Сделай Сам Свою Работу на 5

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 277






скую иглу», давал тон облику Пе­тербурга.

Интересное зрелище представляет отдел русской культуры петровско­го времени в Эрмитаже, так назы­ваемая галерея Петра Великого: станки, инструменты, глобусы, ланд­карты, карты звездного неба, подзор­ные трубы, модели первых судов русского флота, гравюры, книги по этикету, книга «Символы и эмбле­мы», портреты сподвижников Пет­ра, даже гравированный портрет Исаака Ньютона, с которым Петр лично встречался. И, наконец, «вос­ковая персона»: сидящая фигура Петра в натуральный рост, одетая в его парадный голубой камзол, с ли­цом, выполненным на основе маски Петра, снятой скульптором Раст­релли. По преданию, эта фигура на шарнирах раньше была снабжена механизмом, позволяющим ей вска­кивать с кресла и выпрямляться во весь свой двухметровый рост. Если это и легенда, то характерная: и пос­ле смерти не иначе как в устрашаю­ще-порывистом движении представ­лялся людям тот, кто «уздой желез­ной Россию вздернул на дыбы», ги­гант с маленькой круглой кошачь­ей головой и пронзительными вы­каченными глазами. Иллюзионизм ♦ восковой персоны» — вполне в ду­хе стремлений петровской культуры к тщательному изображению «нату-ралей». Обычно неприятный, иллю­зионизм в произведениях петров­ского времени не отталкивает: он лю­бопытен, внушителен, овеян духом своеобразного русского Ренессанса. В самом деле, то, что происходило тогда в России, было похоже на Ре­нессанс и по социальному смыслу (начало буржуазного развития) и по тенденциям культуры: ее «обмирще­ние», тяга к союзу искусства с нау­кой, с положительными знаниями, к рационализму, целесообразности, трезвости. Причем, как триста лет назад в Италии, так и теперь в Рос­сии рационализм и трезвость, внуша­емые пылкой жаждой познания и




действия, были изнутри романтич­ны. И что самое главное — в петров­ское время вспыхнул интерес к лич­ности, появилось доверие к ее силам, и искусство портрета, раньше поч­ти неведомое на Руси, сразу же за­няло одно из главных мест. Первые живописцы — пенсионеры Петра Андрей Матвеев и Иван Никитин, посланные для обучения один в Гол­ландию, а другой в Италию, — про­славились как портретисты. Все похоже на Возрождение и вмес­те с тем все не похоже. Совершенно иной мировой исторический фон, со­вершенно иные внутренние условия и иной путь предшествовавшего на­ционального развития сделали то, что сходные тенденции вылились в несходные формы: плоды русского Ренессанса, конечно, мало напоми­нают об итальянском и североевро­пейском Ренессансе. Притом для Рос­сии это был только короткий пере­ломный период.



Исследователями истории культуры не раз замечалось, что в странах, по­чему-либо задержавшихся в темпах своей культурной эволюции, когда они начинают наверстывать отстава­ние, развитие идет ускоренно, смена одного этапа другим совершается в короткие сроки. Так происходит вы­равнивание общемирового культур­ного процесса. Так и было в России: в течение одного столетия ее искус­ство проделало путь, приблизитель­но аналогичный тому, какой дру­гие страны Европы прошли за не­сколько веков. Еще при жизни Пет­ра своеобразный русский Ренессанс переходит в своеобразное русское барокко, — конечно, под прямым влиянием западноевропейской куль­туры.

Когда Петр стремительным натис­ком вывел Россию на мировой ры­нок и «ногою твердой встал при мо­ре», одолев шведского льва, он уве­ровал в себя как властелина мирово­го размаха, и тогда пышные лавры Людовика XIV стали манить его сильнее, чем демократическая про-


278 РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА



 


 


стота голландских бюргеров. «Шки­пер Питер», «саардамский плотник», обучавшийся «навигацкому делу» у простого голландского мастера, у себя дома преображался в деспота-самодержца.



И чем дальше, тем разительнее про­ступала эта вторая — самодержав­ная — ипостась сложного облика Петра, так удивительно отразившего в себе исторический характер рус­ской государственности того време­ни и в свою очередь наложившего на нее печать могучей личной воли.

Петру-победителю хотелось быть ни­чем не хуже европейских монар­хов, не уступать им в блеске. Он пригласил из Франции королев­ского архитектора Леблона и пору­чил ему главную роль в строительст­ве Петербурга и Петергофа. Петер­гоф — загородная резиденция — был самой честолюбивой художест-


венной затеей Петра: он задумал сделать его подобием Версаля и да­же превзойти французский ориги­нал. Тут уже не поминалось об ути­литарном назначении искусств: на­против, все достижения техники ис­пользовались для создания декора­тивного великолепия, которое «зело первейшим монархам приличеству­ет». И в самом деле, Петергоф осле­пителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов, Большим гротом и статуей Самсо­на, разрывающего пасть льву. Толь­ко Монплезир напоминает о первой любви Петра — Голландии. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Карло Бартоломео Растрелли, итальянский скульптор, приехал в Россию из Парижа в 1716 году, и с ним — его шестнадца­тилетний сын. Старший Растрелли участвовал в декоративном оформ-


РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 279



Большой дворец в Петергофе. 1714 — 1725 гг., 1747—1752 гг.

Апдреас Шлютер, И.-Ф. Браунштейн Дворец Монплезир в Петергофе. Большой зал. 17141722 гг.


лении Петергофа, проектировал «Триумфальный столп», прослав­ляющий победы русского оружия,— покрытую барельефами колонну (этот памятник не был осуществлен), но самое лучшее, что он сделал,— это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоан-новны с арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростно­го реформатора таким, как представ­ляли его последующие поколения, как рисуется он нам и доныне. Огромная взрывная энергия заложе­на в неукротимом облике. Портрет исполнен в типичных динамических формах барокко, напоминая о мане­ре Бернини: текучая, блистающая бронзовая масса передает и латы, и кружево, и муаровую ленту, и ман­тию — все это в эффектном переме­щении, клубящееся, как бы схвачен­ное в момент сильного движения про­тив ветра. Лицо Петра на этом порт-


рете послужило потом одним из про­тотипов для лица «Медного всадни­ка» Фальконе и Мари Колло. Сравнивая портрет Петра со статуей Анны Иоанновны, можно думать, что Растрелли был под обаянием личности Петра, но со скрытой иро­нией и неприязнью относился к его консервативным преемникам. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устра­шает по-другому: нарядный много­пудовый идол с отталкивающим ли­цом старой женщины, тупая деспо­тическая сила, которая важно дви­жется, не видя кругом себя ничего, и способна раздавить не глядя, не понимая... Хотя Анна окружала се­бя иностранцами и передала управ­ление страной в руки немца Бирона, художник увидел в ней олицетворе­ние косной «азиатчины». Редкий пример поистине разоблачительно­го парадного портрета.


280 РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА



Карло Бартоломео Растрелли. Бюст Петра I. 1723—1729 гг.


Сын скульптора Растрелли, Барто-ломео Растрелли-младший, был ар­хитектором. Его без всякой натяжки можно считать русским художни­ком: он работал исключительно в России; звали его уже не Бартоломео, а Варфоломеем Варфоломеевичем. Он начинал при Анне, а по-настоя­щему развернулся в царствование «дщери Петровой» Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах. Русская ар­хитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им — это пленительное русское барокко, оригинальный стиль, переработав­ший западные и впитавший русские традиции. Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец на берегу Невы, дом Строганова на Невском проспекте, собор Смольного мона­стыря — вот его лучшие образцы. Без этих построек мы не мыслим Пе­тербурга. Они праздничны и строги, пластичны и ясны. Растрелли в пол-


ной мере осуществил скульптурный принцип обработки стены: словно в медлительном торжественном тан­це колонны, полуколонны и пиляст­ры расходятся, сближаются, сгуща­ются в букеты колонн, линии раскре-пованных карнизов вычерчивают ри­сунок сложной конфигурации, деко­ративная пластика, маски, украше­ния органически включены в дви­жение архитектурных массивов. По­смотрите на фрагмент Зимнего: ка­кая сочность, какая богатая жизнь в этих сложно профилированных формах! В некоторых постройках, например в Андреевском соборе в Киеве, Растрелли даже приближает­ся к легкому изяществу рококо. Но он — ив этом его особая оригиналь­ность — не создает впечатления бес­покойства, асимметрии, атектонич-ности. Его пластичные формы под­чинены мерному ритму и спокойно­му, ясно читаемому плану. Он сохра-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.