На каком этапе развития социологии происходило формирование предпосылок социологического знания?
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
КУРС: 2
ДИСЦИПЛИНА: Социология
СОСТАВИТЕЛЬ: кандидат социологических наук,
доцент Нагайбаева З.А.
Алматы, 2012 г.
Обсуждены на заседании кафедры
Протокол № ___ от «___» _________ 2012г.
Утверждены зав.кафедрой к.ф.н., доцентом Бисембаевой З.У.____________
Тема № 1. Социология в системе социально-гуманитарных наук.
Цель:рассмотреть фундаментальные вопросы социологии.
Задачи обучения:
- определить специфику и проблематичность понятий объекта и предмета социологии;
- уточнить понятийно-категориальный аппарат социологии как науки;
- провести раздел между социологией и другими общественными науками.
Основные вопросы темы:
1. Объект и предмет социологии.
2. Основные понятия и категории социологии.
3. Взаимосвязь социологии с другими науками
4. Структура и функции социологии.
Методы обучения и преподавания:
Выполнение и обсуждение эссе, реферативных работ, дискуссия, составление глоссария.
Литература:
1 Волков Ю.Г. Социология, Ростов-на-Дону, 2008.
2. Габдуллина К.Г. Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.
3. Кравченко А.И. Анурин В.Ф. Социология, Питер, 2008.
4. Лавриненко В.Н. Социология, М., 2009.
5. Лапин Н.И. Общая социология, М., 2009.
Контроль (вопросы, тесты, задачи).
Вопросы:
1. В чем заключается научный статус социологии?
2. Чем отличается предмет социологии от ее объекта?
3. Что означает термин «социальное»?
4. Какова структура социологического знания?
5. Перечислите функции социологии.
Тесты:
Этимологически термин «социология» означает..
1. Стремление к социальному.
2. Учение о закономерностях.
3. Учение об обществе.
4. Наука о человеке.
5. Наука о природе.
2. Объектом научного познания является…
1. Все то, на что направлен процесс познания.
2. Специфическое в социальной реальности.
3. Те связи, стороны и отношения реальности, которые непосредственно изучаются наукой.
4. Субъективная реальность.
5. Только физическая реальность.
3. Укажите неверное суждение:
1. Объект и предмет социологии менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной философии.
2. Социальная философия выступает как методологическая основа социологии.
3. Социологические знания способствуют обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии.
4. И социальная философия, и социология рассматривают общество в целом, в его системности.
5. Социология выступает как общетеоретическая основа философии.
Какое из высказываний верно?
1. Социология изучает общество хронологически и конкретно.
2. История является наукой более высокого уровня абстракции, чем социология.
3. Социология изучает только то, что свершилось и вошло в историю.
4. История выступает как методологическая основа социологии.
5. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» в обществе.
5. Общетеоретической и методологической основой социологии выступает…
1. Социальная история.
2. Социальная психология.
3. Социальная философия.
4. Политология.
5. Естествознание.
6. Социологические теории, претендующие на описание и объяснение жизни общества в целом, называются:
1. Отраслевыми.
2. Специальными.
3. Частными.
4. Общими.
5. Функциональными.
7. Общесоциологическими называются теории, в основе которых лежит…
1. Накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка.
2. Описание и объяснение социальной жизни в целом.
3.Исследование общественных отношений в отдельных сферах жизни общества.
4. Исследование механизмов индивидуального поведения.
5. Решение практических проблем.
8. Отраслевые социологические теории – это:
1. Теории, формирующиеся на стыке социологии с другими науками.
2. Фундаментальные теории.
3. Прикладные теории.
4. Теории микросоциологического уровня.
5. Теории макросоциологического уровня.
9. К эмпирическому знанию в социологии относятся…
1. Социологические теории и гипотезы.
2. Теории и типологии.
3. Статические данные и факты.
4. Основные понятия и категории.
5. Средства получения информации.
Что из указанного ниже не относится к отраслевым социологическим теориям?
1. Политическая социология.
2. Экономическая социология.
3. Социология права.
4. Социология семьи.
5. Этническая социология.
Задачи.
Решите задачи № 1, 2.
1. Раскройте содержание указанных понятий.
Понятия
| Содержание
| Объект науки
|
| Предмет науки
|
| Макросоциология
|
| Микросоциология
|
| Теории среднего уровня
|
| Отраслевые теории
|
|
2. Укажите, к какой из групп относятся перечисленные ниже теории?
| Теории социальных институтов
| Теории социальных общностей
| Теории социальных процессов
| Отраслевые теории
| Социология организаций
|
|
|
|
| Политическая социология
|
|
|
|
| Социология образования
|
|
|
|
| Социология преступности
|
|
|
|
| Социология общественных движений
|
|
|
|
| Социология науки
|
|
|
|
| Экономическая социология
|
|
|
|
| Социология классов
|
|
|
|
| Социология труда
|
|
|
|
| Социология права
|
|
|
|
| Социология урбанизации
|
|
|
|
|
3. Любое ли взаимодействие является социальным? Приведите примеры.
Тема № 2: Основные направления в истории социологии.
Цель:изучить основные этапы развития социологии.
Задачи обучения:
· уяснить интеллектуальные истоки социологической мысли;
· изучить основные этапы развития социологии;
· выявить специфику различных школ и направлений в социологии.
Основные вопросы темы:
- Основные этапы в становлении социологии.
- Классическая социология.
- Социология на современном этапе развития.
Методы обучения и преподавания:
Выполнение и обсуждение докладов, составление таблицы, работа в малых группах.
Литература.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. М., 2002.
3. Гидденс Э.Социология. М. 1999. С. 487-506.
4. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. Сыктывкар, 1991. История социологии (19-перв.пол. 20 века). М., 2003.
5. Биекенов К.У., Садырова М.С., Нагайбаева З.А. Институционализация социологии в Казахстане. КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы. 2007.
6. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
Контроль (вопросы, тесты, задачи).
Вопросы:
· Из каких идей родилась социология?
· Раскройте позитивистские концепции О.Конта и Г.Спенсера.
· Что означает материалистическое понимание истории?
· Какие научные направления характеризовали европейскую социологию в XIX – начале ХХ вв., с именами каких ученых они связаны?
· Кто ввел в социологию понятие идеального типа и что оно означает?
· Какие концепции получили наибольшее распространение в зарубежной социологии второй половины ХХ века? Назовите основные идеи и проблемы политических учений США, Англии и Франции ХХ в.
Тесты:
Укажите три основных этапа развития социологической мысли.
1. Предысторический, классический, современный.
2. Классический, неоклассический, современный.
3. Классический, современный, новейший.
4. Античный, средневековый, новейший.
5. Древнегреческий, средневековый, современный.
На каком этапе развития социологии происходило формирование предпосылок социологического знания?
1. Классическом.
2. Эпохи просвещения.
3. Средневековом.
4. Предысторическом.
5. Новейшем.
3. Известный труд «Политика» принадлежит перу…
1. Платона.
2. Аристотеля.
3. Р. Мертона.
4. О. Конта.
5. И. Канта
4. Научное знание, в том числе и социологическое, основывалась на теологии и схоластике…
- В средние века.
- В первой половине ХХ столетия.
- Во второй половине ХХ столетия.
- На современном этапе развития.
- В античности.
- Аль-Фараби является представителем общественной мысли народов…
- Европы.
- Античной Греции.
- Средней Азии.
- США.
- Китая.
- Представителями английской социологической мысли являются…
- Джон Локк, Адам Смит, Дэвид Юм.
- Вольтер, Поль Гольбах, Дени Дидро.
- Иммануил Кант, Иоганн Фихте.
- М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков.
- Шарль Монтескье, Анри Сен-Симон.
- Шарль Монтескье и Анри Сен-Симон являются блестящими представителями социологии…
- Германии.
- Франции.
- Англии.
- России.
- Греции.
8. Исследование и сопоставление культур различных народов в своих научных трудах проводил…
- Аристотель.
- Аль-Фараби.
- Д.Юм.
- Аль-Бируни.
- О.Конт.
9. Органицизм получил широкое распространение в социологии в период…
- Ранней классики.
- Поздней классики.
- Современности.
- Средневековья.
- Античности.
10 Эволюционизм в социологии есть…
1. Представление об обществе как искусственном образование.
2. Теория непостижимости законов общественного развития.
3. Представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе.
4. Обращение к мистике.
5. Представление об обществе как раз и навсегда данном образовании.
Задачи.
Решите задачи № 1, 2, 3.
1. В таблице указаны имена основоположников социологии и направления, получившие обоснование в их трудах. Стрелками укажите, какому автору принадлежит то или иное направление.
Автор
| Название направления, идеи
| О. Конт
| Органицизм
| Э. Дюркгейм
| Понимающая социология
| М. Вебер
| Теория социального факта
| Г. Спенсер
| Позитивизм
| Т.Парсонс
| Социометрия
| Р.Мертон
| Функционализм
| Я.Морено
| Теории среднего уровня
|
2. Раскройте содержание ниже указанных выражений о возникновении общества и сущности социальности:
«Общество – это естественное образование», что означает ……
«Общество – это искусственное образование», что означает ….
3. Почему, на ваш взгляд, европейские школы социологии ориентированы преимущественно на теоретическую социологию, а американские – на прикладные социологические исследования?
Тема № 3: Общество как социальная система.
Цель:получить представление об обществе как целостной системе.
Задачи обучения:
- рассмотреть понятия «система», «социетальные системы», “общество”;
- выявить основные признаки и характеристики общества;
- рассмотреть содержание понятий «социальное действие, «социальное взаимодействие», социальные отношения.
Основные вопросы темы:
- Понятие «общество».
- Основные категории системного анализа.
- Общество с позиций социального детерминизма и функционализма.
- Социальная система как структура.
- Типы социальных систем.
Методы обучения и преподавания:
Решение ситуационных задач, составление глоссария, решение тестовых заданий.
Литература.
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. М.,
2007.
2. Комозин А.Н., Кравченко А.Н. Популярная социология. М., 2002.
3. Кравченко А.И. Социология. М., 2007
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Контроль (вопросы, тесты, задачи).
Вопросы:
- Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?
- Почему важна категория «взаимодействие» в социологии?
- Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?
- Как различаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?
Тесты:
1. Тезис «общество – часть природы» отражает тот факт, что…
1. Общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее.
2. Общество подчиняется в своем развитии совершенно другим законам, нежели природа.
3. Природа не может функционировать вне человека.
4. Человек является сугубо социальным существом.
5. Понятие «природа» необходимо употреблять в предельно узком смысле слова.
2. Существенными чертами любой системы являются:
1. Суммативность и элементарность.
2. Целостность и интеграция.
3. Наличие социальных и природных связей.
4. Способ и цель развития.
5. Дифференциация и организация.
3. Во взаимоотношениях между социетальными системами главенствующую роль играют:
1. Интеграционные связи.
2. Субъективные связи.
3. Объективные связи.
4. Причинно-следственные связи.
5. Исторические связи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|