Определение массы гидроксида натрия в растворе
Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет
Кафедра общей химии с курсом стоматологического материаловедения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ ОБЩЕЙ И БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
__________________________________________________
__________________________________________________
200___ – 200___ учебный год
Настоящая лабораторная тетрадь по курсу общей и биоорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.
Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Общая и биоорганическая химия» для специальности 040400 «Стоматология», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Практикум по общей и биоорганической химии» под ред. В.А.Попкова. – М.: «Академия», 2005.
©ММА им. И.М. Сеченова
©И.Н.Аверцева, О.В.Нестерова, В.Ю.Решетняк
Под редакцией академика РАО В.А. Попкова
Москва, 2013
Аттестационный лист студента
Ф.И.О.________________________ Группа _______________ Преподаватель _______________________________
Модуль 1
| Модуль 2
| Модуль 3
| Сумма
| Шкала пересчета
| Рейтинговый балл
|
|
|
|
| 60-57[15
|
| 56-53 [ 14
| 52-48 [ 13
| Подпись преподавателя
| 47-44 [ 12
|
|
|
| 40-43 [ 11
| 36-39 [ 10
| 35-32 [ 9
| Модуль 4
| Модуль 5
| Модуль 6
| 31-28 [ 8
|
|
|
| 27-24 [ 7
| 23-20 [ 6
| 19-16 [ 5
| Подпись преподавателя
| 15-12 [ 4
|
|
|
| 11-9 [ 3
| 8-5 [ 2
| меньше 5 [ 1
|
Лабораторный практикум
| СУММА за год
|
| Рейтинговый балл
|
| 60-70 [ 5
| ______________________
| 50-59 [ 4
| 40-49 [ 3
| 30-39 [ 2
| меньше 30 [ 1
| Контрольная работа
|
| 30-328 [ 10
| 27-25 [ 9
| 24-22 [ 8
| 21-19 [7
| 18-16 [ 6
| 15-13 [ 5
| 12-10 [ 4
| 9-8 [ 3
| 7-5 [ 2
| Менее 5 [1
| ЭЛЕКТИВ тема №1
|
| 9-10 [ 7
|
| 7-8[ 6
| 5-6 [ 5
| | МАХ за 2 электива 14 баллов
| 4 [ 4
| ЭЛЕКТИВ тема №2
|
| 3 [ 3
| 2 [ 2
| Менее 2 [ 1
|
Конспект лекций
| МАХ 3 балла
|
| Оформление тетради
| МАХ 5 балла
|
| Домашняя работа
| МАХ 5 баллов
|
| Премиальные баллы
| 3 балла
|
|
ЭКЗАМЕН
Итоговое тестирование
|
| Мах 15
|
| Навыки
|
| МАХ 5
|
| Собеседование
|
| Мах 20
|
|
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Правила поведения в химической лаборатории и технику безопасности:
ü к эксперименту приступают только после ознакомления со всеми его этапами;
ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование лабораторный журнал;
ü в лаборатории работают только в халате;
ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;
ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводят под тягой;
ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;
ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;
ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей и огнеопасных веществ их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;
ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку пользуются резиновыми грушами;
ü разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливают кислоту в воду, а не наоборот.
При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи, требующие первой неотложной помощи, для ее оказания в лаборатории должна быть аптечка. Основные правила скорой помощи следующие:
- при термическом ожоге кожу обрабатывают спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазывают мазью от ожогов или присыпают танином;
- при химических ожогах глаз обильно промывают глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
- при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
- при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.
Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для самоподготовки.
С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)
_____________________________________________________________
Дата: Подпись:
______________ ______________
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Правила поведения в химической лаборатории и технику безопасности:
ü к эксперименту приступают только после ознакомления со всеми его этапами;
ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование лабораторный журнал;
ü в лаборатории работают только в халате;
ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;
ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей проводят под тягой;
ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;
ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;
ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей и огнеопасных веществ их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;
ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку пользуются резиновыми грушами;
ü разбавляя концентрированные кислоты, осторожно вливают кислоту в воду, а не наоборот.
При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи, требующие первой неотложной помощи, для ее оказания в лаборатории должна быть аптечка. Основные правила скорой помощи следующие:
- при термическом ожоге кожу обрабатывают спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазывают мазью от ожогов или присыпают танином;
- при химических ожогах глаз обильно промывают глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
- при ожогах кислотой необходимо омыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
- при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.
Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для самоподготовки.
С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)
_____________________________________________________________
Дата: Подпись:
______________ ______________
Занятие 1
Основы количественного анализа.
Способы выражения концентрации раствора.
Основные способы выражения состава растворов
Массовая доля _______________________
Молярная концентрация ____________________
Массовая концентрация _____________________
Моляльная концентрация ____________________
Формулы перехода от одних способов выражения состава раствора к другим
Обозначение
| w (Х)
| с(Х)
| сm(X)
|
Массовая доля
w (Х)
| w
| с(Х) М(Х)
1000 r
| с(Х) М(Х)______
1000 + с(Х) М(Х)
| Молярная концентрация
с(Х), моль/л
| w(Х) r 1000
М(Х)
| с
| сm(X) r 1000
1000 + сm(Х)М(Х)
| Моляльная концентрация
сm(X), моль/л
| 1000 w(Х)__
(1 - w(Х)) М(Х)
| 1000 с(Х)_____ 1000r - с(Х)М(Х)
| сm
| Задания для самостоятельной работы
1) Рассчитайте молярную концентрацию раствора нитрата алюминия с массовой долей 16%, плотность раствора 1,14 г/мл.
2) Рассчитайте, какой объем дихромата калия с массовой долей 12% (плотность 1,086 г/мл) потребуется для приготовления 1,5 л раствора с молярной концентрацией 0,05 моль/л.
3) Раствор хлорида железа (П) с концентрацией 0,1 моль/л объемом 250 мл смешали с раствором хлорида железа (Ш) с концентрацией 0,5 моль/л объемом 200 мл. Вычислите молярные концентрации веществ в образовавшемся растворе.
4) Для проведения химической реакции требуется сульфат марганца массой 18 мг. Какой объем раствора с концентрацией 0,2 моль/л содержит эту массу вещества?
Занятие 2
Основы количественного анализа.
Кислотно – основное титрование.
Дата_________Лабораторная работа № ______
Определение массы гидроксида натрия в растворе
Цель работы:Приобрести навыки выполнения титриметрического анализа.
Оборудование и реактивы:Бюретка вместимостью 25 мл, пипетка Мора вместимостью 5 мл, мерная колба вместимостью 100 мл, коническая колба вместимостью 250 мл, конические колбы вместимостью 50 – 100 мл, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, раствор метилового оранжевого и фенолфталеина, вода дистиллированная.
Сущность работы:
Ацидиметрическое определение массы щелочи в растворе по реакции:
NaOH + HCl ¾® NaCl + H2O
Концентрация щелочи в контрольном растворе рассчитывается по результатам кислотно-основного титрования:
с(HCl)×V(HCl)
с(NaOH) = ¾¾¾¾¾¾
Vа(NaOH)
Масса вещества в растворе рассчитывается по формуле:
m(NaOH) = c(NaOH)× V(NaOH)× M(NaOH)
Ход работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|