Биологически важные реакции нуклеофильного замещения, нуклеофильного присоединения, нуклеофильного присоединения-отщепления, радикального замещения.
Цель работы:Изучить реакции нуклеофильного замещения, нуклеофильного присоединения, нуклеофильного присоединения-отщепления, радикального замещения.
Оборудование и реактивы:растворы: бромида калия, этанола, серной кислоты (конц.), 2,4-динитрофенилгидразина, формалина, ацетона, гидросульфита натрия, гептана, бензола, толуола; лед; пробирка с газоотводной трубкой; горелка; безводный ацетат натрия:
Сущность работы: проведение данных реакций с соединениями, предложенными преподавателем, наблюдение полученных аналитических эффектов, запись уравнений химических реакций, указание механизмов реакций.
Ход работы:1. Получение бромэтана.
Рисунок:
Перегонку ведут до исчезновения кристаллов бромида калия. Пипеткой удаляют из второй пробирки верхний водный слой. Для обнаружения бромпроизводных используют пробу Бельштейна: медную проволоку смочите бромоэтаном и введите в пламя горелки. Сначала пламя становится светящимся (сгорает углерод), а затем появляется интенсивное зеленое окрашивание.
Уравнения реакций:
Наблюдения:
2. Взаимодействие уксусной кислоты с этанолом.
В пробирку помещают 0,1 г безводного ацетата натрия, добавляют 0,5 мл этанола и несколько капель концентрированной серной кислоты. Пробирку осторожно нагревают в течение 20-30 секунд. Содержимое пробирки выливают в выпарительную чашку с холодной водой. Отмечают появление характерного запаха.
Уравнения реакций:
Наблюдения:
3. Взаимодействие формальдегида с 2,4-динитрофенилгидразином. В пробирку помещают 0,5 мл раствора 2,4 динитрофенилгидразина, добавляют 5-10 капель формалина. Наблюдают появление желтого осадка.
Уравнение реакции:
Наблюдения:
4. Взаимодействие ацетона с гидроксиламином.
В пробирку помещают по 0,1 г гидроксиламина гидрохлорида и карбоната натрия. Смесь растворяют в 1-1,5 мл дистилированной воды. Пробирку оставляют до прекращения выделения углекислого газа, после чего раствор хорошо охлаждают в ледяной воде. Добавляют при перемешивании 10 капель ацетона.
Уравнения реакций:
Наблюдения:
5. Получение продукта присоединения гидросульфита натрия к ацетону. На предметное стекло поместите 1 каплю насыщенного раствора гидросульфита натрия и добавьте 1 каплю ацетона. Размещайте стеклянной палочкой и наблюдайте появление кристаллов продукта присоединения гидросульфита натрия к ацетону. Поместите предметное стекло под микроскоп и рассмотрите форму кристаллов. Они имеют вид неправильных четырехугольников.
Уравнения реакций:
Наблюдения:
6. Бромирование предельных углеводородов. (опыт выполняется один на группу)
В 4 кварцевые кюветы помешают одинаковый объем (5-10 мл) гептана (2 кюветы), бензола, толуола. В каждую кювету добавляют 5-10 капель раствора брома в тетрахлориде углерода (до одинаковой окраски). Содержимое каждой кюветы перемешивают стеклянной палочкой. Кюветы помещают под источник УФ-света. Одну из кювет с гептаном накрывают колпаком из бумаги черного цвета. Через 3-4 минуты наблюдают окраску содержимого кювет.
Уравнения реакций:
Наблюдения:
№ опыта
| Реактивы
| механизм реакции
|
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Вывод:
Занятие 22. Биологически важные реакции нуклеофильного замещения, нуклеофильного присоединения, нуклеофильного присоединения-отщепления, радикального замещения.
Задания для самостоятельной работы
1). В данных органических соединениях укажите реакционные центры, по которым возможно протекание реакций SN, АN, АN - Е.
2) Укажите реакционные центры в молекуле новокаина
3) Выпишите структурные формулы адреналина, дофамина, тирозина (учебник, с.258), фумаровой кислоты (с.94), тимола (с.155) и антифебрина (с.205) . Укажите реакционные центры, их характер и сопряженную систему связей (если имеется) в этих молекулах.
4) Заполните схему реакции и укажите, по какому механизму она протекает.
R¾C=О + R/¾NH2 ¾® ? ¾® ?
׀ Н
R= -CH3, -H, -C2H5
R/= -C2H5, -OH, - NH2, -C6H5NH
Назовите реагент и конечный продукт реакции.
5) Заполните схему реакции и укажите, по какому механизму она протекает.
p - комплекс σ – комплекс
Назовите конечный продукт по заместительной номенклатуре.
6) Назовите по систематической номенклатуре ИЮПАК и укажите функциональные группы в молекулах:
7) Напишите структурные формулы соединений. Укажите, к каким классам относятся соединения:
Ментол (2-изопропил-5-метилциклогексанол-1)
Кротоновая кислота (транс-бутен-2-овая кислота)
Ксилит (пентанпентаол-1,2,3,4,5)
Метионин (2-амино-4-метилтиобутановая кислота)
Ментан (1-изопропил-4-метилциклогексан)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|