Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЧИ Ф. ЭНГЕЛЬСА НА ПОХОРОНАХ ЕЛЕНЫ ДЕМУТ 1 глава





СТАРЫЙ ДРУГ РАБОЧИХ

Со смертью на прошлой неделе * Елены Демут социалистическая пар­тия потеряла замечательного члена. Родившаяся в день Нового года, в 1823 г., у родителей-крестьян в Санкт-Венделе, она в возрасте 14 лет попала в семью фон Вестфаленов в Трире. Женпи фон Вестфален стала в 1843 г. женой Карла Маркса. Начиная с 1837 г. и до смерти г-жи Маркс в 1881 г., за исключением первых нескольких месяцев ее супружеской жизни, обо женщины постоянно жили вместе. После смерти г-жи Маркс в декабре 1881 г. и Маркса 14 марта 1883 г. Елена Демут переселилась к Фридриху Энгельсу и вела его хозяйство. Вожди социалистического дви­жения свидетельствовали о

«присущем ей исключительном здравом смысле, чрезвычайной прямоте характера, о неустанной заботе о других, о ее надеж­ности и безупречной правдивости ее натуры». Энгельс заявил на ее похоронах, что Маркс советовался с Еленой Демут не только по трудным и сложным партийным делам, но даже в отношении своих экономических произведений. «Что касается меня, — сказал он, — вся работа, которую я проделал после смерти Маркса, оказалась возможной, главным образом, благо­даря ее пребыванию в доме, той радости и поддержке, источ­ником которых она являлась».



Елена похоронена на Хайгетском кладбище, в той же могиле, что Маркс и его жена.

Напечатано в газете «The People*& Печатается по -тексту газеты

Press» 22 ноября 1890 г _ ,

Перевоо с английского

На русском языке публикуется впервые

* Елена Демут умерла 4 ноября 1890 года. Ред.


490 J

ЗАПИСЬ РЕЧИ Ф. ЭНГЕЛЬСА НА МИТИНГЕ ПАМЯТИ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

Речь г-на Энгельса (правая рука д-ра Маркса) на митинге, где он при­сутствовал, была очень хороша. Он обратился к истории последних 22 лет и сказал:

«В начале этого периода только два англичанина были свя­заны с Интернационалом — Лекрафт и Оджер — и они поки­нули его вследствие того, что он одобрил политику коммунаров, и вследствие того, что к социализму они относились с отвраще­нием. Осенью 1871 г. состоялась конференция и был впервые поставлен вопрос о создании политической партии, отличной и отдельной от всех других политических партий. В следующем году в Гааге английские делегаты приняли сторону анархистов в осуждении парламентской деятельности ш. В то время рабочий класс не проявлял активности в политике. Теперь положение полностью изменилось. Создание новых тред-юнионов в 1888 г.237 было важнейшим событием, которое когда-либо происходило в истории рабочего класса; оно впервые привело к созданию Независимой рабочей партии 238, которая должна будет погло­тить все другие партии. Это показывает, полагает он, что уроки Парижской Коммуны не прошли даром и не забыты».



Среди других ораторов на этом собрании были г-жа Элеонора Маркс-Эвелинг (дочь д-ра Маркса), г-н Ф. Лесснер (один из создателей Интерна­ционала), г-н Эд. Бернштейн и г-н Дж. Коннел. Пусть никогда не умирает память о Парижской Коммуне!

Напечатано в газете «The Labour Печатается по тексту газеты

Elector» Л5 IS, 25 марта 1893 г, „ а

Перевод с английского

На русском языке публикуется впервые


ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ


[ 491


f 493

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Заметки о путешествии по Швеции и Дании» написаны Энгельсом
во время его поездки по этим странам в июле 1867 года.

О своем намерении совершить путешествие Энгельс сообщил Марксу в письме 26 июня 1867 г.: «Я предполагаю через неделю поехать вместе с Лиззи via Гримсби в Гамбург, Шлезвиг, Копенгаген и т. д.» (настоящее издание, т. 31, стр. 264). Сохранившиеся пометки Энгельса на гостиничных счетах, пароходных билетах и других дорожных доку­ментах позволяют уточнить маршрут путешествия и время пребывания в отдельных пунктах. 9 июля Энгельс со своей женой Лидией Берне находились в Гётеборге, 12 июля в Стокгольме, 14 — в Мальме, 18 — в Копенгагене, а 20 уже во Фленсбурге, в Германии. Энгельс возвра­тился в Манчестер в начале августа 1867 года.



«Заметки» являются единственным сохранившимся документом Энгельса за период между 26 июня и 10 августа 18б7 г. (писем Энгельса, относящихся к этому времени, до сих пор не обнаружено). Рукопись представляет интерес и как наблюдение Энгельсом жизпи сканди­навских стран, и как источник для его биографии. «Заметки» сохра­нились в виде записей Энгельса на трех отдельных листах; к ним приложен на листе большего формата план крепости (по-видимому, Карлсборга, о котором упоминается в тексте), нарисованный Энгельсом от руки и снабженный пояснительными надписями (план воспроизводится в настоящем томе в виде иллюстрации на стр. 5). — 3.

2 Намек на переговоры в Мальме в 1848 г. между представителями Дании
и Пруссии, завершившиеся заключением сепаратного перемирия между
обеими державами в шлезвиг-голыптейнской войне. Этим переговорам
Энгельс в 1848 г. посвятил ряд статей в «Neue Rheinische Zeitung»
(см. настоящее издание, т. 5, стр. 411—415 и 419—424). — 7.

3 Работа «Ирландия от американской революции до унии 1801 года.
Выписки и заметки*
является результатом продолжения исследования
ирландской истории, предпринятого Марксом в связи с обоснованием
позиции Интернационала в ирландском вопросе. Предшествующая

17*



ПРИМЕЧАНИЯ


стадия этих занятий получила свое отражение в «Наброске непроизне­сенной речи по ирландскому вопросу» и в «Наброске доклада по ирланд­скому вопросу в лондонском Коммунистическом просветительном обществе немецких рабочих 16 декабря 1867 года» (см. настоящее изда­ние, т. 16, стр. 459—478). Новое обострение национально-освободи­тельной борьбы в Ирландии в 1869 г., широкая кампания за амнистию ирландских политических заключенных-фениев побудили Маркса снова заняться ирландскими проблемами. В начале ноября 1869 г. он предложил Генеральному Совету Интернационала для обсуждения вопросы: 1) о поведении английского правительства в вопросе об амнистии; 2) об отношении английского рабочего класса к ирланд­скому национально-освободительному движению («Генеральный Совет Первого Интернационала. 1868—1870. Протоколы», стр. 121). По первому пункту в Совете была проведена широкая дискуссия, в ходе которой Маркс выступал несколько раз (16, 23 и 30 ноября 1869 г.). Однако обсуждение второго пункта по разным причинам, в том числе из-за болезни Маркса, было перенесено на 1870 г., а позднее вообще но состоялось, поскольку выработанная Марксом интернационалистская платформа по этому вопросу была сформулирована в других докумен­тах Интернационала, в первую очередь в письме Генерального Совета Федеральному Совету Романской Швейцарии от 1 января 1870 года (см. настоящео издание, т. 16, стр. 405—407).

Публикуемая работа и была написана, по всей вероятности, в порядке подготовки Маркса к новому обсуждению ирландского вопроса в Генеральном Совете. Это явствует также из того обстоя­тельства, что к ней примыкают выписки, сделанные Марксом из ирланд­ской газеты «Irishman» с материалами о движении за амнистию, а также проект резолюции о ней Генерального Совета, принятой 30 ноября 1869 г. На отдельном листе, приложенном к этому циклу рукописей, рукой Энгельса — по-видимому, позднее, при разборе рукописного наследства Маркса — сделана надпись «Hibernica» («Относящееся к Ирландии») и проставлена дата «1869 г.». Есть основания считать, что «Выписки и заметки» по истории Ирландии конца XVIII в. пред­назначались Марксом в качестве подготовительного материала для доклада по 2-му пункту намеченного им плана. Уже в упомянутых работах 1867 г. он подчеркивал большое значение периода 1776—1801 гг. в ирландской истории как «переходного времени» (см. настоящее издание, т. 16, стр. 469). Из письма Маркса Энгельсу от 10 декабря 1869 г., относящегося как раз ко времени написания его «Выписок и заметок», видно, что ирландские события этого периода интересовали его с точки зрения выявления типичных черт политики английских правящих классов в Ирландии, колонизаторского характера прове­денной ими англо-ирландской унии 1801 г. (уничтожения автоном­ного ирландского парламента), расторжения которой добивалось не одно поколение борцов за освобождение ирландского народа. При­стальное внимание Маркса к этим событиям объясняется также его желанием глубже изучить классовые корни и характер ирландского национально-освободительного движения того времени, деятельность левого крыла общества «Объединенные ирландцы», выдвинувшего весьма актуальное и для XIX в. требование создания независимой Ирландской республики, а главное уяснить те тяжелые последствия, которые имели расправа с ирландскими революционерами и покорение Ирландии английскими властями для самого английского народа. Рассматриваемый период, подчеркивал Маркс, наглядно показывает, что «английская реакция в Англии (как и во времена Кромвеля) коре-


ПРИМЕЧАНИЯ



нилась в порабощении Ирландии» (настоящее издание, т. 32, стр. 338). Этот тезис, пронизывающий все содержание «Выписок и заметок» Маркса, несомненно, должен был стать руководящей мыслью подго­тавливаемого им доклада, в котором он намеревался доказать, что «прямой абсолютный интерес английского рабочего класса» требует под­держки им борьбы за разрыв унии, за независимость Ирландии (см. там же).

Публикуемая работа состоит из двух частей: основного исследо­вания и резюме к нему, составленного в виде развернутой хронологии. Каждой из частей соответствует отдельная рукопись с особой пагина­цией; в первой из них 54 страницы, во второй —12, страница 9 отсутст­вует (см. настоящий том, стр. 8—67 и 67—81).

Структура основной рукописи, расчленение ее на разделы, пара­графы и пункты, проведенное Марксом, свидетельствует о том, что ее созданию предшествовала специальная предварительная подго­товка, и сама рукопись, несмотря на ее черновой, подготовительный характер, подвергалась последующей обработке. На отдельных стра­ницах текст вписан поверх зачеркнутых автором строк или на спе­циальных наклейках (стр. 42, 43, 44, 52 рукописи), оборотные стороны которых содержат варианты выписок, повторяющихся в других местах и, как правило, перечеркнутые вертикальной чертой (в настоящей публикации они не воспроизводятся). О предварительной работе, проделанной Марксом, говорят также его отчеркивания и пометки в книге: J. Mitchel. «The History of Ireland from the Treaty of Limerick to the Present Time». V. 1—2. Dublin, 1869 (Дж. Митчел. «История Ирлан­дии от Лимерикского договора до настоящего времени». Тт. 1—2. Дублин, 1869), являющейся одним из главных источников Маркса. Основными источниками, на которые опирался Маркс, послужили также книги: J. Ph. Curran. «The Speeches». Edited with Memoir and Historical Notices by Th. Davis. Dublin, 1855 (Дж. Ф. Карран. «Речи». Издание со вступительным очерком и историческими примечаниями Т. Дэвиса. Дуб­лин, 1855) и G. Ensor. «Anti-Union. Ireland as she ought to be». Newry, 1831 (Дж. Энсор. «Против унии. Ирландия, какой она должна была бы быть». Ныори, 1831). Использованы в работе и другие материалы, в частности, журнал «Political Register» английского радикала Коббета, возможно отдельные документальные публикации (речи Граттана и т. д.) и исторические труды. Некоторые источники пока что еще не удалось установить.

Работа не является конспектом упомянутых книг или какой-либо одной из них. Она носит характер подборки материалов по заранее продуманному Марксом плану, отражающему его собственное пони­мание хода ирландской истории в изучаемый период, ее внутренней периодизации. Очень часто Маркс по-своему группирует и объединяет факты, почерпнутые из разных источников или из разных мест одного источника (например, из биографического очерка о Карране Т. Дэвиса и из его комментариев к отдельным речам этого деятеля). Печать твор­ческого подхода к материалам лежит и на форме изложения. Нередко она отличается от используемого источника большей остротой и чет­костью характеристик событий и исторических деятелей, являясь не просто цитатной выдержкой. Выписки в виде прямых цитат или в соб­ственном изложении сделаны в рукописи на английском языке, автор­ские заметки — частично по-английски, частично по-немецки. — 8.

4 Амьенский мир — мирный договор, заключенный наполеоновской Францией и ее союзниками с Англией 27 марта 1802 г. Фактически


ПРИМЕЧАНИЯ

явился лишь непродолжительным перемирием в вооруженной борьбе за мировое преобладание между этими государствами, возобновившейся уже в мае 1803 г. Изменение королевского титула в связи с Амьенским миром означало окончательный, формальный отказ английских коро­лей от притязаний на французский престол, восходящих еще ко вре­мени Столетней войны XIV—XV веков. — 8, 53.

5 Закон Пойнингса — был принят в 1495 г. парламентом, созванным представителем английской короны Пойнингсом в городе Дрозде, в завоеванной англичанами юго-восточной части Ирландии. Отменен в мае 1782 г. под давлением ирландского национально-освободитель­ного движения (см. настоящий том, стр. 20). — 8, 67.

в Охарактеризованный здесь закон Георга I был издан в 1719 г. и изве­стен также под названием «Объяснительного акта» («The Declaratory Act»); он был отменен в 1782—1783 гг. в результате подъема освобо­дительного движения в Ирландии (см. настоящий том, стр. 23—24). — 9.

7 Абсентеисты, или отсутствующие лендлорды, — обладатели крупных
земельных владений в Ирландии, постоянно проживавшие в Англии;
поместья отсутствовавших лендлордов управлялись земельными аген­
тами, применявшими хищнические методы эксплуатации крестьян,
или сдавались в аренду спекулянтам-посредникам, в свою очередь
передававшим их в субаренду мелкими участками крестьянам-арен­
даторам.

Авантюристами в XVI—XVII веках называли купцов и банкиров, преимущественно лондонского Сити, принимавших активное участие в колониальных предприятиях и финансовых спекуляциях. Во время английской буржуазной революции середины XVII в. авантюристы предоставили парламенту значительные денежные ссуды, для покры­тия которых им были предоставлены конфискованные в Ирландии земли (см. об этом настоящий том, стр. 103—104). — 9, 38, 64, 66, 61, 85, 104.

8 Карательный кодекс (Penal Code или Penal Laws) — серия законов,
изданных английскими колонизаторами с конца XVII в. и особенно
в течение первой половины XVIII в. для Ирландии под предлогом
борьбы против католических заговоров и врагов англиканской церкви.
Эти законы фактически лишали коренных ирландцев, большинство
которых было католиками, всяких гражданских и политических прав.
Ограничив для ирландских католиков право наследования, приобре­
тения и отчуждения собственности и широко введя в практику конфи­
скацию имущества за малейшие проступки, эти законы явились ору­
дием экспроприации ирландских владельцев, еще сохранивших в своих
руках земли. Карательный кодекс устанавливал тяжелые условия
аренды для католиков-крестьян, способствуя закабалению их англий­
скими лендлордами и земельными посредниками. Этот кодекс был
направлен также на искоренение ирландских национальных традиций:
запрещал ирландские национальные школы, предписывал суровые
кары против учителей, ирландских католических священников
и т. д. — 9.

8 Маркс приводит выдержку из выступления Каррана в ирландском парламенте 18 февраля 1792 г. по книге: J. Ph. Curran. «The Speeches». Dublin, 1855, pp. 140—141; (сравни также настоящий том, стр. 43).


Примечания



В этой книге воспроизведены полностью или в отрывках 52 выступле­ния Каррана в ирландском парламенте с 29 ноября 1783 по 15 мая 1797 г., а также ряд его судебных речей, произнесенных позднее этой даты, в том числе речей в защиту участников ирландского рево­люционного движения и восстания 1798 года. Ирландский демократ, историк и поэт Томас Дэвис, один из лидеров общества «Молодая Ирландия», подготовивший это второе издание речей Каррана (первое, выпущенное им в 1843 г., было значительно менее полным) снабдил каждую из них подробными комментариями, в которых приводятся также выдержки из речей других членов парламента. Всей книге Дэвис предпослал биографический очерк о Карране, в котором осветил также важнейшие события в ирландской истории конца XVIII века. Маркс, приводя почти на всем протяжении своей работы дослов­ные выдержки из речей Каррана или передавая их содержание в своем изложении, добавляет к ним сведения, почерпнутые из комментариев и вступительного очерка Дэвиса. Считая речи Каррана важнейшим источником для изучения политической истории Ирландии этого «драматического» периода, Маркс исключительно высоко оценивал и деятельность самого Каррана, характеризуя его как «благородней­шую личность», единственного «народного адвоката» Ирландии XVIII века. С выступлениями Каррана Маркс специально ознакомил английских членов Генерального Совета (см. настоящее издание, т. 32, стр. 337). — 10.

10 Главенство, или верховенство протестантов (protestant ascendancy) — принцип, открыто провозглашенный и проводившийся в управлении Ирландией в 1691—1800 годах. Воплощался в жизнь в форме широких политических, социальных и религиозных привилегий протестантов, преимущественно английских колонистов и их потомков, в противовес бесправному положению католического большинства населения Ир­ландии, отстраненного от всех государственных и выборных должно­стей и обязанного к тому же уплачивать десятину в пользу государст­венной англиканской церкви. Наиболее ярким выражением этого принципа были карательные законы против католиков. — 10.

11 Выражение «вооруженный протестантизм Ирландии» применительно к ирландскому волонтерскому движению последней четверти XVIII ве­ка заимствовано Марксом из вступительного очерка Дэвиса к изда­нию «Речей» Каррана, стр. XIX (см. примечание 9). Ниже в своем наброске периодизации истории волонтерского движения Маркс при­водит пространные выдержки из этого очерка. Использует его он также и в других разделах своих «Выписок и заметок». — 12, 67.

1* Католический комитет возник в конце пятидесятых годов XVIII века. Эта организация, состоявшая из представителей католических либе­ральных землевладельцев, торгово-промышленных кругов и интел­лигенции, ставила своей целью борьбу за смягчение и отмену каратель­ных законов против католиков. Первоначально деятельность Католи­ческого комитета отличалась крайней умеренностью и лояльностью по отношению к английским властям. Однако в обстановке националь­ного подъема последней четверти XVIII в. состав и образ действия его изменился, в немполучили преобладание радикальные элементы ирландской буржуазии. Левое крыло Комитета приняло участие в движении волонтеров, а позднее примкнуло к революционному обществу «Объединенные ирландцы». Деятельность Католического



ПРИМЕЧАНИЯ


комитета, добивавшегося уравнения католиков в нравах с протестан­тами, продолжалась в первое десятилетие XIX века.

Вигский клуб был основан в 1789 г. в Дублине; в 1791 г. в Бел­фасте возник Северный вигский клуб. Организация была неоднородной по своему составу и политическим тенденциям. Возглавившая ее про­тестантская верхушка, выражавшая интересы либеральных протестант­ских лендлордов и протестантской крупной буржуазии, склонялась к компромиссу с английским правительством и стремилась удержать национальное движение в строго конституционных рамках. В проти­вовес этому ее радикальное крыло стояло за более решительные дей­ствия. В дальнейшем оно составило ядро общества «Объединенные ирландцы». — 13, 41, 44, 78.

13 Дублинский замок — резиденция лорда-наместника (вице-короля) Ирландии и его Тайного совета, состоявшего из высших должностных лиц, которые возглавляли различные ведомства колониальной адми­нистрации. — 16, 72.

I'1 Более полно текст резолюции, предложенной Хасси Бергом, гласит: «Мы просим сообщить Его Величеству, что не временными средствами, а только лишь свободой торговли, можно теперь спасти нашу нацию от надвигающейся гибели». Эта резолюция приводится в книге Митчела «The History of Ireland», vol. I, ch. XIX.

Маркс широко использовал в данной работе фактические сведения, почерпнутые из упомянутой книги, а также приводимые в ней тексты речей и документов, но почти не воспроизводил дословных выдержек из авторского текста. Из книги Митчела заимствованы, по-видимому, выдержки из некоторых речей Граттана, приводимый ниже текст резолюции, принятой конвентом волонтеров в Данганноне, данные о переписке между Фицуильямом и лордом Карлайлем (Mitchel, op. cit., vol. I, ch. XX, XXVIII; сравни настоящий том, стр. 19—20, 48). Из этого же источника взяты цифровые данные о результатах голосования резолюции в пользу католиков, сведения о восстании 1798 г. в Ирлан­дии, об использовании ганноверских и других немецких войск для подавления ирландского национального движения (Mitchel, op. cit., vol. I, ch. XXVI, XXXII, XXXIII; сравни настоящий том, стр. 43, 56— 57). На выводы Митчела Маркс частично опирался и в оценке поли­тики ряда исторических деятелей, в частности, роли английского премьер-министра Питта-младшего в организации кровавого подав­ления ирландских повстанцев, которых он сам же провоцировал на выступление, и в проведении англо-ирландской унии 1801 г. Маркс высоко ценил революционную деятельность Митчела — одного из лиде­ров революционно-демократического направления в ирландском нацио­нальном движении в 40-е годы — и считался с его мнением о событиях в Ирландии в 60-е годы XIX века. — 16, 68.

15 Акт о мятеже (Mutiny act) — закон, принятый английским парламен­том в 1689 г., после государственного переворота и установления монархии Вильгельма Оранского. Усиливал парламентский контроль над размерами и финансированием постоянной армии, предоставив в то же время короне право содержать крупные военные контингенты в Ирландии и заморских колониях. Закон предусматривал также организацию военных судов по делам о «мятежных действиях». — 18.

16 Мету энский договор — был заключен Англией и Португалией в 1703 г. Назван так по имени английского дипломата Джона Метуэна, подпи-


ПРИМЕЧАНИЯ



севшего это соглашение. По договору Англия получала право ввозить в Португалию свои текстильные изделия, импорт которых всем госу­дарствам, в том числе и Англии, был в 1677 г. запрещен португаль­ским правительством. — 19.

17 Habeas Corpus Act — был принят английским парламентом в 1679 году. По этому акту каждый приказ об аресте должен быть мотивирован, и арестованный либо должен в короткий срок (от 3 до 20 дней) пред­стать перед судом, либо быть освобожденным. Действие Habeas Cor­pus Act не распространяется на дела по обвинению в государственной измене и может быть приостановлено решенном парламента. В Ирлан­дии прекращение действия Habeas Corpus Act вошло в постоянную практику в результате регулярного применения чрезвычайных мер и исключительных законов против «мятежных элементов». — 19, 50, 69.

"* Текст приводимых здесь выдержек из речей Портленда и Граттана по содержится в упоминавшихся выше источниках. Вероятно, Маркс в данном случае использовал издание «The Speeches of the Right Honour­able Henry Grattan» («Речи достопочтенного Гспрп Граттана»), вы­шедшее в Лондоне в 4-х томах в 1822—1830 годах. Приводимые Марк­сом выдержки содержатся в т. I, на стр. 131—134 упомянутого издания. Возможно, из того же источника заимствованы Марксом и выдержки из выступлений Граттана на стр. 16, 26, 68 настоящего тома, содер­жащиеся соответственно в т. I, стр. 23—24 и стр. 170—172 издания «Речей Граттана». — 23.

19 Суд королевской скамьи — один из старейших судов в Англии; в XIX в.
(до 1873 г.) являлся самостоятельным высшим судом, рассматривал
уголовные и гражданские дела, обладая правом пересмотра решений
ряда нижестоящих судов. — 27, 75, 92, 99, 393, 460.

20 «Справедливые ребята», или «Ребята Справедливости» (Rightboys) по имени вымышленного вожака, капитана Справедливого (Райта — Right) — тайное крестьянское общество, возникшее в 1785 г. в южных графствах Ирландии. Выражало стихийный протест ирландских кре­стьян против суровой эксплуатации и гнета. Для «Справедливых ребят» были характерны те же формы организации (особый ритуал, клятва верности) и методы борьбы (угрожающие письма, нападения на по­местья, акты террора против, лендлордов, земельных посредников, сборщиков податей и десятины, уничтожение оград, поставленных на общинных землях, захват урожая, выращенного на полях лендлордов и т. д.), что и для тайных крестьянских обществ, образовавшихся в различных местностях Ирландии еще раньше, начиная с 60-х годов XVIII в., в частности, «Белых ребят», «Стальных сердец» и т. д. Дей­ствия этих обществ порой носили характер настоящих локальных крестьянских восстаний. Подавляя крестьянское движение, английские власти прибегали к самым жестоким карательным мерам. — 38, 75.

21 Фригольдеры — владельцы земельного участка — фригольда, которым они имели право свободно распоряжаться, выплачивая лендлорду лишь незначительную фиксированную ренту; пользовались избирательным нравом. В Ирландии к фригольдерам принадлежали преимущественно английские колонисты и их потомки. — 41, 59.

22 Диссиденты — лица, не исповедующие государственной религии. В данном случае речь идет о приверженцах пресвитерианской церкви



ПРИМЕЧАНИЯ


Шотландии среди потомков шотландских переселенцев в Северной Ирландии и представителях различных протестантских сект, расходя­щихся с официальным англиканством. — 44.

23 Имеется в виду билль об «эмансипации католиков», принятый англий­ским парламентом в 1829 г. в результате массового движения в Ирлан­дии за отмену ограничения политических прав католического населе­ния. Этот акт предоставил католикам право быть избранными в пар­ламент и занимать некоторые правительственные должности; одновре­менно имущественный избирательный ценз был увеличен в пять раз. С помощью этого маневра правящие классы Англии рассчитывали привлечь на свою сторону верхушку ирландской буржуазии и католи­ческих землевладельцев, расколов таким образом ирландское нацио­нальное движение. — 47.

24 Правительство Французской республики объявило войну Англии — в ответ на поддержку антифранцузской коалиции и контрреволюцион­ных элементов внутри страны — 1 февраля 1793 года. Официальное объявление английским кабинетом состояния войны с Францией по­следовало 11 февраля 1793 года. — 47.

25 Маркс имеет в виду резкую критику акта о собраниях 1793 г. и при­менения ого в Ирландии в начале XIX в. английским радикальным писателем У. Коббетом на страницах издаваемого им журнала «Cob-bett's Weekly Political Register» («Еженедельная политическая хро­ника Коббета») (см. vol. XIX, 1811, pp. 417-418). — 47.

26 Дефендеры (Defenders — защитники) — участники организаций кре­стьян-католиков, создававшихся в 80—90-х годах XVIII в. в Ирландии с целью самозащиты от нападений террористических отрядов йоменов и особенно так называемых «предрассветных парней», которые форми­ровались реакционными протестантскими лендлордами при поддержке властей. Между членами обеих организаций происходили настоящие сражения. Значительная часть дефендеров приняла участие в ирланд­ском национально-освободительном восстании 1798 года. «Предрассвет­ные парни» позднее влились в состав реакционного Ордена оранжи­стов (см. примечание 50).

Риббонитами (Ribbonmen) называли членов возродившихся в XIX в. тайных обществ крестьян-католиков, по эмблеме — зеленой ленте (ribbon), которую они носили. В Ирландии их считали продолжателями дела дефендеров. Ведя борьбу против гнета лендлордов и притесне­ний властей, риббониты действовали методами, аналогичными тем, которые применялись тайными крестьянскими обществами XVIII века. Движение риббонитов особенно усилилось с конца 40-х годов XIX в., приняв характер одной из форм крестьянского сопротивления начав­шемуся процессу массового сгона ирландских арендаторов с земли в интересах новых лендлордов-скотоводов и английской буржуазии. — 49, 78.

27 Экспедиция под командованием генерала Гоша была организована
французским правительством (Директорией) по настоянию лидера
общества «Объединенные ирландцы» Уолфа Тона, который, приехав
во Францию в начале 1796 г., добивался вооруженной помощи ирланд­
ским патриотам. Высадка французского десанта, полагал он, должна
была послужить сигналом ко всеобщему восстанию в Ирландии.
В середине декабря 1796 г. флотилия с десантными войсками отплыла
цз Бреста, однако только части кораблей удалось достичь залива


ПРИМЕЧАНИЯ



Бантри, как отмечает Маркс (см. выше, стр. .50), остальные были рас­сеяны бурей или погибли в столкновении с английскими кораблями. В конце декабря, потерпев неудачу, корабли экспедиции верну­лись в Брест. Несмотря на это, английские власти в начале

1797 г. с тревогой ждали возобновления десантных операций со сто­роны Гоша. Последующие попытки высадки французских войск в Ир­ландии были предприняты, однако, позднее (одна из них — осенью

1798 г. — описана в рукописи ниже, см. стр. 56—57 настоящего тома) и с весьма слабыми силами, поскольку поддержка борющейся Ирландии занимала подчиненное место в стратегии французских буржуазных правящих кругов по сравнению с завоевательными планами на Ближ­нем Востоке и в других районах (поход Бонапарта в Египет и Сирию и т. д.). — 50, 79.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.