Сделай Сам Свою Работу на 5

Решение задач по учету движения МПЗ, готовой продукции





Цель занятия:Сформировать навыки учета наличия, движения и инвентаризации МПЗ и готовой продукции.

Краткое изложение теоретических вопросов:

К материально-производственным запасам относят активы, которые служат менее одного года.

В состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

- материалы

- инвентарь и хозяйственные принадлежности

- готовая продукция

- товары

Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы)

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведут текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть плановые либо средние покупные цены.

В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.



Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производство:

- по средней( средневзвешенной) себестоимости;

- по себестоимости первых по времени закупок( метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок(метод ЛИФО)

Средняя себестоимость определяется по каждому виду(группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида(группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце.

Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественного учета.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: первая партия на приход-первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем второй и.т.д. Преимущество метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних по времени закупок, наиболее близко совпадают с текущей рыночной стоимостью.



При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход-первая в расход, т.е первыми списывают в расход материалы по цене последней поставки, затем предпоследней и.т.д.

При методе ЛИФО себестоимость продукции будет приближаться к рыночной стоимости.

Документальное оформление движения материалов.

Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:

- приходной ордер (ф. М-4);

- акт о приемке материалов (ф. М-7)

При поступлении материалов от поставщиков заведующим складом проверяет соответствие их фактического количества документальными данным поставщика и, если расхождений нет, выписывает «приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф.М-11), которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт( справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименование, количества материалов и цен, а также данных паспорта продавца.



Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

- лимитно-заборная карта (ф. М-8);

- требование-накладная на отпуск материалов (ф. М-11);

- накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).

Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой-получателю в цех. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово-производственный отдел.

Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой-складу.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т)

Учет материалов на складе.

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производственных запасов:

- количественно-суммовой;

- с помощью отчетов материально ответственных лиц;

- оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивными рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».

На основании расходных документов ( лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток. Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью.

Синтетический учет материалов

Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск- по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.

В дебете счета 10 относятся все затраты по их приобретению ( покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Счет 10 имеет 11 субсчетов:

10/1- «Сырье и материалы»;

10/2- «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;

10/3- «Топливо»; и.т.д

Поступление материалов на предприятие может происходить по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

ü приобретены у поставщиков:

Дт 10 Кт 60-на покупную стоимость;

Дт 19 Кт 60- на сумму НДС;

ü от учредителей в счет вклада в уставный капитал:

Дт 10 Кт 75/1- по согласованной стоимости;

безвозмездно от других организаций;

Дт 10 Кт 98/2, субсче «Безвозмездное поступление» - по рыночной стоимости.

При использовании безвозмездно полученных материалов на производственные нужды ( ДТ 20, 23, 25, 26, 08 Кт 10) одновременно в состав внереализационных доходов включают стоимость израсходованных материалов и в учете отражают проводкой:

Дт 98/2 Кт 91/1;

ü отходы от брака:

Дт 10 Кт 28;

ü отходы от ликвидации основных средств:

Дт 10 Кт 91.

Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражается следующими проводками:

ü на изготовление продукции:

Дт 20,23 Кт 10;

ü на строительство объектов основных средств:

Дт 08 Кт 10;

ü на ремонт основных средств:

Дт 25,26 Кт 10;

ü продажа на сторону.

Учет продажи материалов ведут на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный.

По дебету счета 91 отражается:

ü фактическая себестоимость реализованных материалов:

Дт 91/2 Кт 10;

ü сумма НДС, начисленная в бюджет на реализованные материалы:

Дт 91/2 Кт 68;

ü расходы по продаже материалов:

Дт 91/2 Кт 70,69,76.

По кредиту отражается:

ü выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС:

Дт 51,62 Кт 91/1.

Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Превышение дебетового оборота(сальдо дебетовое) показывает сумму убытка. Его списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой Дт 99 Кт 91/9.

Превышение кредитового оборота (сальдо кредитовое) показывает сумму прибыли, которую списывают на счет 99 проводкой:

Дт 91/9 Кт 99.

При оприходовании поступивших на склад спецоснастки и спецодежды в бухгалтерском учете делают записи:

Дт 10/10 Кт 60- покупную стоимость;

Дт 19 Кт 60- на сумму НДС.

Передачу указанных материальных ценностей в эксплуатацию оформляют проводкой:

Дт 10/11 Кт 10/10

Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах 10,10/1 в корреспонденции Дт 20,23,25,26,08,91,90 Кт 10.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспортно-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.

Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе.

Процент транспортно-заготовительных расходов определяют по формуле

Сумма ТЗР по

Сумма ТЗР поступившим

на начало + материалам за

месяца месяц

 

%ТЗР= *100%

УЦн+УЦп

 

где УЦн-стоимость материалов на начало месяца по учетной цене;

Уцп- стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетной цене.

Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы( счет 10), на отдельном субсчете.

Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности по учетным ценам в корреспонденции:

Дт 20,25,26,28 Кт 10/ТЗР.

Если предприятие использует для учета операций по изготовлению материалов счет 15, то сумма транспортно-заготовительных расходов учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Суммы транспортно-заготовительных расходов( отклонений), накопленные в дебете счета 16, списываются в установленном порядке в дебет производственных счетов:

Дт 20,25,26,28 Кт 16.

В таком же порядке производится расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой цены материалов.

Понятие готовой продукции

Готовая продукция-конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изготовленные на данном предприятии изделия и продукты, полностью укомплектованные, сданные на склад предприятия в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовые к реализации.

После суммирования затрат на производство за месяц и оценки остатков незавершенного производства бухгалтерия переходит к калькулированию себестоимости выпущенной продукции.

Калькулирование себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) производится путем следующего расчета: фактическая производственная себестоимости выпущенной продукции = остаток незавершенного производства на начало месяца + затраты на производство за месяц + расходы на подготовку и освоение производства + потери от брака – остаток незавершенного производства на конец месяца.

Такой расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому виду продукции (работ, услуг)

Для учета готовой продукции применяют счет 43 «Готовая продукция»- активный балансовый инвентарный. Дебетовое сальдо показывает стоимость готовой продукции на складах предприятия.

На сумму выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) делаются записи по счетам:

Дт 43 Кт 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство»- отражена фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции; или Дт 90 «Продажи» Кт 20 «Основное производство»-отражена фактическая себестоимость сданных заказчику работ( услуг) в сумме фактических затрат.

Основанием для указанных записей по счетам являются накладные на сдачу готовой продукции из цехов на склад, акты приема-сдачи работ( услуг) заказчику.

По кредиту счета 43 отражается списание готовой продукции при отгрузке и продаже:

Дт 45 «Товары отгруженные» Кт 43;

Дт 90 «Продажи» Кт 43.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора) (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Достаточно часто на предприятиях возникает ситуация, когда сложно оценить фактическую себестоимость готовой продукции к моменту поступления ее на склад, так как ее фактическую себестоимость можно рассчитать только после окончания отчетного периода (месяца), а движение продукции происходит ежедневно, поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Для удобства текущего учета выпуска продукции и поступления готовой продукции на склад применяются учетные цены.

В качестве учетной цены можно применять нормативную (плановую) производственную себестоимость, договорные, оптовые, розничные цены. Каждая из них, т.е. плановая себестоимость или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце отчетного периода (месяца) учетная цена готовой продукции, поступившей на склад, доводится до фактической себестоимости путем расчета суммы и процента отклонений:

Отн + От

Процент отклонения = *100%

О+П

где Отн - отклонение на остаток готовой продукции на начало месяца;

От - отклонение по продукции, выпущенной в текущем месяце;

О - сумма остатка готовой продукции по учетной цене;

П - сумма поступившей в течение месяца готовой продукции на склад по плановой себестоимости или другой цене.

Отклонения показываю экономию, когда фактическая себестоимость меньше учетной цены, или перерасход, если фактическая себестоимость оказалась больше учетной цены. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция.

В случае перерасхода делаются дополнительные записи на счетах, при экономии - сторнировочные записи.

Сумма отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам по отгруженной (проданной) продукции определяется на основе процента отклонений.

 

Сумма отгруженной

продукции по учетной * Процент

цене отклонений

Сумма отклонений

в отгруженной(проданной) =

продукции 100%

 

Процент отклонений и плановая себестоимость (учетная цена) отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

Учет готовой продукции на складах

Учет готовой продукции на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу) аналогично учету материалов. Каждому виду изделий присваивается номенклатурный номер.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которые не могут быть сданы на склад, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки.

Для учета готовой продукции на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка складского учета или карточка учета материалов (ф. № М-17)

По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе соответствующих документов записывает в карточках количество ценностей в графы «Приход» и «Расход» и рассчитывает остаток после каждой записи.

Бухгалтер должен ежедневно забирать со склада документы за истекшие сутки (приказы-накладные, товарно-транспортные накладные), выборочно проверят записи в карточках складского учета. Остатки готовой продукции периодически инвентаризуют.

В конце месяца на основании карточек складского учета кладовщик заполняет ведомость учета остатков готовых изделий в разрезе номенклатурных номеров и передает ее в бухгалтерию для сверки остатков по учетным ценам.

На автоматизированных складах данные о приходе и расходе готовой продукции вводятся оперативно в компьютер. Ежедневно составляются оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции по складам.

Учет и распределение расходов на продажу.

К расходам на продажу (коммерческим, внепроизводственным) относят расходы по сбыту продукции, оплачиваемой поставщиком.

В состав расходов на продажу включают:

- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;

- расходы на транспортировку продукции;

- затраты на рекламу;

- прочие расходы по сбыту;

Учет расходов по сбыту продукции ведут на счете 44 « Расходы на продажу». Счет активный, сальдовый.

По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи»: Дт 90 Кт 44.

При частичном списании расходы на продажу распределяются между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их производственной себестоимости, объему реализованной продукции или другим способом.

Расходы на продажу, относящиеся к остатку не отгруженной( нереализованной) продукции, остаются на счете 44 и при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы и затраты». Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму расходов на продажу распределяют между реализованной продукцией.

Аналитический учет по счету 44 ведут по видам и статьям расходов в ведомости №15. Для распределения расходов находят коэффициент:

 

сумма расходов на продажу

К расп.=

стоимость отгруженной продукции

 

Пример. Предприятие в отчетном месяце отгрузило готовой продукции по производственной себестоимости на сумму 120 000 руб.

Реализовано продукции на сумму 85 000 руб. Расходы на продажу за месяц составили 50 000 руб. Распределить расходы на продажу.

1. Находим коэффициент распределения:

Красп = 50 000/ 120000= 0,4167.

2. Списываются расходы на продажу на реализованную продукцию:

Дт 90 Кт 44-85 000 * 0,4167= 35 417.

3. Определяются расходы на продажу на отгруженную продукцию:

50000-35 417= 14 583;

или 35 000*0,4167 = 14 583.

 

Практическая часть

1. Оформить поступившие на склад материалы приходным ордером (типовая форма М-4);

2. Отпуск материалов со склада оформить лимитно-заборной картой (типовая форма М-8);

3. Отпуск материалов оформить требованием-накладной (типовая форма М-11)

4. Исчислить стоимость расхода материалов за отчетный период методам методам средней себестоимости

Задание № 1

Приобретены материалы у поставщиков на сумму 170000 руб., включая НДС для производственных целей. Задолженность перед поставщиками погашена. Стоимость доставки материалов транспортной организацией составила 12000 руб., включая НДС. Погрузка - разгрузка осуществлялась работниками предприятия, которым была начислена заработная плата в размере 6800 руб. Начислены страховые платежи от начисленной заработной платы. Материалы были отпущены в производство по фактической себестоимости приобретения. Определить фактическую себестоимость материалов.

Задание № 2

На предприятии была продана готовая продукция со склада за 97300 руб., включая НДС. Фактическая себестоимость продукции равна 57200 руб. Расходы на продажу составили 1400 руб. Оплата по безналичному расчету произведена. Отразить данные операции на счетах бухгалтерского учета и выявить финансовый результат от продажи готовой продукции.

Задание № 3.

При инвентаризации на складе выявлена недостача материалов стоимостью 3685 руб. Виновное лицо установлено. Отразить недостачу материалов в бухгалтерском учете организации, если их рыночная стоимость на момент проведения инвентаризации составила 5200 руб.

Задание № 4.

Организация приобрела производственное оборудование стоимостью 1380000 руб., включая НДС. Затраты по оплате услуг транспортной организации по доставке оборудования составили 27000 руб., включая НДС. Была произведена наладка оборудования сторонней организацией, стоимость наладки составила 25000 руб., в том числе НДС. Все счета оплачены. Отразить в бухгалтерском учете организации указанные операции и определить первоначальную стоимость производственного оборудования.

Практическая работа № 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.