Определений, статистических данных, цитат.
Пояснительная записка
Дисциплина «Основы исследовательской деятельности» - это очередной шаг на пути более глубокого познания окружающей природы, общества и будущей профессии. Данный процесс начался ещё в школе, когда помимо основных учебных предметов изучалась дисциплина «Основы проектной деятельности», но в среднем профессиональном учебном заведении предстоит написание учебных рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Именно поэтому теоретические и практические занятия в рамках новой науки позволят сделать свою работу более увлекательной и качественной. Так же предложенный в данном пособии алгоритм действий позволит успешно выполнить многие исследовательские работы при обучении в высшем учебном заведении, в которое, вероятно, намерены поступить многие выпускники после окончания колледжа.
В итоге данного курса студенты должны уметь организовывать и проводить научные исследования, владеть навыками практической реализации знаний по организации и проведению исследований в области как гуманитарных, так и специальных дисциплин.
Что же такое научное исследование?
Научное исследование - это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Для начала сравним 3 наиболее распространённых вида исследовательских работ
Критерии
| Особенности реферата
| Особенности курсовой работы
| Особенности дипломной работы
| объём
| 5-15 стр. печатного текста
| 24 стр. (приложения в общее количество не входят)
| В среднем 48 стр.
| оглавление
| простое
| простое
| сложное
| Количество использованных источников
| 8-10 различных источников
| Не менее 20 источников
| Более 20 источников
| Изучение проблемы
| Общие подходы к её разрешению
| Общие подходы к её разрешению, желательны конкретные предложения
| Характеристика общих подходов и обязательна разработка конкретного решения
| Опытно-экспериментальная работа
| Может не быть
| Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы)
| Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент
| Выдвижение гипотезы
| описательная
| описательная
| объяснительная
| Уровень обобщения
| Обобщение результатов непродолжительного исследования
| Обобщение результатов непродолжительного исследования
| Обобщение результатов достаточно большого опыта, особенно ценен собственный опыт автора дипломной работы
|
Помните, качественный реферат может стать основой для курсовой работы, а перспективная курсовая может быть доработана до уровня дипломного проекта.
Этапы работы
1.Выбор темы.
Это очень важный этап исследования, поэтому необходимо обсудить формулировку темы со своим руководителем, так как у него гораздо больше опыта как профессионального, так и жизненного. Какая же тема более значима в современной исследовательской деятельности?
- тема должна быть проблемной, отражать совокупность сложных теоретических и практических задач;
- тема должна содержать элемент новизны, (давно изученное, и понятое уже мало кому интересно, хотя на одну и ту же тему можно посмотреть под иным углом зрения);
- тема должна быть перспективной для профессиональной деятельности самого автора, возможной предпринимательской деятельности и для науки;
- тема должна быть достаточно узкой, чтобы была возможность её раскрыть в рамках одного исследования.
2.Написание введения исследовательской работы.
Введение- это вступительная часть научно-исследовательской работы. По объёму небольшая, максимум 1,5-3 страниц печатного текста. Значение её невероятно велико, ведь, как утверждают педагоги, чем качественней написано введение, чем более чётко студент представляет, что и как он должен сделать, какого результата достигнуть. Введение следует начать с обоснования актуальностиработы.Обосновать актуальность - значит объяснить читателю, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. Необходимо помнить, что выделяются практическая и научная актуальность. Начинать исследование имеет смысл только при наличии и той, и другой. Эта часть исследовательской работы должна быть достаточно лаконичной.
Перед началом записей общего текста рационально подумать и выделить несколько тезисов, характеризующих актуальность, а затем по каждому из них написать 2-3 конкретизирующих предложения.
Например. Тема: «Разработка проекта агитационного плаката для парламентских выборов 2011 года».
Что в данной теме важнее всего на данном этапе нашей жизни?
- близость выборов как парламентских, так и президентских; 6
- множество наружной агитационной рекламы, её значение в наши дни;
- спорное качество плакатов, как по содержанию, так и по эстетическим критериям.
В итоге у нас может получиться текст следующего содержания.
«2011-2012 года в России - это период парламентских и президентских выборов. Многие граждане и иностранцы пытаются угадать имя будущего Президента, расстановку политических сил в декабре 2011 года. Не за горами то время когда начнётся активная агитация за партии. Закон позволяет использовать разнообразные методы агитации, начиная с телерекламы, заканчивая уличной агитацией. Агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и для массового распространения, обнародования в период избирательной компании и референдума.
В настоящее время выпускается огромное количество различных агитационных материалов. Но по - прежнему наибольшее внимание уделяется агитации посредством плаката.
О влиянии уличного плаката на сознание населения известно давно. Ещё в начале 20 века плакат служил источником информации, оказывая серьёзное эмоциональное воздействие. Плакаты активно использовали эмиссары Временного правительства, агитирующие за участие в войне, большевики, призывающие к борьбе с белогвардейцами, с бедностью и безграмотностью. В наши дни улицы городов пестрят не только торговой рекламой, но и политическими призывами, портретами известных в стране людей.
В ходе опроса посредством социальных сетей 200 молодых людей мы выяснили, что более 90 % опрошенных склоняются к мысли о том, что наружной рекламы очень много, из них 80% считают, что наружная реклама необходима. Но качество многих нынешних агитационных плакатов оценивают невысоко как профессиональные художники, так и простые граждане».
При обосновании актуальности допускается использование
определений, статистических данных, цитат.
Если вы не знаете, с каких слов лучше начать работу, то можно использовать ряд фраз-заготовок:
« Актуальность данной темы обусловлена тем, что…»
« Сложно переоценить в наше время актуальность данной темы, потому что…»
« В наши дни происходят…события…поэтому…» и т.д.
Если речь идёт о публицистической или научной статье, то позволяется использовать личные местоимения. « С нашей точки зрения…». Но в курсовой и дипломной работах этого лучше избегать.
Вслед за обоснованием актуальности во введении работы, особенно если речь идёт о дипломном проекте, необходимо сформулировать:
объект исследования;
предмет исследования;
гипотезу;
цель;
задачи;
Особую сложность представляет определение объекта и предмета исследования. Но именно здесь автор работы чётко устанавливает пределы исследования, за рамки которых он выходить, не намерен.
Определить объект исследования - значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Это процесс формирования, разработки, воспитания, развития и т.д.
Предмет исследования уже, чем объект, это его конкретная часть.
Гипотеза- (греч. основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В ходе исследования гипотеза автора может не подтвердиться, что будет указано в заключении, и это повод выдвинуть в дальнейшем иную гипотезу и проверить её на практике.
Цель исследования - это результат, который желает получить автор работы. Качество исследовательской работы в целом определяется тем, достигнута ли цель.
В задачах исследователь определяет, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.
Например.
Тема: «Эффективность демократического стиля управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова».
Объект исследования: процесс применения различных стилей управления персоналом.
Предмет исследования: процесс применения демократического стиля управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова.
Гипотеза: демократический стиль управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова более эффективен, чем авторитарный и либеральный.
Цель:выяснение эффективности применения демократического стиля управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова.
Задачи: 1. Подобрать и проанализировать литературу ( какую);
2 разработать, провести, проанализировать анкету с работниками ателье;
3 провести беседу с руководителем данного предприятия;
4 сформулировать выводы по теме.
Задач не может быть много, но все они должны быть выполнены.
3.Этап
Работа над основной частью исследования, которая состоит из 2 составляющих:
- теоретической;
- практической.
В теоретической части работы автор должен разъяснить необходимые для исследования термины, показать точку зрения учёных, общественных деятелей, практиков на обсуждаемую проблему.
Предупреждение!
- не забывайте об авторском праве и используемые чужие достижения нельзя приписывать себе; цитировать, а не выдавать за свой текст, написанный другим лицом;
- не забывайте сразу выписывать выходные данные письменных источников, адреса в Интернете.
- при выборе источника обратите внимание на имя автора (оцените его объективность в обсуждении проблемы);
- обратите внимание на дату выпуска источника, он может быть устаревшим, его можно использовать для изучения объекта в историческом аспекте;
- прочтите аннотацию, источник может вам не подойти.
Существуют различные способы работы с источниками для написания теоретической части исследования:
- аннотирование;
-тезирование;
- конспектирование;
- цитирование; 9
- рецензирование.
Эти и другие способы работы с источниками подробно объясняются учебнике Бережновой Е.В, Краевского В.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. ( см. список литературы)
Исключительную ценность имеет практическая часть исследовательской работы. Здесь студент должен найти подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, используя различные методы исследования.
Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Выделяют всеобщие методы, к которым относятся диалектический и метафизический, также общенаучные методы. Наибольший интерес для нас имеют эмпирические общенаучные методы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|