Тема № 6. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
Цель:уяснить специфику социологического подхода к личности.
Задачи обучения:
· выявить специфику взаимосвязи личности и общества;
· показать процесс становления личности в системе социальных связей и отношений;
· рассмотреть особенности ее статусов и ролей, а также возможности самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества;
· проанализировать причины отклоняющегося поведения в соотношении с кризисом ценностных оснований общества.
Основные вопросы темы:
- Понятие личности. Личность как объект социологического анализа и субъект общественных отношений.
- Социализация личности. Институты социализации личности.
- Теории развития личности.
- Понятие девиации.
- Основные формы девиантного поведения.
- Социальный контроль.
Методы обучения и преподавания:
Выполнение и обсуждение докладов, ролевая игра, тестирование.
Литература.
1. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 455-503.
2. Гидденс Э. Социология. С. 54-118
3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
5. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php
6. Гофман И. Представление себе другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 607 -617.
7. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.15
8. Мухаев Р.Т.- Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Проспект, 2009. – 174 с.
9. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - Гл. 14. - С. 254 - 266.
10. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. - 384 с.
Контроль (вопросы, тесты, задачи).
Вопросы:
- Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?
- В чем заключается специфика социологического подхода к определению личности?
- Что такое социальная структура личности?
- В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?
- В каких терминах описывается в социологии социализация личности?
- Раскройте понятие девиантного поведения и его форм.
- Что такое «социальный контроль? Каковы его методы?
Тесты:
Укажите правильное определение: природное в личности – это…
1. Приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
2. Существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него другихлюдей.
3. Тождественное у человека с животными.
4. Общее по происхождению у человека с животными.
5. Существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей.
2. Социализация - это …
1. Процесс привыкания к новым условиям.
2. Приобретение новых знаний.
3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения.
4. Целенаправленное воздействие агентов и институтов социализации на духовную сферу индивида.
5. Социопсихологическое становление человека.
3. Укажите правильное определение: наследственное в личности – это…
1. Приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
2. Существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.
3. Тождественное у человека с животными.
4. Общее по происхождению у человека с животными.
5. Существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей.
4. Социологический подход выделяет в личности…
- Психическое начало.
- Социально-психическое.
- Социально-типическое.
- Субъективное.
- Объективное.
5. Укажите правильное определение: социальное в личности – это…
1. Приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
2. Существующее и развивающееся в человеке, независимо от влияния на него других людей.
3. Тождественное у человека с животными.
4. Общее по происхождению у человека с животными.
5. Существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей.
6. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется…
1. Десоциализацией.
2. Ресоциализацией.
3. Асоциализацией.
4. Девиантным поведением.
5. Адаптацией.
7. Обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых, называется…
1. Десоциализацией.
2. Ресоциализацией.
3. Асоциализацией.
4. Девиантным поведением.
5. Адаптацией.
8. Понятие «индивид» подразумевает…
- Характеристику всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
- Особую исторически развивающуюся человеческую общность.
- - это единичный представитель человеческого рода.
- Конкретного носителя социальных и психологических черт человечества.
- Итог развития человека.
9. Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие, описан…
- В психоаналитических теориях.
- В интеракционистских теориях развития личности.
- В теории развития познания.
- В теории нравственного развития.
- В теориях адаптации.
10. Исходным пунктом для понимания сути девиантного поведения служит понятие:
- Социальная структура.
- Социальные ценности.
- Социальная норма.
- Деликветное поведение.
- Социальный стереотип.
Решение ситуационных задач.
Решите задачи № 1, 2, 3, 4, 5, 6.
1.“Восточная цивилизация была направлена на внутреннее совершенствование человека, а не на переустройство мира. Человек боролся с собой, а не с окружающей природой” (“Мудрое слово востока”). Как это суждение соотносится с концепцией социализации личности?
2. Объясните причины ассоциаций в пословицах:
- “С волками жить – по волчьи выть”;
- “Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй”;
- “С кем поведешься, от того и наберешься”;
- “С собакой ляжешь – с блохами встанешь”.
3. В обществоведении есть такой подход, согласно которому человек полностью может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен. Так ли это? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте.
4. Английский философ и историк А. Тойнби писал: “Ценность, подобно времени, относительна”. Как вы думаете, что имел в виду автор? Прокомментируйте приведенное высказывание.
5. “Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой “нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия”. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности?
6. Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений почти не меняется год от года, а их структура остается относительно стабильной. О чем свидетельствуют результаты исследований А. Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе?
Тема № 7. Социология семьи. 2 часа
Цель:выяснить специфику социологического подхода к исследованию семьи.
Задачи обучения:
· Изучить семью как социальный институт и как социальную группу.
· Различать формы брака и типы семьи.
· Выявить основные этапы эволюции семьи.
Основные вопросы темы:
1. Семья как социальный институт и социальная группа.
2. Структура и функции семьи.
3. Формы брака и типология семьи.
4. исторические этапы эволюции семьи.
Методы обучения и преподавания:
Выполнение и обсуждение докладов, ролевая игра, ситуационные задачи.
Литература.
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М. 1998.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил., Гл. 8, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php
3. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.16.
4. Смелзер Н., Социология - М.. Феникс. 1994. - Гл. 13. - С. 390 - 426
5. Социология семьи // под ред. Антонова А.И., Изд. 2-е, перераб., доп. Изд. 2-е, перераб., доп.: МГУ, 2007.
6. Социология. Учебник. Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики. 2002. - Гл 8. - С. 292 - 323.
7. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. -384 с.
8. Гидденс Э. Социология. М.199 277-299
9. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Изд-во политической литературы, 1985. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/engels/index.php
Контроль (вопросы, тесты, задачи).
Вопросы:
- В чем заключается специфика макро- и микросоциологического анализа семьи.
- Перечислите формы брака и раскройте их сущность.
- Определите различие между традиционной и современной семьей.
- Какова структура семьи?
- Выявите основные исторические этапы эволюции семьи.
Тесты:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|