Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока
Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности
Задания по школьной гигиене
В период педагогической практики
Фамилия, имя, отчество студента ________________________________________________________
Факультет, группа________________________________
№ школы__________класс___»_____»_______________
Время прохождения практики с 08.02. по 07.03.16.
Москва 2016
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Практическое задание №1
Санитарно-гигиеническая оценка образовательного учреждения и находящихся в нем учебных помещений.
Задача: Оценить уровень соответствия состояния учебного здания, спортзалов, столовой санитарно-гигиеническим нормам
(нужное подчеркнуть)
1. Учебное здание:
А) удаленность от мест скопления людей, транспортных магистралей, промышленных предприятий: далеко - близко
Б) наличие школьного двора: есть - нет
В) наличие спортивной площадки: есть – нет
Г) этажность: 2 – 3 – 4 – 5
Д) расположение гардероба на 1-ом этаже; на 2-ом этаже
Е) размещение учебных помещений начальных классов:
1-го класса – не выше 2-го этажа;
2-ого – 4-ого классов – не выше 3-его этажа;
Учебные помещения для начальных классов – выделены в отдельном блоке (здании)
2. Спортивный зал:
А) расположение спортивного зала: на 1-ом этаже; на 2-ом этаже; в отдельно построенном здании
Б) Соответствие минимальной площади на одного человека в спортивном зале: соответствует; не соответствует
В) наличие помещений для проведения занятий в секциях (по волейболу, баскетболу, гимнастики и т.д.) – есть; нет
Г) наличие спортивного инвентаря, соответствующего росту и возрастным особенностям детей; имеется; не имеется
Д) наличие душа – есть; нет
Е) наличие раздевалок есть; нет
Ж) возможность регулирования светового режима: наличие; отсутствие
З) возможность проветривания спортивного зала: есть возможность; нет возможности
И) соответствие температуры воздуха в спортивном зале норме: соответствует; не соответствует
3. Столовая:
А) соответствие количества посадочных мест количеству учащихся, одновременно находящихся в столовой: соответствует; не соответствует
Б) соблюдение чистоты помещения: соблюдается; не соблюдается
В) наличие умывальников: имеются; не имеются
Г) наличие холодильников: имеется; не имеется
Д) осуществление контроля процесса питания учеников учителем: осуществляется; не осуществляется.
Выводы и предложения:
Практическое задание № 2
Оценка выполнения здоровьесберегающих условий на уроке
Задачи:1. Посетить уроки учителя(куратора) и однокурсников на педпрактике. 2. Заполнить карту выполнения здоровьесберегающих условий на уроке. Внимательно изучить приложения!!! (Гигиенические критерии рациональной организации урока; Характеристики здоровьесберегающих технологий на уроке).
Таблица заполняется на уроке, проводимым учителем
I. Действия педагога и учащихся
|
|
|
|
| Учитель
| 1.Проконтролировал готовность помещения к началу урока (достаточно освещено, проветрено, не запылено)
|
|
|
|
| 2. Способствует рациональной организации рабочих мест учащихся
|
|
|
|
| 3. Организовал включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленность и т.д.)
|
|
|
|
| 4. Организует поддержание нормальной осанки учеников, при необходимости корректирует ее
|
|
|
|
| 5. Организует физические упражнения, физкультминутки
|
|
|
|
| 6. Использует приемы снятия эмоционального напряжения учащихся
|
|
|
|
| 7. На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера
|
|
|
|
| Учащиеся
| 8. Большинство быстро включается в учебную деятельность
|
|
|
|
| 9. Действия свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям
|
|
|
|
| 10. Отсутствуют внешние признаки страха, стресса
|
|
|
|
| 11. Не наблюдается признаков значительной утомленности
|
|
|
|
|
|
| II. Здоровьесберегающие действия педагога
|
|
|
|
| Действия по поддержанию физического здоровья учащихся
| 1. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья
|
|
|
|
| 2. Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности учащихся
|
|
|
|
| 3. Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы
|
|
|
|
| 4. Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия
|
|
|
|
| 5. Указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении
|
|
|
|
|
|
| Критерии оценки: 0 - действия отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка;
2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - сильно выражены, наблюдаются постоянно.
Приложение к практическому заданию №2
Непосредственно образовательный компонент здоровьесберегающих педагогических технологий реализуется в профессиональной деятельности учителя в учебном процессе. Ему необходимо обратить внимание на целый ряд аспектов. Среди них особого внимания заслуживают следующие вопросы, которые необходимо решать в обучении:
- Учет в обучении индивидуальных особенностей школьников.Они включают целый ряд генотипических и фенотипических критериев. К первым относятся пол, тип темперамента, доминирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти и др. последствиями.
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем на уроке.Нормой считается 4-7 видов на урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены видов деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, а это также способствует росту утомляемости.
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.Внимание учителя к этому аспекту требуется в связи с тем, что значительная часть деформаций позвоночника формируется именно в школьном возрасте. Кроме того, характер позы школьника на уроке может служить показателем его психологического состояния, связанного с отношением к учителю. Например, диктат педагога ведет к тому, что ученики заметно напряжены, ожидая негативных реакций педагога в виде чрезмерных требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характерах.
· Включение в содержательную часть урока , вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.Для этого при рассмотрении учебного материала учитель может прибегнуть к демонстрации примеров, прослеживающих такие связи, обратить внимание на формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, на выработку понимания сущности здорового образа жизни и потребности в нем, по мере возможности вырабатывать индивидуальный способ безопасного поведения, практиковать обсуждение возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.
· Учет закономерностей динамики изменений умственной работоспособности в течение урока.Общая закономерность ее изменений в том, что в первые 5 мин любого урока идет привыкание к учителю и предмету. После этого работоспособность постепенно повышается, достигая оптимума приблизительно к 10-й мин. Устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин в начальной школе, 20-25 мин в основной школе и 25-30 мин в старшей. Таким образом, примерно к 20-25-й, 30-35-й и 35-40-й мин урока на разных ступенях обучения соответственно отмечается утомление, которое не только означает снижение продуктивности учебной работы, но и заставляет организм работать с большим напряжением.
С учетом динамики изменений умственной работоспособности можно рекомендовать следующие виды педагогической деятельности на различных этапах урока (табл.).
Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока
Этапы урока
| Время, мин
| Нагрузка
| Деятельность
| 1. Врабатывание
|
| Относительно невелика
| Репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение
| 2.Максимальная работоспособность
| 20-25
| Максимальная, снижение работоспособности с 15-й (20-й) мин
| Продуктивная, творческая, изучение нового материала
| 3. Конечный порыв
| 10-15
| Небольшое повышение работоспособности
| Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
|
Факторы организации и методики проведения урока, провоцирующие раннее наступление утомления:
· профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителя;
· негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
· перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса;
· переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
· несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
· нарушение организационно-педагогических требований к образовательному процессу.
· Надо учитывать и то, что у школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке. Визуальный и психологический контроль наступления утомления учителем должен быть обязательным условием здоровьесберегающего урока.
Внешние проявления утомления учащихся:
· ослабление внутреннего торможения - двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
· появление чувства усталости;
· снижение скорости и ритмичности выполнения заданий с увеличением числа ошибок;
· шум в классе;
· нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
· изменение почерка;
· динамизм телодвижений (кривляние);
· вегетативные реакции - потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
· жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
· попытки учащихся младших классов помочь себе сосредоточиться «внешней» речью (проговариванием текста).
Общие и характерные симптомы утомления проявляются у школьников ощущениями физиологического дискомфорта:
· болями и неприятными ощущениями в разных частях тела;
· развитием отрицательных эмоций, раздражимости, нервозности, чувства бессилия, иногда агрессии;
· ухудшением внимания;
· изменением отношения к работе и появлением желания отдохнуть.
У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, постепенно развивается переутомление, лежащее в основе многих психосоматических заболеваний. Поэтому предупреждение явного утомления, умелый контроль, поддержание и восстановление работоспособности школьников в процессе обучения - важные меры сбережения их здоровья. Но трудно ожидать, что активная умственная деятельность на уроке не будет давать утомления. Нормой считается, если его признаки появляются не ранее чем за 5-10 мин до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, учащимся была предоставлена возможность задать учителю вопросы, а учитель мог прокомментировать задание на дом и попрощаться со школьниками.
Нежелательные характеристики окончания урока:
· неоправданно быстрый темп заключительной части, ее скомканность;
· отсутствие времени на вопросы учащихся;
· необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания;
· задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Плотность урока - важный показатель не только активности школьников при выполнении учебной работы, но и критерий адекватности умственной нагрузки. Плотность урока рассчитывается как отношение времени, затраченного учеником на все виды учебной деятельности, ко всему времени урока, рассчитанное в процентах.
К учебной деятельности во время урока относятся: участие в опросе, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормальной считается плотность урока в диапазоне от 60 до 75%. Но надо учитывать, что ее оптимальные значения сугубо индивидуальны для каждого школьника.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения.) Урок неполноценен, если в ходе него не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.д. Наличие в процессе урока неоправданных стрессов, отрицательных эмоций, значительного психофизического напряжения, чувства взаимной неприязни и т.п. может провоцировать развитие дидактогений.
Интегральным показателем эффективности урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное или утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, взвинченное. Не меньшее значение имеет состояние учителя.
Физкультурно-оздоровительный компонент. Этот компонент реализуется через оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в образовательном учреждении. Умелое чередование умственных и мышечных нагрузок призвано не только предупредить нарушения здоровья школьников (осанки, зрения, дыхания, иммунитета, кровообращения и пр.), но и восстановить их умственную работоспособность. Для этого можно использовать различные средства и формы организации двигательной активности:
· гимнастика до занятий способствует более организованному их началу, позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятие, внимание, память и др.);
· физкультминутки при первых признаках наступающего утомления 1-2 раза в ходе урока в течение 1-1,5 мин;
· физкультпаузы при обычной структуре урока проводятся в течение 2-3 мин приблизительно на 25-30-й мин урока.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|