, одна слава, (что должно) благочестно приносить одно поклонение трем ипостасям Единого Божества, как и в святом Таинстве Крещения пред многими свидетелями мы благочестно засвидетельствовали сие доброе испове­дание. Потому и я, видя великое ваше стремление к доброму и замечая желание взойти на высоту добродетели, не поленился сделать вкратце напоминание, заимствовав содержание мыслей из самых Богодухновен­ных Писаний, а вместе с тем, для подтверждения несомненной веры, приложил и самые свидетельства Писания, чтобы не подумал кто, буд­то бы иное говорю сам от себя, и не стал подозревать, будто бы мудр­ствую в крайней суетности.

Итак, всем, которые посвятили себя Богу и всегда стараются пред­ставите телеса своя жертву живу, святу, благоугодну Богови, словес­ное служение (Рим.12:1), предстоит главная цель благочестия – веро­вать согласно со священными обетованиями Евангелий и прочих свя­тых Писаний. Предающим себя на всякое дело благое и на всякое упражнение в добродетели надлежит быть твердо уверенными, что бла­годатью Христовой и Божией силой может быть в нас совершено ко­нечное избавление и очищение от страстей бесчестия, возбуждаемых в душе и в теле, потому что невозможное для нас возможно для обетовав­шего (то для нас) Бога. Греховные же немощи впоследствии привзошли и (заполнили) душу и тело из-за преступления первозданного человека. Надлежит нам также со всей несомненностью веры совершенно и всеце­ло сподобиться сыноположению Духом (стать сынами Божиими) для освящения души и тела, по слову Сказавшего: Яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте (1Фес.1:5). И еще: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохра­нится (1Фес.5:23). Этот залог благодати неизреченного благодеяния для приращения совершенного наследия и умножения во много крат таланта прияли мы, верующие, через Святое Крещение при блаженней­шем именословии (наречении имени), – как скоро уверовали в это ве­ликое и пречистое Таинство. Божественный и утешительный Дух, дан­ный апостолам, а через них преподанный Единой и истинной Церкви Божией, с минуты Крещения по мере веры различно и многообразно пребывает в каждом, приступившем ко Крещению с чистой верой, и каждый для приумножения, возделывания и приращения получает сей мнас (мнас – монета достоинством в драхм), как сказано в Евангелии. Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет по природной необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершенного мужа, в полноту разумных понятий, так по­добным же образом и рожденный свыше водой и Духом должен быть возведен не в младенчество духовного возраста, но, ежедневно пребы­вая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного возра­ста, по сказанному у апостола: Дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся вся­ким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения. Ис­тинствующе же в любви да возрастим в Него всяческая, Иже есть гла­ва Христос (Еф.4:13-15). И в другом еще месте он же говорит: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2), – выражая этим, что достигшие в совершенную меру возра­ста и разумной полноты духа доходят и до совершенной воли Божией. Если при телесном рождении появившийся младенец вследствие необходимости и по закону природы достигает мужеского возраста, ибо так определил Божий Промысл, чтобы по уставу необходимости, а не по свободному произволению приходил тот в совершенство телесного возраста, то в духовном рождении свыше Бог установил иной порядок. Свободному произволу человека Он предоставил труд, подвиг и уси­ленное с великим терпением шествие, по сказанному Господом: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22), в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк.21:19). И апостол говорит: терпением да течем на пред­лежащий нам подвиг (Евр.12:1); тако тецыте, да постигнете (1Кор.9: 24). И еще: якоже Божия слуги, в терпении мнозе (2Кор.6:4). Так домо­строительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по собственному расположению и по собственной своей воле, трудом и подвигом дости­гал духовного возрастания. В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возраста­нию в обновлении ума. Не только по благодати и туне получая спасе­ние, но и по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, – но так, чтобы как по благодати, так и по правде, стать наследником вечной жизни. То есть не всецело Божией силой и благодатью, без собственного человеческого содействия и старания возрастая в преспеяние, но и не всецело собственной силой и крепостью, без содействия и помощи Духа имея возможность прийти в совершен­ную волю Божию и в меру чистоты. Ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс.126:1). И еще: Не бо мечем своим наследиша землю, и мыш­цы их не спасе их (хотя мечами и мышцами сражались они), но десница Твоя, и мышцы Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс.43:4). Этим пророк показывает, что Божия сила действовала в собственном их подвиге и вместе, низлагая самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, учит он, что надеющимся бывает спасение Божие благодатью по вере и любви их.

Что же такое воля Божия совершенная, достигать которой с по­спешностью увещевает и убеждает каждого апостол? О них (стремящихся к воле Божией) Господь сказал, ублажая их: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф.5:8), и которым еще заповедует: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5:48). От тех Он не требует ли этим решительного очищения от греха, то есть решительного освобождения от страстей бесчестия и совершенного усвое­ния себе самой высшей добродетели? А это есть очищение и освящение сердца причастием совершенного Божия Духа, которое несомненно происходит в душе, если она с верой и любовью всецело предает себя Богу. И Дух, указывая на совершенный труд истины и на желающих оказаться сынами света и стать наследниками жизни, поучая искать это­го у Бога и веровать, говорит через Давида: Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс.118:80). Тем самым дает разуметь, что несут на себе стыд и бесчестие не приобретшие серд­ца чистого от всякой скверны и нечистоты, ибо еще говорит: Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Пс.118:6). Так Дух учит, что исполнение всех заповедей и удаление от всякого грехо­падения есть совершенное дерзновение пред Богом. А также и пророк указует на ту же цель, когда, молясь, сказал: Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей... Духом Владычним утвер­ди мя (Пс.50:12,14). И еще, спрашивая, кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его, присовокупляет, кто именно до­стоин этого, и говорит: Неповинен рукама и чист сердцем (Пс.23:3,4). Этим Дух показал, что должны собственной своей деятельностью со­вершенно отсечь от себя грех, совершаемый делом, словом и помышле­нием, а также, молясь и по вере надеясь, стараться ежедневно достигать совершенной чистоты духа.

Апостол ясно учит, сказывая, какими должны быть души, удаля­ющиеся от плотского брака и мирских уз и желающие пребывать в дев­стве: Не посягшая печется, да будет свята не телом только, но и духом (1Кор.7:34). Так он повелевает душе быть свободной от действитель­ных и мысленных, то есть от явных и тайных грехов, как должно неве­сте Христовой, желающей сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем. Ибо оной пречистой красоте должна уподобиться по доброде­телям душа, желающая сочетаться с Ним и вожделеющая прийти в еди­ный с Ним Дух, по сказанному у блаженного Иоанна: имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть (1Ин.3:3). То есть подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Ибо не от явных только грехов: блуда, или воровства, или зависти, или чревоугодия, или клеве­ты, или лжи, или празднословия, или кличей, или смеха, или остросло­вия, или сребролюбия, или любостяжательности, – должна быть чи­стой душа, которая устранила себя от мирского общения, удалилась от мира, соблюдает девство, обрекла себя пребывать в союзе и общении с нетленным Женихом. Но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, то есть от похотли­вости, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, зло­нравия, ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, само­угодия, самолюбия, кичения и подобных невидных (невидимых) страс­тей безчестия (Рим.1:26).

Писание, если верим только словесам Духа, сокровенные душев­ные грехи почитает подобными грехам, обнаруженным в действии, по­тому что они – отпрыски одного и того же корня, ибо сказано; Бог рассыпа кости человекоугодников (Пс.52:6); мужа кровей и льстива гну­шается Господь (Пс.5:7). Лесть и убийство причисляя к одному пре­ступлению: глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах сво­их, – говорит: Даждь им, Господи, по делом их (Пс.27:3-4). И еще: Ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Пс.57:3). Господь, укоряя челове­коугодников, говорит, что все делают они, только для того, чтобы да видимы будут, человеки, – а потому заповедует: Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки... аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.6:1), – то есть заповедует не искать и не домогаться от людей похвалы и славы за добрые дела, но ожидать этого лишь от Единого Бога, у Которого как слава истинна и вечна, так и бесчестие вечно. Это-то и означают слова: Горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк.6:26), – то есть когда желаете слышать о себе хоро­шее от людей и восхищаетесь славой и похвалами, от них происходя­щими. Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда Сам Господь сказал: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небе­сех (Мф.5:16)?

Старайтесь делать всякое доброе дело во славу Божию, а не в соб­ственную свою славу, не ищите себе похвал у людей и не восхищайтесь ими. Ожидайте же похвалы и славы от Единого Бога, как говорит и блаженный Давид: от Тебя похвала моя... о Господе похвалится душа моя (Пс.33:3). Так и апостол заповедует, чтобы все, вплоть даже до вкушения пищи и пития, делалось во славу Божию: Аще убо ясте, – говорит он, – аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Бо­жию творите (1Кор.10:31).

О тех же, которые домогаются себе похвал и славы от людей, Гос­подь засвидетельствовал, что они неверные, сказав: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете (Ин.5:44)? Также и Иоанн, причисляя ненависть к убийству, говорит: ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго (1Ин.3:15), – то есть с убийством сравнивает он ненависть к брату, сохраняемую втайне. И апо­стол Павел, обличая преданных страстям бесчестия, по причине нера­зумного и непокорного их сердца, перечисляет худые и погибельные их дела, воедино совокупляя тайные и явные грехи, и говорит: И якоже не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, твори­ти неподобная: исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихо­имания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия. Шепотники, клеветники, богомерзски, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны... немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящий достойни смерти суть (Рим.1:28-32). Видишь ли, не явные только исчислил грехи, которыми гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, рвение, злонравие, высокомерие, ненависть, неразумие? И Господь говорит так­же: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15). Возносяйся, смирится: и смиряяйся, вознесется (Лк.14:11). И Премудрость говорит: Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5).

Собирая подобные места из Писаний, найдешь, что весьма многие сказаны против сокровенных в душе страстей бесчестия. Дух Святый, зная, что тайные греховные страсти бывают в душе весьма сильны, и поучая нас, каким образом возможно освобождение от них, говорит чрез Давида: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:13-14), – чтобы при многих молитвах, вере, совершенном и благом стремлении к Богу возможно было бы силой Духа преодоле­вать тайные страсти бесчестия. Ибо сколь стараемся охранять от явных грехов внешнего человека, то есть тело – как храм Божий, о чем сказал апостол: Аще кто Божий храм растлит, под храмом разумея тело, рас­тлит сего Бог (1Кор. 3; 17), – столь же нужно старательности и подви­гов к охранению внутреннего человека, то есть души, от всякого лука­вого помысла, по сказанному: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4:23).

Преуспеем же в этом, всегда противоборствуя и противореча лукавым помыслам тщеславия, ненависти, кичения, лести, похоти и неверия, ревности, любоначалия, со всей строгостью испытывая самих себя и охраняя ум свой от союза и согласия с тайными душевными стра­стями, с усилием предаваясь всякому доброму начинанию, труду и по­двигу, чтобы полагать препятствия своему сопротивнику.

Гадательно давая уразуметь единообразие и прямоту добродетелей, блаженный Моисей в образах показал, что душа должна руководиться не двумя расположениями: к худому и доброму, – но идти вслед только доброго, что нам должно возделывать в себе на двоякие плоды: и худо­го, и полезного, но единообразно делать полезное, всячески чуждаясь худого. Говорит же он о том загадочно: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе (Втор.22:10), – то есть не запрягай на ниве своей вместе разно­родных животных, например, юнца и осла, но запряги однородных жи­вотных и ими возделывай ниву свою. Иначе говоря, на ниве сердца твое­го да не возделываются вместе и добродетель, и порок, но да возделы­вается одна добродетель. Еще говорит он: Ниже да облечешися в ризу различну от льна и волны вкупе ткану (Втор.22:11), – то есть шерстя­ную одежду не тки вместе с льном, а также льняную вместе с шерстью, не возделывай на участке земли своей двояких плодов в одно и то же время и дважды за лето (Втор.22:9), не своди разнородных животных для приплода, но всегда однородное с однородным. Всем же этим таин­ственно дает разуметь, что не порок и добродетель вместе должны в нас возделываться, но единообразно обязаны мы порождать из себя священ­ные плоды добродетели. Душа не должна входить в общение и единение с тем и другим духом – духом мира и духом Божиим. Напротив того, Моисей повелевает душе, соединяясь только с Духом Божиим и прилеп­ляясь к Нему, плодоносить святые порождения добродетели и плоды духовные; заповедует нам не соглашаться произволением на то и дру­гое, на худое и хорошее, но, избирая единственно хорошее и всячески чуждаясь худого, возделывать в душе единообразный плод доброде­тели, по сказанному: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся... неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:128,163), – чтобы Господь, видя душевный подвиг, по человеколюбию Своему, собственной силой Духа непременно совершил в нас великое исцеление от тайных стра­стей, отмщая мысленным врагам нашим. Так Господь, говоря о вдовице, притесняемой соперником, когда пришла она к неправедному судье, требуя у него отмщения и получив его за неотступность долговремен­ных настоятельных просьб, научает нас не унывать в молитвах (ибо ска­зано: Глаголаше же и притчу к ним, како подобает всегда молитися, и не стужати си (Лк.18:1), заповедует нам неотступно молиться. После же Господь присовокупляет: слышите, что судия неправды глаголет. Бог же не имать ли сотворити отмщение... вопиющих к Нему день и ночь. Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк.18:6-8). Какой подвиг совершил апостол за учеников своих, в какую духов­ную меру старался привести их, внутренне молясь за них! И вместе, ко­гда высшую цель христианства неутомимо и с любовью к истине ставит на вид всем желающим стремиться к ней, когда старающимся прости­ратися в предняя делает известным апостольское правило для новой твари, – тогда что говорит он? – Наказующе всякаго человека и учаще всякой премудрости, да представим всякаго человека совершенна о Хри­сте Иисусе: в Немже и труждаюся и подвизаюся (Кол.1:28-29). А еще сподобившимся в Крещении принять печать Духа обетования желает, чтобы возрастали они в духовном своем преспеянии: Сего ради и аз слы­шав вашу веру о Христе Иисусе, и любовь, яже ко всем святым, не пре­стаю молить и просить о вас... да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование зва­ния Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспе­ющее величество силы Его в нас верующих (Еф.1:15-19).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.