Сделай Сам Свою Работу на 5

Эпоха Просвещения XVI—XVII вв.: время, события, люди.





ХVIII столетие, названо веком разума и просвещения, отметилось радикальной сменой ориентиров в развитии не только искусства, но и образования. Множество людей внесли свой вклад в эпоху просвещения ХVIII века, однако мне хотелось бы выделить наиболее известных личностей, таких как Петр I и Екатерина II.

Петр I Алексеевич Романов – был гениальным государственным деятелем, поистине великим человек. Его жизнь, насыщенная драматизмом и огромными усилиями нравственных и физических сил, была связана с преобразованиями первой четверти XVIII века.

Имя Петра I общеизвестно любому из нас с юношеских лет. Жизнедеятельность и труды этого человека, были пропитаны не только положительными моментами. Данные о личность, о жизни и о преобразованиях Петра, мы можем наблюдать в художественных произведениях известных писателей, скульптурах и живописи, художественных фильмах и музейных архивах.

Большую живость юноша проявил в учении. По старорусскому обычаю, обучать царевича началось с пяти лет. Учителя для мальчика искали кроткого, смиренного, выдающего божественное писание. Был найден подьячий Большого Приказа Никита Моисеевич Зотов, мужчина был очень кроток и смирен. 12 марта 1677 года Никита Моисеевич приступил к обучению. Начал со «словестного учения», то есть пропел с Петром азбуку, часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол. Всё пройденное по древнерусскому педагогическому правилу, было выучено назубок. Спустя некоторое время, вследствие смерти Царя Федора, обучение Петра кончилось, точнее, прервалось. Силой обстоятельств маленький царь слишком рано был предоставлен самому себе, с десяти лет перешел из учебной комнаты прямо на задворки.



Влечение к иноземным диковинам подвергла Петра к необходимости получать новейшее образование, незнакомое прежним царевичам.

Проходит время, Петр взрослее и становится совсем самостоятельным, возмужавшим, он берет в свои руки управление государством. В период его правления отсталое государство совершило огромный скачок вперед в индустриальном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела самый короткий торговый путь в Европу. Появилась первые печатные газеты. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Наконец, огромный вклад в образование и воспитание своего народа. Были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Конечно же, первый указ об организации Академии наук[5].



Российское образование в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, который придал ему основную государственную значимость.

Важным компонентом собственных реформ Петр полагал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение создать государственные школы для подготовки интеллектуальных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру в России возникла концепция профессионального образования. В 1701 году были сформированы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.

Петровская эпоха стала основой уникальной возможности личного роста талантливых людей из народа. Развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как первенствующая государственная задача, интеллигентность всячески приветствовалась.

Любимым детищем Петра, как всем известно, была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта концепция, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году.

Петр 1 стремительно занимался делами образования, ориентируя особый интерес на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных граждан своей страны.



Также большой вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, сыграла значительную роль в поддержке искусств, наук и образования.

Она проявляла особую заинтересованность к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы.

Изначально императрица получала домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. В 1744 году Екатерина с матерью были вызваны в Россию, где юная девочка продолжила обучение. Вскоре по приезде за её обучение взялись твое учителей: Симон Тодоровский для наставления в греческой вере, Василий Адaдyрoв для русского языка и балетмейстера Лaнгe для танцев.

В. О. Ключевский говорил, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не заканчиваются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада. По этой причине идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли. Она тщательно занималась изучением опыта организации образования в ведущих странах и важнейшими педагогическими идеями своего времени, делая выводы из всего этого, она сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. За основу был избран гуманитарный идеал, который зародился в эпоху Возрождения. Данный идеал исходил из уважения к правам и свободе личности, и устранял из педагогики всё без исключения, что носит характер насилия или принуждения[6].

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины в особенности замечательны меры относительно народного образования. Екатерина II в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала, затем заботиться об учреждении воспитательных заведений. «Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина», - Так говорила Екатерина. Для того чтобы воспитать русское общество, императрица лучшим средством полагала «произвести сперва способ воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей», нравственно совершенных. Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под наблюдением опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (с 1754) и кадетские корпуса. Помимо воспитательных учреждений Екатерина заботилась также и о распространение открытых училищ в каждом уездном городе должны были явиться Малые народные училища, в каждом губернском городе – Главные народные училища, наконец, в Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове планировалось учредить университеты. Хотя этот план по недостатку средств и не осуществился вполне, однако для народного образования при Екатерине сделано было очень много.

Для второй трети XVIII века учебные заведения были ориентированы уже не на установки петровской эпохи, а на подготовку к жизни более свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы, в которой он будет трудиться. Данный подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в годы царствования Екатерины II, был совершенно новым и стал отражением ранее не встречавшимся в России видения человека и его воспитания в целом.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Планировалось учредить три вида общеобразовательных школ - малые, средние и главные. Эта Екатеринская реформа сыграла значительную роль в развитии Российского образования.

Абсолютно новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века большое распространение и пользовались хорошей популярностью[7].

В действительности реформы Екатерины привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.