Стандартность проявлений ТПП
Литвицкий Пётр Францевич
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ
Кафедра патофизиологии
Учебный год
Том 1
Материал подготовлен с учетом современных программ по патофизиологии и клинической патофизиологии для медицинских ВУЗов. В нем изложены материалы, характеризующие предмет, цели и методы патофизиологии; основные понятия нозологии, общей этиологии и патогенеза; современные представления о ТПП, типовых формах патологии органов и физиологических систем, о наиболее распространенных клинических синдромах и болезнях, принципах их диагностики, лечения и профилактики.
Учебник является информационным компонентом учебно-методического комплекса. В этот комплекс, помимо учебника, входят: учебно-методическое пособие «Патофизиология. Задачи и тестовые задания». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011 (оcновная дидактическая часть учебного комплекса); учебно-методическое пособие «Патофизиология. Руководство к занятиям». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010; «Патофизиология. Курс лекций на английском языке». — М.: ГЭОТАР‑Медиа, 2011; компактная версия учебника «Патофизиология». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007; компакт-диск, включающий медицинскую мини-энциклопедию; исторические сведения о зарождении и развитии патофизиологии в России; нормативы биохимических показателей человека; более 1000 блок-схем информации по ключевым вопросам патологии человека; словарь терминов; авторский справочник; словарь ударений; набор цветных настенных учебных таблиц (300 сюжетов).
Материалы учебника необходимы и достаточны для формирования основ рационального врачебного мышления, формирования умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В мае 1849 г. на медицинском факультете Императорского Московского университета в России началось обучение студентов на первой единой кафедре патологической анатомии и патологической физиологии. Ее возглавил экстраординарный профессор Алексей Иванович Полунин.
Через 20 лет — в 1869 г. от этой единой кафедры отделилась кафедра патологической анатомии, а кафедру и учебную дисциплину «Патологическая физиология» обозначили как кафедру и дисциплину «Общая патология». Такое название сохранялось вплоть до 1924 г., когда им вернули историческое название «Патологическая физиология» («Патофизиология»).
Учебник является информационным компонентом самодостаточного учебно-методического комплекса «Патофизиология», в который, помимо учебника, входят также учебно-методические пособия с задачами и тестовыми заданиями, руководство к занятиям для преподавалей и студентов по патофизиологии; компактная версия учебника на русском языке; курс лекций, задачи и тесты на английском языке; компакт-диск (включающий медицинскую мини-энциклопедию, исторические сведения о зарождении и развитии патофизиологии в России, нормативы биохимических показателей человека, блок-схемы информации по ключевым вопросам патологии человека, словарь упомянутых в учебнике ключевых понятиях, характеристику наиболее социально значимых болезней человека, справочник о названных в тексте учебника ученых, словарь правильных ударений), а также набор цветных настенных учебных таблиц.
Материалы учебно-методического комплекса «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ» можно использовать при решении профессиональных врачебных задач как приведенных в настоящем комплексе, так и разработанных самостоятельно преподавателями кафедр других медицинских ВУЗов.
Конечная цельучебной дисциплины «Патофизиология» и настоящего учебно-методического комплекса — формирование у обучающихся:
Ú умения эффективно решать врачебные задачина основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний о закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики;
Ú методологической, методической и практической базырационального мышления и эффективного профессионального действия врача.
Понятие «Патофизиологический анализ» подразумевает:
Ú проведение анализа и оценки данных о формах патологии, синдромах или заболеваниях, имеющихся у пациента, либо приведенных в ситуационных задачах;
Ú формулирование на этой основе аргументированного заключения об их этиологии и патогенезе, принципах, алгоритмах и методах диагностики, стратегии лечения и профилактики.
Оптимальным является поэтапное изучение дисциплины «Патофизиология»:
Ú I этап— формирование современных научных представлений о том или ином патологическом процессе, состоянии или реакции, форме патологии, синдроме или заболевании в процессе освоения информационных материалов учебника;
Ú II этап—контроль уровня теоретической подготовкис использованием обучающих и контролирующих тестов и ситуационных задач (они приводятся в сборнике задач и тестовых заданий настоящего учебно-методического комплекса);
Ú III этап— отработка умения по применению теоретических знаний на практике: в процессе решения конкретных клинических ситуационных и клинико‑лабораторных задач.
Автор будет признателен за разумные предложения, замечания и отзывы. Просьба направлять их по электронной почте: litvicki@mm.ru.
Заведующий кафедрой патофизиологии
Первого МГМУ имени И.М. Сеченова
Минздравсоцразвития России
Член-корр. РАМН, проф. П.Ф. Литвицкий
СОДЕРЖАНИЕ
Аббревиатуры ………………………………………………………………… 5
ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ:
ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ И ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Введение. Происхождение термина «Патофизиология». Становление и развитие патофизиологии в России ……………………………………….. 8
Глава 2. Предмет, задачи, методы и разделы патофизиологии …………… 17
Глава 3. Общая нозология ……………………………………………………. 25
Глава 4. Наследственность, изменчивость и патология …………………… 50
Глава 5. Повреждение клетки ……………………………………………….. 78
Глава 6. Патофизиология воспаления ……………………………………… 110
Глава 7. Типовые нарушения теплового обмена организма …………….. 158
Глава 8. Патофизиология инфекционного процесса ……………………... 195
Глава 9.Типовые расстройства углеводного обмена ………………………. 213
Глава 10. Типовые нарушения обмена белков и нуклеиновых кислот …..... 241
Глава 11.Типовые расстройства липидного обмена ……………….……. 252
Глава 12. Типовые нарушения водного обмена ……………………….…. 269
Глава 13. Типовые расстройства ионного обмена ……………………….. 299
Глава 14.Типовые нарушения кислотно-основного состояния …….….. 320
Глава 15. Типовые расстройства обмена витаминов…………………….. 356
Глава 16. Патофизиология гипоксии …………………………………...… 382
Глава 17. Типовые нарушения иммуногенной реактивности.
Иммунопатологические состояния и реакции ……………………………. 412
Глава 18. Типовые нарушения тканевого роста. Новоообразования ….. 468
Глава 19. Патофизиология наркоманий, токсикоманий, отравлений …. 496
Глава 20. Патофизиология адаптационного синдрома и стресса ……… 514
Глава 21. Патофизиология экстремальных состояний …………………. 528
Вопросы для контроля усвоения материалов учебника ………. 570
аббревиатуры
АГ — антиген
АОЗ — антиоксидантная защита
БАВ — биологически активные вещества
БИА — болезни иммунной аутоагрессии
ВНД — высшая нервная деятельность
ВЖК — высшие жирные кислоты
ГМК — гладкомышечные клетки
ГПК — глюкоза плазмы крови
ДНК
ИБ — инфекционная болезнь
ИБН — иммунобиологический надзор
ИЛ — интерлейкин
ИП — инфекционный процесс
ИФН — интерфероны
КФК — креатинфосфокиназа
МП — мембранный потенциал
ОЦК — объем циркулирующей крови
ПД — потенциал действия
СКВ — системная красная волчанка
СПОЛ — свободнорадикальное перекисное окисление липидов
СД — сахарный диабет
ТПП — типовые патологические проессы
ТФП — типовые формы патологии
КТ — кетоновые тела
ФНО — фактор некроза опухолей
ФЭК — форменные элементы крови
Часть I
· Общая патофизиология: общая нозология и типовые патологические процессы
Глава 1
· Введение
· Происхождение термина «Патофизиология». Становление и развитие патофизиологии в России
Бог создал Эскулапа
Эскулап породил Патофизиолога.
Эскулап и Патофизиолог,
объединившись Мыслью и Действием,
овладели Божественным даром Врачевания.
П.Ф.
Патофизиология прошла сложный путь становления. Развитие патофизиологии, научной и практической медицины — тесно взаимозависимые процессы. Именно это определило зарождение патофизиологии в прошлом (когда ее обозначали как «Общая патология» или «Патология») и существенно влияет на ее развитие в настоящее время.
Менялись название и место патофизиологии в системе подготовки врачей и в медицинской науке, но всегда сохранялась и сохраняется потребность в ней как в интегрирующей и аналитической научной специальности и учебной дисциплине. Обусловлено это тем, что именно патофизиология как фундаментальная наука занимается выявлением, описанием и объяснением причин, условий, конкретных и общих механизмов возникновения, развития, а также исходов болезней и болезненных состояний. На основе этих знаний разрабатывают и обосновывают принципы и методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
Происхождение термина «Патофизиология»
В одном из ранних печатных медицинских изданий «De naturali parte medicinae» («О естественных частях медицины», 1542, Ж. Фернель) указано, что возникновение болезни сопровождается переходом организма в мир качественно новых, своеобразных законов. Эти законы не идентичны тем, которым подчинена жизнедеятельность здорового организма. В связи с этим, ту область медицины, которая изучает особенности жизнедеятельности больного («болеющего») организма, автор обозначил как патология (патологическая физиология).
Одним из первых руководств, название которого уже включало термин «патологическая физиология», является труд А.Ф. Геккера «Grundriss der Physiologia pathologica» («Основы патологической физиологии», 1791). Это руководство имелось в Научной библиотеке Императорского Московского университета и использовалось его преподавателями и студентами-медиками. Следует упомянуть также книгу L. Gailliot «Pathologie generale et physiologie pathologique» («Общая патология и патологическая физиология»), вышедшую в 1819 г.
Таким образом, термин и содержательные основы патофизиологии сформировались уже к началу XVIII в.
Позднее, в 1849 г., профессор Московского университета А.И. Полунин опубликовал учебную программу по патологической физиологии, а в 1852 г. труд: «Введение в патологию» (где он широко применяет термин «патологическая физиология»). Четверть века спустя — в 1878 г. проф. В.В. Пашутин издал «Лекции общей патологии (патологической физиологии)».
Анализ содержания названных и других работ дает основание утверждать, что патофизиология изучает существо (естественную природу) болезней: причины возникновения, закономерности их развития и исходов. Это отражает и этимология термина «Патофизиология» (от гр. pathos — страдание, болезнь; physis — природа, сущность; logos — учение, наука).
В различные годы и в разных странах для обозначения патофизиологии применяли также термины «общая патология», «патология», «клиническая физиология», «экспериментальная медицина», «сравнительная физиология», «общая и сравнительная патология».
В настоящее время термин «патофизиология» означает раздел медицины и биологии, изучающий и описывающий конкретные механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней и патологических процессов; формулирующий принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики; разрабатывающий общее учение о болезни и больном человеке.
Становление и развитие патофизиологии в России (краткие исторические сведения)
Первые самостоятельные кафедры патофизиологии в России были организованы на медицинских факультетах Императорского Московского университета и Киевского университета Святого Владимира. Они относились к числу немногих кафедр патологической физиологии европейских университетов, где их обозначали и как кафедры общей патологии.
Предпосылки создания кафедры патофизиологии (общей патологии) впервые созрели в Императорском Московском университете еще во второй половине XVIII в. Становление кафедры патофизиологии медицинского факультета Московского университета, в свою очередь, создало основу для формирования подобных кафедр в других медицинских ВУЗах России и Европы.
Этапом зарождения патофизиологии в России можно считать преподавание ее элементов на медицинском факультете Императорского Московского университета. Так, профессор С.Г. Зыбелин уже с 1765 г. читает курс теоретической медицины, последовательно включающий физиологию, патологию, диететику и терапию.
В 1804 г., в соответствии с уставом Московского университета, на его медицинском факультете было создано 6 самостоятельных кафедр. В их числе — кафедра патологии, терапии и клиники, которой в разные годы руководили профессора Ф.Г. Политковский, Ф.И. Барсук-Моисеев, М.Я. Мудров и др. При этом М.Я. Мудров подчеркивал, что преподаватель «экзаменует больного, объясняет причины» и показывает признаки болезни.
Таким образом, элементы знаний патологии, хотя и носившие по большей части умозрительный характер, студенты медицинского факультета осваивали в курсе теоретической медицины.
Вместе с тем, преподаватели медицинского факультета Императорского Московского университета осознавали необходимость специального исследования процессов, лежащих в основе возникновения и развития болезней. На эту необходимость указывал профессор М.Я. Мудров в 1825 г. в своих предложениях по новому Уставу Императорского Московского университета, направленных министру народного просвещения России и обозначенных им как мнение «Об учреждении новой кафедры для анатомии патологической и для физиологии сравнительной». В этом документе профессор М.Я. Мудров аргументирует необходимость включения патологической анатомии и сравнительной физиологии (патологической физиологии) в число самостоятельных учебных дисциплин с организацией особой («нарочной») кафедры. Некоторое время спустя питомец Московского университета К.В. Лебедев издает первое руководство по клинической патологии «Общая антропопатология» (1832 г.).
Мнение М.Я. Мудрова было учтено в новом Уставе Московского университета 1835 г.: он учредил кафедру физиологии и общей патологии. Ее возглавил профессор А.М. Филомафитский, который использовал сведения из экспериментальной физиологии для объяснения возможных причин возникновения, механизмов развития и сущности ряда болезней человека. На кафедре проводились эксперименты на животных по изучению действия на организм наркотических средств (эфира, хлороформа), последствий переливания крови, удаления почек, нарушений мочевыведения и др.
В 40-е годы XIX в. в России началась подготовка к очередной масштабной реформе системы медицинского образования. Помимо прочего, подразумевалась организация медицинского факультета в Университете Святого Владимира в Киеве (для нужд южной части России) и реорганизация медицинского факультета Императорского Московского университета (для подготовки врачей в северном регионе Империи).
При организации медицинского факультета в Киевском Университете Святого Владимира известный хирург Н.И. Пирогов настоял на необходимости создания на этом факультете специальной кафедры патологической анатомии и патологической физиологии. Профессор Н.И. Пирогов считал, что на этой кафедре нужно изучать и преподавать будущим врачам «патологию в нашем смысле слова, т.е. патологическую анатомию и физиологию, взятые вместе». В соответствии с принятым в 1842 г. Уставом университета, в Киеве в 1845 г. была учреждена кафедра патологической физиологии с патологической анатомией. Возглавил ее ученик Н.И. Пирогова Н.И. Козлов. Этот факт означал завершение этапа становления (зарождения) самостоятельных кафедр и начало преподавания специальной учебной дисциплины — патофизиологии для врачей Российской Империи.
В том же году правительство России приняло «Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета» (07.12.1845). В соответствии с ним предусматривалось создание единой кафедры патологической анатомии и патологической физиологии в Императорском Московском университете.
Важно заметить, что потребность в наличии кафедры патологической физиологии на медицинских факультетах университетов в наибольшей мере осознавали врачи. Такая кафедра нужна была им для естественнонаучного объяснения причин возникновения болезней и особенно механизмов их развития. Нужна для того, чтобы, как считал М.Я. Мудров, медицина постепенно выходила из «гадательных наук» и становилась «ближе к наукам верным». Отсюда следует, что создание кафедры патофизиологии было вызвано потребностью в ней практических врачей. Именно им нужно было знать, какая причина вызывает болезнь, по каким законам она развивается, как организм борется с возникшими в нем нарушениями. Располагая такими данными, врач может аргументированно строить схему диагностического поиска, разрабатывать методы лечения и предупреждения болезней. Именно с учетом большой клинической востребованности сведений по патологии, тесной естественной связи патологической анатомии и патологической физиологии с клиническими проявлениями в 1846 г. ее заведующим был назначен врач-адъюнкт терапевтической клиники Ю. Дитрих. Однако, находясь в заграничной командировке, Ю. Дитрих не мог реально руководить кафедрой, а в 1847 г. он скоропостижно умер. В следующем году в конкурсе на заведование кафедрой патологической анатомии и патологической физиологии участвовали 4 претендента. Все они были сотрудниками клинических (терапевтических) кафедр медицинского факультета Императорского Московского университета. Заведующим кафедрой был избран двадцатидевятилетний адъюнкт госпитальной терапевтической клиники А.И. Полунин.
В течение нескольких лет до этого А.И. Полунин изучал в различных университетах Европы сравнительную физиологию и патологическую анатомию, микроскопическую анатомию, органическую и патологическую химию. После защиты докторской диссертации Совет медицинского факультета поручил А.И. Полунину начать чтение курсов патологической анатомии и патологической физиологии в весеннем семестре 1848/49 учебного года, а в мае 1849 г. он был назначен профессором кафедры. С этого момента в Московском университете начала функционировать самостоятельная кафедра патологической анатомии и патологической физиологии.
Профессор А.И. Полунин читал курс лекций, состоящий из 4 разделов: общего учения о болезни; учения о путях ее распространения; учения об общих механизмах развития болезней; учения об отдельных болезненных процессах. Он перевел на русский язык книгу фон Вирхова «Клеточная патология», издал ряд своих трудов, среди них «Введение в патологию», «О человеке и его отношениях к природе», «Рассуждение о холере». Профессор А.И. Полунин — один из основоположников педагогической школы патофизиологов.
Профессор А.И. Полунин много сделал для развития медицинского факультета Московского университета и медицинского образования в России. С 1863 г. по 1878 г. он был деканом медицинского факультета, много лет издавал и редактировал «Московский врачебный журнал», был секретарем Московского физико-медицинского общества. В разные годы учениками А.И. Полунина были А.С. Шкляревский, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, В.Ф. Снегирев, И.М. Сеченов, И.Ф. Клейн, А.Б. Фохт и другие впоследствии известные врачи, ученые и педагоги.
Профессор А.И. Полунин руководил кафедрой патологической анатомии и патологической физиологии в течение 20 лет. За это время завершилось становление патологической анатомии как самостоятельного учебного предмета в системе подготовки врачей. Стали ясны ее специфические цели, предмет и методы. В связи с этим в 1869 г. была организована отдельная кафедра патологической анатомии, которой руководил один из учеников профессора А.И. Полунина — И.Ф. Клейн. Сам А.И. Полунин возглавил кафедру патологической физиологии, переименованную в то время в кафедру общей патологии. Задачами этой кафедры были изучение общих закономерностей и конкретных механизмов изменений в организме больного человека, а также разработка методов лечения и профилактики болезней. К этому времени сложилась структура предмета патофизиологии (общей патологии): общее учение о болезни (общая нозология); учение об общих, ТПП; учение о типовых формах патологии отдельных органов и их физиологических систем. В последующем подобные кафедры были открыты и в других университетах России: в 1874 г. кафедра общей и экспериментальной патологии в Казанском университете (заведующий— профессор В.В. Пашутин); в 1879 г. кафедра общей и экспериментальной патологии в Военно-медицинской академии в Петербурге (заведующий — профессор В.В. Пашутин); в 1891 г. кафедра общей патологии в Томском университете (заведующий — профессор П.М. Альбицкий).
После смерти профессора А.И. Полунина в течение более 30 лет (с 1880 по 1911 гг.) кафедрой руководил его ученик, крупный патолог, известный московский врач-терапевт, заслуженный деятель науки, профессор А.Б. Фохт. Основными задачами общей патологии он считал выявление причин возникновения и закономерностей развития болезней, формирование теоретической основы врачебного мышления.
Профессор А.Б. Фохт организовал при кафедре и руководил первыми в России вначале лабораторией, а затем (с 1890 г.) Институтом общей и экспериментальной патологии. Профессор А.Б. Фохт широко пропагандировал и внедрял в руководимом им институте, а также в преподавании патофизиологии клинико-экспериментальный подход.
Обращаясь в Совет высшей медицинской школы в 1920 г., профессор А.Б. Фохт пишет о необходимости «совмещения общепатологических экспериментальных исследований с клиническим наблюдением», а также ориентации содержания лекций и занятий по патологии на «исключительно клинические вопросы». Эту же идею он развивал в изданных им «Лекциях общей патологии» (1910).
Дальнейшее развитие клинико-экспериментальное направление в патофизиологии (с 1924 г. это название было вновь восстановлено вместо ранее применявшегося «Общая патология») получило во время руководства кафедрой проф. Г.П. Сахаровым (1914–1924 гг.) и профессором С.С. Халатовым (1929–1947 гг.).
С 1927 г. на кафедре наряду с лекционным курсом начали проводить и семинарские занятия, а с целью развития научных исследований была открыта аспирантура по патофизиологии. Профессор С.С. Халатов для аспирантов-патофизиологов организовал обязательный курс клинической практики и с этой целью — клинический стационар на базе кафедры факультетской терапии, тем самым подтверждая тезис: «Патофизиология как фундаментальная специальность порождена и востребуется клиникой».
Профессор Г.П. Сахаров и сотрудники руководимого им коллектива плодотворно разрабатывали проблемы иммунологии (профессор Г.П. Сахаров описал феномен сывороточной анафилактической реакции, развивающейся в ответ на воздействие чужеродного белка: феномен Артюса–Сахарова), эндокринологии, онкологии, методологические аспекты патологии и истории медицины.
В 1933–1945 гг. профессор С.С. Халатов и его коллеги по кафедре опубликовали 3 издания учебника по патофизиологии для медицинских ВУЗов.
В 1933 г. в I Московском медицинском институте (I ММИ) им. И.М. Сеченова (организованном в 1930 г. на базе медицинского факультета Московского университета и отделившемся от него в самостоятельное учебное заведение) по инициативе профессора С.С. Халатова и его ученика С.И. Чечулина при кафедре патофизиологии была организована первая в России Центральная научно-исследовательская лаборатори. Ее целью было теоретическое и методическое руководство, а также создание экспериментальной базы по разработке медицинских проблем совместными силами практических врачей и патофизиологов. С этого времени практически все крупные научные работы практических врачей (в т.ч. и диссертационные) включали патофизиологическую разработку клинических проблем.
Профессор С.С. Халатов рассматривал патофизиологию как основную теоретическую дисциплину, формирующую естественнонаучную базу для понимания клинической патологии и ведения практической деятельности врача.
Профессор С.С. Халатов был руководителем и автором оригинальных исследований роли холестерина в развитии атеросклероза. Результаты их учитываются и в современных концепциях патогенеза атеросклероза. Свою точку зрения по этой проблеме проф. С.С. Халатов изложил в монографии «Холестериновая болезнь в ее патофизиологическом и клиническом значении» (1946).
С 1943 г. ассистент В.А. Неговский проводил на кафедре разработку методов оживления организма. По материалам исследований В.А. Неговский опубликовал книгу «Опыт терапии состояния агонии и клинической смерти в войсковом районе» (1945). За эту работу был награжден орденом Красной Звезды. Позднее профессор В.А. Неговский организовал первый в стране Институт реаниматологии, ставший главным в разработке методов восстановления жизнедеятельности организма.
В годы заведования кафедрой профессором С.М. Павленко (1947–1976) и профессором Н.И. Лосевым (1976–1990), проводилась методическая и организационная работа по дальнейшему развитию клинико-экспериментального направления в медицинских научных исследованиях, а также в преподавании патофизиологии. В эти годы были опубликованы методические указания (руководства) к практическим занятиям по патофизиологии, созданы современные учебные программы по патофизиологии, общей патологии и патологии для медицинских и фармацевтических ВУЗов страны (1984, 1987, 1990).
Профессор С.М. Павленко совместно с руководимым им коллективом кафедры разрабатывал научные проблемы роли реактивности и сенсибилизации в развитии патологии, учения о саногенезе и предболезней. Он был инициатором создания и первым руководителем Всесоюзного (сейчас Российского) научного общества патофизиологии.
Сотрудниками кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова разработана и реализуется концепция многоуровневого преподавания патофизиологии в медицинских ВУЗах:
Ú базисного: на III курсе обучения;
Ú цикла «Клиническая патофизиология» (посвященного изучению наиболее распространенных у человека патологических синдромов) на выпускных курсах;
Ú цикла «Клиническая патофизиология» в системе послевузовской специализации врачей (интернов, клинических ординаторов и аспирантов), цель которого — изучение патофизиологии наиболее распространенных у человека болезней.
Эта концепция получила поддержку Международного общества по патофизиологии и внедрена в большинстве стран.
В 2007 г. в ММА им. И.М. Сеченова создана уникальная система преемственного преподавания патофизиологии (патологии) на додипломном и послевузовском этапах подготовки, а также в процессе непрерывного профессионального развития специалистов. С этой целью создана кафедра патофизиологии (переименованная в 2010 г. в кафедру «Патология человека») на факультете послевузовского профессионального образования врачей (организатор и заведующий — член-корреспондент РАМН, проф. П.Ф. Литвицкий). На кафедре преподается учебная дисциплина «Патология», включающая материалы патофизиологии, патоморфологии и патобиохимии. Цель этой дисциплины — обучить врачей владению методикой и методологией эффективного решения профессиональных врачебных задач, а также умению проводить научно обоснованный диагностический поиск, формулировать принципы, методы и алгоритмы лечения и профилактики различных форм патологии.
Учебный процесс реализуется в соответствии с национальной Программой «Патология», с использованием специализированных Руководств как для преподавателей медицинских ВУЗов, так и для слушателей системы послевузовского профессионального образования и непрерывного профессионального развития, разработанных сотрудниками кафедры (Программа и Руководства утверждены УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России и согласованы с Минздравсоцразвития). Клиническая учебная база для дисциплины любезно предоставлена кафедрой терапии и профессиональных болезней Академии (заведующий — академик РАМН, профессор Н.А. Мухин).
Сотрудники кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова совместно с практическими врачами разрабатывают научную проблемy «Механизмы развития, принципы профилактики и патогенетической терапии наиболее социально значимых болезней человека» — коронарной и сердечной недостаточности, атеросклероза, иммунопатологических процессов, бронхиальной астмы, наркоманий и др.
Прогресс патофизиологии в России определяли многие крупные ученые и руководимые ими коллективы. Не имея возможности назвать всех (это сделано в специальных изданиях), упомянем здесь лишь наиболее яркие, на наш взгляд, личности. Это профессор В.В. Пашутин, организовавший в 1874 г. в Казанском университете, а в 1879 г. в Петербургской медико-хирургической академии кафедры общей и экспериментальной патологии, опубликовавший руководство по общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии); профессор И.И. Мечников, разработавший оригинальный метод сравнительно-эволюционного анализа и применившего его при разработке проблем воспаления, иммунитета, инфекционного процесса и расстройств их течения; профессор А.А. Богомолец — автор учения о роли в норме и патологии системы соединительной ткани (ретикуло-эндотелиальной системы), разрабатывавший вопросы патогенеза анафилактического и постгемотрансфузионного шока; профессор А.Д. Сперанский, показавший важную роль нервной системы в развитии не только приспособительных (адаптивных), но и патогенных процессов в организме при развитии болезней от момента их возникновения до выздоровления (результаты своих исследований А.Д. Сперанский обобщил в книге «Элементы построения теории медицины», 1935); профессор И.Р. Петров (1893–1970) и В.К. Кулагин, много внесшие в развитие проблем гипоксии и шоковых состояний; профессор А.М. Чернух (1916–1982), разрабатывавший основы патофизиологии микроциркуляции, а также отдельные проблемы расстройств регионарного кровообращения и воспаления; профессор Н.А. Федоров (1904–1983), выявивший и описавший ключевые звенья патогенеза постгемотрансфузионных реакций и ожогового процесса; профессор П.Д. Горизонтов, заложивший основы патофизиологии лучевых поражений организма, а также внесший важный вклад в развитие концепции стресса; профессор А.Д. Адо, один из создателей учения об иммунопатологических процессах, разрабатывавший вопросы патогенеза аллергии и методов ее лечения; профессор В.А. Неговский, заложивший основы и разработавший ключевые положения реаниматологии, учение о терминальных состояниях, сформулировавший концепцию о постреанимационной болезни; профессор Г.Н. Крыжановский, продуктивно разрабатывающий проблемы патофизиологии нервной системы и создавший концепцию о болезнях нарушенной регуляции; профессор Б.Б. Мороз, исследующий проблемы лучевой болезни, а также патофизиологии состояний, возникающих при воздействии на организм различных экстремальных факторов; профессор Ф.З. Меерсон, плодотворно разрабатывавший проблемы механизмов приспособления организма к воздействию различных экстремальных факторов, кардиологии, стресса, создавший концепцию адаптивной медицины.
Глава 2
· Предмет, задачи, методы и разделы патофизиологии
Общий объект изучения всех медицинских дисциплин — человек. Часть этих дисциплин (например, анатомия и физиология) исследует и описывает законы жизнедеятельности человека в норме, т.е. разрабатывает «нормологию» человека.
Большинство медицинских специальностей изучает закономерности жизнедеятельности больного человека (т.е. исследует патологию человека). К их числу относят и патофизиологию.
Патофизиология как раздел медицины и биологии
| изучает и описывает конкретные причины и механизмы, общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов, состояний и реакций;
| формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики;
| разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также — теоретические положения медицины и биологии.
| Предмет патофизиологии
Предмет (объект) изучения патофизиологии не однороден и включает 3 компонента (рис. 2-1).
Ы верстка! вставить рисунок «рис-2-1» Ы
Рис. 2-1. Компоненты предмета «Патофизиология».
Все компоненты предмета «Патофизиология» (и как научной специальности и как учебной дисциплины) изучают и описывают с позиций этиологии и патогенеза заболеваний и/или форм патологии, их проявлений и механизмов развития, принципов и методов их диагностики, лечения и профилактики.
Болезни и болезненные состояния
Возникновение болезней и болезненных состояний, их развитие и исходы имеют закономерный характер. Болезнь — это не начало периода хаоса в организме. Жизнедеятельность больного организма, патогенные и адаптивные процессы в нем реализуются на основе вполне определенных законов детерминированности и стохастичности. Познание, описание и объяснение законов возникновения, особенностей развития и исходов конкретных болезней и болезненных состояний — одна из целей патофизиологии.
Типовые патологические процессы
Типовые патологические процессы (ТПП) — компоненты различных болезней. ТПП подобны отдельным элементам мозаики, используя которые можно воспроизвести самые разнообразные картины. Например, ТПП «воспаление» — компонент большого числа болезней: менингита, пневмонии, гастрита, панариция, гепатита, дерматита, местных аллергических реакций и многих других. Наряду с воспалением компонентами указанных состояний являются и другие (часто многие) ТПП: расстройства кровообращения, обмена веществ, теплового баланса организма, гипоксия, аллергические реакции, нарушения тканевого роста. Именно поэтому ТПП называют еще стандартными, стереотипными, типическими, общими патологическими процессами.
Основу каждого ТПП составляет закономерно развивающийся комплекс реакций и процессов повреждения, деструкции, защиты, компенсации, репарации и приспособления, возникающих в ответ на воздействие патогенного агента.
Различные ТПП в разной комбинации, степени выраженности и длительности включаются в механизм развития многих болезней.
Основные признаки типовых патологических процессов
ТПП имеют характерные для них признаки: полиэтиологичность, монопатогенетичность, комплексность, стандартность проявлений.
Полиэтиологичность
ТПП вызываются большим числом причин различной природы (физической, химической, биологической) и происхождения (экзо- и эндогенного, инфекционно-паразитарного и неинфекционного), реализующих свое патогенное действие в самых разных условиях. Например, причиной воспаления могут быть и механическая травма, и воздействия тепла, холода, различных химических веществ; микроорганизмы; избыток в крови и тканях метаболитов (солей молоч
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|