|
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 273
РУССКОЙ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
Доменико Трезини. Петропавловский собор в Ленинграде. 1712—1733 гг.
Доменико Трезини, Андреас Шлютер. Летний дворец Петра I в Ленинграде. 1710—1714 гг.
застоявшиеся российские заводи, круги шли по всему обширному пространству, но чем дальше от центра — от Петербурга и Москвы, — тем они были слабее. Окраинная деревенская Россия продолжала жить художественным наследием старины: пела старинные песни, рассказывала былины и сказки, резала по дереву русалок-берегинь, хранила заветы иконного письма, донесенные до наших дней мастерами Палеха. Художественный облик России XVIII века складывался из многих пластов, и только верхние, петербургские пласты основательно оторвались от прошлого. Петр I в своей художественной политике на первых порах руководствовался не столько эстетическими, сколько деловыми соображениями. В искусствах он видел прежде всего важное подспорье научному и техническому прогрессу, потому и хлопотал об их обновлении: иконописны-
272 РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
|
ми методами нельзя было ни иллюстрировать научные книги, ни исполнять чертежи и проекты, ни делать документальные зарисовки. Для этих целей лучше всего годилась гравюра — линейное, точное, экономное изображение, среднее между картиной и чертежом. Такие документальные гравюры при Петре сразу же получили распространение. Сначала ими занимались граверы, выписанные Петром из Голландии,— Шхонебек, Пикар, — а вскоре у них появились русские последователи, например Зубов, исполнявший «пер-шпективы» строящегося Петербурга, суховатые, но не лишенные изящества. Задача художественного отделения при Академии наук, созданной в 1724 году, определялась так: «Художники необходимы для рисования анатомических фигур, трав и других натуралей».
Культура петровского времени от- Доменико Трезини, Андреас Шлютер. личалась деловитостью, но скучной Летний дворец Петра I. Интерьер
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 273
Доменико Трезини, Андреас Шлютер. Летний дворец Петра I. Фрагмент
ее не назовешь: в ней таилась романтическая нетерпеливость — поскорее узнать, открыть, освоить, догнать. После столетий неспешного традиционного развития и недоверия к новшествам Россию обуяла неистовая любознательность. Сам Петр не только собственноручно владел четырнадцатью ремеслами — плотничал, точил, строил, делал чертежи кораблей, — но и страстно увлекался всем необычным — редкостями и диковинами. Он основал Кунсткамеру — коллекцию природных диковин, «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», поощрял раскопки в сибирских курганах, приказывал собирать и хранить «старые надписи на каменах, железе или меди, или како старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкно-
венно». Главной же его страстью было судоходство, и любимыми его художниками были те, кто умел изображать корабельные снасти. Поэзия петровского времени — это поэзия кораблестроительства, соленого морского ветра. Вкусы Петра в данном случае были зеркалом стремлений новой России: прорыв к морю составлял ее неотложную историческую задачу.
Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку — опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое ве-
ликое детище — Петербург — ему хотелось сделать похожим на Амстердам.
Первыми этапами строительства Петербурга руководил зодчий Тре-зини, приехавший в Россию из Дании. Строительство подчинялось общему плану: новая столица была задумана как город не стихийный, а регулярный, не деревянный, а сплошь каменный, с длинными лучевыми проспектами, с системой каналов и шлюзов, с обилием зданий делового назначения. Трезини делал и «типовые проекты» фасадов жилых домов трех категорий — для «именитых», «зажиточных» и «подлых» (то есть простых) людей. Справедливость требует сказать, что эти три категории не так уж разительно друг от друга отличались: фасады домов «именитых» были изящ-
нее «подлых», но так же просты и сдержанны в украшениях. Простотой стиля отличались и общественные сооружения — раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера. Несмотря на скромные барочные фронтончики, дух барокко в них отсутствует. «Летний дворец» Петра в Летнем саду похож не на дворец, а на уютный двухэтажный дом: внутри небольшие комнаты, большая кухня, очаг, изразцовая облицовка. Единственная декорация фасада — прямоугольные плитки с барельефами на темы моря: корабли в волнах, игры морских божеств.
Самым значительным сооружением Доменико Трезини был Петропавловский собор, вернее, его колокольня — высокий узкий шпиль, предваряя будущую «адмиралтей-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|