Сделай Сам Свою Работу на 5

ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ





ЛОГИСТИКА

Содержание

Тема 1. Понятие логистики..................................................................................................... 5

1.1. История, объект, цели и понятия логистики........................................................... 5

1.2. Этапы развития логистики........................................................................................ 6

1.3. Понятие материального потока и логистической операции................................. 8

1.4. Информационные потоки в логистике.................................................................... 9

Тема 2. Концепция и функции логистики........................................................................... 10

2.1. Концепция логистики.............................................................................................. 10

2.2. Шесть правил логистики......................................................................................... 11

2.3. Функции логистики................................................................................................. 11

2.4. Понятие логистической системы............................................................................ 12

2.5. Виды логистических систем.................................................................................... 14

Тема 3. Системный подход и методологический аппарат в логистике........................... 15

3.1. Определение и основные принципы системного подхода.................................. 15

3.2. Пример классического и системного подходов к организации



материального потока.............................................................................................. 16

3.3. Общая характеристика методов решения логистических задач.......................... 17

3.4. Классификация моделей логистических систем................................................... 17

Тема 4. Закупочная логистика............................................................................................... 21

4.1. Сущность и задачи закупочной логистики............................................................ 21

4.2. Выбор поставщика.................................................................................................... 21

4.3. Система поставок «точно в срок» (система ТВС) в закупочной логистике....... 22

Тема 5. Производственная логистика.................................................................................. 24

5.1. Сущность и задачи производственной логистики................................................ 24

5.2. Варианты управления материальными потоками в рамках

внутрипроизводственных логистических систем................................................. 25

5.3. Эффективность применения логистического подхода к управлению

материальными потоками на предприятии........................................................... 27

Тема 6. Транспортная логистика........................................................................................... 28



6.1. Сущность и задачи транспортной логистики........................................................ 28

6.2. Выбор вида транспортного средства...................................................................... 29

6.3. Транспортные тарифы и правила их применения................................................ 30

Тема 7. Логистика распределение и сбыта.......................................................................... 32

7.1. Сущность и значение распределения в логистике................................................ 32

7.2. Потребление материального потока в логистике................................................. 32

7.3. Размещение распределительных центров на логистическом полигоне............. 33

Тема 8. Информационная логистика.................................................................................... 36

8.1. Информационные системы в логистике................................................................ 36

8.2. Виды логистических информационных системы................................................. 36

8.3. Принципы построения логистических информационных систем...................... 37

8.4. Использование в логистике технологии автоматизированной

идентификации штриховых кодов......................................................................... 38

Тема 9. Сервис в логистике................................................................................................... 41

9.1. Понятие логистического сервиса............................................................................ 41

9.2. Формирование систем логистического сервиса.................................................... 41

9.3. Уровень логистического обслуживания................................................................ 42

Тема 10. Склады в логистике................................................................................................ 44

10.1. Склады, их определение и виды........................................................................... 44

10.2. Функции складов.................................................................................................... 44



10.3. Краткая характеристика складских операций..................................................... 45

10.4. Грузовая единица – элемент логистики............................................................... 46

Библиографический список.................................................................................................. 47


Тема 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ

1.1. ИСТОРИЯ, ОБЪЕКТ, ЦЕЛИ И ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

Сравнительноновый для экономикитермин «логистика» имеет многовековую историю.

Как самостоятельная дисциплина и сфера деятельности логистика упоминается в конце IX - начале Х века. В военно-теоретическом трактате «Тактика Льва», автором которого является византийский император Лев VI Мудрый (годы царствования: 886-912 гг.), основополагающими дисциплинами названы: стратегия - наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства, и тактика - наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях. Наряду с ними автор раскрывает и содержание логистики - науки о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха.

Это значение термин «логистика» продолжает сохранять до наших дней. Например, в большом англо-русском словаре слово «logistica» переводится как:

1) тыл и снабжение,

2) материально-техническое обеспечение,

3) организация и осуществление работы тыла.

Логистические подходы широко применялись во время II мировой войны, особенно американской армией.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до нашей эры - время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации общественного строя и расцвета культуры - в Древней Греции было 10 логистов.

В древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

В ХVII-ХVIII вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед ГотфридВильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику.

В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения.

Основоположником логистики в ее современном понимании является Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини (1779-1869 гг.), военный теоретик и историк. С 1798 г. служил в швейцарской армии, с 1804 г. - во французской, с 1813 г. - в русской. Один из основателей военной академии; в своих трудах обобщил опыт войн конца ХVIII - начала XIX века. Внес значительный вклад в разработку методики исследования (применение сравнительного метода). Труды А. Жомини оказали большое влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны вплоть до начала XX века. Систему управления войсками подразделял на стратегию, тактику и логистику, которую определял как «практическое искусство движения войск», при этом утверждал, что логистика содержит не только перевозки, но и широкий круг вопросов, включающих планирование, управление и снабжение, определение мест дислокации войск, а также строительство коммуникаций: мостов, дорог и т.д.

Объектом изучения дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные, финансовые и др. потоковые процессы. Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Целью исследования является разработка концептуальных основ феномена логистики, упорядочение ее понятийного аппарата, выявление объективных тенденций развития логистики, формирование на этой основе границ целесообразности применения логистики и определение круга решаемых ею задач.

Предметом исследования выступает многообразие и вариантность проявлений логистики: она не исчерпывается лишь технологией управления совокупностью материальных, финансовых, информационных и прочих потоков.

В зарубежной литературе понятие логистики чаще всего трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег).

В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается следующее определение:

«Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи вединую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды, интеграции техники, технологии, экономики, методов планирования и управления потоками.

1.2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х и начале 70-х годов в экономически развитых странах стали осознавать, что рациональное распределение произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. В этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в этом направлении.

Главные причины резкого возрастания интереса к логистической идее заключаются в следующем:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

- энергетический кризис;

- научно-технический прогресс и компьютеризация управления;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

В развитии логистики можно выделить четыре этапа.

Первый этап приходится на конец 60-х - начало 70-х годов. К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, то есть на улучшении работы в сфере распределения. Более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

Этот этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т.д. (рис. 1).

Логистическая интеграция

                                           
                   
 
     
 
   
 

 


П р о и з в о д с т в о

       
 
 
 
   
 


Склад Склад

сырья Цех готовой Транспорт

продукции

       
 
 
   


Рис. 1. Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса.

Второй этап приходится на вторую половину 1970-х - 1980-е годы. Основные факторы большей востребованности логистики в Европе и Америке - энергетический кризис и экспансия Японии в сфере производства и торговли. В этот период обозначились переход к задаче управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу, а также отличие логистического управления от управления физическим распределением продукции.

Для этого этапа характерна оптимизация в сфере обращения, при этом было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно: ибо, любое изменение расходов в одном из видов деятельности фирмы (перевозки, производства, складирования) непременно оказывает не всегда благоприятное влияние на сопряженные процессы.

Так, стремление к максимальному снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, если при этом снижается скорость и, особенно, надежность поставки. В соответствии с логистической концепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспортировку, материально - техническое обеспечение и производство.

К взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства (рис. 2). Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Логистическая интеграция

                                                 
                       
 
   
 

 


П р о и з в о д с т в о

       
 
 
 
   
 


Склад Склад

Сырья Цех готовой Транспорт

продукции

                                               
 
 
                       


Рис. 2. Второй этап развития логистики - производственный цех, транспорт и склад

начинают работать как единый, слаженный механизм.

Третий этап приходится на современное состояние логистики. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства.

Суть этого подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без содержания существенных объемов запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения логистики, т.е. совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер (рис. 3).

Логистическая интеграция

                                                                                                 
                                             
 
     
 
 

 


П р о и з в о д с т в о

Пот-

Склад Склад реби-

Транспорт сырья Цех готовой Транспорт тель

продукции

                                                                                             
   
 
                                             


Рис. 3. Третий этап развития логистики – целостный характер участников

логистического процесса.

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась, в основном, как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов в нашей стране решались задачи оптимизации мощных грузовых потоков, для чего разрабатывался уникальный методический аппарат и по существу логистические задачи решались для потоков продукции производственно-технического назначения.

Несмотря на отмеченные различия, очевидным является то, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения от первичного источника сырья до конечного потребителя (рис. 4).

                               
               


Сырье Производ- Производ- … Производ- Распределите- Потребитель

ство № 1 ство № 2 ство № К льный центр

                               
     
 
           
 
 

 


Управление движением продукции Управление

производственно-технического назначения товародвижением

Л о г и с т и к а

Управление материальным потоком

Условные обозначения: материальный поток, информационный поток.

Рис. 4. Общая схема материального и информационного потоков.

Четвертый этап - перспектива логистики; эта фаза начинается сейчас в странах развитой рыночной экономики. На этом этапе путем построения интегрированных логистических систем полностью реализуется комплексный подход, охватывающий потенциалы производства, снабжения, сбыта и потребления. Организационно это находит свое выражение в создании межотраслевых и внутриотраслевых структур, научно-производственных объединений, корпораций, концернов, ассоциаций.

Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее компьютеризации. Использование компьютеров и современных информационных коммуникаций создает богатые возможности для рационализации деятельности всех участников логистической цепи.

Для этого этапа характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так, с целью максимального сокращения издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции: от этапа проектирования до утилизации вторичного сырья и отходов.

1.3. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя и могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности и т.п., рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.).

Когда материальный поток при осуществлении некоторых логистических операций рассматривается для заданного момента времени, он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. Т.е. когда груз находится в пути, он является материальным запасом или «запасом в пути».

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может бытьвнешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т.е. за пределами логистической системы. Внутренний -образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Различаютвходной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды и как правило определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду и определяется суммой материальных потоков операций по погрузке различных видов транспортных средств.

Понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Оно распространяется и на действия по приему, обработке и передаче информации, соответствующей этому потоку.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка, они изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

1.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка циркулирующей в логистических системах информации, поэтому одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

- в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

- в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.