Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава. Образовательное пространство России XVI—XVII вв.





Введение

В наше время у людей возникает острая потребность в понимании вопросов нашей истории, направленностей развития общества, причин переживаемых Россией трудностей. Развал Советского Союза и неминуемые проблемы переходного этапа посеяли в общественном сознании жителей России суждение о том, что выбираться из кризиса необходимо, опираясь только на собственные силы с использованием нашего исторического опыта.

Смотря на многовековую историю российского государствa, любой мыслящий человек приходит к выводу, что хотя имперский период и был сложным, но он был продуктивным по своим результатам. С начала XVIII до начала ХХ вв. (за 200 лет) Россия превратилась из некоего государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучее государство, в котором стремительно развивалась экономика, наука и культура. В начале ХХ века Российское государство по основным показателям быстро нагоняло наиболее развитые страны мира, и у него были огромные потенциальные возможности.

Российская образовательная система, вобрала равно как губка лучший мировой опыт, и в тоже время формировалась с учетом собственных отличительных черт. Для системы образования России был характерен многонациональный характер, нацеленность в решении фактических проблем общества, и, тесная связь с наукой. Тем, кто «подталкивал» российскую систему образования с начала 18 века, стала светская высшая школа, которая совместно с иными учебными заведениями тянула Россию на путь прогресса.



XVIII век занимает особенную роль в истории образования в России: непосредственно в этом столетии создается светская школa, предпринято стремление сформировать государственную систему образования, изобретены основы светского.

Актуальность данной темы определена тем, что тематика образования очень распространена в любой период, в любой стране. Остро встают вопросы в данной сфере еще с далекой древности. Но самые основные и существенные изменения и решения проблем, связанных с образованием происходят в XII-XIII вв.

Обозначилась трансформация от сословного общества к гражданскому. Россия вступила на путь общеевропейского развития. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В течении XVIII века была сформирована система регулярных учебных заведений. Возникла особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.



Объектом исследования являются идеи и их реализация в воспитании и образовании в России в эпоху Просвещения XVIII века.

Предметом исследованияявляется ПросвещениеXVIII века.

Целью данной работы является, изучение просвещения в XVIII, поиск новых идей и их реализация в воспитании и образовании России.

Из основной цели работы вытекают отдельные задачи, которые последовательно рассмотрены в структуре работы.

Задачи:

1. Изучение специальной литературы по данной теме.

2. Подробное раскрытие развития Просвещения в XVIII веке.

3. Изучение воспитания и образования в период Просвещения XVIII века.

4. Поиск основных идей в воспитании и образовании России в XVIII веке.

В процессе работы были использованы статьи, книги, публикации отечественных исследователей данной проблемы, а также ресурсы сети Интернет.

 

 

Глава. Образовательное пространство России XVI—XVII вв.

 

В XVI—XVII вв. завершилось объединение русских земель под главенством Москвы, что повлекло за собой рост культуры и просвещения в Русском государстве. Существенно развивались в XVI—XVII вв. ремесло и торговля, что способствовало превращению Русского государства в централизованную феодальную монархию[1].

Политический и экономический рост России оказал большое воздействие на развитие общерусской культуры и просвещения. Укрепление Московского государство повлекло за собой и некоторый подъем образования. Возник ряд публицистических произведений, обсуждавших различные вопросы управления страной, значительно развитие получило историческое повествование, появилось книгопечатание. Огромное распространение получили рукописные хрестоматии, патерики и поучения. Стали появляться в значительном количестве «Азбуковники» - словари, дающие толкования неизвестным словам (как зародыш энциклопедических словарей) и «Азбуковники-хрестоматии». В 1596 году значительно распространение получила грамматика, составленная православным священником Лаврентием Зизанием. В рукописных списках были распространены грамматика Иоанна Димаокина и его же «Шестоднев» в переработке Иоанна, экзарха болгарского. В первой половине XVI в. в Москву был приглашен для перевода и исправления богослужебных книг ученый греческий монах Максим Грек, который создал группу русских учеников.



Высокообразованными людьми XVI в. были Иван IV, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий Пересветов и другие. Сохранилась информация о том, что Иван IV собрал большую библиотеку, в которой было очень много книг не только на русском, но и на иностранных языках. Однако культура XVI в. охватывала всего небольшой слой населения, а лишь: бояр, дворян и богатых купцов. «Домострой» того времени, рисующих хозяйство и быт зажиточной семьи того времени, говорит о главе такой семьи как о человеке грамотном.

Остро встал вопрос о повышении культуры и открытии школ. В 1453 г. Константинополь, считавшийся «вторым Римом», был взят турками. Москва стала сильным централизованным государство и взяла на себя роль «третьего Рима». Великое княжество Московское превратилось в огромное, могучее Русское государство, в централизованную многонациональную монархию — царство. Все это требовало повышения грамотности и развития культуры[2].

Стоглавый собор (1551) посчитал необходимым открыть училища в домах священников и дьяков при всех приходских церквах обязав священников и дьяконов обучать детей грамоте. Некоторой проблемой было то, что церковь, в руках которой, как и в Западной Европе, находились школы, заботилась о подготовке грамотных людей только для создания духовенства, но не для подготовки служилых людей, ремесленников, купцов и т. п.

Русский народ сам пытался восполнить недостаток школ домашним обучением, давали знания детям частные учителя, так называемые, «мастера грамоты». Обычно грамотный человек обучал группу людей, но состоятельные семьи нанимали для своих детей индивидуального учителя. Детей обучали: чтению, письму, молитвам, иногда задаткам счета.

Задачи и направление воспитания детей в рассматриваемый период подробно представлены в «Домострое», XIX—XXII главы которого целиком посвящены вопросам семейного воспитания. «Домострой» требует воспитания детей «в страхе божьем», выполнения обрядов церкви, говорит о суровой дисциплине, советуя подвергать детей телесным наказаниям.

Телесные наказания детей в тот период, конечно, применя­лись как в Русском государстве, так и в Западной Европе, но они не были часты и жестоки. Наравне с условиями строгости и суровости согласно отношению к детям, «Домострой» неоднократно говорит о любви и заботе к ним.

Основной темой в «Домострое», как памятнике семейной жизни и домашнего воспитания детей была тема воспитание чувства долга и ответственности перед государством, церковью, людьми и семьей[3].

В 1386 году Россия соединилась с Польшей и лицом к лицу стала с Западной культурой и школой. Возникла борьба и споры между вышколенными представителями катализма и грамотными православными пастырями. За дело просвещения и хороших, благоустроенных школ, взялись западные православные братства. В членство братства входили люди разного происхождения и чинства: митрополиты, епископы, иноки, князья, паны.

Братства активно взялись за обновление школьного дела. Они считали, что школы должны служить интересам православной веры и церкви. В школах подробно изучали церковные уставы, церковные чтения, пения, Священное писание, учения о добродетелях и о праздниках. Братства имели широкий курс образования, включая научные предметы, поэтому религиозный характер обучения составлял лишь одну сторону. Детей обучали различным языкам: греческому, славянскому, русскому, латинскому, польскому. Кроме них преподавались: грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика.

Первыми учителями братских школ были греки, поэтому и преобладающим языком был греческий. В обязанности учителя входило провести беседу с учеником и выявить, к чему проявляется больший интерес, наклонности и способности. И, руководствуясь полученными результатами, посоветовать какими науками ему следует заниматься.

Распорядок школы был неизменен. Приходили в школу и уходили из нее в определенное время, пропуски занятий запрещались. Нельзя было во время урока переходить с места на место, разговаривать, нужно было слушать и замечать все, что читается и диктуется учителем. Для поддержания порядка в братских школах использовались сами учащиеся. Для наблюдения на каждую неделю назначался дежурный, у которого были определенные обязанности: прийти пораньше в школу, подмести пол, затопить печку и сидеть у дверей и замечать опаздывающих, а также уходящих рано с уроков, шалунов — в классе, в церкви и на улице. За нарушение правил и непослушание, ученики получали наказания.

Школы содержались на средства братства, следовательно, братства и были в них хозяевами. Но всё же избирались, так называемые, депутаты, которые следили за порядком и за школой в целом. Бывало и такое, что некоторое юношество не устраивала братская школа, и они искали более серьезное образование. Поэтому появлялась необходимость создания школы высшего порядка. Примером такой школы была братская школа в Киеве, называлась она Киево-могилянская академия[4].

Самой крупной реформой братских школ стара реформа, которую произвел Петр Могила в 1633 году. Главной задачей реформы стало превращение Киевской школы в коллегию по иезуитскому образу. Обучение стало осуществляться на латинском языке. Классов стало больше, восемь. В низших классах учили письму и чтению, а дальше шли грамматика, синтаксис, поэзия, богословия и другие.

Московская Русь первая осознала большую потребность в хорошо организованных школах. Появляется эллино-греческая академия, которая позднее была преобразована в Славяно-греко-латинскую академию. К ней было присоединена славяно-российская школа, что-то вроде подготовительных классов. В данной академии преподавались: богословия, риторика, логика, физика, математика - всё это составляло курс философии. В связи с этим было 2 класса: богословский и философский. Богословы занимались сочинениями проповеди и произносили их наизусть по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими латинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цицерона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтаксис, грамматика. Помимо этого ученики изучали катехизис, славянскую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математику изучали и преподавали слабо, естествознания вообще не было. Курс Московской и Киевской академии был построен по образцу западных коллегиумов и мало чем от них отличался. На Западе тоже еще не было общего образования, и светские науки ценились недостаточно. Спустя время, Московская академия была преобразована в духовную школу (XVIII в.).

Московская академия является рассадником образования. Длительное время она была одним единственным наиболее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера. Число учеников в академии было от 200 до 600 самого разного происхождения, так кого как: дети священников, дворян, разночины - дети канцеляристов, дьячков, солдат, конюхов. В академию принимались учащиеся от 12 до 20 лет, учились долго, и их не смущало пребывание в одном классе по несколько лет. Из исторических сведений известно, что были ученики, которые просидели в одном классе по 7-10 лет, а в общей сложности и по 20 лет.

Первыми учителями академии были греки - братья Лихуды. И поэтому греческое влияние было велико, занятия велись на греческом языке, вначале XVIII в. введены "учения латинские". Московская академия стала почти всё заимствовать у Киевской академии. В XIX в. академия была перемещена из Москвы в Троицкую Лавру, в ней было восстановлено изучение греческого языка, улучшено преподавание русского, введены новые предметы, таким образом, академия по праву называлась славяно-греко-латинской.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.