Вопрос 32.Налоговое право: предмет, понятие, источники.
Налоговое право является неотъемлемой, относительно обособленной частью финансового права. Самостоятельность налогового права обусловлена наличием своего специфического предмета, метода, принципов.
Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений и относится к сфере действия бюджетного права.
Налоговое право подразделяется на две крупные части: Общую (часть первая Налогового кодекса) и Особенную (часть вторая Налогового кодекса).
В Общую часть включены нормы, которые применяются ко всем нало-гово-правовым отношениям, характеризуют основные положения налогообложения, а именно: базовые принципы, формы и методы правового регулирования налоговых отношений; систему налогов, взимаемых в бюджет; основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; виды и размеры ответственности в налоговой сфере; порядок административной защиты интересов налогоплательщика
Особенную часть составляют нормы налогового права, регулирующие порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов
Предмет налогового права — общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере.
Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. В ст. 2 Кодекса подчеркивается, что законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. Следовательно, узаконенный метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) предписаний в целях формирования государственного бюджета.
1 Отдельным налоговым отношениям (как, например, по установлению и введению налогов, по осуществлению налогового контроля) свойствен организационный характер.
2 Следует иметь в виду, что участники налоговых отношений подчинены только закону. Налогоплательщики не находятся в подчинении фискальных органов.
Предписания (связывания) доминируют в налоговом праве, что отличает его от других отраслей права. Налогоплательщик должен совершить определенные законом действия в части налогообложения, а государство обязано гарантировать законность выполнения этих предписаний.
Наряду с обязываниями в рамках налогового права иногда допускаются дозволения. Так, например, налогоплательщик имеет возможность в определенной степени формировать свою налоговую политику или применять альтернативные способы формирования налоговой базы; получать отсрочку исполнения налоговой обязанности; заключать договоры налогового и инвестиционного налогового кредита. В этом случае методом налогового права выступает диспозитивностъ, т. е. возможность поиска некоторого компромисса между публичными и частными интересами. При этом следует отметить, что свобода налогоплательщика в своих действиях относительна и ограничена нормами налогового законодательства.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что налоговое право — это самостоятельная подотрасль финансового права, состоящая из Общей и Особенной частей, имеющая свой предмет (налоговые отношения, определенные Налоговым кодексом) и методы правового регулирования (властно-имущественный и диспозитивный).
Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
| а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют:
· Налоговый кодекс Российской Федерации;
· иные федеральные законы о налогах и сборах;
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
· законы субъектов Российской Федерации;
· иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
| 3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
а) акты органов общей компетенции:
· указы Президента Российской Федерации;
· постановления Правительства Российской Федерации;
· подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
· подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
б) акты органов специальной компетенции:
· ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
5. Решения Конституционного Суда РФ.
6.Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Термины:
Налоговое право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Предмет налогового права — общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере.
Налогоплательщик — физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность, уплачивать налоги.
Резидент — в налоговом праве: лицо (юридическое или физическое), постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране, не менее 183 дней в году.
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Нормативные акты:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
Вопросы:
Кто является налогоплательщиком?
1. физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность, уплачивать налоги.
2. лицо, находящееся в стране не менее 183 дней в году
3. лицо, платившее налоги
4. физическое лицо или юридическое лицо
Налоговая декларация представляет собой?
1. официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме
2. заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах
3. заявление, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме
4. заявление налогоплательщика
Понятие налогового права можно рассматривать как:
1. систему налогово-правовых норм (отрасль объективного права);
2. науку налогового права;
3. соответствующую учебную дисциплину
4. все перечисленное
Кто является резидентом в налоговом праве?
Что входит в понятие налогового права
Что относится к источникам налогового права?
33. Налоговые правоотношения: понятие, состав, субъекты.
Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие:
1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер;
2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения;
3) финансовые правоотношения имеют денежный характер;
4) эти отношения имеют властный характер;
5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.
Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.
Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.
Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.
Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.
Налоговые органы — обязательный участник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.
В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.
В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений.
Налоговые правоотношения отличаются, прежде всего, сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Особая сфера возникновения и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъектно-объектного состава, например, участие налоговых органов, а также содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.
Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.
Более глубокому пониманию сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.
В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.
В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.
По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.
По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:
1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями — к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов;
2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений — по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
По характеру межсубъектных связей они делятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.
По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:
1) установления и введения налогов и сборов;
2) взимания налогов и сборов;
3) проведения налогового контроля;
4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.
По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.
Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.
Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.
Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны — налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.
Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.
Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности субъектов налогового правоотношения.
Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) органы внутренних дел.
Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.
Вопросы:
1. Что такое налоговые правоотношения?
2. Каков состав налоговых правоотношений?
3. Основные субъекты налоговых правоотношений?
Тест:
1. Что является объектом налоговых правоотношений?
а) Налогоплательщик;
б) Налоговый орган;
в) Налог, порядок взимания и уплаты;
2. Что не относят к субъектам налоговых правоотношений?
а) Органы внутренних дел;
б) ФНС РФ;
в) Министерство финансов РФ;
г) Государство.
3. В чем отличие налоговых отношений от иных финансовых отношений?
а) Публично-правовой характер;
б) Имущественный (денежный характер);
в) Обязательственный характер;
г) Отношения по установлению, взимаю налогов и сборов.
Термины:
Налоговые правоотношение, объект, субъект, налогоплательщик, налог, сбор, налоговый контроль.
Нормативно-правовые акты:
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012).
2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об аудиторской деятельности".
3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 06.08.2001) "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|