|
Первые признаки каталепсии или мышечной окоченелости.
Вы можете проделать то же с другой рукой, сделать обе руки и ,даже обе нош негнущимися, лишь бы только это не могло повредить здоровью мальчика.
Устранение окоченелости.Когда все его конечности вытянуты горизонтально таким образом, вы можете сказать ему: «Теперь я постепенно устраню это влияние и освобожу вашу левую руку, сделав несколько движений (пассов) над нею от кисти к плечу». Сделайте пассы, потом скажите: «Теперь она ослабла, свободна и вы можете опустить ее». То же проделайте и с другой рукой. Всегда старайтесь при этом опыте вполне удалить из ума пациента всякое впечатление о мышечной окоченелости, которую вы могли вселить во время опыта. Повторяйте ему: «Вы. крепко спите, и вы сделаете то, что я велю вам сделать. Никто . не может вас разбудить, кроме меня».
Действие ваших внушений.Вы теперь показали на этом мальчике власть, которую вы имеете над его мышечной системой. Вашими повторными внушениями, что он не может делать того, что в хвоем обычном состоянии он мог делать, вы ввели в его ум мысль, что для него невозможно, например, опустить руку. Следствием этого было то, что при повторении внушения он стал верить. Он стал верить, что то, что вы говорите — действительно так, и. поэтому он видит себя до известной степени в борьбе с самим собою. Может быть, он сделает то, что часто делают па-1 циенты, а именно: станет напрягать усилие, чтобы опустить руку, но благодаря тому, что он верит, что не может этого сделать, си и не в состоянии будет этого сделать. Теперь вы начнете понимать силу настойчивого внушения, введенного в ум в такую пору, когда рассуждающие способности 'стеснены в своей деятельности.
Его разум поражен.Пока мальчик сильно дремлет, сонлив, он не рассуждает, как рассуждал бы в состоянии бодрствования. Поэтому он только принимает заверение, что он не может опус-тить руки, и отказывается произвести попытку. Его мозг находи ген тогда в состоянии восприимчивости для дальнейших внушении, и им можете продолжать какие угрдно опыты, которые придут п.им и голову на пути обнаружения дальнейшей власти над мышцами нашего маленького пациента.
ЗД
Дальнейшие доказательства восприимчивости его ума.Для
примера, точно таким же образом, каким вы доказали, к его удовольствию или неудовольствию, что он не мог опустить руку, вы можете доказать ему и другим присутствующим, что он не может открыть глаза, закрыть рот, не может двинуться с какого- либо места на полу, когда вы скажете, что он прирос к послед-/ нему и не способен двинуться. /
Г Сон встоячем положении.Затем вы поставите на ноги и скажете быстро проводя руками от его головы вдоль плеч и рун вниз к ногам и обратно, слегка касаясь платья и повторяя несколько раз этот двойной взмах (вниз и вверх: «Вы можете спать так же спокойно и: так же крепко, стоя на ногах, как и сидя в кресле. Вы откроете глаза, когда я велю вам открыть их и вы увидите то, что я вам велю увидеть. Вы также будете" чувствовать то, что я вам велю чувствовать, все будет для вас действительностью». Потом скажите: «Хотя бы я и велел вам открыть глаза, вы, однако, не проснетесь; вы все еще будете спать; вы увидите некоторые очень забавные вещи, но вы их не испугаетесь, и не будете удивлены, как они сюда явились; вы только будете знать, что вы их видите и что они для вас действительно существуют».
Команда быстрых, настойчивых внушений.При этом опыте необходимо, чтобы вы говорили быстро и без колебаний. Необходимо, чтобы в уме мальчика сразу запечатлевалось как факт то, о чем вы говорите. Если вы колеблетесь или произносите слова неуверенным тоном, вы рискуете тем, что дадите ему самому повод к каким-либо вопросам или к какому-либо сомнению. Ваша обязанность только внушать.
Опытс обманом чувства зрения. Затем вы берете обыкновенную трость или палку и вкладываете ее в. руки мальчика, говоря: «Вы не боитесь змей. Вам всегда хотелось поиграть со змеей. Откройте глаза и взгляните на змею, которую я положил вам в руки. Она вас не ужалит и боли вам не причинит. 13ы НИСКОЛЬ
ко ее не страшитесь. Крепче держите ее, а |п она выскользнет».
Мальчик открывает глаза И, имеет палки ВИДИТ, пак ему кажется, змею, но так как ВЫ ВНУШИЛИ ему, нто он не будет бояться, то он, при виде Пресмыкающегося, не только не испытывает никакого чувства отвращения либо боязни, но будет даже с нежностью его ласкать. Если бы вам вздумалось, вы могли бы внезапно обратить это нежное настроение в чувство страха прос-
тым восклицанием: «Берегитесь, она может ужалить вас!». На сцене все гипнотизеры, обыкновенно, именно таким образом играют с разнородными чувствами страха или ласки субъектов.
Не вызывайте в субъектах чувство страха.Одинаковым образом можно демонстрировать силу гипнотизма, прибегая к помощи испытаний, которые для субъекта приятны, так же, как и к помощи устрашающих его, но я настаиваю на том. чтобы в последнем смысле вовсе не пользовались гипнозом во избежание вреда.
Деятельный сомнамбулизм.Наш мальчик находится теперь в состоянии, которое называется деятельным сомнамбулизмом. Вы возбудили в его воображении иллюзию; иначе сказать, вы • дали ему один предмет, а внушением превратили его в другой, т. е. произвели иллюзию чувств. Затем вы говорите ему: «Давайте уберем змею», и, взяв ее из его рук, вы откладываете ее в сторону. После этого быстро сделайте один или два пасса руками перед его лицом и скажите: «Спите». Это — все, что необходимо для превращения деятельного сомнамбулизма в глубокий сон.
'Обман чувства вкуса.Проведя руками слегка по его ногам, дайте ему с минуту постоять и затем скажите-.. «Вам очень нравятся фрукты. Вы любите яблоки и апельсины. Вот превосходное, чудного сорта яблоко, вы можете его скушать. Вы убедитесь, что вам никогда не приходилось пробовать яблока вкуснее и слаще этого. Возьмите его и кушайте». Вы можете тогда положить ему в руки самую обыкновенную сырую картофелину, и он станет есть ее с явными признаками наслаждения. До этого вы. не требовали, чтобы он говорил с вами, но теперь вы, можете спрашивать его и он будет отвечать. Спросите его, как ему нравится яблоко, и если он не сразу ответит,сделайте ему решительное внушение, что он может также хорошо говорить, как если бы он был совершенно разбужен. Тогда он начнет говорить, что ему яблоко весьма нравится и что ему хотелось бы еще. Таким образом вы возбуждаете в нем обман чувства вкуса.
Временное прекращение чувства обоняния.Продолжая опы ты с тем же мальчиком, вы вскоре сможете довести его до то го, что пи утратит всякое чувство обоняния. Поднесенный под са мый его ... • стакан с крепким нашатырным спиртом -не произ ведет ми 1н и I решительно никакого впечатления. Внушением можно добиться, чтобы он принимал бутылку с нашатырным
спиртом за флакон одеколона и принялся бы с явным удовольствием нюхать его. Числу разнообразных опытов, какие могут быть производимы с обманом чувств, нет конца. Мне никогда не случалось, чтобы мальчик испытывал какую-нибудь неприятность от возбуждения в нем случайных безвредных иллюзий, но частое пользование ими не может быть поощряемо.
Иллюзии как доказательство.Они. полезны лишь потому, что с полною несомненностью доказывают вам существование в человеческом разуме силы, превосходящей обыкновенные восприятия. Они доказывают силу гипнотизма, а также гипнотизера. Этими доказательствами вам надлежит удовлетвориться, не стараясь злоупотреблять ими.
Галлюцинация зрения.Вы можете теперь сказать тому же мальчику после того, как дадите ему немного отдохнуть, приказав спать, как и в предыдущем опыте: «Когда вы откроете глаза, вы увидите на стуле в углу комнаты вашу мать!». Понятно, вы заблаговременно позаботитесь удостовериться, что мать мальчика жива. «Ваша мать пришла посмотреть, что вы поделываете. Вам будет очень приятно увидеть ее и поговорить с нею. Как только вы откроете глаза, вы пройдете по комнате в тот .угол, где она сидит, поговорите с нею и расскажите мне, что она вамсказала. Откройте глаза и ступайте к ней». И мальчик пойдет к своей матери, устремив взгляд на какое-нибудь место вком нате, где, по его предположению, она находится. Сообразно характеру, он заведет с нею длинный или короткий разговор. Если он по природе мальчик разговорчивый, он станет болтать и задавать всевозможные вопросы, обнаруживая в то же время большой интерес к ее ответам. Таким образом, вы вызываете в уме мальчика галлюцинацию, иначе сказав, вего уме рисуете ему картину чего-либо не существующего. Теперь вы понимаете, вчем заключается различие между обманом чувства и галлюцинацией.
Переход сомнамбулизма в сои.Потны подойдете I. мальчику, сделайте плесы перед его ГЛаЭаМИ И Скажите ■ Усните., После этого вы не будете больше бояться гипнотизма и будете засыпать у меня тотчас же, как п положу вам на голову руку иокажу «спите». Теперь не понадобится долго утомлять вас. Вы будете засыпать вовсякое время дин, когда бы я ни захотел или ни приказал вам. Ступайте теперь на кресло и.погрузитесь в глубокий сон. Во времяпоследнего я сделаю вам необходимые внушения, чтобы излечитьвас от привычки клени. Идитечерез
комнату, к креслу и крепко засыпайте. Минут с пять вы дает'е мальчику отдохнуть, соблюдая при этом полнейшую тишину в комнате.
Внушения с воспитательной целью.Затем, с выражением полной уверенности, положите ему на голову руку и скажите: «Вы очень отставали в ученье и были очень ленивым мальчиком. Но не в вашем характере быть ленивым или непокорным, и с, этих пор вы поведете себя совершенно иначе. Вы выкажете быстрые успехи в занятиях, будете слушаться ваших родителей, и сделаетесь во всех отношениях примерным мальчиком. С этих пор ваше здоровье будет хорошим, сами вы будете чувствовать себя сильным, деятельным и будете счастливы. Вы от природы одарены прекрасными, блестящими способностями, и теперь все, что есть в вас доброго, должно обнаружиться. Вы сбросили с себя и совершенно отделались от всякого рода непослушания и лени. — Поспите еще десять минут, а по прошествии этого срока вы проснетесь, не припоминая ничего, что было с вами, но чувствуя себя хорошо во всех отношениях. У вас не останется никаких воспоминаний ни об одном внушении, сделанном вам, и в вашем уме не останется ни малейшего следа тех обманов чувств, какие в вас были вызваны.- Вы.будете в полном смысле слова крепким и здоровым. Спите крепко, и, по прошествии десяти минут, проснитесь сами». Продолжая соблюдать тишину в комнате, вам следует присесть невдалеке от мальчика. По окончании десятимииутного срока, возможно даже ранее, он проснется, чувствуя себя хорошо во всех отношениях.
На случай слишком глубокого сна.Случается, что субъект впадает в столь глубокое "сонное состояние, что не просыпается в условленное время. Тогда вам необходимо лишь- подойти к нему, положить на голову руку и сказать: «Вы вполне отдохнули и чувствуете себя совершенно хорошо. Как только я сосчитаю до трех, вы, полностью пробудившись, встаньте. — Раз, два, три, вставайте!». После этих слов субъект откроет глаза и, пожалуй, изумится, что прошло так много времени с того момента, когда он впервые сел в кресло. Нет вообще никаких причин опасаться, чтобы субъект продолжал спать долее, чем. вы внушили ему, или чтобы вы оказались не в силах разбудить его, если только вы не пренебрежете некоторыми из важнейших указаний, которые буду! даны вам в предлагаемом курсе. Опасность, правда, существует, п надлежит в полной мере проникнуться тем, что при известных обстоятельствах субъект может продолжать спать
35 ;
и не просыпаться, не взирая на все ваши усилия. Позже я укажу вам, по какой причине это может случиться, и в чем вы, как гипнотизер, являетесь при этом ответственным.
УРОК ДЕВЯТЫЙ
Подсознательный разум.До сих пор вам были даны только типичные примеры гипнотизма. Теперь вы подготовлены к дальнейшим наставлениям, разбирающим ту роль, какую в этих явлениях играет подсознательный разум. На простом примере вы скорей всего убедитесь в правильности предположения, что человек обладает не одним лишь сознанием, но что в нем еще существует другое, которое мы назовем подсознанием.
Доказательство двойственности сознания.Вам отлично известен тот факт, что ночью во время сна ваше сознание в главнейших чертах отличается от сознания в состоянии бодрствования. Главное различие состоит в самом его содержании, при чем никто не станет оспаривать относительную бессодержательность снов. Вот этим-то отсутствием мысли (смысла) и отличается главным образом подсознание от сознания. В других отношениях подсознание с. сознанием сходятся близко; было бы даже возможно сказать, что жизнь во сне является почти полной копией жизни в состоянии бодрствования. Представления, создаваемые нашим подсознанием, выливаются; люди, появляющиеся в наших снах как реально существующие, по большей части неизменно те же люди, которых мы знали или знаем. Отсюда мы можем сказать, что в то время, как эти оба состояния разума наяву и во сне, сами па себе, различны, они, тем не менее, тесно связаны друг с другом и имеют известные общие свойства.
Общие свойства.Одно/из этих свойств есть память. По в то время как для человека в состоянии бодрствования память пред ставляет собою изменчивого и не вполне надежного слугу, в под сознательной ЖИЗНИ память иэумитель. >СТра I'. подсознатель ной памяти сохраняются ВОСПОМИНаНИЯ 000 ВССХ событиях и слу чайностях жизни. Это как бы дневник души, и можно было бы думать, что в тот момент, когда сознание в состоянии бодрство вания со всеми своими заботами и страстями оставляет нас, именно эта подсознательная память вызывает удручающие вос поминания. Так люди, внезапно очутившиеся лицом к лицу со смертью, почти в одно мгновение переживают и, как бы в пано-
раме, обозревают всю вереницу событий их прошлой жизни. Завеса, отделяющая сознание от подсознания, бывает иногда из тонкого материала, настолько иногда тонкого, что многие люди большую часть своей бодрствующей жизни проводят в мечтах и в витании, и им, в общем, подсознание даже более свойственно, чем сознание. С помощью гипнотизма мы имеем возможность отдергивать завесу, предоставляя отдельным индивидуумам пользоваться своими подсознательными способностями в полной их силе.
Доверчивость подсознания.Подсознательный разум выражает готовность и желание верить всему, что вы бы не наговорили. Он не задает вопросов и не оспаривает ваших внушений совершенно подобно тому, как вы сами не. боретесь со снами, посещающими вас каждую ночь вашей жизни.
Где покоится сила.Итак, гипнотизм можно охарактеризовать как бездеятельное состояние сознания и деятельное для подсознания, и принять простое решение вопроса, согласившись с доводом, что гипнотизм именно потому является ценной лечебной силой, что индивидуальная сила заключается в подсознательном разуме. Движущая сила покоится именно здесь. Бодрствующий разум приказывает, его приказания запечатлеваются в подсознательном разуме. Подсознание воспринимает, получает, верит полученному внушению и выполняет приказания. Это справедливо как для бодрствующего, так и для гипнотического состояния. Целительная сила покоится в подсознании.
Целительная сила природы.Природа без какой-либо помощи и без всякого побуждения всегда озабочена исцелением недомоганий. Случается, однако, что вследствие ложного направления бодрствующего разума индивидуума подсознательный разум (иначе инстинкт), 'рассудок настолько подавляется заблуждениями и ложными понятиями, что не в силах бороться с окружающими обстоятельствами: гипнотизм же есть ничто иное, как средство для оказания подсознательному разуму помощи извне. Внушения гипнотизера служат как бы путеводного нитью и помощью для подсознательного разума в его борьбе с ошибочными понятиями и в восстановлении действия той целительной силы, которая есть его принадлежность. Это наиразумнейший и наиблагодетельнейший закон.. .
Сила веры.Целительная сила гипноза состоит почти исклю-
37.
чительно в способности пациента воспринимать и верить в укрепляющие лечебные внушения, которые при посредстве гипнотизма предлагаются вниманию подсознательного разума. Припомним, что в бодрствующем состоянии сознания и может быть развиваема самим индивидуумом для своей, личной пользы, в его обращении к самому себе, совершенно тем же путем, каким гипнотизер обращался бы к нему в гипнозе, или может быть, развиваема гипнотизмом, как это было подробно объяснено выше. Здесь мы только ответим, что излечивает ли человек свое нездоровье самостоятельно, или излечивается другим, средства лечения буквально одни и те же, они заключаются в воздействии сознания на подсознание путем внушения. Первый способ лечения мы называем сомовнушением, второй мы зовем гипнотизмом (внушением).
УРОК ДЕСЯТЫЙ
Различие между гипнотическим и естественным сном. Яуже
обращал ваше внимание на повышенную память, обнаруживающуюся во время гипноза. Поэтому вы легко поймете, что и гипноз, и обыкновенный сон нельзя считать за одно и то же. В гипнозе мыслительная способность ненормально обострена. Но, если бы вы оставили субъекта в покое, не сделав ему никакого внушения, он всегда из гипноза перейдет в естественный сон. Следовательно мы можем сказать, что гипноз, проистекая из сна, в сон же вновь и обращается.
Лечение во время естественного сна.Точно так же, как гипноз проистекает из искусственного сна, он может быть вызван и из естественного. Многие родители применяют принципы лечения во сне ради исправления вкоренившихся в их детей дурных привычек. Необходимо условие при этом сонном лечении, чтобы родители или гипнотизер привлекли к себе внимание спящего. Вопрос этот но всей полноте был впервые предложен американской публике в кратком сочинении, написанном мною в июне 1897 г. под'заглавием «Воспитание во время сна», с приведенными в нем случаями исцелений, которых мне удалось достигнуть. Таковы, например, исцеления заикания, непроизвольного мочеиспускания, хореи (пляски св. Вита),- уступавших этому способу лечения. Припомните, что было сказано в предыдущем уроке по поводу покоящейся в подсознательном разуме силы, и вы легко усмотрите основания этого метода.
т.
Способ, применяемый во Франции.Приблизительно по прошествии года после опубликования моего открытия, доктор Полбь Фаре поместил в журналах ряд статей, заключавших в себе мою теорию и ее разработку, вместе с достигнутыми-результатами. Психологами допускается возможность производить этим путем воспитательные и нравственные внушения. Метод, которого надлежит придерживаться, опять тот же, и потому не представляется надобности уделять много места подробностям. Вам было -уже указано, как производятся положительные внушения в предыдущих уроках. Предположим, что у вас есть, сын, который заикается. Привычка эта обычно приобретается детьми вследствие невольного подражания дурному примеру кого-нибудь из знакомых. Для того, чтобы с успехом вылечить от этого, вы прежде всего скажите вашему сыну перед тем как ему идти спать следующее: «Сегодня ночью, когда ты глубоко уснешь, я приду к тебе: и буду с тобой говорить. Тебя не удивит, когда ты меня услышишь, ты не обеспокоишься и не проснешься. Но ты будешь мне отвечать на мои вопросы».
Способ внушения во время сна.Дав ему достаточно времени, чтобы уснуть, вам следует подойти к нему и прилечь с ним рядом, затем начните ласково поглаживать его по лбу стем, чтобы, не развлекая его до степени пробуждения, вложить в его сознание мысль о том, что вы возле него. Всякая неосторожность, конечно, разбудит его, и тогда вам необходимо будет для выполнения этого лечения прибегнуть к точно такому же способу, как если бы вы просто гипнотизировали его. Иначе говоря, вы скажите ему, что все благополучно, что -пусть он тотчас же закроет глаза и снова засыпает. Делайте внушения твердым, выразительным тоном, чтобы он, задремав, быстро погрузился в глубокий сон, и когда вы с ним заговорите вновь, не просыпался бы. Если вы правильно выполните наставление, он не проснется. Тогда вы должны с полным терпением, медленно и постепенно, привлечь его внимание. Вы не должны торопиться или возвышать ваш голос. Говорите очень тихо, но вполне явственно, и при том без торопливости.
Успокоительные внушения.Скажите спокойно: «Ты крепко спишь и не проснешься. Ты слышишь, что я говорю с тобой; что бы я пп сказал тебе, это не потревожит твоего сна. Ты можешь отвечать, когда я буду тебя спрашивать. Хорошо ли ты себя чувствуешь?». Возможно,, что сначала он вам не ответит. Необходимо, чтобы вы настроили его так, чтобы он отвечал вам не просыпаясь, для чего продолжайте спокойно поглаживать
его лоб, постепенно привлекая, таким образом, к себе его внимание. Затем слегка коснитесь пальцем его губ и скажите: «Когда я коснусь пальцем твоих губ, ты будешь чувствовать себя способным говорить, ты можешь сказать «да». По обыкновению, губы мальчика начнут шевелиться и будет казаться, что он силится произнести что-то, но, однако, никакого звука слышно не будет. Когда вы заметите, что он шевелит губами, вы можете повторить ваши внушения и с убеждением сказать ему, что в следующую ночь он легко будет говорить с вами.
Лечение заикания.Тогда приступайте следующим образом к внушениям, необходимым для лечения заикания: «Завтра ты убедишься, что будешь говорить совершенно свободно без какого бы то ни было затруднения. Ты будешь говорить так же хорошо, легко и ясно, как я. Ты не будешь ни заикаться, ни затрудняться в приискании слов»! Повторите ему эти внушения еще раз, выразительно и убежденно; потом уйдите от него. На утро он, по всей вероятности, не будет помнить о том, что вы говорили с ним ночью. В течение дня ваши внушения проникнут через посредство его подсознательной памяти* в его сознательную и он припомнит, что вы говорили и как вы ему говорили. Может также случиться, что он и совершенно не вспомнит ни слова из того, что вы ему говорили, ни тогда, ни впоследствии. Это зависит главным образом, от глубины сна.
Опыт при повторении удается легче.На следующую ночь и впоследствии при ваших разговорах с ним вам окажется уже легче добиться ответов.
Опыт с пассивным сомнамбулизмом.Если вы хотите узнать, до какой степени во время сна ум одного может, оказывать влияние на ум другого, то попробуйте направить сновидение мальчика. Вы можете внушить вашему мальчику, что он военный, находится во главе своих войск. И, он, но время сна, будет распоряжаться, командовать, РУКОВОДИТЬ боем. ВЫ можете внушить
ему, что по пробуждении <>п припомнит I, еле подробности о
неприятеле, и обо1 всем* что ВЫ ему внушали кап бы о происходившем. И утром он подробно расскажет весь свой сон. Но в его памяти совершенно не сохранится то, что это именно вы внушили ему; он будет думать, что это просто обыкновенный сон. Таким же точно путем,'Как вы вносите в его воображение захватывающие картины битвы, вы можете внушить сновидения о приятном -отдыхе или оздоровляющем покое. Закон о восприимчивости — внушением подсознательному разуму — неоспорим. Но дейст-
вие его возможно в разных направлениях. Им можно пользоваться для зла и для добра. Смотрите, не пользуйтесь им иначе, как только с благими намерениями.
УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ
Послегипнотические внушения.В ряду поразительных явлений гипнотизма нет более любопытных и более ошеломляющи* чем те, которые известны под именем послегипнотических внушений. Но если вы тщательно ознакомились с главою, трактующей "о подсознательной памяти, вы отыщите путеводную нить к пониманию изумительного явления этого состояния. .Это будет совершенство памяти, которая .составляет принадлежность под-, сознательного разума.
Как производятся послегипнотические внушения.Чтобы сделать послегипнотнческое внушение', гипнотизер обращается к субъекту, когда последний уже впал в глубокий сон: «Через десять минут после того, как я разбужу вас, вы почувствуете сильное желание надеть шляпу и пойти домой. Вы схватите тогда вашу шляпу, наденете ее и затем останетесь в кресле, разговаривая со мною. Вы не будете знать, что это я внушил вам». В назначенное время, т. е. через десять минут после того, как он будет разбужен, он начнет озираться, ища шляпу. Найдя ее, немедленно наденет на голову и снова сядет в кресло. Если вы спросите его, он совершенно чистосердечно скажет вам; что он не вставал с кресла и что у него' нет на голове шляпы. Если вы снимите с него шляпу и покажете ему ее, он на мгновение почувствует себя озадаченным, но ойравдавшись, скажет «да», он намеревался идти домой.
Субъект старается найти объяснения. Онскорее сделает это, чем согласится повторить, будто он находился под таким сильным влиянием вашего внушения, что выполнил совершенно бессознательно что-либо в бодрствующем состоянии. Он будет со-Знавать, хотя совершенно не помня, о чем вы ему говорили, что вы внушали, по-видимому, сумасбродную вещь.и в этом, как и в прочих случаях, вы неизменно заметите, что субъекту вовсе не нравится казаться простой машиной, выполняющей ваши приказания, и чти он начнет приводить всяческие объяснения, лишь бы казалось, что он отлично знал, что делал.- Субъект в этом случае выполнил послегипнотнческое внушение, и так как серия
41:
подобных опытов допускает большое число видоизменений, то будет лучше рассмотреть их теперь более подробно.
Усиление внушений.С целью сделать послегипнотическое внушение легче исполнимым лучше сочетать его с каким-либо из ваших собственных действий, которое вдвойне подкрепит самое внушение; так, если бы,' например, вы оказали вашему субъекту: «Когда вы увидите, что я ухожу из комнаты, вы сойдете с кресла и переведете стрелки часов на полчаса вперед и после не припомните, что это вы проделали; вы сделаете тогда ваше внушение более легко выполнимым, потому что вы связываете исполнение внушения с другим действием, с вашим уходом из комнаты. Припомнив стойкость подсознательной памяти, вы поймете, что когда вы уходите из комнаты, ваше предварительное внушение возвращается в бодрствующее сознание субъекта в форме импульса, потому что он не отказывался подчиниться ему.
Неудающиеся внушения.Из послегипнотйческих внушений те только не исполняются, на которые субъект сам не соглашался во время сна. Если он принимает внушение и -соглашается его выполнить, то, какое бы послегипнотическое внушение ни было сделано, оно будет исполнено. Но если вы сделаете субъекту внушение, которое не нравится ему, или которое противоречит его понятиям о нравственности, он откажется исполнить его во время самого внушения, и оно не окажет полного впечатления на его подсознательный разум вследствие сопротивления, которым оно было встречено.
Внушения иногда вовсе не воспринимаются.Для того, чтобы внушение было действительно, субъект должен твердо в него поверить и принять. Бывает, что в некоторых случаях даже самые неприятные внушения воспринимаются субъектом и он, по-видимому, против воли, делает известные вещи, какие в бодрствую тем состоянии он ни за что бы не сделал. Но и ВС6ГД1 намечал, что особенно неприятные послегипнотические внушения ни разу не воспринимались, несмотря на настойчивость гипнотизера и на силу внушения. В присутствии гипнотизера субъект иногда, как я говорю, сделает вещи, которые он не сделал бы в бодрствующем состоянии, но в отсутствие последнего он не выполнит внушенные ему действия, если они не нравятся или неприятны ему. Это весьма упрощает процесс и дает ему разумное основание.
Продолжительность времени действия этих внушений.После-гипнотическое внушение может быть выполнено субъектом через неделю, месяц и даже год после того, как оно было сделано, если именно эти сроки были назначены для его выполнения. Это вновь подтверждает совершенство подсознательной памяти.
Так называемый мгновенный гипноз.Вот еще один пример наиболее обычной формы послегипнотических внушений. Им особенно часто пользуются гипнотизеры, дающие публичные представления. Если вы скажете вашему субъекту, когда он загипно- _■ газирован: «Когда я войду в комнату и скажу вам: «спите», то, что бы вы ни делали, вы бросите работу и глубоко уснете». Эффект получится такой, как вы внушили, а именно, что бы субъект ни делал, он погрузится в состояние глубокого сна тотчас же, как войдете в комнату и прикажете ему спать.
Как преодолеть сопротивление субъекта.Случается, что "субъект противится внушению и тогда для гипнотизера он является, пробным камнем его умения вести дело. Если он знает и имеет опытность, оа живо склонит субъекта словесными внушениями, отнюдь не давая ему времени на размышления, притом уверенно, с целью вселить мысль, что если он говорит о чем-нибудь как происходящем, то это и происходит. Допустим, что субъект отказывается принять внушение гипнотизера и показывает головою, говоря: «Я вовсе не хочу спать и вы не в. сила* заставить меня это сделать». Следует положить субъекту на лоб руку, а другой рукой прикрыть ему глаза и сказать: «Как бы • вы ни старались, вы не в состоянии сопротивляться, и вам хочется спать, вы уже начинаете засыпать, теперь вы засыпаете. Спите крепко, стоя на ногах, спите!». И если он притом раза два проведет рукой по лбу субъекта, сон наступит наверное.
Почему настойчивость гипнотизера одерживает верх.Мальчик сомнамбулист — это подвергается внушению.' Он был уже раз загипнотизирован тем же гипнотизером. Его сопротивление ровно ничего не стоит, если гипнотизер понимает, каким образом сделать внушение. Вы всегда сможете загипнотизировать субъекта вторично, если вы уже гипнотизировали его однажды. Единственное' исключение из этого будет, если будете поступать неумело плп захотите сделать нежелательное внушение, ибо в таком случае вы возбудите в субъекте сильную нервозность. В таком случае не только вы, но и никакой другой гипнотизер, применяющий те же самые способы, что ивы, не был бы в со-
стоянии загипнотизировать субъекта. В моей практике это случалось несколько раз, и почти всегда это было результатом нервной раздражительности, вызванной в пациенте сумасбродными опытами и внушениями, каким его подвергали.
В чем заключается опасность.Нужно указать, в чем заключается опасность для гипнотизера, оказавшегося не в состоянии пробудить загипнотизированного субъекта. Вина, как я указал выше, лежит неизменно на гипнотизере. Если бы для опыта стали подвергать субъекта такому внушению, которое противно его натуре и которому он наяву горячо воспротивился бы, он или сразу проснулся бы, или погрузился бы в такой сон, глубочайший, на который ни одно из ваших внушений не произвело бы ни малейшего действия. Он отказывался бы проснуться, ивы не могли бы разбудить его ни одним из известных вам способов.
Что в таком случае делать.Если бы такой случай когда-либо произошел в вашей практике, единственно, что следовало бы делать — оставить в покое вашего субъекта, дав ему проснуться тогда, когда ему заблагорассудится. Не пытайтесь подымать его и не позволяйте, чтобы кто-либо его трогал. Вы можете положить ему на лоб руку и выразительно сказать: «Так как я вижу, что вы не хотите сейчас просыпаться, вы можете спать здесь сколько вам угодно, а когда вы проснетесь, вы будете чувствовать себя вполне хорошо, не испытывая ни малейшей нервозности. Сон этот не повредит вам, и вы можете проснуться, когда вам угодно». Если затем вы предоставите субъекта самому себе, природа сама найдет время вывести его, так сказать, из глубин подсознательной жизни на поверхность.
Важное значение послегшшотических внушений.Послегипно-тическое внушение представляется наиболее ценным из всех явлений гипнотизма по причине длительности его действия на наше подсознание. Обычные внушения, которые вы делаете каждому из ваших пациентов, вроде: «По пробуждений вы будете
чувствовать намного лучше, и улучше.. ! будет непрерывным»,
— ничто иное, как послегшиютичеекое внушение, так как оно имеет дело с тем состоянием сознании, какое наступает после того, как гипноз окончился. Вы легко поймете отсюда всю важность после-гипнотического внушения.
УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ
Каталепсия.В гипнотизме наблюдается состояние, известное
под именем каталепсии, которое часто демонстрируется гипнотизерами на публичных сеансах, но'я вас убедительно прошу отнюдь не производите этого. Те из вас, кому случалось видеть гипнотические сеансы, наверное бывали свидетелями такого рода зрелища: слабого сложения мужчина или женщина выдерживает на своем теле тяжесть в несколько сот фунтов, лежа между двумя стульями, опираясь на них только головою и ногами. Это явление мышечного оцепенения, при этом с практикой некоторыми субъектами развивается необычайная степень упругости.
Как она вызывается.Каталепсия вызывается следующим образом. Предположим, вы имеете дело с тем же самым мальчиком, которого вы уже усыпляли, и в котором вы вызывали обманы чувств, подробно описанные в преподанных уроках. Вы делаете теперь снова руками повторные пассы вдоль его тела, от головы до ног, и говорите ему: «Вы становитесь совершенно твердым; вы уже более не мальчик, а кусок железа, и сами не в состоянии разгибаться. Куда бы я вас ни положил или как бы вас ни поставил, вы останетесь твердым, как железо». Затем вы подхватываете мальчика, откинувшегося назад прямо вам на руки и кладете его на два стула так, чтобы его голова лежала на одном, а ноги на другом, и вы получите типичную картину показной каталепсии. Вы заметите у него усиленное биение пульса, но других указаний на испытываемое им напряжение возможно вы и не заметите. Затем вы ему скажите: «Вы не чувст-•вуете ни малейшего напряжения. Вы могли бы выдержать любую тяжесть, какую я вздумал бы положить на вас». Эффект, проводимый на зрителя, бывает иногда ошеломляющий. Возможно, что он попытается проделать это сам в бодрствующем состоянии м будет поражен испытываемым им затруднением поддер живать себя в таком положении.
Опасность такого состояния.Но, хотя это каталепсическое явление и служит прекрасным доказательством некоторых особенных свойств'тела, призываемых в действие внушением, тем не менее каталепсия представляет собой серьезную опасность, о которой, сколько мне известно, ни один гипнотизер и ни одна книга „по гипнотизму никогда еще не упоминала. Дело в том, чта привычка к частому и продолжительному доведению мускулов до полного оцепенения во время сна может, подобно другим, привычкам, укорениться в исполнителе.
Непроизвольное наступление каталепсии.Опасность постоянного вызывания каталепсии заключается в" том, что субъекту может присниться, (во время естественного сна), что над ним производят опыт каталепсии. Когда он перейдет в состояние мускульного оцепенения, которое способно продлиться несколько часов, и из которого, может случиться, его нельзя будет вывести. Такое мускульное напряжение ни для кого не может быть полезно, для нервных же людей оно безусловно вредно. Несколько простейших опытов с каталепсией не причинят, конечно, никакого вреда, но все, что уже имеет признаки бесчеловечности, хотя бы в самой слабой мере, наверное отзовется на гипнотизируемом и повлечет, может быть, за собою серьезные для него по следствия.
»
УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|