Сделай Сам Свою Работу на 5

О ВТОРОМ ГОСПОДНЕМ ПРИШЕСТВИИ И О ПОКАЯНИИ





 

Покаемся, братия, чтобы милостив был Бог ко грехам нашим. При­зовем Его, потому что оскорбили Его. Смиримся, чтобы возвысил Он нас. Будем плакать, чтобы утешил нас. Отбросим от себя злой навык и облечемся в добродетели, как в одежду, особенно мы – сподобившие­ся Ангельского жития. За меру, возлюбленные, для себя примем пре­красный и совершенный подвиг отцов, прежде нас бывших. Не сегодня только воздерживайся, а наутро приготовляй обеды; не сегодня только пей воду, а наутро упивайся вином; не сегодня только ходи необутый, а наутро – в гладкой обуви; не сегодня – только в рубище, а наутро – в одежде из узорчатой ткани; не сегодня – только в убогой ризе, а наут­ро – нарядный; не сегодня только будь кроток и смирен, а наутро и высокомерен, и горделив; не сегодня только послушен, а наутро бесчи­нен и непокорен; не сегодня только пусть будут у тебя плач и сетование, а наутро – смех и холодное равнодушие; не сегодня только спи на го­лой земле, а наутро – на мягком ложе; не сегодня только кайся, а наут­ро забывай это, – но держись одного правила, как и святые отцы не изменяли своего правила в продолжение пятидесяти и более лет.



На что отрекся ты, возлюбленный, от мира, если ищешь мирского покоя? Призван ты к скорби, а ищешь покоя? Призван к наготе, а лю­бишь нарядные одежды? Призван к жажде – и пьешь вино? Призван на брань – и хочешь без оружия войти в Царствие? Призван к бдению – и предаешься сну? Призван к плачу и к сетованию, а смеешься? Призван к любви – и ненавидишь брата своего? Призван к покорности – и пре­кословишь? Призван к кротости и к смиренномудрию, а превозносишь­ся? Призван наследовать Царство Небесное, а мудрствуешь о земном?

Смотрите, братия! Отрекшись от мира, не будем мудрствовать по-мирскому. Не возвращайтесь снова вспять и не мудрствуйте по-мир­скому, когда что делаете или о чем беседуете, ибо тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Но, как говорит пророк Давид, в законе Гос­поднем поучайся день и ночь, чтобы мог ты смело сказать с ним: аз же закону Твоему поучихся (Пс.118:70). И еще: испытаю закон Твой, и со­храню и всем сердцем моим (Пс.118:34). И еще: поучуся во оправданиих Твоих выну (Пс.118:117). Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра (Пс.118:72). Возрадуюся аз о словесех Твоих (Пс.118:162). И ты, брат, беседуй не о мирском, но о духовном; не о земном, но о небесном. Возноси сердце свое горе, к Спасителю Христу, и говори с Давидом: Господи, не вознесеся сердце мое (Пс.130:1). К Нему обращай всегда взор, говоря: К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси (Пс.122:1). Проливай слезы, потому что сеющий слезами, радостию пожнут (Пс.125:5), день и ночь имей пред очами последний час. В устах твоих непрестанно да будет псалом, ибо призываемое имя Божие обращает в бегство демонов. Много беседуй с Богом, мало говори с людьми. Па­мятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом. Не люби роскоши, но бегай удовольствий; имей ненависть ко всякой радости мира сего; не страшись возлежания на голой земле, потому что это доставляет веч­ное наслаждение. Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию.



Стал ты воином Христовым? Не обязуйся куплями житейскими, да воеводе угоден будешь (2Тим.2:4). Отрекся ты от мира? Не любите мира, ни яже в мире (1Ин.2:15). Возложил ты руку свою на рало? Не обращайся вспять (Лк.9:62). Обручился ты со Христом? Жди Его при­шествия, каждый день, и час, и каждую минуту памятуй о Нем, как не­веста о женихе своем, и к Нему всегда устремляй мысль, подобно жене, любящей мужа, у которой муж в отлучке, и которая, находясь в вели­кой заботе и скорби, не престает смотреть на дороги и расспрашивать у проходящих, где бы мог он теперь находиться. У ней только и речей, что о муже, и во сне ожидает его, и прислушивается, и не знает себе покоя, ни с кем не смеется, не предается веселию, не перестает проли­вать слезы, пока не возвратится к ней желанный. Так поступай и ты, христианин, особенно отрекшийся от суетной жизни.



Что говорю «отрекшийся»? Ведь все мы предстанем судищу Христову, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10). Наконец, брат, не будь алчен к временной пище, не домо­гайся телесного успокоения, не давай сна очам своим, не живи безза­ботно, но всегда пред очами имей Бога, чтобы мог ты сказать со свя­тым Давидом: Предзрех Господа предо мною выну (Пс.15:8). Не преста­вай испытывать (изучать) Божественные Писания, не преставай вопрошать матерь свою – Церковь, когда придет желанный Жених; расспрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит. Не преставай вопрошать, пока в точности не узна­ешь, не преставай прибегать к помощи знающих об этом в точности.

Хочешь ли знать, кто знающие эту великую и страшную тайну в точности? – Пророки, апостолы, евангелисты, – они точно знают о страшном пришествии Христа и Жениха. Их вопроси, брат, и услышишь, что придет и не замедлит. Вопроси великого пророка Исаию, и ответит тебе так: се Господь... идет ...се мзда Его с Ним (Ис.40:10). И еще: Гос­подь Бог сил изыдет. и сокрушит рать (Ис. 42; 13). Другой пророк гово­рит: идый приидет, и не умедлит (Авв.2:3). Ответит тебе и пророк Ма­лахия, говоря: се грядет... И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его (Мал.3:1-2). Да и пророк Давид научит тебя, говоря: Бог яве приидет (Пс.49:3), и поклонятся Ему вси царие земстии (Пс.71:11). И еще: яко грядет судити земли (Пс.95:13). Если вопро­сишь первоверховного Петра, и он ответит тебе, говоря: Не коснит Гос­подь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет.3:9). И еще: день Господень якоже тать в нощи, тако приидет (1Фес.5:2). Но и Иаков отвечает также, говоря: се, Судия пред дверми стоит (Иак.5:9). И Иоанн Богослов говорит тебе так: имамы дерзновение, и не посрамим­ся от Него, в пришествие Его (1Ин.2:28). Вопроси, возлюбленный, и святого евангелиста Матфея, и он яснее тебе скажет о пришествии Же­ниха, что слышал от Него Самого. Говорит же он так: Бдите убо, яко не весте часа ни дне, в оньже Христос приидет (Мф.25:13). И еще: будите готови: яко, в оньже час не мните, Господь приидет (Лк.12:30). Бла­жен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет бдяща (Мф.24:46). Узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и сла­вою многою. ...Тогда сядет на Престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ (Мф.24:30. 25:31-32). Если вопросишь у прочих еванге­листов и у всех святых, то услышишь от них о пришествии Господа по­добное, – что близ есть, при дверех.

Наконец, не имеешь уже предлога (к сомнению). Вот, слышал ты всю истину от блаженных пророков и апостолов; теперь готовь, что нужно к спасению. «Что же мне делать, чтобы спастись и обрести ми­лость и дерзновение в день оправдания?» – Скажу тебе это, соблюди только! Если послушаешь Господа, – Он услышит тебя, ибо Сам ска­зал: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши (Мф.6:14). Вот, слышал ты пока одну великую и легкую заповедь, ибо Человеколюбец Бог сказал: бремя Мое легко есть (Мф.11:30). Что за тяжесть – отпустить брату прегрешения и получить от Бога прощение собственных своих прегрешений, чтобы смело говорить: «Оставь мне долги мои, Владыка, потому что я оста­вил долги брату моему»? Соблюдай эту заповедь: ни на кого не имей вражды, ни к кому не питай никогда ненависти, не проводи времени в смехотворстве, не клевещи, не злословь, не празднословь, не сближайся слишком с людьми мирскими, не вдавайся в басни, – да не занимают дела земные тебя, отрекшийся от целого мира. Да не будет у тебя иного попечения, иного подвига, как только о том страшном дне, а сердце твое и язык твой да поучаются всегда о Суде.

Занимаешься ли работой, или молишься, или ходишь, или сидишь, или ешь, или постишься, или лежишь, бодрствуя на постели своей, или другое что делаешь, – да не перестают ум твой размышлять и уста твои говорить о Суде. Рассуждай же в сердце своем так: «Чем буду оправды­ваться пред Судией? Есть ли кто другой, подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои?» Скажу тебе как. Делай, что делал и чему учит Давид, говоря: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими по­стелю мою омочу (Пс.6:7). Так плачь и размышляй и ты, говоря: «Как страшны мучения, о которых учит Божественное Писание, – эта ог­ненная река, этот неугасимый огонь, эта тьма кромешная, это скрежетание зубов, эта геенна огненная, этот червь неумирающий, эта пещь огненная! И в какое из этих мучений надлежит идти мне, грешному?» Об этом и помышляй, чадо, каждый день, каждую ночь, каждый час, и старайся пребывать в посте, в бдении, в молитве, в слезах, всегда уеди­няться в келье и молчать, и не предавайся бездействию. Не расслабе­вай, брат, хотя иные развлекают тебя, или осмеивают, или уничижают, или ставят ни во что; не обращай на них внимания, но имей в виду же­ланного Жениха и говори: «Достоин я осмеяния. И Господь мой был осмеян, поруган, оплеван и распят, и ненавидим учениками диавола. И нас учит Господь, чтобы и мы, обижаемые – были терпеливы, укоря­емые – благословляли, гонимые – терпели» (1Кор.4:12-13).

Припомни еще, брат, что Господь говорит ученикам: Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде... Но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин.15:18,19). И еще: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут (Мф.5:11), и возненавидят вас чело­вецы (Лк.6:22). Все святые шествовали таким тесным путем, как гово­рит апостол: руганием и ранами искушение прияша... Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидо­ша в милотех, в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблены... в пусты­нях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр.11:36-38). И ты, брат, если будешь терпелив и рачителен в исполнении малого своего правила, обретешься вместе с ними.

Потому не предавайтесь лености оттого, что ненавидит вас мир: ненавидящие весьма злосчастны, а ненавидимые ради Христа блажен­ны. Ибо Он придет и воздаст каждому по делам его. Пророк говорит: грядет... И кто стерпит день пришествия Его (Мал.3:1-2)? Подлинно, подлинно, страшен день пришествия Его. Выслушай и иное подобное, ибо пророк Даниил говорит: престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, Пре­стол Его пламень огненный... тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9-10). Кто не убоится дня того! Кто не вострепещет часа того! Здесь нередко, если загремит сильнее гром, не выносим его, но все преклоняемся к земле. Кто же стерпит тогда, как увидит необычайные те чудеса? Увидит, что Силы Небесные поколебались? Увидит, что стихии разоряются, небо свивается как свиток, солнце омрачается, луна прелагается в кровь, звез­ды падают с неба как листья со смоковницы, земля и дела, яже на ней, сгорают? Тогда увидишь, что труба страшная гремит с неба и пробуж­дает от века почивших; тогда увидишь, что небеса разверзаются, и яв­ляется Бог, исполненный великого гнева на грешных. Тогда увидишь, что Ангелы посланы, текут всюду и собирают избранных от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф.24:31). Тогда увидишь, что страш­ный Престол уготован, и воссел Праведный Судия. Тогда увидишь, что весь род человеческий в великом страхе и трепете собран пред Ними.

Поверьте мне, братия мои возлюбленные, что многих слез и многих воздыханий достоин тот день, когда увидим оный бедственный и болез­ненный час, в который Суд отлучит нас друг от друга, как пастырь от­лучает овец от козлов. Тогда родители разлучатся с детьми и чада с родителями; тогда братья отделятся от братьев, друзья от друзей, род­ные от знакомых. Тогда служители Церкви разлучатся с сослужителя­ми, епископы – с епископами, диаконы – с диаконами, иподиаконы и певцы и чтецы – друг с другом. Тогда и супруги разлучатся со слезами. Тогда восплачут цари и князи, жившие в неправде, угнетавшие своих и единоверных братии. Тогда кровь погибших по нерадению епископов и пресвитеров взыщется от рук их. Тогда у каждого потребуют талант, – все, что он получил и что присовокупил. Тогда у каждого христианина потребуется отчет во всем, что он слышал и принял. По преимуществу же потребуется это у архиереев, иереев и левитов (помощников священ­нослужителей), потому что сильные сильно истязаны будут.

Тогда каждый будет стоять в страхе и трепете, поникнув головой и ожидая приговора, какой выйдет на него. Тогда увидит, какая честь воз­дается подвизавшимся здесь в постах, бдениях, слезах, молитвах, и ка­кие утешения приемлют они от Царя. Воздохнув и скрежеща зубами, скажет он: «Почему же я, бедный, не подвизался в это краткое время жизни моей, но провел дни свои в нерадении! Теперь не знаю, что мне следует. Ужели идти в муку?» Когда же размышляет он таким образом, выходит приговор от Царя, который гласит: каждый пожнет, что посе­ял. Тогда посеявшие слезами, пожнут там радостью. Тогда каждый пой­дет во след дел своих, потому что дела каждого стоят перед ним и гово­рят ему: «Ты сделал нас, жалкий; тебе надлежало загладить нас слезами своими. Слышал ли Писание, которое говорит, что грядет час воздать каждому по делам его, и насмехался над теми, которые говорили о том. Теперь пойдем, насладись плодами трудов своих». Тогда каждый пой­дет в место свое, какое уготовал себе, и исполнится Писание, которое говорит: Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я (Пс.2:5). Уготовавшие себя не смущаются, а с дерзновением взывают: Уготовихся и не смутихся (Пс.118:60). Неуготовавшие же придут в смя­тение, услышав: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Мф.25:41).

Тогда пойдут одни во тму кромешнюю, другие в геенну огненную, иные, – где скрежет зубом и прочие мучения. Ангелы же со тщанием будут гнать их и скажут им: «Вы стали, как овцы во аде, смерть упасет вас (Пс.48:15)». И пойдут они, скрежеща зубами и часто озираясь вспять, и смотря, как отлучают, уводят их, и никто не в состоянии помочь. Где все богатство мира? Где могущество царей? Где отважность князей? Почему нигде не видно, кто мог бы помочь любимым? Где отец родив­ший? Где матерь чревоболевшая? Где единокровные братья? Где дру­зья? Где родные? Где веселие и шум пирующих? Где похваляющиеся богатством? О, скольких слез и воздыханий достоин тот час! Потому и сказал Господь: блажени плачущии ныне (Лк.6:21). Подлинно блажен, братия, кто обретет тогда дерзновение. Тогда блаженные апостолы про­светятся паче солнца, пророки возвеселятся, мученики увенчаются; тогда сделаются явными скрывавшиеся здесь, в горах, и вертепах, и пропа­стях земных. Сонмы блаженных монахов, отрекшихся от мира, будут ликовать с Ангелами в радовании. Изнурявшие себя в вертепах слеза­ми, бдениями и молитвами, здесь вменяемые ни во что, неизвестные, -там имениты и имеют дерзновение; здесь бесславные и пренебрега­емые, – там славны и почтенны; здесь бедные и нищие, – там богаты и возлюбленны; здесь оставившие отечество, и родство, и братии, и рос­кошь, – там восприимут Царствие Небесное.

О, подлинно блаженны и преблаженны монахи, здесь живущие в нужде, а там восхищающие Царство! Ибо здесь в вертепах, и в кельях, и на горах немолчно славословили Бога и служили Ему вы, – не только мужи, но и жены – немощный пол; а там снова сподобитесь песносло­вить Его с ликами Ангелов. Вы возлюбили Христа, отреклись от мира, преложились из мира, – будьте со Христом! Ибо никтоже есть, иже оставит дом, или родители, или братию, ...или чада, Царствия ради Бо­жия, иже не приимет множицею во время сие, и в век грядущий живот вечный (Лк.18:29-30), как сказал Господь. Ему слава во веки! Аминь.

 

О ПОКАЯНИИ

 

Покаяние – многообильный плод, возлюбленные, потому что вся­кими способами приносит Богу доблестные дела. Это – многоплодное поле, потому что возделывается во всякое время. Это – древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. К нему прививается всякое небесное учреждение, потому что оно сопричастно Божеству. Бог увеселяется им, как силою Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе. Покаяние – неущербающий Божий мешец, потому что человеческие души сберега­ет от погибели. Это – обильный прибыток у Бога, потому что приво­дит к Нему человеков и толпами собирает грешников.

Думаю, что в нем состоит духовная лихва, потому что покаяние жнет, чего не сеяло. Тело сеет тление, а покаяние, и его пожиная, воз­водит до чистоты. Порок сеет страсти, а покаяние, исторгая их, посе­вает доблестное житие. Оно берет, чего не давало; это – благочестный собиратель роста, взыскивающий, чего не давал. Грешникам говорит: «Отдайте мне бремя грехов, это рост по моему взысканию. Имеешь ты веру? Дай лихву веры – покаяние. С ним вера твоя свободна от дол­гов. Не давало я тебе лукавства, – говорит оно, – отдай мне его, че­ловек, и, истребив оное, представлю тебя Богу, как читал ты о сем в притче о таланте».

Уразумей, что говорит Евангелие: покаяние называет оно куплею Божиею; производившие добрую куплю им удвоили свое достояние. Добрые делатели им удобрили Божию ниву, через него обогатили Цер­ковь плодами, им наполнили Божии житницы. Через него земля стала небом, потому что наполнилась святыми – этими земными ангелами. Восхваляются добрые служители, покаянием во много крат умножив­шие посеянное. Сподобились наград добрые Божии домостроители, с великою выгодой дававшие в рост серебро. По наградам будем заклю­чать о делании, по похвалам узнавать семя, по росту приобретать све­дение о том, сколько дано в рост. «Поелику, – говорит оно, – произ­водили вы добрую куплю, и к пяти талантам присовокупили другие пять, то будьте над десятью городами. Ты берешь серебро, Господи, и дарствуешь города; Ты дал таланты, и раздаешь города. «Да, – гово­рит Он, – города – плод, собираемый покаянием. Поелику вы стали попечителями спасения, то и Я ставлю вас князьями народов на про­славление».

Итак, хорошо мы сказали, что покаяние есть Божий мешец, потому что им устрояется доблестное житие. Бог видел, что род человеческий возмущается врагом, и к низложению его противопоставил покаяние. Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг побуждает сделать беззаконие, а покаяние советует обратиться. Один нудит к отчаянию, а другое обещает надежду спасения. Грех низ­лагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению. Ибо Господь возводит низверженныя (Пс.145:8); совершает же сие через покаяние. Когда слышишь, что Давид говорит: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс.22:4), разумей, что, по слову его, утешили они покаяни­ем. Змий убеждает нечествовать и готовить огорчение, а покаяние сове­тует не тревожиться и не отчаиваться в спасение. Порок ослепляет ра­зум, а покаяние, возжегши светильник, издали указует ему Бога.

Ногам кающегося светильником служит закон, но не без покая­ния. Что говоришь ты, пророк? Не глазам ли светит светильник? Ноги не имеют глаз; как же, миновав глаза, даешь зрение ногам? Душевные ноги суть очи. Плоть переходит с места на место, чтобы ей увидеть; душа, не двигаясь с места, созерцает мысленно. Пророк душе возжег светильник. Но не вещество нужно мысленным очам; в покаянии за­кон служит светильником, потому что согрешающие через него срета­ют опять Бога. Беззаконник омрачился, не видит благости. Почему? Потому что враг наполнил душу отчаянием. Но покаяние, как добрый врач, снимая с души мглу и все, что затрудняет ее, показывает ей свет Божией благости.

Диавол не дает нечестивым одуматься, представляя им суровость покаяния. А покаяние, видя хитрость его, подходит с ласкою и говорит: «Приведите только себе на память Бога, и я потружусь за вас. Пред­ставьте в уме Его милосердие, и я буду ходатайствовать за вас с возды­ханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии, и сделаю вас Божиими слугами». И пророк Исаия сказал: егда возвратився воз­дохнеши, тогда спасешися (Ис.30:15). «Вот,– говорит покаяние, – привожу тебе и свидетельство; только покайся». Если согрешивший воздохнет, то с воздыханием отойдет от него и бремя, возложенное зми­ем; по облегчении же ума отгонит он от себя и мглу неведения, и око душевное сделается ясным, и вскоре покаяние будет руководствовать душу ко спасению.

Тогда грешник не только будет воздыхать, но и с великою скорбью проливать слезы. Почему же? Потому что душа после долговременно­го разлучения с Богом, увидев Его, как Отца, возбуждается к пролитию слез; оттого что, наконец, увидела Родителя, проливает она слезы и пре­клоняет к себе Бога, ибо любит отеческое благоволение; и таким обра­зом очищается от всего, до чего доведена была змием. Или не слыхал, что сказал Давид: измыю на всяку нощь ложе мое? (Пс.6:7). Но сперва он воздыхал, а потом плакал. Докажу тебе и целою природою, что сперва бывает ветер, а потом идет дождь; сперва гремит гром, а потом из обла­ка образуются дождевые капли.

Есть воздыхание и безгласное, как говорит святой Павел, что Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим.8:26). Памя­тование о Боге приводит грешников к воздыханию, потому что Давид еще: Помянух Бога и возвеселихся (Пс.76:4). Ибо кающиеся радуются, что освободились от уз змия. Хуже всяких уз греховное ослепление, хуже оков повреждение зре­ния, потому что душа находится во тьме; стрегомая в узах греха, живя в непроницаемой для света темнице, не знает она, что пребывает в не­ведении. И в другом месте сказано во псалме: Не познаша, ниже уразу­меша, во тме ходят (Пс.81:5), потому что неведение есть темница, удобно полагающая преграды душе. И апостол Павел сказал, что Бог избави нас от власти темныя и престави в Царство Сына любве Своея (Кол.1:13), потому что человечество как бы во тьме было заключено неведением Божества.

Воздохнувший Давид омочал слезами ложе свое, потому что оск­вернен был прелюбодеянием; но омыл он слезами постелю свою, кото­рую осквернил беззаконным союзом. Он же говорил: Утрудихся возды­ханием моим (Пс.6:7); а труд воздыхания есть множество слез, труд воздыхания есть сердечная болезнь. Итак, несомненно, что и слезы ум­ножаются от предшествующих воздыханий.

Когда сопротивник видит, что, внушая нечестивым отчаяние, пре­побеждается ими, тогда употребляет другой способ: улещает грешника предаваться страстям и успевать в самых гнусных делах. Но покаяние снова противится ему, уничтожая в совести обольщение, уязвляет со­весть, поражает рассудок, чтобы пробудить усыпленную душу. Ибо обольщение смущает совесть, делается перед нею темным облаком и преграждает ей доступ к Богу.

Совесть имеет естественное к Нему стремление и отвергает вкрав­шуюся прелесть. Часто грех бесстыдно вторгается, но совесть, восполь­зовавшись обстоятельствами времени, берет верх. Приходит ли кто в стра­хе, находясь в темноте, она обличает, что это по причине греха. Ибо Писание говорит: Бегает нечестивый ни единому же гонящу (Притч.28:1); и еще: праведный... яко лев уповая, а нечестивый бегает и тени своей. И закон говорит: и вложу страх в сердце ваше ...и побегнете ни комуже гонящу... и поженет вас глас листа носимого ветром (Лев.26:17,36). Или на корабле приведен будет кто в смятение бурным волнением моря, совесть напоминает ему нечестие его; или при землетрясении приводит на мысль беззакония; или когда один кто на пути, обновляет в памяти страсти его. Наконец, если не обратится, обличает, когда впадет в не­мощь и в телесную болезнь, он по животолюбию дает обет Богу сокру­шить в себе грех. Боясь умереть и лишиться приятностей жизни, терпит он терзание совести, и прибегает к познанию – этому посреднику Бога и человеков. Если бы настоящее не казалось ему приятным, худо пони­мал бы он важность покаяния. Но поелику желает жить, и боится стра­даний, то обращается к Богу с молением жить еще долее.

Так случилось с юношей, упоминаемым в Евангелии, который, взяв у отца наследство и отправившись в дальнюю сторону, расточил имение с блудницами, забавлялся, пируя неблагопристойно, издержал все, что имел, и не мог снести одиночества даже на краткое время, потому что покаяние обратило ему в обличение приятности прежней жизни, внушая, что скудость произошла не случайно, но по обольщению како­го-то врага. Возжелал он той жизни, которую называл вожделенною и, не терпя жить в скорбях, переносил обличение совести. Так изнежен­ность прежней жизни стала причиною обращения; мучительная скудость против воли привела его к благочестию. Что же говорит юноша? – иду ко отцу моему и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою (Лк.15:18). О, какое мудрое покаяние! О, какое благоискусное домостроительство! Покаяние делает, что Бог совершенно ни в чем не имеет ущерба; или долготерпя, или не обращая, по-видимому, внимания, или возбуждая, без утраты сохраняет оно приобретенное. Покаяние попустило юноше впасть в обман; наскочил на него диавол, делал, что хотел, покаяние безмолвствовало, обличение совести молчало, повелевало ему до вре­мени не приступать к делу, и когда встретилось нужное время, как ма­терь, распростерши лоно свое, заключило его в объятия, исторгло его из рук мачехи – сластолюбия, чтобы возвратить матери – благоче­стию. Змий покорным ему дает рожцы; он, как отчим, не жалеет чужих детей, советует худо расточать отеческое достояние, обещает, обольщая мечтами, на сонного наводит многозаботливость, издевается над про­будившимся, который видит себя и нагим, и нищим. О, змииная хит­рость! Так обнажил он и прародителей: обещать им Божество – и, об­нажив их, сделал, что, как черви, стали пресмыкаться по земле. Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Если бы не оно вскоре простерло руку защиты, не стоял бы доныне мир. Итак, юноша говорит: отче, согреших на небо и пред тобою. Согрешивший сын по­звал отца, жалуясь, что обольстивший его есть отчим и злоумышлен­ник; увидел он коварство, увидел обольщение – и притек к покаянию, как к матери. Долгое время терпел он голод, питаясь рожцами, терпел жажду, долго ища со свиньями грязи. Но покаяние, как сердобольная матерь, подавая свои сосцы, юношу, как действительного младенца, снова питает млеком. Через веру воскормило его хлебом и, ставшего юношею, питает млеком, потому что грех истощил его силы. Если бы не было млека, не мог бы он исцелиться, потому что весьма изнемог, в срамной жизни расточив естественный ум. Но кто не мог восстать, того восставило покаяние, напитав млеком; оно уврачевало крайне немощ­ного и отдало на руки отцу; заблудшую овцу возвратило Пастырю.

Видишь ли, как покаяние без ущерба сохраняет все Богу? Видишь ли, что сперва представляется оно грешникам не суровым, но снисходи­тельным и легким? Не предложило оно поста, не потребовало ни воз­держания, ни бдения, но пригласило начать исповеданием. С легчайшего полагает начало, зная, что совесть благосознательна. Она берет душу на свое попечение и старается, чтобы долг ее был взыскан. Она сота­инница покаянию и спешит очистить душу. Совесть во всяком произ­водит озабоченность, желает только привести ум в познание и знает, что впоследствии будет ей послушен. Ей известно естественное с ним сродство, потому что сама воспитала его. Ей известна благопокорность души, потому что как всадник правит ею; убеждает покаяние, чтобы приступило к душе, начиная с легчайшего, в ожидании от нее воздаяния. «Воздохни только, – говорит она, – и душа сделается тебе рабою; разумей только, что повелеваешь ей, и от малого семени про­израстит древо жизни». Она хочет, чтобы принято только было покая­ние; желает, чтобы оно утвердилось в грешниках, и удобно приводит их к Богу; хочет, как солнце, проникнуть и осветить весь ум; спешит приобрести в нас участок, и в непродолжительном времени делает нас Божиим стяжанием, как закваска, начав свое действие, заквашивает все тесто. Посему-то, предлагая легкое, утаивает трудное. Действует, как художник, потому что знает хитрость змия. Знает, что он, как пес лижет струпы и не хочет вонзать зубов своих в глубину грехов; знает, что он, как свинья любит грязь и не хочет, чтобы погрязающие в стра­стях отринули его.

Если покаяние извергает нечестивых, как гной, то пожрет их сви­нья; если бросит их, как трупы, то поглотит их лютый пес. И в псалмах сказано: Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и (Пс.79: 14), ибо столько строит он козней нечистым на всяком месте. Но покая­ние щадит род человеческий и уловленного зверем спасает Богу, как видно сие в примере Давида, который отнимал козленка у медведя (1Цар.17:34,35), чтобы показать тем благость Божию. Кто ж этот медведь? – Беззаконие. И кто козел? – Разбойник, за беззаконие при­гвожденный ко кресту. Обратился беззаконник, уязвлен совестью, ис­поведал нечестие, познал Царя славы, уверовал в Божество Его, – и едва проглаголал слово, Христос исхитил разбойника из уст смерти, как Давид козленка.

Не должно, братия, отчаиваться в спасении, имея матерь – покая­ние. Не должно, возлюбленные, терять надежду на спасание, когда уте­шает нас такая матерь. Уловленных зверем вводило оно в рай к Богу, ужели отвратится от нас? Помиловало их, бывших вне Церкви, ужели не умилосердится к нам? Обращается с советами к не уверовавшим еще, ужели отвергнет нас, уже уверовавших?

Никто, желая получить, чего не имел, не губит того, что имеет. Как же Богу и Отцу уступить обладание теми, которых стяжал кровию Сына Своего! Никто не расточает охотно того, что собрал с трудом. Как же Богу без сожаления отвергнуть тех, которых приобрел из язычников трудами апостольскими! Ужели напрасно предопределил Он пришествие Сына Своего, или ни во что вменил излияние крови Его, или хочет уни­чтожить домостроительство смерти Его, или нимало не почтил славы Воскресения Его, так что легко отвратится от нас, спасенных сими Та­инствами. Он послал Духа Святого и освятил Церковь, Он послал Апо­столов благовествовать язычникам. Если не хочет, чтобы спаслись мы, то напрасно употреблял столько средств; или не знал нашего положе­ния, или посмеялся над язычниками. Но непозволительно и помыслить то или другое, потому что Он и не не знал и не сделал ничего излишне­го. Мы – стадо Его, и Он – наш Пастырь и ныне, как и в раю. Он дал покаяние, как очистительную воду. Если в чем прегрешим, им омыва­емся. У нас есть баня не только пакибытия, но и обновления (Тит.3:5). Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми.

Закон имел у себя пепел юнчий (телячий) для кропления, а мы име­ем у себя умерщвление покаяния. Там очищались пеплом, а мы, снедая хлеб, как пепел, освобождаемся от вины. Закон дает и иссоп для очище­ния, а Евангелие желающим получить прощение через покаяние указы­вает на ядение зелий. Креститель, питаясь злаками, показал в себе со­вершенного мужа, потому что, проповедуя покаяние, соделался образ­цом для кающихся. При очистительном кроплении употреблялась и вода, потому что и у нас в меру пьют воду кающиеся.

Покаяние есть жертвенник Божий, потому что при посредстве его согрешающие умилостивляют Бога. Даже безубыточно оно для прино­сящего покаяние, чтобы разумели мы, какое расстояние между зако­ном и Евангелием. Под законом иные нередко отказывались объявлять грехи свои, по причине издержек; и скупость в принесении жертв слу­жила покровом пороку. Христос, пришедши, устранил и сие, даровав покаяние – сей безубыточный жертвенник. Думаю, что змий радовал­ся скупости на жертвы, потому что находил повод к нарушению зако­на. В сугубое зло впадали скупые; они не исповедовались во грехах и пренебрегали закон. Смотри, сколько облагодетельствовал нас Спаси­тель, потому что покаянием с корнем истребил то и другое. Многие не приносили жертв по бедности, а не по скупости; но покаяние предот­вращает и этот предлог бедных, потому что очищает без издержек. Иные по лености, или не находя под руками нужного, не приносили жертв для умилостивления за грехи; но покаяние отняло всякий предлог, при­нося жертву совести, ибо требует не козла, но исповедания; не нужно ему овцы на жертву, оно исповедуется в совести. Нет горлицы у тебя, грешник? Воздохни – и Бог вменит тебе это паче горлицы. Нет у тебя птицы? Плачь – и вменится тебе в жертву. Нет у тебя голубя? Возвести грехи свои Богу – и это будет твоим всесожжением. Если помолишься, Бог примет молитву твою вместо тельца. Если припадешь с искренним сердцем, усердие твое поставит выше принесшего в жертву вола. О, как высоко покаяние! Сколько в нем чудесного! Оно одно – и все может. Земля дает плоды, и стада дают волну; покаяние же заменяет собою и землю, и твердь, потому что согрешающим служит вместо плодов и птиц. На что тебе покупать овцу? Покаяние есть стадо, принадлежащее Церк­ви. На что тебе приобретать птицу? Покаяние есть небо, вместо птиц преклоняющее к тебе Бога. На что тебе приготовлять семидал (крупи­чатую муку)? Оно очистит тебя без курения дыма.

Какая благодать Евангелия! Ею исправлен вес закон. Народ сам для себя делается иереем в Церкви, потому что имеет совесть, которая приносит за него жертвы, молится от сердца, и сам за себя умилостив­ляет Бога. Итак, не под законом исполняется Моисеево изречение, но подтверждается в Евангелии. Ибо Моисей говорил Израилю: вы ...цар­ское священие и язык свят (Исх.19:6), и Исаия подобно сему говорит: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Божии вси (Ис.61:6). Но из народа иудейского никто не приносит себя Богу. В Церкви же и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя прино­сят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния! Она и согре­шивших рукополагает во иереи. О, как велико ее утешение! Она ка­ющимся сообщает священнический сан. Грешник не уплатил еще долга – и через покаяние делается неответственным в долге. Он не сложил еще с себя бремени – и облачается благодатию. С приятием на себя сана не приемлет забот: покаяние не обещает только, но дает уже очищение от грехов и оставление оных; не к надежде только приводит согрешивше­го, но единым словом изрекает повеление, уверяет, что будет свободен. Оно говорит ему: «Познай, что имеешь у себя, а не жди. Но благодея­ние еще выше. Уразумей, чем обладаешь, и знай, что уже сам ты себе покровительствуешь. Данной тебе благодатью удостоверяю тебя в бу­дущем. Уверься в милосердии Божием; приятно Богу, что ты притек к Нему, и Он доказывает тебе благость, потому что прежде оставления грехов рукоположил тебя во иерея».

О, какая благодать от Бога, Который, еще не прияв, Сам дает пер­вый и, видя малое, дарует великое! Еще не воздохнул согрешивший, а Он дал уже ему дерзновение. Тот не пролил еще слез, а Он предвари­тельно открыл Ему доступ к Себе. Велико покаяние и крайне любезно Богу, потому что оно действительно творит волю Его. Оно по превосходству архиерействует пред Богом, ибо вот, ежедневно рукополагает Ему иереев.

Покаяние есть и Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да со­творю волю Отца Моего, Иже на небесех (Ин.4:34). Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести, Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею – искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержа­ние, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением, ибо сие благоугоднее Богу других жертв. В псалмах говорит Он: Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию? (Пс.49:13). Скажи же, пророк, что вкушает Бог? Какое питие угодно Ему? Давид ответствует и говорит: хочешь ли, чтобы Бог вкушал? Если желаешь напитать Бога, пожри Богови жерт­ву хвалы, и всякую Он приемлет подобную жертву; и воздаждь Вышне­му молитвы твоя (Пс.49:14) – и принесешь Ему самое лучшее питие. Ибо апостол Павел говорит, что совершение добрых дел есть хлеб Вла­дычний. Словесное, говорит, служение ваше (Рим.12:1) принесите, по­тому что в едином хлебе Христовом все едино тело есмы (1Кор.10:17). Ибо во Христе приносимся, как хлеб; Христос есть Агнец Божий, взем­ляй грехи мира (Ин.1:29), и покаяние отъемлет у согрешивших нечи­стую совесть.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.