Сделай Сам Свою Работу на 5

Первые признаки каталепсии или мышечной окоченелости.





Вы можете проделать то же с другой рукой, сделать обе руки и ,даже обе нош негнущимися, лишь бы только это не могло по­вредить здоровью мальчика.

Устранение окоченелости.Когда все его конечности вытяну­ты горизонтально таким образом, вы можете сказать ему: «Те­перь я постепенно устраню это влияние и освобожу вашу левую руку, сделав несколько движений (пассов) над нею от кисти к плечу». Сделайте пассы, потом скажите: «Теперь она ослабла, свободна и вы можете опустить ее». То же проделайте и с дру­гой рукой. Всегда старайтесь при этом опыте вполне удалить из ума пациента всякое впечатление о мышечной окоченелости, ко­торую вы могли вселить во время опыта. Повторяйте ему: «Вы. крепко спите, и вы сделаете то, что я велю вам сделать. Никто . не может вас разбудить, кроме меня».

Действие ваших внушений.Вы теперь показали на этом маль­чике власть, которую вы имеете над его мышечной системой. Вашими повторными внушениями, что он не может делать того, что в хвоем обычном состоянии он мог делать, вы ввели в его ум мысль, что для него невозможно, например, опустить руку. Следствием этого было то, что при повторении внушения он стал верить. Он стал верить, что то, что вы говорите — действитель­но так, и. поэтому он видит себя до известной степени в борьбе с самим собою. Может быть, он сделает то, что часто делают па-1 циенты, а именно: станет напрягать усилие, чтобы опустить ру­ку, но благодаря тому, что он верит, что не может этого сделать, си и не в состоянии будет этого сделать. Теперь вы начнете по­нимать силу настойчивого внушения, введенного в ум в такую пору, когда рассуждающие способности 'стеснены в своей дея­тельности.



Его разум поражен.Пока мальчик сильно дремлет, сонлив, он не рассуждает, как рассуждал бы в состоянии бодрствования. Поэтому он только принимает заверение, что он не может опус-тить руки, и отказывается произвести попытку. Его мозг нахо­ди ген тогда в состоянии восприимчивости для дальнейших вну­шении, и им можете продолжать какие угрдно опыты, которые придут п.им и голову на пути обнаружения дальнейшей власти над мышцами нашего маленького пациента.

ЗД


Дальнейшие доказательства восприимчивости его ума.Для



примера, точно таким же образом, каким вы доказали, к его
удовольствию или неудовольствию, что он не мог опустить руку,
вы можете доказать ему и другим присутствующим, что он не
может открыть глаза, закрыть рот, не может двинуться с какого-
либо места на полу, когда вы скажете, что он прирос к послед-/
нему и не способен двинуться. /

Г Сон встоячем положении.Затем вы поставите на ноги и ска­жете быстро проводя руками от его головы вдоль плеч и рун вниз к ногам и обратно, слегка касаясь платья и повторяя не­сколько раз этот двойной взмах (вниз и вверх: «Вы можете спать так же спокойно и: так же крепко, стоя на ногах, как и сидя в кресле. Вы откроете глаза, когда я велю вам открыть их и вы увидите то, что я вам велю увидеть. Вы также будете" чувство­вать то, что я вам велю чувствовать, все будет для вас действи­тельностью». Потом скажите: «Хотя бы я и велел вам открыть глаза, вы, однако, не проснетесь; вы все еще будете спать; вы увидите некоторые очень забавные вещи, но вы их не испугае­тесь, и не будете удивлены, как они сюда явились; вы только бу­дете знать, что вы их видите и что они для вас действительно су­ществуют».

Команда быстрых, настойчивых внушений.При этом опыте необходимо, чтобы вы говорили быстро и без колебаний. Необ­ходимо, чтобы в уме мальчика сразу запечатлевалось как факт то, о чем вы говорите. Если вы колеблетесь или произносите слова неуверенным тоном, вы рискуете тем, что дадите ему са­мому повод к каким-либо вопросам или к какому-либо сомнению. Ваша обязанность только внушать.

Опытс обманом чувства зрения. Затем вы берете обыкновен­ную трость или палку и вкладываете ее в. руки мальчика, говоря: «Вы не боитесь змей. Вам всегда хотелось поиграть со змеей. Откройте глаза и взгляните на змею, которую я положил вам в руки. Она вас не ужалит и боли вам не причинит. 13ы НИСКОЛЬ



ко ее не страшитесь. Крепче держите ее, а |п она выскользнет».

Мальчик открывает глаза И, имеет палки ВИДИТ, пак ему ка­жется, змею, но так как ВЫ ВНУШИЛИ ему, нто он не будет бо­яться, то он, при виде Пресмыкающегося, не только не испыты­вает никакого чувства отвращения либо боязни, но будет даже с нежностью его ласкать. Если бы вам вздумалось, вы могли бы внезапно обратить это нежное настроение в чувство страха прос-


тым восклицанием: «Берегитесь, она может ужалить вас!». На сцене все гипнотизеры, обыкновенно, именно таким образом иг­рают с разнородными чувствами страха или ласки субъектов.

Не вызывайте в субъектах чувство страха.Одинаковым об­разом можно демонстрировать силу гипнотизма, при­бегая к помощи испытаний, которые для субъекта приятны, так же, как и к помощи устрашающих его, но я настаиваю на том. чтобы в последнем смысле вовсе не пользовались гипнозом во избежание вреда.

Деятельный сомнамбулизм.Наш мальчик находится теперь в состоянии, которое называется деятельным сомнамбулизмом. Вы возбудили в его воображении иллюзию; иначе сказать, вы • дали ему один предмет, а внушением превратили его в другой, т. е. произвели иллюзию чувств. Затем вы говорите ему: «Да­вайте уберем змею», и, взяв ее из его рук, вы откладываете ее в сторону. После этого быстро сделайте один или два пасса ру­ками перед его лицом и скажите: «Спите». Это — все, что не­обходимо для превращения деятельного сомнамбулизма в глубо­кий сон.

'Обман чувства вкуса.Проведя руками слегка по его ногам, дайте ему с минуту постоять и затем скажите-.. «Вам очень нра­вятся фрукты. Вы любите яблоки и апельсины. Вот превосход­ное, чудного сорта яблоко, вы можете его скушать. Вы убеди­тесь, что вам никогда не приходилось пробовать яблока вкуснее и слаще этого. Возьмите его и кушайте». Вы можете тогда по­ложить ему в руки самую обыкновенную сырую картофелину, и он станет есть ее с явными признаками наслаждения. До этого вы. не требовали, чтобы он говорил с вами, но теперь вы, можете спрашивать его и он будет отвечать. Спросите его, как ему нра­вится яблоко, и если он не сразу ответит,сделайте ему решитель­ное внушение, что он может также хорошо говорить, как если бы он был совершенно разбужен. Тогда он начнет говорить, что ему яблоко весьма нравится и что ему хотелось бы еще. Таким образом вы возбуждаете в нем обман чувства вкуса.

Временное прекращение чувства обоняния.Продолжая опы­
ты с тем же мальчиком, вы вскоре сможете довести его до то­
го, что пи утратит всякое чувство обоняния. Поднесенный под са­
мый его ... • стакан с крепким нашатырным спиртом -не произ­
ведет ми 1н и I решительно никакого впечатления. Внушением
можно добиться, чтобы он принимал бутылку с нашатырным


спиртом за флакон одеколона и принялся бы с явным удоволь­ствием нюхать его. Числу разнообразных опытов, какие могут быть производимы с обманом чувств, нет конца. Мне никогда не случалось, чтобы мальчик испытывал какую-нибудь неприят­ность от возбуждения в нем случайных безвредных иллюзий, но частое пользование ими не может быть поощряемо.

Иллюзии как доказательство.Они. полезны лишь потому, что с полною несомненностью доказывают вам существование в человеческом разуме силы, превосходящей обыкновенные вос­приятия. Они доказывают силу гипнотизма, а также гипнотизера. Этими доказательствами вам надлежит удовлетвориться, не ста­раясь злоупотреблять ими.

Галлюцинация зрения.Вы можете теперь сказать тому же мальчику после того, как дадите ему немного отдохнуть, прика­зав спать, как и в предыдущем опыте: «Когда вы откроете гла­за, вы увидите на стуле в углу комнаты вашу мать!». Понятно, вы заблаговременно позаботитесь удостовериться, что мать маль­чика жива. «Ваша мать пришла посмотреть, что вы поделывае­те. Вам будет очень приятно увидеть ее и поговорить с нею. Как только вы откроете глаза, вы пройдете по комнате в тот .угол, где она сидит, поговорите с нею и расскажите мне, что она вамсказала. Откройте глаза и ступайте к ней». И мальчик пойдет к своей матери, устремив взгляд на какое-нибудь место вком нате, где, по его предположению, она находится. Сообразно ха­рактеру, он заведет с нею длинный или короткий разговор. Ес­ли он по природе мальчик разговорчивый, он станет болтать и задавать всевозможные вопросы, обнаруживая в то же время большой интерес к ее ответам. Таким образом, вы вызываете в уме мальчика галлюцинацию, иначе сказав, вего уме рисуете ему картину чего-либо не существующего. Теперь вы понимаете, вчем заключается различие между обманом чувства и галлюци­нацией.

Переход сомнамбулизма в сои.Потны подойдете I. мальчи­ку, сделайте плесы перед его ГЛаЭаМИ И Скажите ■ Усните., Пос­ле этого вы не будете больше бояться гипнотизма и будете засы­пать у меня тотчас же, как п положу вам на голову руку иока­жу «спите». Теперь не понадобится долго утомлять вас. Вы бу­дете засыпать вовсякое время дин, когда бы я ни захотел или ни приказал вам. Ступайте теперь на кресло и.погрузитесь в глубокий сон. Во времяпоследнего я сделаю вам необходимые внушения, чтобы излечитьвас от привычки клени. Идитечерез


комнату, к креслу и крепко засыпайте. Минут с пять вы дает'е мальчику отдохнуть, соблюдая при этом полнейшую тишину в комнате.

Внушения с воспитательной целью.Затем, с выражением полной уверенности, положите ему на голову руку и скажите: «Вы очень отставали в ученье и были очень ленивым мальчиком. Но не в вашем характере быть ленивым или непокорным, и с, этих пор вы поведете себя совершенно иначе. Вы выкажете быст­рые успехи в занятиях, будете слушаться ваших родителей, и сделаетесь во всех отношениях примерным мальчиком. С этих пор ваше здоровье будет хорошим, сами вы будете чувствовать себя сильным, деятельным и будете счастливы. Вы от природы одарены прекрасными, блестящими способностями, и теперь все, что есть в вас доброго, должно обнаружиться. Вы сбросили с себя и совершенно отделались от всякого рода непослушания и лени. — Поспите еще десять минут, а по прошествии этого сро­ка вы проснетесь, не припоминая ничего, что было с вами, но чувствуя себя хорошо во всех отношениях. У вас не останется никаких воспоминаний ни об одном внушении, сделанном вам, и в вашем уме не останется ни малейшего следа тех обманов чувств, какие в вас были вызваны.- Вы.будете в полном смысле слова крепким и здоровым. Спите крепко, и, по прошествии де­сяти минут, проснитесь сами». Продолжая соблюдать тишину в комнате, вам следует присесть невдалеке от мальчика. По окон­чании десятимииутного срока, возможно даже ранее, он проснет­ся, чувствуя себя хорошо во всех отношениях.

На случай слишком глубокого сна.Случается, что субъект впадает в столь глубокое "сонное состояние, что не просыпается в условленное время. Тогда вам необходимо лишь- подойти к не­му, положить на голову руку и сказать: «Вы вполне отдохнули и чувствуете себя совершенно хорошо. Как только я сосчитаю до трех, вы, полностью пробудившись, встаньте. — Раз, два, три, вставайте!». После этих слов субъект откроет глаза и, пожалуй, изумится, что прошло так много времени с того момента, когда он впервые сел в кресло. Нет вообще никаких причин опасать­ся, чтобы субъект продолжал спать долее, чем. вы внушили ему, или чтобы вы оказались не в силах разбудить его, если только вы не пренебрежете некоторыми из важнейших указаний, кото­рые буду! даны вам в предлагаемом курсе. Опасность, правда, существует, п надлежит в полной мере проникнуться тем, что при известных обстоятельствах субъект может продолжать спать

35 ;


и не просыпаться, не взирая на все ваши усилия. Позже я ука­жу вам, по какой причине это может случиться, и в чем вы, как гипнотизер, являетесь при этом ответственным.

УРОК ДЕВЯТЫЙ

Подсознательный разум.До сих пор вам были даны только типичные примеры гипнотизма. Теперь вы подготовлены к даль­нейшим наставлениям, разбирающим ту роль, какую в этих яв­лениях играет подсознательный разум. На простом примере вы скорей всего убедитесь в правильности предположения, что чело­век обладает не одним лишь сознанием, но что в нем еще суще­ствует другое, которое мы назовем подсознанием.

Доказательство двойственности сознания.Вам отлично из­вестен тот факт, что ночью во время сна ваше сознание в глав­нейших чертах отличается от сознания в состоянии бодрствова­ния. Главное различие состоит в самом его содержании, при чем никто не станет оспаривать относительную бессодержатель­ность снов. Вот этим-то отсутствием мысли (смысла) и отличает­ся главным образом подсознание от сознания. В других отноше­ниях подсознание с. сознанием сходятся близко; было бы даже возможно сказать, что жизнь во сне является почти полной ко­пией жизни в состоянии бодрствования. Представления, созда­ваемые нашим подсознанием, выливаются; люди, появляющи­еся в наших снах как реально существующие, по большей части неизменно те же люди, которых мы знали или знаем. Отсюда мы можем сказать, что в то время, как эти оба состояния разума наяву и во сне, сами па себе, различны, они, тем не менее, тес­но связаны друг с другом и имеют известные общие свойства.

Общие свойства.Одно/из этих свойств есть память. По в то
время как для человека в состоянии бодрствования память пред­
ставляет собою изменчивого и не вполне надежного слугу, в под
сознательной ЖИЗНИ память иэумитель. >СТра I'. подсознатель­
ной памяти сохраняются ВОСПОМИНаНИЯ 000 ВССХ событиях и слу­
чайностях жизни. Это как бы дневник души, и можно было бы
думать, что в тот момент, когда сознание в состоянии бодрство­
вания со всеми своими заботами и страстями оставляет нас,
именно эта подсознательная память вызывает удручающие вос­
поминания. Так люди, внезапно очутившиеся лицом к лицу со
смертью, почти в одно мгновение переживают и, как бы в пано-


раме, обозревают всю вереницу событий их прошлой жизни. За­веса, отделяющая сознание от подсознания, бывает иногда из тонкого материала, настолько иногда тонкого, что многие люди большую часть своей бодрствующей жизни проводят в мечтах и в витании, и им, в общем, подсознание даже более свойствен­но, чем сознание. С помощью гипнотизма мы имеем возможность отдергивать завесу, предоставляя отдельным индивидуумам поль­зоваться своими подсознательными способностями в полной их силе.

Доверчивость подсознания.Подсознательный разум выража­ет готовность и желание верить всему, что вы бы не наговорили. Он не задает вопросов и не оспаривает ваших внушений совер­шенно подобно тому, как вы сами не. боретесь со снами, посе­щающими вас каждую ночь вашей жизни.

Где покоится сила.Итак, гипнотизм можно охарактеризовать как бездеятельное состояние сознания и деятельное для подсозна­ния, и принять простое решение вопроса, согласившись с дово­дом, что гипнотизм именно потому является ценной лечебной си­лой, что индивидуальная сила заключается в подсознательном разуме. Движущая сила покоится именно здесь. Бодрствующий разум приказывает, его приказания запечатлеваются в подсозна­тельном разуме. Подсознание воспринимает, получает, верит по­лученному внушению и выполняет приказания. Это справедливо как для бодрствующего, так и для гипнотического состояния. Це­лительная сила покоится в подсознании.

Целительная сила природы.Природа без какой-либо помощи и без всякого побуждения всегда озабочена исцелением недомо­ганий. Случается, однако, что вследствие ложного направления бодрствующего разума индивидуума подсознательный разум (иначе инстинкт), 'рассудок настолько подавляется заблуждения­ми и ложными понятиями, что не в силах бороться с окружаю­щими обстоятельствами: гипнотизм же есть ничто иное, как средство для оказания подсознательному разуму помощи извне. Внушения гипнотизера служат как бы путеводного нитью и по­мощью для подсознательного разума в его борьбе с ошибочны­ми понятиями и в восстановлении действия той целительной си­лы, которая есть его принадлежность. Это наиразумнейший и наиблагодетельнейший закон.. .

Сила веры.Целительная сила гипноза состоит почти исклю-

37.


чительно в способности пациента воспринимать и верить в ук­репляющие лечебные внушения, которые при посредстве гипно­тизма предлагаются вниманию подсознательного разума. При­помним, что в бодрствующем состоянии сознания и может быть развиваема самим индивидуумом для своей, личной пользы, в его обращении к самому себе, совершенно тем же путем, каким гипнотизер обращался бы к нему в гипнозе, или может быть, развиваема гипнотизмом, как это было подробно объяснено вы­ше. Здесь мы только ответим, что излечивает ли человек свое нездоровье самостоятельно, или излечивается другим, средства лечения буквально одни и те же, они заключаются в воздействии сознания на подсознание путем внушения. Первый способ лече­ния мы называем сомовнушением, второй мы зовем гипнотизмом (внушением).

УРОК ДЕСЯТЫЙ

Различие между гипнотическим и естественным сном. Яуже

обращал ваше внимание на повышенную память, обнаруживаю­щуюся во время гипноза. Поэтому вы легко поймете, что и гип­ноз, и обыкновенный сон нельзя считать за одно и то же. В гипнозе мыслительная способность ненормально обострена. Но, если бы вы оставили субъекта в покое, не сделав ему никакого внушения, он всегда из гипноза перейдет в естественный сон. Следовательно мы можем сказать, что гипноз, проистекая из сна, в сон же вновь и обращается.

Лечение во время естественного сна.Точно так же, как гип­ноз проистекает из искусственного сна, он может быть вызван и из естественного. Многие родители применяют принципы ле­чения во сне ради исправления вкоренившихся в их детей дур­ных привычек. Необходимо условие при этом сонном лечении, чтобы родители или гипнотизер привлекли к себе внимание спя­щего. Вопрос этот но всей полноте был впервые предложен аме­риканской публике в кратком сочинении, написанном мною в июне 1897 г. под'заглавием «Воспитание во время сна», с приведенными в нем случаями исцелений, которых мне удалось достигнуть. Таковы, например, исцеления заикания, непроизволь­ного мочеиспускания, хореи (пляски св. Вита),- уступавших это­му способу лечения. Припомните, что было сказано в предыду­щем уроке по поводу покоящейся в подсознательном разуме си­лы, и вы легко усмотрите основания этого метода.

т.


Способ, применяемый во Франции.Приблизительно по про­шествии года после опубликования моего открытия, доктор Полбь Фаре поместил в журналах ряд статей, заключавших в себе мою теорию и ее разработку, вместе с достигнутыми-результатами. Психологами допускается возможность производить этим путем воспитательные и нравственные внушения. Метод, которого над­лежит придерживаться, опять тот же, и потому не представляется надобности уделять много места подробностям. Вам было -уже указано, как производятся положительные внушения в предыду­щих уроках. Предположим, что у вас есть, сын, который заика­ется. Привычка эта обычно приобретается детьми вследствие не­вольного подражания дурному примеру кого-нибудь из знакомых. Для того, чтобы с успехом вылечить от этого, вы прежде всего скажите вашему сыну перед тем как ему идти спать следую­щее: «Сегодня ночью, когда ты глубоко уснешь, я приду к тебе: и буду с тобой говорить. Тебя не удивит, когда ты меня услы­шишь, ты не обеспокоишься и не проснешься. Но ты будешь мне отвечать на мои вопросы».

Способ внушения во время сна.Дав ему достаточно времени, чтобы уснуть, вам следует подойти к нему и прилечь с ним ря­дом, затем начните ласково поглаживать его по лбу стем, что­бы, не развлекая его до степени пробуждения, вложить в его сознание мысль о том, что вы возле него. Всякая неосторожность, конечно, разбудит его, и тогда вам необходимо будет для выпол­нения этого лечения прибегнуть к точно такому же способу, как если бы вы просто гипнотизировали его. Иначе говоря, вы ска­жите ему, что все благополучно, что -пусть он тотчас же закроет глаза и снова засыпает. Делайте внушения твердым, выразитель­ным тоном, чтобы он, задремав, быстро погрузился в глубокий сон, и когда вы с ним заговорите вновь, не просыпался бы. Если вы правильно выполните наставление, он не проснется. Тогда вы должны с полным терпением, медленно и постепенно, при­влечь его внимание. Вы не должны торопиться или возвышать ваш голос. Говорите очень тихо, но вполне явственно, и при том без торопливости.

Успокоительные внушения.Скажите спокойно: «Ты крепко спишь и не проснешься. Ты слышишь, что я говорю с тобой; что бы я пп сказал тебе, это не потревожит твоего сна. Ты мо­жешь отвечать, когда я буду тебя спрашивать. Хорошо ли ты себя чувствуешь?». Возможно,, что сначала он вам не ответит. Необходимо, чтобы вы настроили его так, чтобы он отвечал вам не просыпаясь, для чего продолжайте спокойно поглаживать


его лоб, постепенно привлекая, таким образом, к себе его вни­мание. Затем слегка коснитесь пальцем его губ и скажите: «Ког­да я коснусь пальцем твоих губ, ты будешь чувствовать себя способным говорить, ты можешь сказать «да». По обыкновению, губы мальчика начнут шевелиться и будет казаться, что он си­лится произнести что-то, но, однако, никакого звука слышно не будет. Когда вы заметите, что он шевелит губами, вы можете повторить ваши внушения и с убеждением сказать ему, что в следующую ночь он легко будет говорить с вами.

Лечение заикания.Тогда приступайте следующим образом к внушениям, необходимым для лечения заикания: «Завтра ты убедишься, что будешь говорить совершенно свободно без како­го бы то ни было затруднения. Ты будешь говорить так же хоро­шо, легко и ясно, как я. Ты не будешь ни заикаться, ни затруд­няться в приискании слов»! Повторите ему эти внушения еще раз, выразительно и убежденно; потом уйдите от него. На утро он, по всей вероятности, не будет помнить о том, что вы говори­ли с ним ночью. В течение дня ваши внушения проникнут через посредство его подсознательной памяти* в его сознательную и он припомнит, что вы говорили и как вы ему говорили. Может так­же случиться, что он и совершенно не вспомнит ни слова из того, что вы ему говорили, ни тогда, ни впоследствии. Это зависит главным образом, от глубины сна.

Опыт при повторении удается легче.На следующую ночь и впоследствии при ваших разговорах с ним вам окажется уже легче добиться ответов.

Опыт с пассивным сомнамбулизмом.Если вы хотите узнать, до какой степени во время сна ум одного может, оказывать влия­ние на ум другого, то попробуйте направить сновидение мальчи­ка. Вы можете внушить вашему мальчику, что он военный, на­ходится во главе своих войск. И, он, но время сна, будет распо­ряжаться, командовать, РУКОВОДИТЬ боем. ВЫ можете внушить

ему, что по пробуждении <>п припомнит I, еле подробности о

неприятеле, и обо1 всем* что ВЫ ему внушали кап бы о происхо­дившем. И утром он подробно расскажет весь свой сон. Но в его памяти совершенно не сохранится то, что это именно вы внуши­ли ему; он будет думать, что это просто обыкновенный сон. Таким же точно путем,'Как вы вносите в его воображение захватываю­щие картины битвы, вы можете внушить сновидения о приятном -отдыхе или оздоровляющем покое. Закон о восприимчивости — внушением подсознательному разуму — неоспорим. Но дейст-


вие его возможно в разных направлениях. Им можно пользоваться для зла и для добра. Смотрите, не пользуйтесь им иначе, как только с благими намерениями.

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ

Послегипнотические внушения.В ряду поразительных явле­ний гипнотизма нет более любопытных и более ошеломляющи* чем те, которые известны под именем послегипнотических вну­шений. Но если вы тщательно ознакомились с главою, трактую­щей "о подсознательной памяти, вы отыщите путеводную нить к пониманию изумительного явления этого состояния. .Это будет совершенство памяти, которая .составляет принадлежность под-, сознательного разума.

Как производятся послегипнотические внушения.Чтобы сде­лать послегипнотнческое внушение', гипнотизер обращается к субъекту, когда последний уже впал в глубокий сон: «Через де­сять минут после того, как я разбужу вас, вы почувствуете силь­ное желание надеть шляпу и пойти домой. Вы схватите тогда вашу шляпу, наденете ее и затем останетесь в кресле, разгова­ривая со мною. Вы не будете знать, что это я внушил вам». В назначенное время, т. е. через десять минут после того, как он будет разбужен, он начнет озираться, ища шляпу. Найдя ее, немедленно наденет на голову и снова сядет в кресло. Если вы спросите его, он совершенно чистосердечно скажет вам; что он не вставал с кресла и что у него' нет на голове шляпы. Если вы снимите с него шляпу и покажете ему ее, он на мгновение по­чувствует себя озадаченным, но ойравдавшись, скажет «да», он намеревался идти домой.

Субъект старается найти объяснения. Онскорее сделает это, чем согласится повторить, будто он находился под таким силь­ным влиянием вашего внушения, что выполнил совершенно бес­сознательно что-либо в бодрствующем состоянии. Он будет со-Знавать, хотя совершенно не помня, о чем вы ему говорили, что вы внушали, по-видимому, сумасбродную вещь.и в этом, как и в прочих случаях, вы неизменно заметите, что субъекту вовсе не нравится казаться простой машиной, выполняющей ваши при­казания, и чти он начнет приводить всяческие объяснения, лишь бы казалось, что он отлично знал, что делал.- Субъект в этом случае выполнил послегипнотнческое внушение, и так как серия

41:


подобных опытов допускает большое число видоизменений, то будет лучше рассмотреть их теперь более подробно.

Усиление внушений.С целью сделать послегипнотическое внушение легче исполнимым лучше сочетать его с каким-либо из ваших собственных действий, которое вдвойне подкрепит са­мое внушение; так, если бы,' например, вы оказали вашему субъ­екту: «Когда вы увидите, что я ухожу из комнаты, вы сойдете с кресла и переведете стрелки часов на полчаса вперед и после не припомните, что это вы проделали; вы сделаете тогда ваше внушение более легко выполнимым, потому что вы связываете исполнение внушения с другим действием, с вашим уходом из комнаты. Припомнив стойкость подсознательной памяти, вы пой­мете, что когда вы уходите из комнаты, ваше предварительное внушение возвращается в бодрствующее сознание субъекта в форме импульса, потому что он не отказывался подчиниться ему.

Неудающиеся внушения.Из послегипнотйческих внушений те только не исполняются, на которые субъект сам не соглашал­ся во время сна. Если он принимает внушение и -соглашается его выполнить, то, какое бы послегипнотическое внушение ни было сделано, оно будет исполнено. Но если вы сделаете субъ­екту внушение, которое не нравится ему, или которое противоре­чит его понятиям о нравственности, он откажется исполнить его во время самого внушения, и оно не окажет полного впечатле­ния на его подсознательный разум вследствие сопротивления, которым оно было встречено.

Внушения иногда вовсе не воспринимаются.Для того, чтобы внушение было действительно, субъект должен твердо в него по­верить и принять. Бывает, что в некоторых случаях даже самые неприятные внушения воспринимаются субъектом и он, по-види­мому, против воли, делает известные вещи, какие в бодрствую тем состоянии он ни за что бы не сделал. Но и ВС6ГД1 намечал, что особенно неприятные послегипнотические внушения ни разу не воспринимались, несмотря на настойчивость гипнотизера и на силу внушения. В присутствии гипнотизера субъект иногда, как я говорю, сделает вещи, которые он не сделал бы в бодрству­ющем состоянии, но в отсутствие последнего он не выполнит внушенные ему действия, если они не нравятся или неприятны ему. Это весьма упрощает процесс и дает ему разумное основа­ние.


Продолжительность времени действия этих внушений.После-гипнотическое внушение может быть выполнено субъектом через неделю, месяц и даже год после того, как оно было сделано, ес­ли именно эти сроки были назначены для его выполнения. Это вновь подтверждает совершенство подсознательной памяти.

Так называемый мгновенный гипноз.Вот еще один пример наиболее обычной формы послегипнотических внушений. Им осо­бенно часто пользуются гипнотизеры, дающие публичные пред­ставления. Если вы скажете вашему субъекту, когда он загипно- _■ газирован: «Когда я войду в комнату и скажу вам: «спите», то, что бы вы ни делали, вы бросите работу и глубоко уснете». Эф­фект получится такой, как вы внушили, а именно, что бы субъ­ект ни делал, он погрузится в состояние глубокого сна тотчас же, как войдете в комнату и прикажете ему спать.

Как преодолеть сопротивление субъекта.Случается, что "субъект противится внушению и тогда для гипнотизера он явля­ется, пробным камнем его умения вести дело. Если он знает и имеет опытность, оа живо склонит субъекта словесными внуше­ниями, отнюдь не давая ему времени на размышления, притом уверенно, с целью вселить мысль, что если он говорит о чем-ни­будь как происходящем, то это и происходит. Допустим, что субъект отказывается принять внушение гипнотизера и показы­вает головою, говоря: «Я вовсе не хочу спать и вы не в. сила* заставить меня это сделать». Следует положить субъекту на лоб руку, а другой рукой прикрыть ему глаза и сказать: «Как бы • вы ни старались, вы не в состоянии сопротивляться, и вам хо­чется спать, вы уже начинаете засыпать, теперь вы засыпаете. Спите крепко, стоя на ногах, спите!». И если он притом раза два проведет рукой по лбу субъекта, сон наступит наверное.

Почему настойчивость гипнотизера одерживает верх.Маль­чик сомнамбулист — это подвергается внушению.' Он был уже раз загипнотизирован тем же гипнотизером. Его сопротивление ровно ничего не стоит, если гипнотизер понимает, каким образом сделать внушение. Вы всегда сможете загипнотизировать субъек­та вторично, если вы уже гипнотизировали его однажды. Един­ственное' исключение из этого будет, если будете поступать не­умело плп захотите сделать нежелательное внушение, ибо в та­ком случае вы возбудите в субъекте сильную нервозность. В таком случае не только вы, но и никакой другой гипнотизер, применяющий те же самые способы, что ивы, не был бы в со-


стоянии загипнотизировать субъекта. В моей практике это слу­чалось несколько раз, и почти всегда это было результатом нервной раздражительности, вызванной в пациенте сумасброд­ными опытами и внушениями, каким его подвергали.

В чем заключается опасность.Нужно указать, в чем заклю­чается опасность для гипнотизера, оказавшегося не в состоянии пробудить загипнотизированного субъекта. Вина, как я указал выше, лежит неизменно на гипнотизере. Если бы для опыта ста­ли подвергать субъекта такому внушению, которое противно его натуре и которому он наяву горячо воспротивился бы, он или сразу проснулся бы, или погрузился бы в такой сон, глубочай­ший, на который ни одно из ваших внушений не произвело бы ни малейшего действия. Он отказывался бы проснуться, ивы не могли бы разбудить его ни одним из известных вам способов.

Что в таком случае делать.Если бы такой случай когда-либо произошел в вашей практике, единственно, что следовало бы де­лать — оставить в покое вашего субъекта, дав ему проснуться тогда, когда ему заблагорассудится. Не пытайтесь подымать его и не позволяйте, чтобы кто-либо его трогал. Вы можете поло­жить ему на лоб руку и выразительно сказать: «Так как я ви­жу, что вы не хотите сейчас просыпаться, вы можете спать здесь сколько вам угодно, а когда вы проснетесь, вы будете чувство­вать себя вполне хорошо, не испытывая ни малейшей нервозно­сти. Сон этот не повредит вам, и вы можете проснуться, когда вам угодно». Если затем вы предоставите субъекта самому се­бе, природа сама найдет время вывести его, так сказать, из глу­бин подсознательной жизни на поверхность.

Важное значение послегшшотических внушений.Послегипно-тическое внушение представляется наиболее ценным из всех явлений гипнотизма по причине длительности его действия на наше подсознание. Обычные внушения, которые вы делаете каж­дому из ваших пациентов, вроде: «По пробуждений вы будете

чувствовать намного лучше, и улучше.. ! будет непрерывным»,

— ничто иное, как послегшиютичеекое внушение, так как оно имеет дело с тем состоянием сознании, какое наступает после того, как гипноз окончился. Вы легко поймете отсюда всю важ­ность после-гипнотического внушения.

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ

Каталепсия.В гипнотизме наблюдается состояние, известное


под именем каталепсии, которое часто демонстрируется гипноти­зерами на публичных сеансах, но'я вас убедительно прошу от­нюдь не производите этого. Те из вас, кому случалось видеть гипнотические сеансы, наверное бывали свидетелями такого ро­да зрелища: слабого сложения мужчина или женщина выдержи­вает на своем теле тяжесть в несколько сот фунтов, лежа меж­ду двумя стульями, опираясь на них только головою и ногами. Это явление мышечного оцепенения, при этом с практикой не­которыми субъектами развивается необычайная степень упруго­сти.

Как она вызывается.Каталепсия вызывается следующим образом. Предположим, вы имеете дело с тем же самым маль­чиком, которого вы уже усыпляли, и в котором вы вызывали об­маны чувств, подробно описанные в преподанных уроках. Вы делаете теперь снова руками повторные пассы вдоль его тела, от головы до ног, и говорите ему: «Вы становитесь совершенно твердым; вы уже более не мальчик, а кусок железа, и сами не в состоянии разгибаться. Куда бы я вас ни положил или как бы вас ни поставил, вы останетесь твердым, как железо». Затем вы подхватываете мальчика, откинувшегося назад прямо вам на ру­ки и кладете его на два стула так, чтобы его голова лежала на одном, а ноги на другом, и вы получите типичную картину по­казной каталепсии. Вы заметите у него усиленное биение пуль­са, но других указаний на испытываемое им напряжение воз­можно вы и не заметите. Затем вы ему скажите: «Вы не чувст-•вуете ни малейшего напряжения. Вы могли бы выдержать лю­бую тяжесть, какую я вздумал бы положить на вас». Эффект, проводимый на зрителя, бывает иногда ошеломляющий. Возмож­но, что он попытается проделать это сам в бодрствующем состоя­нии м будет поражен испытываемым им затруднением поддер живать себя в таком положении.

Опасность такого состояния.Но, хотя это каталепсическое явление и служит прекрасным доказательством некоторых осо­бенных свойств'тела, призываемых в действие внушением, тем не менее каталепсия представляет собой серьезную опасность, о которой, сколько мне известно, ни один гипнотизер и ни одна кни­га „по гипнотизму никогда еще не упоминала. Дело в том, чта привычка к частому и продолжительному доведению мускулов до полного оцепенения во время сна может, подобно другим, привычкам, укорениться в исполнителе.


Непроизвольное наступление каталепсии.Опасность постоян­ного вызывания каталепсии заключается в" том, что субъекту мо­жет присниться, (во время естественного сна), что над ним про­изводят опыт каталепсии. Когда он перейдет в состояние мускуль­ного оцепенения, которое способно продлиться несколько часов, и из которого, может случиться, его нельзя будет вывести. Та­кое мускульное напряжение ни для кого не может быть полез­но, для нервных же людей оно безусловно вредно. Несколько простейших опытов с каталепсией не причинят, конечно, ника­кого вреда, но все, что уже имеет признаки бесчеловечности, хо­тя бы в самой слабой мере, наверное отзовется на гипнотизируе­мом и повлечет, может быть, за собою серьезные для него по следствия.

»

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.