Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 27. Правовой режим Фонда социального страхования Российской Федерации.





Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).
Социальное обеспечение народа во всех государствах — одна из важных задач парламентов и правительств.

Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности.

Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования. Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования. Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).



Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

• концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
• обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
• оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
• частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.



Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источником образования Фонда являются:

1) страховые взносы работодателей — предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
2) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
3) средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;
4) прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования. Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом. Инструкция о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования (от 2 октября 1996 г.) введена в действие с 1 января 1997 года. В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования сумма страховых взносов распределяется следующим образом:



• 74% страховых взносов остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;
• 26% страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровнях.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования и Государственную налоговую службу РФ.

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации используются на следующие цели:
1) на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;
2) финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
3) частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
4) выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
5) финансирование исполнительной дирекции Фонда.

Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации. Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г. "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" с 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий:

1. Ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
2. Пособие по беременности и родам.
3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности.
4. Единовременное пособие при рождении ребенка.
5. Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (т. е. от полутора до трех лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда. Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо — в органах социальной защиты населения по месту жительства. Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования.

Термины:

Пособия - являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета.

Бюджет — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование— это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Нормативные акты:

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Вопросы:

Формы социального страхования

1. коллективное

2. государственное

3. смешанное

4. простое

Страховые взносы это?

1. индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

2. возмездные обязательные платежи

3. обязательные платежи

4. обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Государственное пособие это?

1. безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства

2. безвозмездная денежная выплата

3. возмездная денежная выплата

4. возмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства

Функции фонда социального страхования?

Деятельность фонда социального страхования?

Кем осуществляется контроль за деятельностью фонда?

 

 

28. Правовой режим государственных фондов обяза­тельного медицинского страхования.

Одной из основных задач Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) является организационно-методическая деятельность по созданию эффективных механизмов защиты территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО) прав застрахованных и организации контроля качества оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

За период функционирования системы ОМС ФОМС разработан ряд нормативных документов, определяющих порядок и механизмы организации защиты прав застрахованных.

медицинском страховании и подзаконными нормативными актами:

- на обязательное медицинское страхование;

- на выбор СМО, выбор МО, выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, в соответствии с договором ОМС;

- на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема в государственной и муниципальной системах здравоохранения, предоставляемую в рамках территориальных программ ОМС, на всей территории Российской Федерации;

- на проведение контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи;

- на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

- на информированное добровольное согласие (отказ) на медицинское вмешательство;

- получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- на обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу медицинской организации, в котором ему оказывается медицинская помощь, в орган управления здравоохранением муниципального образования или субъекта Российской Федерации, в СМО, ТФОМС, ФОМС, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, арбитражную экспертную комиссию либо в суд.

Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Кроме того, граждане, застрахованные в системе ОМС, должны:

- получить и хранить страховой медицинский полис;

- при изменении постоянного места жительства возвратить полученный ранее страховой медицинский полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (для застрахованных неработающих граждан);

- в случае утраты страхового медицинского полиса ОМС написать заявление на получение дубликата полиса в СМО, выдавшую полис.

Правовые аспекты защиты прав некоторых категорий граждан.

Медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируется статьями 7 и 8 Закона о медицинском страховании и разъясняется письмами ФОМС от 11 июля 1995 г. N 3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в системе ОМС" и от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/и "О медицинском страховании иностранных граждан".

На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации", Приказ Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 315 "О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации").

Порядок ОМС иногородних студентов и учащихся дневных отделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также студентов-иностранцев разъясняется в письмах ФОМС от 5 октября 2000 г. N 4647/30-3/и "Об ОМС студентов, учащихся и аспирантов образовательных учреждений" и от 2 сентября 2002 г. N 3237/30-3/и "Об ОМС иногородних студентов и учащихся дневных отделений образовательных учреждений".

Порядок оказания медицинской помощи в условиях ОМС военнослужащим, сотрудников милиции, органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и членам их семей поясняется в письмах ФОМС от 19 марта 1997 г. N 1129/33-и "Об ОМС пенсионеров Минобороны России и др. министерств (ведомств), в которых законом предусмотрена военная служба", от 3 марта 2000 г. N 1089/30-3/и "Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно-исполнительной системы", от 31 июля 2001 г. N 2971/30-3/и "Об оплате медицинской помощи военнослужащим, занимающимся другой оплачиваемой деятельностью" и от 11 августа 2003 г. N 3163/30-3/и "Об оплате медицинской помощи, оказанной курсантам военных и иных образовательных учреждений профессионального образования".

Порядок организации медицинской помощи осужденным представлен в совместных разъяснениях МВД России от 16 декабря 1996 г. N 1/21284 и ФОМС от 19 декабря 1996 г. N 5171/33-и "О страховых взносах в фонды ОМС в условиях функционирования уголовно-исполнительной системы МВД России", а также разъяснениях ФОМС от 21 июня 2003 г. N 2507/30-3/и "О медицинском страховании осужденных, содержащихся в колониях-поселениях" и от 18 июля 2007 г. N 5079/30-3 "Об обязательном медицинском страховании осужденных".

Работники религиозных организаций, а также священнослужители согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в редакции от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации ОМС граждан, работающих в религиозных организациях, проживающих на территории культовых зданий, а также священнослужителей разъясняется письмом ФОМС от 30 августа 2000 г. N 4081/30-3/и "О медицинском страховании работников религиозных организаций".

Для оценки показателей деятельности СМО по защите прав граждан, застрахованных в системе ОМС, ТФОМС могут использоваться Рекомендации ФОМС по интегрированной оценке деятельности СМО в системе ОМС по защите прав застрахованных граждан, опубликованные в Методическом пособии ФОМС.

Выбор (замена) СМО осуществляется застрахованным лицом в соответствии с порядком, принятым на территории субъекта Российской Федерации, из числа СМО, имеющих лицензию на проведение ОМС на территории субъекта Российской Федерации, перечень которых публикуется ТФОМС в официальных периодических изданиях.

В случаях, когда дееспособность гражданина ограничена по основаниям, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, выбор (замена) СМО производится законным представителем гражданина.

- Выбор МО и врача

Граждане вправе в соответствии со статьей 6 Закона о медицинском страховании выбирать медицинскую организацию и врача в соответствии с договорами ОМС.

Гражданам представляется информация о показателях деятельности медицинских организаций в системе ОМС, мониторинг которых осуществляют ТФОМС и СМО (используются данные соцопросов по удовлетворенности населения медицинской помощью, результаты мониторинга по форме N ПГ, рейтинги МО).

- Обеспечение прав граждан на конфиденциальность информации

Фонды ОМС в соответствии со статьей 12 Закона о медицинском страховании ведут базы данных и иные информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования граждан.

ФОМС осуществляет защиту информации ограниченного доступа в целях выполнения основных задач, сформулированных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (в редакции от 22 июня 2009 г. N 509) "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

Сотрудники ТФОМС и СМО в целях соблюдения конфиденциальности сведений, которые стали им известны при исполнении служебных, профессиональных и иных обязанностей, руководствуются действующими нормативными правовыми актами.

Механизм реализации права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установленного Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предложен в Методических рекомендациях ФОМС от 27 октября 1999 года "Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него".

- Контроль объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС как основной механизм защиты прав граждан

Нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат определяются ежегодно в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также в территориальных программах ОМС.

Вопросы:

1. Что представляет собой Фонд Обязательного Медицинского страхования?

2. Чем регламентируется медицинское страхование работников религиозных организаций?

3. Каков порядок организации обязательно медицинского страхования?

Тест:

1. Что необходимо делать в случае утраты страхового медицинского полиса?

а) Умолчать об этом;

б) Написать заявление в органы полиции об утрате полиса;

в) Написать заявление на получение дубликата в СМО, выдавшую полис;

2. Имеют ли права граждане на замену СМО?

а) Нет, не имеют, т.к. это противоречит закону;

б) Имеют.

Термины:

ФОМС, застрахованные граждане, полис, медицинские организации, мониторинг.

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 05.12.2012) "О свободе совести и о религиозных объединениях".

2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

3. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857(ред. от 15.08.2012)"Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

4. <Письмо> МВД РФ от 16.12.1996 N 1/21284, ФФОМС от 19.12.1996 N 5171/33-И "О страховых взносах в фонды обязательного медицинского страхования в условиях функционирования уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации".

5. Постановление Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации".

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.