Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 6. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.





Цель:уяснить специфику социологического подхода к личности.

Задачи обучения:

· выявить специфику взаимосвязи личности и общества;

· показать процесс становления личности в системе социальных связей и отношений;

· рассмотреть особенности ее статусов и ролей, а также возможности самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества;

· проанализировать причины отклоняющегося поведения в соотношении с кризисом ценностных оснований общества.

Основные вопросы темы:

  1. Понятие личности. Личность как объект социологического анализа и субъект общественных отношений.
  2. Социализация личности. Институты социализации личности.
  3. Теории развития личности.
  4. Понятие девиации.
  5. Основные формы девиантного поведения.
  6. Социальный контроль.

Методы обучения и преподавания:

Выполнение и обсуждение докладов, ролевая игра, тестирование.

Литература.

1. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 455-503.

2. Гидденс Э. Социология. С. 54-118

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

5. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php



6. Гофман И. Представление себе другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 607 -617.

7. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.15

8. Мухаев Р.Т.- Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Проспект, 2009. – 174 с.

9. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - Гл. 14. - С. 254 - 266.

10. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. - 384 с.

 

Контроль (вопросы, тесты, задачи).

Вопросы:

  • Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?
  • В чем заключается специфика социологического подхода к определению личности?
  • Что такое социальная структура личности?
  • В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?
  • В каких терминах описывается в социологии социализация личности?
  • Раскройте понятие девиантного поведения и его форм.
  • Что такое «социальный контроль? Каковы его методы?

Тесты:

Укажите правильное определение: природное в личности – это…



1. Приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

2. Существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него другихлюдей.

3. Тождественное у человека с животными.

4. Общее по происхождению у человека с животными.

5. Существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей.

 

2. Социализация - это …

1. Процесс привыкания к новым условиям.

2. Приобретение новых знаний.

3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения.

4. Целенаправленное воздействие агентов и институтов социализации на духовную сферу индивида.

5. Социопсихологическое становление человека.

 

3. Укажите правильное определение: наследственное в личности – это…

1. Приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

2. Существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.

3. Тождественное у человека с животными.

4. Общее по происхождению у человека с животными.

5. Существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей.

 

4. Социологический подход выделяет в личности…

  1. Психическое начало.
  2. Социально-психическое.
  3. Социально-типическое.
  4. Субъективное.
  5. Объективное.

5. Укажите правильное определение: социальное в личности – это…

1. Приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

2. Существующее и развивающееся в человеке, независимо от влияния на него других людей.

3. Тождественное у человека с животными.

4. Общее по происхождению у человека с животными.



5. Существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей.

 

6. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется…

1. Десоциализацией.

2. Ресоциализацией.

3. Асоциализацией.

4. Девиантным поведением.

5. Адаптацией.

 

7. Обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых, называется…

1. Десоциализацией.

2. Ресоциализацией.

3. Асоциализацией.

4. Девиантным поведением.

5. Адаптацией.

 

8. Понятие «индивид» подразумевает…

  1. Характеристику всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
  2. Особую исторически развивающуюся человеческую общность.
  3. - это единичный представитель человеческого рода.
  4. Конкретного носителя социальных и психологических черт человечества.
  5. Итог развития человека.

 

9. Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие, описан…

  1. В психоаналитических теориях.
  2. В интеракционистских теориях развития личности.
  3. В теории развития познания.
  4. В теории нравственного развития.
  5. В теориях адаптации.

 

10. Исходным пунктом для понимания сути девиантного поведения служит понятие:

  1. Социальная структура.
  2. Социальные ценности.
  3. Социальная норма.
  4. Деликветное поведение.
  5. Социальный стереотип.

Решение ситуационных задач.

Решите задачи № 1, 2, 3, 4, 5, 6.

1.“Восточная цивилизация была направлена на внутреннее совершенствование человека, а не на переустройство мира. Человек боролся с собой, а не с окружающей природой” (“Мудрое слово востока”). Как это суждение соотносится с концепцией социализации личности?

2. Объясните причины ассоциаций в пословицах:

- “С волками жить – по волчьи выть”;

- “Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй”;

- “С кем поведешься, от того и наберешься”;

- “С собакой ляжешь – с блохами встанешь”.

 

3. В обществоведении есть такой подход, согласно которому человек полностью может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен. Так ли это? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте.

4. Английский философ и историк А. Тойнби писал: “Ценность, подобно времени, относительна”. Как вы думаете, что имел в виду автор? Прокомментируйте приведенное высказывание.

5. “Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой “нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия”. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности?

6. Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений почти не меняется год от года, а их структура остается относительно стабильной. О чем свидетельствуют результаты исследований А. Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе?

 

Тема № 7. Социология семьи. 2 часа

Цель:выяснить специфику социологического подхода к исследованию семьи.

 

Задачи обучения:

· Изучить семью как социальный институт и как социальную группу.

· Различать формы брака и типы семьи.

· Выявить основные этапы эволюции семьи.

 

Основные вопросы темы:

1. Семья как социальный институт и социальная группа.

2. Структура и функции семьи.

3. Формы брака и типология семьи.

4. исторические этапы эволюции семьи.

Методы обучения и преподавания:

Выполнение и обсуждение докладов, ролевая игра, ситуационные задачи.

Литература.

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М. 1998.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил., Гл. 8, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php

3. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.16.

4. Смелзер Н., Социология - М.. Феникс. 1994. - Гл. 13. - С. 390 - 426

5. Социология семьи // под ред. Антонова А.И., Изд. 2-е, перераб., доп. Изд. 2-е, перераб., доп.: МГУ, 2007.

6. Социология. Учебник. Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики. 2002. - Гл 8. - С. 292 - 323.

7. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. -384 с.

8. Гидденс Э. Социология. М.199 277-299

9. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Изд-во политической литературы, 1985. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/engels/index.php

Контроль (вопросы, тесты, задачи).

Вопросы:

  • В чем заключается специфика макро- и микросоциологического анализа семьи.
  • Перечислите формы брака и раскройте их сущность.
  • Определите различие между традиционной и современной семьей.
  • Какова структура семьи?
  • Выявите основные исторические этапы эволюции семьи.

Тесты:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.