Санитарно-гигиеническая оценка расписания школьных уроков.
Цель: Овладеть навыками оценки и составления расписания уроков в школе с учетом гигиенических требований.
Задача: Оценить соответствие школьного расписания физиолого-гигиеническим требованиям и сделать анализ недельного и дневного расписания.
1. Ознакомиться с расписанием уроков класса (количество учебных смен, дней и начало занятий).
2. Заполнить таблицу расписания уроков прикрепленного класса. (Таблицу нужно развернуть поперек листа А4). Внимательно изучить приложения к практическому заданию №4 (таблицы – часы,баллы..)
Гигиеническая оценка расписания уроков ……… класса « » школы №……….
дни
уроки
| понедельник
| балл
| вторник
| балл
| среда
| балл
| четверг
| .балл
| пятница
| балл
| суббота
| балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кол-во баллов
|
|
|
|
|
|
| Кол-во уроков
|
|
|
|
|
|
| Сдвоенные уроки +/ -
|
|
|
|
|
|
| Место урока физ-ры ,труда
|
|
|
|
|
|
| Факультативы +/-
|
|
|
|
|
|
|
3. Выводы и предложения (заполняются под таблицей расписания).
4. Дать оценку недельному расписанию уроков(письменный анализ в выводы), обратив внимание:
· на соответствие количества уроков учебному плану ( см. табл. 4)
· распределение уроков по трудности в соответствии с динамикой работоспособности учащихся в течение дня и недели,
· чередование уроков,
· наличие сдвоенных уроков,
· место уроков физической культуры и труда в расписании дня и недели.
Приложение к практическому заданию №3
Общая учебная нагрузка должна в неделю составлять:
· В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.
· Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы, продолжительностью не менее 30 минут.
· В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
· При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
· Уроки физической культуры не рекомендуется ставить первыми, особенно в понедельник из-за медленной врабатываемости организма в учебную деятельность и перед предметами, где требуется наибольшая мобилизация работы головного мозга (литература и русский язык, математика, физика). Наиболее рациональным местом в расписании этого предмета является 4-5-й уроки, когда переключение с умственной деятельности на физическую работу снижает утомление и способствует повышению работоспособности.
· Школьное расписание уроков составляется с учетом динамики дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.
· В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность школьников невысока; наивысшая работоспособность отмечается на 2 - З уроке; на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности; на 5 и 6 уроках возможен некоторый подъем активности (рис. 1).
· В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность; в четверг работоспособность стабилизируется, или чуть снижается; в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая; в субботу возможно повышение работоспособности (рис. 2).
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Математика
|
| Русский (национальный, иностранный)
|
| Природоведение, информатика
|
| Русская (национальная) литература
|
| История (4 классов)
|
| Рисование и музыка
|
| Труд
|
|
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Химия
| -
| -
|
|
|
| Геометрия
| -
| -
|
|
|
| Физика
| -
| -
|
|
|
| Алгебра
| -
| -
|
|
|
| Экономика
| -
| -
| -
| -
|
| Черчение
| -
| -
| -
|
|
| Мировая художественная культура (МХК)
| -
| -
|
|
|
| Биология
|
|
|
|
|
| Математика
|
|
| -
| -
| -
| Иностранный язык
|
|
|
|
|
| Русский язык
|
|
|
|
|
| Краеведение
|
|
|
|
| -
| Природоведение
|
|
| -
| -
| -
| География
| -
|
|
|
|
| Граждановедение
|
|
|
|
| -
| История
|
|
|
|
|
| Ритмика
|
|
| -
| -
| -
| Труд
|
|
|
|
|
| Литература
|
|
|
|
|
| ИЗО
|
|
|
|
| -
| Физическая культура
|
|
|
|
|
| Экология
|
|
|
|
|
| Музыка
|
|
|
|
| -
| Информатика
|
|
|
|
|
| ОБЖ
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Физика
|
| Информатика, Экономика
|
| Геометрия, Химия
|
| История, Обществознание, МХК
|
| Алгебра
|
| Астрономия
|
| Русский язык
|
| География, Экология
|
| Литература, Иностранный язык
|
| ОБЖ, Краеведение
|
| Биология
|
| Физическая культура
|
|
Таблица 4
Гигиенические требования к расписанию уроков в школе
Классы
| Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
|
| при 6-дневной неделе
| при 5-дневной неделе
|
| -
|
|
|
|
| 3-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10-11
|
|
|
Практическое задание № 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|